Философский трактат о возможном устройстве России. На какой основе и как следует изменить Конституцию, чтобы Россия стала процветающей страной и развивалась для счастья своих детей. В фантастическом путешествии автор попадает в благоустроенную Россию будущего, откуда привозит текст той, утопической, конституции, и знакомит с ней читателей. Книга интересна тем, кто пытается рассуждать о судьбе России, пытается отыскать национальную идею и задумывается о своем будущем и будущем детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Давайте создадим Конституцию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Начало истории
Я сел в поезд, идущий из Нижнего Новгорода в Москву. Ничего интересного — так, обычный пассажирский, который тянется по российской глубинке из большого, по-российски неухоженного города через забытые Богом и людьми глухие деревни до светлейшей столицы. Поезд через неплодородное Нечерноземье, где в XXI веке мокнут под дождем черные бревенчатые избы на печном отоплении, с туалетами во дворе, где по разбитым дорогам изредка поедет безлошадный экипаж местного крестьянина, или деловая фура, или воинский экипаж.
Поезд, словно не желая ехать дальше, загудел и дернул вагон. Мои попутчики — два веселых мужичка — распаковали нехитрую еду, выставили на стол бутылочку водки и приглашающим жестом кивнули мне.
— Спасибо, — вежливо отказался я, залез на свою полку и стал смотреть в окно.
Дождь, пожелтевшие листья, бурая трава у насыпи, деревни, сёла, города — атомный Арзамас, древний Муром, — золотые кресты церквей. Россия. Величавый Третий Рим плыл и плыл вдаль, застывший и безмолвный. Убаюканный стуком колёс, я задремал.
Открыл глаза я на рассвете. Что-то толкнуло, и я вскочил на полке, не понимая, что произошло, где я. Всё так же стучали колёса поезда, но стучали плавно и весело. Поезд нёсся вперед как стрела, при этом не лязгая и не громыхая.
Я огляделся — вот это да! Внешний вид купе резко изменился: теперь оно было отделано не дешевым пластиком, а деревом. Мои спутники спали на удобных диванах, а на столе вместо водки стояла бутылка хорошего коньяка, в которой еще что-то плескалось. Всё изменилось. Я выскочил в проход. Там тоже всё стало другим: поезд изменился, от него веяло добротностью и довольствием, исчез запах туалета и общее ощущение захолустья.
Дождь прекратился, из-за туч выглянуло солнце. Оно осветило фантастическую картину за окном: мы проезжали мимо добротных домов, чистых и ухоженных. Нигде никаких грунтовок, покрытых лужами, нигде никаких следов нищего существования, хорошие, хотя и узкие асфальтированные дороги, на худой конец, гравий. Дороги! У нас! Не роскошные, но добротные дороги. Обработанные поля. Неспешная добротная деловая жизнь, на всем отпечаток ухоженности и заботы. Что это? Богатое Подмосковье? Рано вроде бы, да и на подмосковные коттеджи не похоже, нет соседства огромных дворцов с убогими хижинами, нет контраста богатства и нищеты, которая так терзает глаз. Где я?
Тут из купе вышли мои соседи и весело, с улыбкой подмигнули мне. Пьяные? Нет, веселые.
— Что там, Вековку проехали?
— Да, уже скоро Москва.
Улыбаясь, они прошли умываться. Улыбаясь? Жители средней полосы России после ночного застолья? А поезд всё летел вперед, и за окном уже мелькало Подмосковье. И снова не планета контрастов, а работящие города, небольшие трех-, четырехэтажные многоквартирные дома, дороги, мосты, нетронутый лес, поля. Возделанные поля в Подмосковье — удивительная сказка! Что это?
А вот и Москва. Она началась неожиданно. Где же чудовищные уродливые небоскребы, где гигантские бетонные магистрали, где громады дорожных развязок? Где серые грязные тучи в небе? Ничего этого нет. Нормальные невысокие здания в четыре—пять этажей. По нешироким, но очень грамотно спроектированным дорогам шустро, без пробок бегут автомобильчики. Это огромный, спокойный, зеленый город, а не Молох из стекла и бетона, вставший на дыбы.
«Ну ты и попал», — подумал я про себя, и тут же в голове мелькнуло хорошо знакомое слово «попаданец». Но обычно попаданцы не знают, куда попали и что им делать, а я знал — я ведь всё же автор этой книги, как никак.
