Психотерапия – это просто. Искусство исцеления души

Андрей Павлович Попов

Книга для желающих научиться понимать других и себя. Простым языком, на бытовых примерах описаны базовые навыки психологически правильного общения с людьми. Книга ориентирована на начинающего психотерапевта, она будет полезна психологу, социальному работнику, педагогу и любому человеку, который желает гармонично общаться с другими людьми.

Оглавление

Школы и методы современной терапии

В психотерапии исторически сложилось три основных направления работы с клиентом: обучение, анализ и мотивация. Они соответствуют трем основным уровням психики.

Обучение предполагает постановку задач, демонстрацию принципов их решения и повторение изученного до тех пор, пока не сформируется навык. Учить можно, используя методы, которые позволяют управлять действиями человека, внушать ему информацию, формировать понимание, эмоциональную реакцию и так далее. Обучение используют при дрессировке животных, воспитании детей, формировании новых полезных навыков, создании рекламы, для манипуляции людьми в политике или в иерархических организациях.

Анализ строится на том, что сознание человека обращается к собственным программам управления поведением. Этот метод эффективен и в случае, когда требуется изменить поведение, и в ситуации, когда человеку надо принять свои уникальные особенности как неотъемлемую часть себя. Мозг не любит, когда в нём копаются, вот почему доступ в глубины подсознания оберегают так называемые защитные механизмы психики. Чтобы воздействие на эту систему было щадящим, аналитический метод используют только когда человек не в состоянии справиться с собой. Анализ может быть очень долгим и кропотливым, но зато приводит к заметной и долговременной коррекции психики, человек становится более «нормальным», перестаёт страдать, начинает жить полноценной жизнью.

Мотивационные методы меняют сам смысл жизни человека, помогают найти новую цель, переориентируют систему ценностей, в результате чего проблемы, казавшиеся непреодолимыми, просто исчезают или теряют свой вес. Подобные техники используют при религиозной проповеди и вербовке рекрутов, с их помощью помогают преодолеть личностный кризис. Они эффективны и в ситуациях, когда в целом психика функционирует успешно, но возникают трудности на уровне смыслов.

Чтобы решить, какой из методов использовать, полезно разобраться, зачем вообще ковыряться в чьих-то мозгах. И тут мы сталкиваемся с вопросами этики и морали.

Мы с вами можем понимать некоторые термины по-разному, но я воспользуюсь теми смыслами, которые вкладываю в них сам, кое-что постараюсь объяснить и надеюсь, что буду понятен.

Итак, одной из высших и безусловных ценностей в обществе считается мораль. Условно её можно обозначить как негласный универсальный закон, регулирующий взаимоотношения в обществе. Морали учат детей, её проповедуют в церквях, на неё ссылаются мудрые и уважаемые люди, она является одним из оснований государственных законов и уголовного кодекса. Однако доведённая до предела мораль может стать бесчеловечной, так как интересы общества в целом противоречат интересам каждого конкретного человека. Это может показаться абсурдным, но мораль есть система запретов, сдерживающих проявление природных импульсов человека, мораль выхолащивает, лишает энтузиазма, делает из человека полезного робота и используется носителями власти для давления на подчинённых. Поэтому мораль, конечно, в обществе существует и в определённой мере она необходима, но с ростом авторитета гуманизма значение морали снижается. Проводя аналогию с дорожными знаками, можно сказать, что из предписывающей системы норм поведения общество переходит к рекомендующей.

На что же опирается современная система общечеловеческих ценностей? Это очень сложный вопрос, и коротко ответить можно так: на самого человека.

В современном гуманистическом мире принято считать, что в целом каждый человек стремится к благу и никто не имеет права мешать ему в достижении его личных целей. На смену заповедям и моральному кодексу пришёл кодекс этический, запрещающий ущемлять так или иначе честь и достоинство человека.

Применительно к работе с клиентом это выражается в том, что естественными ограничениями для психологов служат рамки закона, профессиональная компетентность и договорённости взаимовыгодного сотрудничества между, в нашем случае, психологом и клиентом.

