Большая история, как океан, куда впадают сотни и тысячи мелких ручейков. Участь маленьких городов, сёл и местечек составляет неразрывное целое с судьбой великих империй. Пятая часть «Путевых дневников» Андрея Миловидова приглашает познакомиться со славными людьми и большими делами, которые, так или иначе, были связаны с Людиновским краем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наше местечко. Путевые дневники – 5 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 1. За околицей
МУРАВЬИНАЯ СТРАНА
Совсем недавно в Калуге представили интерактивную карту достопримечательностей нашего региона. Куда сходить? Что посмотреть? Где отдохнуть? Как оказалось, интересных мест в области полно. И это даже если не считать «Этномира», парка птиц «Воробьи», козельскую «Вихляндию», музей космонавтики и т. д. Удивительное рядом — только руку протяни.
ЛЕСНАЯ ЗАГАДКА
Вот, например, что вы слышали о муравьиной стране, что лежит почти на самой границе Людиновского и Жиздринского районов? Наверное, немногое. До недавнего времени я тоже понятия не имел, что в наших краях есть такое. Но всё изменилось пару недель назад, когда я перебирал подшивку со старыми газетами. В одном из поза-поза-поза… прошлых номеров «Экспресс-провинции» наткнулся на статью бывшего преподавателя людиновского техникума А. А. Рысикова. Он рассказывал о том, как 13—14 лет назад вместе со своими друзьями нашёл в лесу удивительные сооружения — слепленные из земли яйца! Идеальной формы, совсем как куриные, высотой метра в два, и, судя по всему, сделанные очень давно. Одно из яиц было раскопано с макушки, и там торчала забытая кем-то лопата… Фотоаппарата у них тогда с собой не было, и ничего другого, кроме воспоминаний, у автора не осталось. Интрига!
Целый день мы в редакции обсуждали, что это может быть. Остатки какого-то культа? Природные объекты? Или…?
Нашли телефонный номер Александра Александровича, который рассказал, как добраться до этих таинственных яиц. Маршрут оказался простой — из Людинова до Войлова, потом до Мосеевки, а оттуда до Петровского… И — по дороге через лес. К концу этого же дня собралась целая экспедиция из пяти человек. Решили не откладывать (а чего уж там!) и махнуть в поход через пару дней — пока стояла хорошая погода.
ТРИ ДЕРЕВНИ
Мы встретились в субботу 8 августа 2020 года на остановке напротив мини-рынка: мы с братом Романом и Элеонора Скок. Чуть позже подъехали Денис Раев с женой Оксаной. Места в машине Раевых хватило всем — без лишних церемоний мы забросили рюкзаки в багажник, сами разместились на сиденьях и отправились в путь! Солнце, ясное и чистое, сияло, и на бюрюзовом небосклоне не было ни облачка. Проезжая по проспекту Машиностроителей, увидели, как рабочие готовят площадку под железнодорожную ветку, которая соединит станцию Людиново-1 и Особую экономическую зону. Чуть позже мы смогли оценить, как развернулась сама ОЭЗ — уже практически достроены корпуса австрийского «Кроношпана», стоит готовый итальянский лакокрасочный завод «Сан-Марко», и другие предприятия. Говорят, когда всё это заработает в полную силу, будет много рабочих мест… Ну, поживём-увидим, философски заметили мы с ребятами. Машина свернула на просёлочную дорогу к Войлову. Хотя нет, вру! Назвать её просёлочной можно было разве что с большим трудом — широченное полотно, ровный асфальт, какой и в Людинове редко где встретишь.
Войлово — одна из самых старых деревень нашего района. Появилась в незапамятные времена, и когда-то, по преданию, называлась Воиново. Но то дела давно минувших дней. Сегодня она смотрится очень даже по-современному. И это я не только о дороге. Ровные ладные дома, уличное освещение, много зелени… В центре деревни — новая летняя эстрада с куполом-ракушкой и яркая детская площадка с качелями и горками. Деревенская романтика в одиннадцати километрах от города!
Миновав Войлово, мы минут десять ехали по грунтовке. Следующая остановка — Мосеевка. На старых картах она называлась Моисеевкой, но потом И куда-то пропала, и деревня с библейским именем резко обрусела. Во время войны Мосеевка, затерянная в глухих дебрях, служила перевалочным пунктом для местных партизан. Когда в марте 1942 года гитлеровцы пришли в деревню с карательной экспедицией, здесь их ждал горячий приём. Отряд из 20 людиновских партизан во главе с И. М. Ящерицыным и А. И. Коротковым под артиллерийским обстрелом вступил в неравный бой с 300 фашистами. Двести из них так и остались лежать на русской земле. В 1973 году на въезде в Мосеевку поставили памятник советским героям. Он-то и стал для нас ориентиром — по словам А. Рысикова, от него надо было двигаться дальше на восток, по лесной дороге в сторону Петровского.
