Что такое стратегический менеджмент и как эту концепцию понимают в России? Как управляют наши руководители – по науке или как бог на душу положит? Кто добивается наиболее быстрых и очевидных экономических успехов – выпускник МВА или старорежимный красный директор? Книга рекомендуется при обучении на программах повышения квалификации руководителей и слушателям программ МВА.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление стратегическим развитием «по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тема 1. Развитие стратегического менеджмента в Европе и России: предпосылки и различия
Первое, с чего мы начнем наш курс — это рассмотрение причин того, почему мы — россияне такие, а не иные, почему мы управляем своими компаниями не «по-европейски», почему компании развиваются, не имея письменных (документированных) долгосрочных стратегий?
Я попытался привести примеры из истории, которые, так или иначе, сформировали российским менталитет и являются культурной основой текущих реалий нашей работы.
1.1. Факторы самобытности современной российской управленческой практики
Для начала следует выделить следующие факторы самобытности современной российской управленческой практики.
Фактор 1: божий промысел как элемент долгосрочной стратегии.
Консультанты, продающие компаниям услугу написания миссии и стратегии компании, рекомендуют знакомить работников и клиентов со стратегией компании. Якобы, если человек понимает миссию и разделяет ценности компании, то он работает с большей самоотдачей и компаний быстрее достигает своих целей. Якобы миссия, стратегия, а затем вытекающие из нее индивидуальные KPI — это простой и удобный инструмент управления компанией в рыночных условиях!
Давайте рассмотрим целесообразность мотивации работников, с помощью написанной миссии и стратегии на примере различных религий.
У большинства религиозных учений есть священная книга (Тора, Талмуд, Коран, Библия и др.), [snv: Талмуд — это комментарии к Торе, а Тора — это священная книга] а также множество сопутствующих и разъясняющих текстов. У каждой религии свои ритуалы, свои догматы, поощрения и наказания, картина ада и рая. Именно такую конструкцию нам предлагают консультанты по стратегическому планированию. Превратить компанию в культ! Каждый верующий, с момента обращения в веру, изучает священные тексты и все сопутствующие внутренние нормативные акты, как самостоятельно, так и во время взаимодействия со своей церковью. Каждый верующий с детства знаком со стратегией и нормативными актами своей религии, мы рождаемся во грехе, потом всю жизнь ведем себя праведно, и если не праведно, то совершаем обряды очищения. И в конце нас ждет бонус «Рай» или наказание «Ад»! Каждый верующий ходит «на планерку» (религиозную службу), уточняет спорные вопросы и продолжает выполнять свою задачу. Стремится быть «хорошим», «правильным», ободряемым своей общиной, получить бонусы в конце пути!
Как вам кажется, приверженцы какого религиозного учения добились наибольшего успеха в бизнесе? Какое религиозное учение поощряет зарабатывание денег и упорный труд? Точно можно сказать только одно, религиозные убеждения накладывают отпечаток на трудолюбие и отношение к деньгам конкретного человека. Например, бесполезно мотивировать правоверного иудея работать в субботу.
Долгое время христианское вероучение догматировало, что зарабатывать деньги, давая в долг — тяжкий грех! Качество труда работников и эффективность бизнеса руководителей религий не слишком волновало. Но все меняется!
После очередного раскола в христианском вероучении появились протестанты (Англия, США, Нидерланды и некоторые другие страны). У протестантов вера, достижения в труде стали очень прочно связаны. Богатство для протестанта символ хорошего служения богу. Вера подталкивала его к честному беззаветному труду на благо себя, компании и родины!
Фактор 2: результаты межвидовой конкуренции и социальной революции.
Богословы и философы несколько тысячелетий пытаются постичь:
«В чем суть божественного, зачем господь нас создал?» Неужели для того, чтобы много работать и думать о чистой прибыли в разрезе долгосрочной стратегии компании?! Теорий, зачем мы на земле, огромное количество.
