1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Андрей Александрович Коляда

Времена года

Андрей Александрович Коляда (2021)
Обложка книги

Сборник статей представляет собой любопытный коктейль из дневника, воспоминаний, мнений на различные темы бывшего учителя. Изложение взглядов наполнено мрачной иронией, обусловленной непростыми отношениями в семье, а также разочарованностью в профессии. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Времена года» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

9 глава Школа вчера и сегодня 9 ноября 2020г.

Сейчас трудно сказать с какого именно момента началось осознание мной собственной жизни. Первое фактическое воспоминание связано с квартирой в родительском доме, где я утром лежал на кровати мамы, она зашла и объявила, что мне исполняется четыре годика. Далее воспоминания очень туманны и отрывисты, словно после мучительной похмельной утренней попытки вспомнить подробности вечера накануне, когда кажется, что вроде бы вот-вот и полная картина сложится в голове, однако многие пазлы заменены на другие поновее, многие другие безвозвратно утеряны, чтобы никогда не найтись, их можно промолчать, заретушировать, обновить, рассказать, дополнить и пересказать заново, но это мало изменит замутненное стекло сегодняшнего восприятия рассказчика.

Первый поход в школу, которая находилась практически через дорогу, напротив нее был, как тогда он назывался, дворец пионеров, где после линейки в первом классе были какие-то конкурсы, поздравления и показ фильма. В школе мне нравилось, я быстро понял, что удобно не выделяться, ну и чувство юмора присутствовало. Некоторые вещи оставались в памяти, уже не в силах раствориться: как в начальном классе девочка боялась отпроситься, а потом медленно шла между рядами парт с характерным отталкивающим запахом и становящимися коричневыми белые колготки неловко передвигали сутулое тело, готовое провалиться сквозь землю, класс тихонько ржал. В другой раз, уже чуть постарше, тоже осталось в памяти, как опоздавшую девочку заставили подняться и учительница медленным и надменным голосом сказала — А теперь мы будем ее осуждать — и несколько человек должны были высказать мнение о том, как плохо она поступила. В принципе такие эпизоды могут и взрослого человека несколько обескураживать, а когда это подается нормой, по-другому воспринимается вся система взаимоотношений. Конечно, было много хорошего, доброго и веселого, но наверное одна из особенностей человеческой памяти — оставлять неизгладимыми бороздами нелицеприятные моменты, может быть потому что они лучше раскрывают личности окружающих?

После третьего класса по какой-то там новой программе меня перевели сразу в пятый класс в школу-гимназию им.М.Горького, где я уже оттрубил до получения аттестата семь лет. Кое-что мне нравилось: сильные и требовательные учителя, юмор особый школьный, девочки красивые. Многое что отталкивало, было что даже не хотелось идти туда. Предвзятость некоторых учителей. Постановка ярлыков. Причем это как в плане успеваемости, так и в личностном плане. Учительница по истории, очень интеллигентная и красиво разговаривающая женщина с исключительной дикцией, ответила как-то случайно зашедшей классной руководительнице на ее ироничное замечание об одном манерном ученике, что она бы никогда не выбрала такого мужчину как Хван, — на что она ни с того ни с сего резко заметила, что предпочла бы такого мужчину как Дима такому как я. И назвала мою фамилию резко, четко, подчеркивая презрение что ли. Общий хохот, конечно. Как раз то, что легко может позволить себе учитель средней школы.

Забавно, что уроки музыки у нас были чуть ли не до восьмого класса, и приветствовали мы ее на уроке очень необычно. Нужно было несколько раз под музыку в тон сказать: «Здра-вству-йте!» Она жестами показывала выше или ниже брать ноты. Еще веселее было видеть моих одноклассников, которые как-то втроем поприветствовали ее в коридоре пискляво подражая манере на уроке «Здраа — вствуу-йте!»Ее увеличенные глаза сквозь очки немаленького размера надо было видеть в этот момент!

На уроках литературы и русского, биологии и истории очень любили Витю. Он очень хорошо понимал алгебру, геомерию, математику, а эти предметы как-то не шли. То биологичка своим гундосым как в аптеке голосом прознесет его фамилию, на что он медленно пройдет к доске, возьмет указку и стоит молча. «Пожалуйста, Витя». Пауза. Вкрадчиво и медленно: «Это все, Витя?» Торжественный легкий подтверждающий кивок головы. «Два, Витя!» — все тем же противным голосом, которым она говорила слово «вещества» как «вищистьва». То все та же историчка долго и пространно рассказывает как Витя списывает самостоятельную, хотя ее списывает большая половина класса, но как всегда — предвзятость и ярлыки потом уже диктуют само поведение учеников.

На русском языке проходили односоставные предложения. Было задание — составить его. Перед этим оригинальный инструктаж: «Только ребята, очень вас прошу, не пишите, что-нибудь про колбасу, которую продают в магазине». После небольшого времени на работу спрашивают Витю. Пауза. Витя, ты составил предложение? Да. Читай что составил. В магазине продают колбасу. Думаю излишен комментарий о взрыве хохота в классе.

Всевозможных смешных и курьезных случаев было очень и очень много, всех не упомнишь. Мероприятия проходили весело, много смеялись.

Несмотря на многие неприятные и монотонные моменты я очень благодарен школе. За образование хорошее, за то, что рос и развивался в интеллектуальной и воспитанной среде. За то, что мне еще удалось застать старую школу, а не учиться в эпоху каких-то непонятных реформ и дистанционного обучения, которое не сплачивает общество, а как будто разработано разъединять и изолировать учащихся друг от друга и учителя. Это ненормально. Каждый подросток врос в телефон, где идет его настоящая жизнь, остальное воспринимается черно-белым. Песни у костра в лагере, совместные походы в музеи и кино, да что там — обычная школьная жизнь с дерганьем за косички, нелепыми ухаживаниями и даже демонстрация всех неприятных моментов школы это часть жизни, забрать которую все равно что забрать часть свободы. Мне жаль современных детей и школьников. Какую школу и какое общество они построят завтра?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Времена года» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я