После короткого совещания мы решили, что на легковой машине по разбитой колее не проехать, и дальше надо идти пешком. Условились с Денисом, что он заберёт нас отсюда же через несколько часов, и дальше уже вчетвером двинулись по направлению к Жиздре. Мосеевский лес встретил нас лёгкой утренней прохладцей, но солнце уже начинало понемногу припекать. Душистый воздух от трав и сосен был такой густой, что его можно было черпать горстями…
Миновали попутно небольшой ручеёк, который вытекал откуда-то из крапивных зарослей, и, бодро прожурчав под дорогой, утекал дальше в такую же жгучую чащу… Если верить карте, это был не ручей, а речка Веселинка, и она живо напомнила мне Псурь, вдоль которой мы ходили в поход пару лет назад. Вроде бы и мирная речушка, ничего такого, всего несколько километров в длину, но попробуй-ка пройти по берегу — семь потов сойдёт, пока доберёшься до истока сквозь заросли да завалы… Минут через двадцать после Мосеевки мы вышли на лесную прогалину, плавно переходящую в широкий луг. Сразу за дорогой торчали потемневшие от времени штакетины — видно, остатки околицы. А дальше виднелись крыши домов с печными трубами. Вот и Петровский! Через луг шла хорошо укатанная дорога — видимо, ещё недавно здесь бывали гости. Может быть, туристы или охотники. Мы решили оглядеться в Петровском, сделать пару кадров и, может быть, поздороваться с местными обитателями. Но людей здесь не оказалось. Только два заброшенных дома да старый колодец чуть в отдалении. И тишина!
Мы заглянули в один из заброшенных домов. Когда-то, наверное, это было уютная деревенская хата с сенями, печкой, дровяной кладовой — всё как полагается. Но эти времена ушли безвозвратно, и о них напоминали только редкие осколки исчезнувшего быта: картинка с пушистой кошкой на стене, старая грампластинка с записью хора Пятницкого, забытый профсоюзный билет… А когда мы вновь вышли на улицу и вернулись на дорогу, остановились на пару минут перевести дух — стояли и смотрели и на околицу, и на эти покинутые дома, которые, казалось, стали уже частью пейзажа. И было в этом что-то до боли знакомое и родное, как будто воспоминание из детства…
МУРАВЬИНЫЕ ХОЛМЫ
Ещё когда только мы миновали Мосеевку, я обратил внимание, как много в траве кузнечиков. Они скакали вокруг нас сотнями — только руку протяни… Ага, сейчас! То там, то сям мелькали миниатюрные квакушки, быстро прятавшиеся в траве при первой же угрозе. Хватало и стрекоз, причём таких крупных, что они больше напоминали миниатюрные истребители. Но больше всего нас здесь удивили муравьи. Вот один муравейник, вот другой, третий… С одной стороны дороги, с другой… а вон там, смотрите-ка ещё! Я начал, было, считать, но на третьем десятке сбился и бросил это дело. Оставалось смотреть и удивляться. Столько муравьёв в лесу мне видеть ещё не доводилось. Они были, кажется, повсюду — стоило сделать пару шагов от дороги, и вот под ногами расстилался настоящий муравьиный ковёр. А если приглядеться, можно было увидеть, что эти маленькие труженики не просто беспорядочно бегают туда-сюда, от одного муравейника к другому. Между деревьев пролегали настоящие муравьиные шоссе, по которым текли многотысячные коричневатые колонны… и, наверное, вышагивали нога в ногу. Я бы этому совсем не удивился. Это была целая муравьиная страна со своими городами и холмами. Или, если угодно, цивилизация муравьёв, где мы, люди, были совершенно лишними. Может быть, Рысиков сотоварищи принял за яйца гигантские муравейники? — предположили мы.
ПРИШЕЛЬЦЫ НА ГРАНИЦЕ
А потом мы увидели его… Нет, не яйцо. И даже не фантастических размеров муравейник. Сбоку от дороги возвышался… Курган. Куполообразной формы, примерно в два с половиной метра высотой, густо поросший мхом и травой.