Не оспорим тот факт, что мы доминирующий вид живых существ на земле, приспособленный выживать и размножаться, не смотря на природные катаклизмы, болезни и прочее. Господь, возможно, поставил себе стратегическую цель — вывести породу не убиваемого, условно «бессмертного человека». И потому с момента появления «homo sapiens» тяжкие испытания выпадают на наши головы каждодневно, ежесекундно: ледниковые периоды, глобальное потепление, ураганы, наводнения, эпидемии. Мы все участвуем в глобальном тысячелетнем кастинге:
— Кто самый лучший?
— Кто самый живучий?
— Кто самый эффективный?
— Кто самый деятельный?
— Кто ближе всех в своих деяниях уподобился создателю?
Сначала лидеры общин учили своих соплеменников бороться с природой, демонстрировали способность выживать. Затем началась внутривидовая конкуренция «homo sapiens», которая уничтожила целые народы и нации. Лидеры наций думали, что самый лучший тот, кто растоптал всех конкурентов (с именем своего бога на устах). Однако затем концепция изменилась. Великие завоеватели не стали богоподобными, наоборот были низвергнуты с олимпа. Восторжествовала концепция гуманности, «все мы дети божьи и всех надо жалеть, любить, прощать!» Началась социальная эволюция — более справедливое распределение ресурсов и возможностей между членами общины, города, государства. Равные права и возможности верующим для разных религий, права женщинам, меньшинствам, геям, инфраструктура для полноценной жизни инвалидов.
Главное доказательство успешности такого тысячелетнего кастинга — рост численности населения, т. е. рынка потребителей. Не смотря на дефицит ресурсов, продовольствия и прочее население земли, вопреки болезням, катастрофам и войнам, практически непрерывно увеличивается. Растут рынки сбыта, финансовые рынки и т. п. Даже, благотворительная помощь голодающим в Африке превращает их в потребителей. Сначала потребление оружия для межплеменных разборок, а потом товаров для мирной жизни!
Лидеры стран и крупнейших корпораций стремятся доказать создателю, что именно они самые-самые, «в величии деянии своих уподобились творцу»! Недаром Стив Джобз, иногда носил костюм Христа [Айзексон, 2012]. Вожди и руководители корпораций хотят различными методами заставить свой народ стать лучше, сильнее, важнее. Возможно, господь приближается в своей цели.
Помните, консультанты по стратегиям и мотивации продают нам концепцию божественного. Они уподобляют менеджеров создателю, наделяя инструментами власти, и изменения подчиненных в лучшую сторону.
Фактор 3: социальная эволюция и борьба за ресурсы.
Какие способы самоорганизации и ресурсы повышения конкурентоспособности использовал «homo sapiens» в разные исторические периоды?
1. Главенство разных гендерных групп (матриархат или патриархат), чтобы решить мужские или женские особи быстрее приведут человечество к выполнению стратегической божественной миссии. Сейчас, кстати, благодаря феминизму и мужской лености мы явно на пути в века доминирования женщин. Мужчины устали конкурировать, а женщины всегда готовы к бою с себе подобными.
2. Изменение общественного строя (родоплеменной, общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и чуть-чуть до коммунизма не дошли).
3. Использование попеременно, то разума, то грубой силы с целью выживаемости сообщества и роста численности населения. Наибольший прогресс в развитие технологии и общественных институтов вносили государственные образования, исповедующие веру в пантеон богов, что и порождало внутриэлитные и религиозные конфликты. Египетская цивилизация, Греческая цивилизация, Римская цивилизация — они сотни лет были источником справедливых законов, научных открытий и каждая из них пришла в упадок. Побеждали в основном более сильные, а не более умные. Однако дикие победители со временем создавали свою цивилизацию еще более яркую и конкурентоспособную, чем предыдущая.