Пройдя вокзал, на удивление чистый, светлый, без попрошаек и массы полиции, я сел в метро и отправился в библиотеку, чтобы найти и прочитать книги по истории, за которыми собственно и отправился в этот альтернативный мир. Самое простое средство узнать, что вокруг и почему все так волшебно преобразилось — зайти в библиотеку и прочесть исторические книги.
Начнем с истории. Итак, что было раньше? Во все времена власть и народ были разделены и преследовали разные цели. Во все времена был некий «народ», или «массы», над которым стояла некая «власть», отделенная от забот народа и не понимавшая его. Вечная мировая история. И в России триста лет они жили, борясь друг с другом.
Начнем с того, что изначально основатель династии Романовых не был исконно русским. Дальнейшее онемечивание власти (от слова «немцы» — не мы) провел государь Петр Алексеевич. При нем практически половину государственных постов заняли иностранцы, а сам государь женился на лифляндке. Стараниями государя Петра население России сократилось на треть, а попавшие на государственные посты немцы перестали понимать русского человека.
Чем дальше, тем больше. Количество русской крови в царях российских всё уменьшалось, и вот государыня Екатерина уже не имела ни капли русской крови и по-русски практически не говорила.
Засилье немцев стало таковым, что когда Екатерина спросила знаменитого полководца Суворова, чем его наградить, тот сказал:
— Государыня, сделайте меня немцем!
За царствующей фамилией потянулось дворянство. В начале XIX века весь двор перешел на французский язык, и высшее дворянство Москвы и Петербурга перестало понимать русскую речь. Почитайте «Войну и мир» Толстого: русским офицерам было легче разговаривать с французскими пленными, чем со своими солдатами.
Потом в России осталось несметное количество пленных французов, которые стали гувернерами барских детей. Бывшие солдаты, повара и парикмахеры взялись за воспитание представителей власти, стоящей над народом. Сто лет попыток как-то изменить отношение власти к народу мирным путем ни к чему не привели.
Почему-то многие думают, что коррупция и кумовство в России возникли лишь недавно. Нет, в конце XIX, а еще более в начале XX века все высшие государственные должности курировали родственники государя, и они же, сами не зная того, готовили уничтожившую их революцию.
Дядя императора отвечал за оборону и бесславную сдачу Порт-Артура, брат императора отправил русскую эскадру в Цусимское сражение, а дальше — Первая мировая война, а дальше к власти пришли люди, которых опять интересовало лишь удержание власти, а не процветание русского народа. Да и были эти люди, мягко говоря, не совсем русскими, и в конце концов народ их сверг, а потом все снова вернулось на круги своя.
Итак, в России интересы власти и народа всегда лежали по разные стороны, хотя и представители власти, и народ живут в одной стране. Картина эта вовсе не нова и не оригинальна: так было в Римской империи, так было в средневековой Европе — противостояние «верхов», стремящихся власть сохранить и укрепить, и «низов», стремящихся власти противостоять. Знаменитый французский политик Шарль Талейран так говорил об этом:
— На штыки можно опереться один раз, а вот всё время сидеть на них неудобно.
Именно Талейран активно развивал идею общественного договора: чтобы не применять штыки, стороны должны договариваться, должен быть договор между народом и властью, между низами и верхами. Этот договор называется конституцией. Его надо правильно составить, а затем исполнять всем и всегда.
Теперь давайте обратимся к более современной науке и узнаем, что думает по поводу общественного договора она.
Я отложил историческую литературу и взял литературу самую новую, самую современную, из самой развитой в настоящее время отрасли. Это не физика, это не математика — это теория маркетинга. Наука проверенная последней половиной столетия, которая двинула вперед экономику в общем и рекламу в частности.
Теория маркетинга, а точнее теория стратегического планирования, дает много интересных рекомендаций по выживанию корпорации на рынке. А чем государство отличается от такой корпорации? Взяв за основу правила написания стратегического плана корпорации, мы можем составить стратегический план развития государства — то, что называют национальной идеей. Национальной идеей можно сделать победу в войне, завоевание космоса, а можно сделать развитие страны. Взяв за основу правила написания договоров между крупными корпорациями, мы можем составить общественный договор между простым народом и теми, кто правит, ставя во главе угла национальный интерес. Целью такого договора будет национальная идея, а договор — конституцией страны.