Забравшись на вершину, мы убедились, что кто-то побывал здесь раньше. Курган венчала яма в метр глубиной. Наверное, «чёрные копатели» постарались. Рассчитывали найти какие-то сокровища… Совершенно напрасно! Вятичи, которые жили в лесах и пробавлялись охотой и бортничеством, были, не самыми богатыми людьми. И они не имели привычки хоронить своих покойников в золоте и парче, как египтяне — фараонов. Да их и не хоронили — сжигали на кострах. А на месте кремации уже насыпали погребальные курганы. Археологи, работавшие в Людиновском районе, находили под этими насыпями какие-то простые украшения — височные кольца, подвески… — но всё же это скорее исключение, чем правило.
…Пройдя ещё метров двести, мы насчитали ещё около десятка насыпей разной высоты. Все они также были разрыты. Сквозь три или четыре из них проросли высоченные сосны. Кто там был похоронен? Какие вятичи или кривичи? Воины ли, сражавшиеся с врагами славян или простые мирные жители? Может быть, эти курганы — свидетели межплеменных усобиц, заставшие ещё князя Владимира? Или это последнее, что осталось от вятичского поселения на берегах Веселинки? Курганы молчали, не спеша делиться — пришельцы из глубокой древности, на границе не только между Людиновским и Жиздринским районом, но и, казалось, между двух времён.
На кургане
…Обратный путь оказался не менее интересным. Не особенно торопясь, мы собирали грибы (лисичек было столько, что за двадцать минут можно было заполнить средних размеров пакет), изучали чьи-то следы на дороге (сошлись, что похожи на волчьи — а там кто знает…), делились своими прошлыми приключениями… Добравшись до Петровского, устроили привал. После сытного обеда на свежем воздухе и неторопливой беседы клонило в сон — так томно и дремотно зевалось, и хотелось лечь в траву и прикорнуть, может быть, на пару часов. Но нас уже ждала машина у Мосеевки — надо было прощаться с гостеприимным уголком. Собрав свои пожитки, мы отправились дальше. Кто с грибами, кто с цветами, и все — с ворохом новых впечатлений.…Сколько же ещё таких интересных мест? — думал я, глядя в окно автомобиля. — Сколько таких уголков не в Крыму, не на Алтае, не среди камчатских вулканов, и не в сибирской тайге — а здесь вот, за околицей? Как много мы ещё не видели и не знаем в своей родной стороне?..
СЕЛЬЦО ПЕЧКИ И БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ
Печки — маленькое сельцо на окраине Людиновского района. Сегодня здесь живут не более 20—30 человек, в основном пенсионеров, и жизнь, кажется, замерла…
А когда-то к югу от села действовали известняковые рудники, и местные жители обжигали известняк тут же в печах. Есть мнение, что отсюда-то и пошло название этого поселения.
В годы Великой Отечественной войны 1812 года здесь квартировали казаки из партизанского отряда Дениса Давыдова. За селом до сих пор лежит валун, на котором, как гласит легенда, отдыхал легендарный поэт-гусар.
А в 1834 году в здешних краях побывал поэт Александр Полежаев, известный скандальной поэмой «Сашка», которую он написал, пародируя «Онегина».
Портрет А. И. Полежаева
Печкам Полежаев посвятил стихотворение, где с помощью ветхозаветных мотивов и образов едко высмеивает помещичьи нравы.
Полны божественной отвагой,
Седрах, Мисах и Авденаго
Когда-то весело в печи
Хвалили бога с херувимом
И вышли в здравье невредимом,
И ужаснулись палачи!..
Теперь — совсем другое дело,
Теперь боятся лишь плетей,
И заверяю очень смело,
Что это лучше для людей.
Умнее сделались народы:
Всем есть свиней позволено́,
И печь халдейская из моды
В Европе вывелась давно;
Все стали смирны, кай овечки,
Живут, плодятся и растут
И смертью собственною мрут…
Но есть село — его зовут
Не печь халдейская, а Печки.
И в том селе, как ветчина,
Коптятся маленькие хлопцы,
Двенадцать их, а старшина
У них тринадцатый: Потоцци.
Потоцци, который в числе тринадцати помещиков владел Печками, был большой любитель охоты, разводил гончих собак. И, не чуждый странных причуд, заставлял крепостных крестьянок выкармливать щенят грудью…
К 1915 году в Печках проживало уже больше тысячи человек — 506 мужчин, и 530 женщин.
В конце 50-х годов село вошло в состав Космачевского колхоза. В середине 70-х годов в Печках построили новое здание магазина, сельский клуб, здание медпункта, почтовое отделение, реконструировали животноводческую ферму.