На практике всё это значит, что никто не вправе схватить прохожего и вылечить его разум. В обществе нет чётких критериев, что хорошо, а что плохо с точки зрения психологических особенностей человека. Моральные принципы больше не являются критериями нормальности человека, и ограничивать его в проявлениях может только юридическая система, защищающая от нанесения прямого ущерба окружающим. Человек имеет право быть таким, каким ему угодно, независимо от того, считает ли кто-то это нормальным или выходящим за рамки нормы. Следовательно, никакие манипуляции сознанием клиента недопустимы — терапевт не имеет права решать, от чего лечить клиента, что ему на пользу и в пределе не имеет права влиять на его психику по своему усмотрению.

Кроме самого человека, никто не может знать, что ему на пользу, а что во вред. И если человек сам в этом ещё не разобрался, то недопустимо влиять на его выбор и предпочтения даже из самых благих побуждений.

Исключением может быть только тяжёлая психиатрия, когда по решению судьи человека могут принудительно удерживать и давать лекарства во избежание причинения вреда себе или окружающим. Но я напоминаю, что эта книга не рассматривает такие случаи, а посвящена работе с теми людьми, которые нуждаются в психологической помощи, но не находятся в состоянии острого психоза. Если у вас есть сомнения по поводу состояния клиента, то обращайтесь за консультацией к психиатру, чтобы тот поставил диагноз и определил, нуждается ли клиент в немедленном принудительном лечении.

Что делать психологу — людей, нуждающихся в помощи, достаточно много, а критерии, что человеку полезно, а что нет, практически отсутствуют? Остаётся договариваться с самим клиентом о том, в чём оказывать помощь, каким образом и чего это будет ему стоить. Психотерапевт, в каком бы из направлений он ни работал, просто помогает человеку понять, что с ним происходит, помогает приобрести полезные навыки, осознать глубокие процессы, происходящие в его психике, справиться с переживаниями и найти собственные смыслы и цели.

Это похоже на то, как посетитель приходит к зубному врачу, и тот рассказывает, чем может ему помочь, сколько это стоит, как с этим потом жить, а после клиент сам решает, что он будет делать со своими зубами. Такая, казалось бы, простая и логичная стратегия долго искала свой путь в психологии, и до сих про не все могут с этим смириться. На заре возникновения психологической науки каждый терапевт опирался на классическую психиатрию с её представлениями о норме и изобретал свой «надёжный» способ вылечить безумцев. Если отдельный метод давал результат, то автор приписывал ему силу панацеи, с помощью которой пытался спасать всех подвернувшихся под руку. Психиатр, пользуясь довольно приблизительным лекалом, мог объявить человека невменяемым, так как «нормальный человек не должен себя так вести». Мнение самого «больного» игнорировали как бред сумасшедшего и к человеку силком применяли «правильный» метод. «Нормальность» в таких случаях определялась по соответствию моральным критериям со слов уважаемых граждан и по впечатлению, производимому человеком.

Но наука не стоит на месте. Уже, наверное, не осталось психологов или психотерапевтов, работающих в рамках лишь одного из классических направлений и действующих по канонам директивной психиатрии. Во-первых, изменились стандарты диагностики и методы работы с суровых на более гуманные и мягкие, во-вторых, большинство школ развиваются и эволюционируют в сторону сотрудничества с клиентом, в-третьих, каждый мастер включает в свою работу полезные приёмы от других школ и направлений, которые делают его более эффективным. То есть и отношение к человеку стало более лояльным, и подходы более гибкими. В результате может получиться так, что два хороших специалиста будут работать практически одинаково, с отличным качеством, но принадлежать к разным и даже «враждующим» школам. Как люди, поднимаясь с разных сторон горы, сходятся у вершины, так и школы психологии сблизились в последнее время, поэтому я буду описывать разные методики из разных школ, которые, на мой взгляд, дополняют друг друга. Общая цель одна — помочь человеку лучше справляться с его жизнью.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я