Конечно, конституция хороша, когда ее исполняют. Самый лучший документ останется лишь бумагой, если не принуждать стороны договора к его исполнению. О том, как это сделано, узнаем позже, а пока беру с полки учебник «Стратегический менеджмент» (автор — М. Портер, если кто не в курсе).
Итак, первая задача стратегии — определиться с тем, какова моя цель и как ее достигнуть. Для этого надо четко понять, кто я такой, определиться с самим собой и взвесить свои силы. Это называется SWOT-анализ, анализ своей цели, своих сильных сторон, своих слабостей, возможностей окружения и сил врагов. С этого самоопределения и начинается движение вперед.
Я отложил книгу в сторону. Странно, неужели с таких научных и в то же время прописных истин началось движение этой альтернативной России к совсем другому быту? К быту, когда у всех в доме есть свет, газ, горячая вода и туалет. К быту, когда люди живут в комфортных поселках, соединенных дорогами, а не громоздятся в гигантских человейниках, когда города производят, а не потребляют, не разрушают окружающую среду, когда страны население страны живет во всей стране, а не в десятке городов-чудовищ, когда люди улыбаются друг другу и не вздрагивают от утренних новостей. Однако вот же она передо мной — новая Россия, построенная по принципу стратегического менеджмента.
Я отложил в сторону учебник и взял с полки Конституцию — ту самую, альтернативную, фантастическую. Эта альтернативная, фантастическая Конституция как раз и начиналась, как всякий стратегический план, с анализа собственных сильных сторон, собственных слабых сторон, внешних вызовов и предоставляемых возможностей. Исходя из этого анализа ставятся цели государственного строительства.
Глава 1. Цели
1.1 Мы, народ России, опираясь на свой богатый исторический опыт и на наши традиционные представления о справедливом государственном устройстве, заявляем:
1.2 Силой России всегда были и будут крепкие моральные и нравственные традиции простого народа, доставшиеся нам от предков, и несгибаемая воля народа.
1.3 Сила России в ее обширной территории и огромных природных богатствах. Эти богатства принадлежат народу, а доходы от их эксплуатации должны расходоваться на общенациональные задачи.
1.4 Сила России в умении народа сплотиться вокруг лидера, объединяющего страну, и твердо идти к назначенной цели. Если личные цели лидера совпадают с целью простого народа, страна достигает выдающихся результатов.
1.5 Проблемой России является медленный рост, а зачастую и убыль коренного населения, и низкая плотность населения в районах, развитие которых жизненно важно.
1.6 Проблема России в том, что за политическим застоем наступает экономический застой, и каждая смена власти сопровождается не только политическими, но и экономическими потрясениями.
1.7 Проблема народа России в его разобщенности, в уповании не на собственные силы, ум и работоспособность, а на защиту со стороны властей или на вмешательство извне. Мнение собственного народа властями учитывалось меньше, чем мнение международного сообщества.
1.8 Вызовом России будут растущие мировые силы, которым нужны природные ресурсы, у которых высока плотность населения и мала территория. Эти силы разрушают русскую нацию путем экономического, социального и, возможно, военного давления.
1.9 Вызовом России являются классовые противоречия, а так же противоречия между властями и народом, когда интересы народа учитываются в последнюю очередь.
1.10 Вызовом России будут внутренние силы, стремящиеся к отделению, консолидация этих сил и поддержка их извне.
1.11 Возможности России основываются на том, что более полувека на ее территории не было крупных войн. Сохранение мира и привлечение на свою сторону сильных союзников — это первая задача России.
1.12 Возможности России заключаются в объединении интересов всех слоев населения, в использовании природных богатств на благо всего населения, во вложении доходов в развитие техники, технологий и личной инициативы людей.
1.13 Целью государственного строительства является в первую очередь социальное, экономическое и культурное развитие собственного народа, а так же благополучие будущего населения страны. Интересы народа ставятся выше интересов внешней политики.
1.14 Целью государственного строительства России является усиление внутренних связей и укрепление страны на международной арене путем усиления внутренней власти при условии полной ее подконтрольности простому народу.
1.15 Целью государственного строительства России становится ответ внешним и внутренним вызовам путем ускоренного экономического и политического развития, роста народонаселения.
1.16 Целью государственного строительства становится легкая сменяемость представителей власти без экономических и политических потрясений, а так же приоритет семейных и моральных ценностей перед всеми остальными.
1.17 Только убежденности граждан в легитимности власти делает ее сильной. Выше всего в России должны стоять интересы ее граждан.