На высоком холме, где находится братская могила советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, когда-то стоял сельский храм.
Печковская церковь, посвященная великомученику Георгию, была построена в 1854 году. При церкви находилась церковно-приходская школа, работала библиотека, которой пользовались грамотные прихожане.
Храм был закрыт в конце 20-х годов, вместо него здесь здесь работал клуб. В годы Великой Отечественной войны бывшее храмовое здание было окончательно разрушено.
(по материалам краеведческого сайта «Про100 Людиново»)
МАРШРУТ: СВЯТОЙ ТРЕУГОЛЬНИК. ПОГОСТ
Обычно, когда мы говорим о Людинове, чаще всего вспоминаем наши заводы, озеро и историю военных лет. Реже говорим о храмах и православных святынях. А зря! Людиновский край богат своей духовной культурой, и здесь вполне можно прокладывать свои паломнические маршруты. Предлагаю отправиться сегодня в путешествие по Святому треугольнику. А именно: д. Погост — д. Колчино — с. Космачево. Посмотрим, что там интересного!
Путь предстоит неблизкий, так что выезжать лучше всего с утра, часов в 8—9. Для экскурсии подойдет и «Газель», в идеале — внедорожник с полным баком. Не забудьте взять что-нибудь перекусить.
Деревня Погост — одна из самых интересных в нашем районе. И одна из самых древних. Археологи раскопали здесь селище эпохи мезолита — а это, на секунду, 10 тысяч лет назад! Другая экспедиция обнаружила средневековое поселение 11—12 вв. Также есть версия, что именно здесь находился старинный город Оболвь, который упоминается ещё в древнерусских летописях. Много чего интересного было найдено в Погосте. Так, старожилы до сих пор помнят о каменном кресте в два метра высотой, который почитался в здешних краях чудотворным…
По архивным данным, в 1840 году в Погосте была освящена церковь в честь св. Николая Чудотворца. Она серьезно пострадала во время Великой Отечественной и вскоре была разобрана. Сегодня у спуска от кладбища к берегу Болвы находится святой источник во имя Преображения Господня. Неподалеку от него верующие прихожане в начале 2000-х обустроили часовню в честь Николая Чудотворца. Также здесь действует купель, куда специально приезжают со всех концов Людиновского района и не только.
Трижды окунуться в ледяную воду в святом месте — отличная идея. Освежившись, можно немного прогуляться по окрестностям, полюбоваться Болвой, которая в этом месте делает причудливый поворот. Не случайно именно в Погосте каждый год в августе проходит праздник — Яблочный Спас. И это же место облюбовали художники (не только людиновские), которые частенько проводят свои пленэры на погостовских берегах.
Сколько заложить времени на эту остановку? Оптимально — от 40 минут до часа. Этого вполне хватит, чтобы осмотреть окрестности и со свежими силами двинуться дальше.
МАРШРУТ: СВЯТОЙ ТРЕУГОЛЬНИК. КОЛЧИНО
Из Погоста мы направляемся в Колчино — по просёлочной дороге через Манино, Усохи, Кретовку. Всего этот путь займёт около 13 км.
Места, как и в случае с Погостом, со своей историей. Здесь, в окрестностях Манино и неподалёку от Усох на протяжении ряда лет раскапывали городища ранне-железного века (I тыс. до н.э.) Также на берегах речек Ляды и Подгорки археологи находили керамику грубой лепки — так называемой юхновской культуры.
Даже этих фактов уже достаточно, чтобы убедиться — люди жили здесь очень давно, испокон веков, задолго до прихода вятичей, кривичей и финно-угров. Как заманчиво было бы восстановить картину древних поселений, как оно было тогда, тысячи лет назад…
Добравшись до с. Колчино, мы находим главную достопримечательность села — храм Успения Божией Матери.
Впервые деревянную одноэтажную церковь с колокольней в Колчино построили в 1600 г. заботами генерала Похвистнева.
В 1864—1877 гг. рядом с ней возвели одноэтажный трёхпрестольный храм в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Петра Дмитриева. Деньги на него, как водится, собирали всем миром, по копейке. За четыре года удалось собрать 5000 рублей.
Главный престол освящён 17 октября 1882 г. священником жиздринской Казанской церкви Павлом Гавриловичем Архангельским во имя Успения Божией Матери. В южном приделе престол освящён 26 октября 1877 г. жиздринским протоиереем Иоанном Петровичем Олеровым во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. С северной стороны престол освящён 12, октября 1886 г. благочинным жиздринской Казанской церкви Павлом Гавриловичем Архангельским во имя святителя Николая Чудотворца.
