От голой скалы и до строительства шведами башни Святого Олафа, Выборгского замка, в 1293 году.Автор книги, художник А. Ставцев, создал объёмный макет укрепленного поселения-святилища. Путешествие по фактам истории 4 столетий и развитию поселения «Старый Выборг» на островной территории предлагает Вам наше издание.Дошведский Выборг. Каким он был?Рекомендуем для чтения студентам вузов, краеведам, экскурсоводам, учителям, и всем интересующимся историей Карельского перешейка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дошведский Выборг. От скалы до основания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первое письменное упоминание о городе Выборе
Согласно Новгородской летописи, написанной первым новгородским епископом Иоакимом, взаимоотношения Новгорода с варягами развивались сложно. Варяги захватили Великий град и обложили данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Тот, придя в Великий град, взял власть в городе в сражении при Кюмениёки, расквитался с варягами, отказался выплачивать им дань. Заключив с варягами мирное соглашение, Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора. Река Кюмениёкки находится сейчас на территории Финляндии, на ней известный нам город Котка. Территориально, недалеко располагается и город Выбор.
Дата смерти Гостомысла, предположительно 860 (844?) год, или за 2 года до призвания Рюрика. Поэтому, первое письменное упоминание города Выбора в Иоакимовской летописи, должно датироваться 855—860 годами. Строительство города велось не с пустого места, и выбор был обусловлен важным географическим положением и гидрографией, на самой оживленной на тот момент водной магистрали Карельского перешейка.
В Иоакимовской летописи, в изложении В. Н. Татищева, имеются сведения о происхождении Гостомысла из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отец Гостомысла Буривой, воевавший с варягами в южной Прибалтике, был вытеснен из родной земли, и вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы.
Умирая, князь Гостомысл мучился тем, что у него не было наследников по мужской линии. Его сыновья погибли в схватках с врагами. На смертном одре Гостомысл видел сон, как «из чрева средней дочери его Умилы» выросло чудесное дерево. Волхвы истолковали видение: «от сынов ее иметь наследника ему, и земля угобзится княжением его».
Рюрик — сын Умилы и внук Гостомысла, а значит и прямой потомок легендарного Словена. В генеалогиях, собранных И. Хюбнером еще в 1725 году, Рюрик с семейством — это ответвление славянских герульских, вандальских и венедских князей, к которым и принадлежали князья Буривой и Гостомысл. Племя ободритов обитало на южном берегу Балтийского моря. Столицей был город Рарог — будущий Нейстерлице, близ Макленбурга в Передней Померании. Теперь это земли Германии.
Вяйнеменен Сувантолайнен — Ваня, житель берегов Сваньского озера у Сванского волока. На голове его одета, шапочка карел — наследие гениохской, войлочной «сванури» из далекой Сванетии.
Но, Рюрику пришлось покинуть родной дом и переселиться в Карелию, а затем на Русь. Территории его варяжского владения вокруг озера Рюрикярви, приобрела особое значение и помнилась как княжеская. Прописывалась она в первом приграничном договоре со шведами 1326 года, пятью пограничными знаками, далеко вдаваясь в земли Шведской части Карелии.
Князь возглавил дружину и ходил по Днепру, Варяжскому и Черному морям. Мужи Боярые, яростные бойцы его рати дали родовое имя «Бояровых» и название поселению Бояриново в районе Сортовалы. Князь Урманский, а не Нормандский. То есть Рюрик не норманн, а бодрич — славянин, «варяг-русь».
В промежуток времени с IX по XIII века, нам известны следующие произошедшие летописные события на данной территории:
— пребывание 16-летнего князя Владимира «за морем у варягов» на языческих святилищах моря Варяжского в течении 4-х лет;
— совместный поход варягов, новгородцев и карел в Сигтуну 1187 года с перевозкой храмовых бронзовых врат в Новгородскую Софию;
— крещение карел князем Ярославом Всеволодовичем в 1227 году;
— завершение крещения князем Александром Невским в зиму 1256 года;
— продолжение традиции «народов моря» — гениохов, в решении судебных тяжб и договоров о мирном урегулировании в узких морских проливах. Трапезунд, Транзунд, Беркезунд, Маонзунд и т. д. — целый перечень «Зундов». Князь Вяземский в своей работе показал последовательность их словообразования. «Зунд» — узкий пролив, где судили, ссужли деньги судари, пошлину и налоги клали в сундук с каждого судна. Трапезунд гениохов Черного моря — самый древний и первый из «Зундов».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дошведский Выборг. От скалы до основания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других