1.18 Цель Конституции — сделать социальные группы, стоящие у власти, подконтрольными интересам граждан и не допустить как единоличного диктаторского правления, так и распада страны из-за конфликта интересов народа и властей.
1.19 Исходя из своей силы, осознавая свои слабости и принимая грядущие вызовы, мы готовы использовать имеющиеся возможности и для этого составили и приняли настоящую Конституцию.
Глава 2. Задачи
Мы объяснили самим себе, кто мы такие, и поставили цели к которым надо стремиться при государственном строительстве. Теперь начнем составлять контракт народа с властями.
Что за контракт, почему, откуда? Вспомним, что при приеме на работу сотрудника работодатель всегда определяет ему обязанности и ставит задачи, а потом прописывает условия их выполнения. Заключая договор с организацией, мы в письменном виде ставим ей задачу. Одна из сторон задачу ставит, а другая берется ее выполнять на определенных условиях.
Чем же народ и правительство хуже? Мы определили, что хозяином страны является народ, которому эта страна и принадлежит. Народ принимает на работу и содержит на свои деньги президента, правительство, армию, полицию. Он как хозяин, ставит задачи, а задачи эти прописываются в контракте. Народу мало одной клятвы верности или присяги: народ (работодатель) хочет, чтобы наемные (да-да, наемные) силы соблюдали дух и букву договора, выраженную в Конституции, и несли за выполнение этого договора такую же ответственность, как те из представителей простого народа, которые не платят налоги.
Так же каждом контракте, в каждом лицензионном соглашении есть глава, определяющая термины и область применения контракта. Там написано, какой способ действия работника и нанимателя приветствуется, а какой — нет. И народ той утопической России ничуть не хуже. Он определил, что ему нравится или не нравится в действиях органов власти, и как поступит он сам с этими органами власти в том или ином случае. Ничего лишнего, это только стандартная формулировка.
* * * * * * *
2.1 Мы, народ России, в свете поставленных целей, поручаем органам государственной власти, действующим в рамках данной Конституции, решать Конституционные Задачи.
2.2 Внутриполитические задачи
2.2.1 Обеспечение права на жизнь и здоровье для каждого человека
2.2.2 Обеспечение надежной юридической и физической защиты прав и свобод граждан.
2.2.3 Обеспечение надежной регулярной сменяемости всех представителей государственной власти и обеспечение преемственности политического, экономического и социального курса.
2.3 Внешнеполитические задачи
2.3.1 Обеспечение экономической и политической независимости России, исключение возможности контроля над политикой и экономикой России извне.
2.3.2 Приобретение надежных политических, экономических и военных союзников России как возле ее границ, так и по всему миру.
2.3.3 Обеспечение возможность для граждан России организовывать предприятия, работать и отдыхать за границей, обеспечение безопасности работы и отдыха граждан за границей.
2.4 Экономические задачи
2.4.1 Сделать честный труд основой благосостояния любого гражданина. Удержать разрыв в уровне жизни между богатейшей и беднейшей частью населения на уровне, обеспечивающем высокое стимулирование качественного труда и не допускающем социального напряжения.
2.4.2 Полный народный контроль в лице государства за ведущими компаниями в тех отраслях экономики, которые являются системообразующими для страны — эксплуатация недр, транспорт, дорожное строительство, энергетика, связь, банковское дело, и максимальное развитие частного предпринимательства в других сферах.
2.4.3 Развитие науки, техники, технологии и образования на уровне, необходимом для обеспечения экономической независимости и оборонной безопасности.
2.5 Социальные задачи
2.5.1 Обеспечение стабильного роста коренного населения и расселения его по возможно большей территории.
2.5.2 Обеспечение всеобъемлющей бесплатной системы сохранения здоровья населения России и системы увеличения продолжительности активной жизни.
2.5.3 Обеспечения всеобщего бесплатного среднего образования по трем направлениям — техническому, гуманитарному и военному — по выбору учащегося и его родителей.
2.6 Об изменении состава задач
2.6.1 Состав Конституционных Задач может изменяться в соответствии с требованиями времени.
2.6.2 Состав Конституционных Задач изменяется путем общенародного референдума, на который выносится вопрос о замене одной задачи на другую.
2.6.3 Задача считается измененной, если за ее изменение проголосовало не менее половину населения, участвовавшего в референдуме.