После революции церковь была закрыта. Вновь богослужения возобновились только в годы немецкой оккупации. Впоследствии храм был разграблен, лишился куполов и всего внутреннего убранства.
Но, несмотря на столь печальную историю, заброшенная церковь и сегодня производит сильное впечатление. Можно долго бродить по внутренним помещениям, удивляясь чистоте здешнего духа, который не смогли убить все годы революций и смут.
МАРШРУТ: СВЯТОЙ ТРЕУГОЛЬНИК. КОСМАЧЕВО
Из Колчино мы выбираемся по проселочной дороге на Слободку, и далее мимо Берёзовки, через Вербежичи — на трассу Брянск-Людиново. С ветерком добираемся до города. Этот отрезок пути в 17 км займет не более 30—40 минут.
Следующая наша цель — древнее село Космачево.
Миновав плотину озера Ломпадь, мы оказываемся на ул. П. Осипенко — это самая первая улица в нашем городе. Когда-то она так и называлась — Людиновская. Здесь сохранилось немало старых домов XIX века, где когда-то жили, в частности, первые людиновские революционеры — например, Ф. Табачников.
Чуть в стороне отсюда, в лесных дебрях, скрывается ещё одна местная достопримечательность — обкаточное кольцо, где в течение десятилетий испытывали людиновские тепловозы. А в районе, который называется Красный городок, как говорят местные краеведы, до сих пор можно увидеть «рвы копаны» — остатки древней засечной черты, которая вплоть до XVI в. разделяла Московское княжество и владения Литвы.
Выехав за пределы города, мы оказываемся в лесу. Свернув на повороте налево, едем по игнатовской дороге. Обратите внимание на мост, по которому мы проезжаем. Это — Псурь, один из главных притоков озера Ломпадь. Как гласят писцовые книги 1626 года, именно на Псури некогда располагалась деревушка Людинова, впоследствии давшая название нашему городу… Найти следы древнего поселения пока не удалось, но работа в этом направлении идёт.
Проезжаем деревню Игнатовку — которая когда-то называлась Шкотовкой. И дальше, дальше: Крутое, Палома… Эти места очень красивы, особенно летом — зеленеющие луга, необъятные просторы… И, кроме того, в районе Паломы вы можете увидеть поле, где когда-то находился сельскохозяйственный аэродром.
Но вот, однако, и Космачево. Это одно из самых отдаленных сёл Людиновского района. Его украшение и главная достопримечательность — каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, куда мы и направимся.
Первоначально в Космачево в 1779 году построили деревянную церковь, которая полностью сгорела 21 мая 1864 г. Из храма успели вынести всю церковную утварь, сосуды, кресты, Евангелия, ризницу, богослужебные книги, деньги и некоторые иконы.
Восстановили деревянный храм с колокольней в 1866 г. на средства жиздринского купца Филиппа Филипповича Цурикова. Но в 1900 г. церковь вновь сгорела. Тогда в 1906 г. была выстроена уже кирпичная церковь. Купол был покрыт железом, отдельно стояла деревянная колокольня. Храм привлекал внимание необычной неовизантийской архитектурой, не особо характерной для русских деревень (и, кстати, в похожем стиле выстроена также церковь Сергия Радонежского в Сукремле).
Храм сильно пострадал в годы ВОВ и был закрыт в середине прошлого века. Сегодня сюда, случается, приезжают туристы из окрестных краев, а волонтёры проводят субботники. Церковь продолжает жить, оставаясь маяком и центром притяжения для многих людей.
ЧЁРНЫЙ ПОТОК — ВДОХНОВЕНИЕ И РАДОСТЬ
В воскресенье 9 января 2022 года в музее комсомольской славы прошла презентация необычной книги «Чёрный поток. Традиции одной деревни».
Впервые Чёрный Поток упоминается в древних выписках от 1595 года, но появился он, скорее всего, гораздо раньше. Об этом на встрече в музее рассказал настоятель Казанского собора, уроженец Чёрного Потока Алексей Жиганов, который уже много лет собирает сведения о своей малой Родине, по крупицам восстанавливает и сохраняет её историю. Во многом именно благодаря отцу Алексию при храме появился краеведческий музей, где сегодня хранится великолепная коллекция предметов народного быта и традиционных костюмов Людиновского района. Также батюшка немало поспособствовал возрождению знаменитого хора уроженцев Чёрного Потока, на базе которого действует ансамбль «Черновцы» (руководитель Елена Девина).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наше местечко. Путевые дневники – 5 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других