4. Концепция единобожия как повышение конкурентоспособности социума. Умные люди, из числа общественных лидеров, отказались от множественности богов в пользу концепции одного бога. «Лидер государства — наместник бога на земле». Наследование лидерства стало возможно исключительно «по праву крови». Выживаемость государств и династий, при продолжении роста численности населения резко возросла.
Лидеры общин и государств пытались каждый по-своему модифицировать способы манипуляции сознанием поданных, верующих, чтобы повысить эффективность общества и создать максимум благ. Так происходили множественные религиозные расколы. Например, на католиков и православных с последующим внутренним дроблением на староверов, протестантов и прочих. Каждая религия по-своему контролировала паству и по-своему максимизировала количество благ, которыми вознаграждала победителей. Мотивация была разнообразна: прощение грехов, индульгенции, сжигание на костре, пытки! Сейчас предпочитают в основном психологические манипуляции, наиболее продуктивная из них — это поддержание высокого уровня неопределенной тревоги, и в таком состоянии люди лучше покупают и потребляют!
Кто лучше манипулирует потребителями, производителями, общественными организациями, тот и получает наибольшее количество благ!
Директор фирмы может стать «богом» и улучшать своих подчиненных и свою компанию, манипулируя сознанием сотрудников и потребителей продукции компании! Именно, поэтому консультанты не рекомендуют делать стратегию и миссию сугубо меркантильными и оцифрованными. РЕКОМЕНДУЮТ добавить общечеловеческих ценностей.
Фактор 4: промежуточный лидер во внутривидовой конкуренции наций и религий.
Мы живем в век победившей концепции манипулирования коллективным бессознательным, разработанной в основном на базе протестантских и иудейских верований и постулатов. Вся концепция психологична и предусматривает:
— поддержание уровня тревоги через СМИ (конец света неминуем, астероид, календарь майя, темная планета, адронный [snv: адронный?] коллайдер, экологическая катастрофа, куриный грипп и тп.);
— пропаганда прав меньшинств и малых народов, чем провоцируются многочисленные общественные конфликты в бедных странах;
— провоцирование национального самоопределения (курды, палестинцы, самоанцы, тайцы, тибетцы и многие др.);
— провоцирование миграции капиталов, даже преступно нажитых, и людей в страны золотого миллиарда и тп.
Обратите внимание, только американские и английские консалтинговые фирмы «выносят мозг» руководителям корпораций. А где китайские консультанты, где японские или южнокорейские консультанты? Почему стабильность, отказ от экспансии приравнивается к деградации. Только вперед, не щадя ни себя ни окружающих, к новым вершинам — призывают нас светила западной экономической науки!
Государствам, созданным и управляемым протестантами и иудеями, удалось сконцентрировать более половины мировых богатств. Этим государствам удалось побеждать в войнах и других конфликтах, не неся существенных людских и имущественных потерь. Им удалось убедить все человечество, что они совершенно законно получили все те блага, которые они имеют. Они сначала уничтожили миллионы индейцев и других коренных народностей, а теперь поучают нас, арабов и китайцев, что геноцид — это нехорошо и силой отбирать ранее украденное — это аморально. Поэтому мы считаемы их самыми успешными, самыми умными, самыми-самыми. И они себя считают себя избранными о чем публично объявляет Обама!
В этих странах создана огромная индустрия «объяснения успеха». Миллионы учебных пособий, курсов, МВА — все для того, чтобы сказать: «делай, как мы и будешь богатый, успешный, признанный обществом». А если не получилось, это не теория не правильная, это ты плохо работал, не с полной самоотдачей, не верил в себя, неверно исполнял рекомендации «умных книг», не смог правильно использовать консультантов. Автора книги «1000 способов разбогатеть» спросили: «Ну и как разбогатеть?» Он ответил: «Например, написать книгу». Есть прекрасный фильм «Сила веры» со Стивом Мартином в главное роли. В нем концепция «чудесного исцеления», как часть религиозных манипуляций, полностью анатомирована и только если твоя вера достаточно крепка!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление стратегическим развитием «по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других