2.7 Мы, народ России, декларируем, что решение данных задач есть основное мерило правильности и успешности действий всех представителей государственной власти, а так же критерий соответствия любого государственного должностного лица занимаемой должности.
2.8 Интересы представителей власти должны совпадать с интересами большинства граждан подвластных территорий. При возникновении конфликта интересов по любому вопросу конфликт разрешается в пользу большинства граждан, а представители органов власти отрешаются от должности.
2.9 Все решения представителей власти должны быть направлены на улучшение положения большинства граждан и соответствовать воле большинства граждан, прямо высказываемой путем референдумов и голосований.
2.10 Частое обращение к мнению большинства граждан путем референдумов и голосований есть признак сильной устойчивой власти. Боязнь мнения народа — признак неблагополучия в стране.
2.11 Все граждане должны сознательно способствовать процветанию России и с ответственностью подходить к волеизъявлению на референдумах и голосованиях.
2.12 Органы власти должны более интересоваться мнением населения подвластной территории, а не мнением вышестоящих властей, для чего органы власти должны регулярно отчитываться в своих действиях перед населением и получать от них подтверждение доверия на продолжение работы.
* * * * * * *
Вот задачи и поставлены. Теперь мы можем любое действие любого государственного служащего — президента, депутата, чиновника — оценить по критерию выполнения данных задач. Принял он решение, ведущее к решению сразу нескольких задач — молодец; потребовал денег на проект, не решающий в конечном счете ни одной задачи, — снять его с финансирования; начал деятельность, тормозящую решение какой-то задачи, — под суд его, пусть ознакомится с качеством работы судебной системы.
Представим, что депутаты Думы приняли решение о повышении содержания самих себя. Какую задачу решает этот закон? Кто за него голосовал? А сколько раз этот депутат голосовал за законы, не решающие ни одной задачи? Страна хочет знать своих героев.
Конституционные задачи — вещь гибкая. Когда между двумя городами нет дороги, задача ее строительства выходит на первый план. Когда дорога построена, список задач надо изменить. Так же и с конституционными задачами: когда задача будет решена, и правительство отчитается о ее решении, список задач можно изменить, но очень важно, что этот список может быть изменен только путем внесения поправок в конституцию через референдум. Любой договор может быть изменен по взаимному согласию сторон, но важно, чтобы договор не менялся по желанию только исполнителя без согласующей подписи заказчика, или нанимателя.
Глава 3. Права и свободы граждан
Теперь, определившись с границами дозволенного для власти, определимся с обязанностями исполнителя. Государство как исполнитель нужно нам, заказчикам (налогоплательщикам и содержателям оного) исключительно для защиты нашей жизни, наших прав и свобод.
Наши права и свободы как раз и есть то самое задание органам государственной власти, которое мы оплачиваем. Если в какой-то момент государство говорит об ограничении некоторых прав и свобод, значит, оно не справляется со своими обязанностями. Что делать в таком случае — поступиться правами, выделить больше ресурсов или сменить государственных служащих на более компетентных, — это вопрос изменения общественного договора. Что делать, если работник не справляется — согласиться с ослаблением его направления, выдать ставку помощника или уволить без выходного пособия, — это вопрос к работодателю.
Таким образом приняв, что единственный смысл существования государства — это защита прав и свобод его граждан, мы придем к новому формату общественного договора. Это глава об обязанностях исполнителя.
Многие из прав и свобод общеизвестны и приняты во всех странах, а некоторые очень специфичны для России. Так, в нашем суровом климате право на жилище равносильно праву на жизнь, поскольку перенести холодную зиму без жилья невозможно. Весьма специфичны в условиях России права на самозащиту. Хорошо исполнять ограничительные законы в крупных городах, где стражи порядка находятся в шаговой доступности. А как быть в глухой тайге, где природа не признает законов или где добиться судебной защиты практически невозможно? Именно поэтому приоритеты свобод расставлены у нас несколько по-иному.
* * * * * * *
3.1 Равноправие
3.1.1 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
3.1.2 Каждый гражданин обладает всеми присущими ему правами по факту рождения.
3.1.3 Все равны перед законом и судом.
3.1.4 Для граждан, имеющих кроме российского, гражданство других государств, часть обязанностей государства защите прав и свобод перекладывается на данные государства.
3.2 Право на жизнь
3.2.1 Каждый имеет право на жизнь, что является основным и неотъемлемым правом личности.
3.3 Право на жилье
3.3.1 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
3.3.2 Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Давайте создадим Конституцию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других