В Атлантику через Горн

Андрей Попович

Эта книга – сборник писем, отправленных с борта парусной шхуны «Чава» во время океанского похода Владивосток – Буэнос-Айрес, проходившего с сентября 22 года по февраль 23-го. К текстам добавлены схемы переходов и карты погоды.

Оглавление

Глава 2. «Голливуд» и Куросио в непогоду

3 октября

40° 16.0070» N

143° 25.4860» E

47 м.м.

Митя

В Тихом океане в целом всё тихо. Появилась зыбь и теперь нас качает по-взрослому. На камбузе все летало первые полчаса, пока не встало на свои места. Вчера готовил «китайку» Chicken Chow Mein с рисом, и пока готовил на качке, от запахов меня немного укачало и есть уже не смог. Капитана покормил, сам поел позже. Интересно конечно, как работает гироскоп в голове и как он сопротивляется внешним условиям. Голову хочется держать как можно ниже, чтобы не так сильно качало.

Вне вахты я вчера отлежался в кокпите в спальнике с книжкой и сегодня уже чувствую себя хорошо. Сейчас привыкнем и нас потом будет также качать, когда сойдем на твердую землю.

Помню, как мы пришли с отцом и экипажем на Филиппины в Пуэрто-Галера и первый раз шли по набережной вдоль баров, где сидели яхтсмены-иностранцы. Нас шатало как пьяненьких на твердой земле и народ даже немного подшучивал, мол, смотри, русские идут! Да нет, Боб, прекрати, они не пьяные, они просто только что пришли из океана.)))

Вообще, интересно, как работает мозг. Ведь пока ты занят и несёшь какую-то ответственность за процесс, тебя не укачивает. У тебя есть задача, которую надо выполнить, прежде всего. Будь то смена парусов, готовка обеда или мытьё посуды… Но вот когда задача выполнена — ты уже поплыл и глаза в разные стороны))). Воспринимаю это всё как эксперимент над самим собой, подмечаю свои ощущения.

Вчера мы хорошо бежали на юг, несмотря на встречное течение Куросио, курсом бейдевинд и к концу моей вахты (3:00 am) мы пересекли сороковой градус, чему я был очень рад. Но в следующую капитанскую вахту ветер зашел на восток и пришлось сделать поворот. Сейчас лавируемся против восточного ветра и ждем, когда ветер отойдет на юг по прогнозу.

P.S. Ответы нашим подписчикам:

По поводу мусора — конечно, никто не выкидывал бы миксер за борт, это скорее речевой оборот: «отпустить на волю», «выбросить за борт». За борт отправляется только органика, а вот пластик, стекло, тетрапаки и все остальное я стараюсь максимально уменьшить в размерах и складываю в пакеты для мусора. На берегу мусор выбросим.

О нас — экипаж из 2 человек. Мне 36, отцу 62. Сорокафутовая стальная шхуна, на которой мы сейчас идем, построена моим отцом самостоятельно в 2000 — 2004 годах по проекту Дадли Дикса. Мой опыт открытого моря невелик. Я ходил с отцом однажды на зимовку на Филиппины с ноября по май, мы тогда классно провели время в тропиках.

(Я конечно, согласен, скромность украшает. Но этот невеликий опыт составил несколько тысяч миль открытого океана. А.П.)

А вот отец уже несколько раз сходил в Новую Зеландию, посещал Самоа, Вануату, Фиджи и Маршалы.

Про продукты — сложно вкратце рассказать о запасах на переход. У нас есть какая-то часть скоропортящихся продуктов на 1 месяц, много консервов, круп, соусов. Запас пресной воды — 700 литров, дизельного топлива — 480 литров. В переходе будем заниматься сбором дождевой воды в тропических широтах, ну и ловить тунца и дораду, когда захочется свежей рыбы.

Андрей

Мы всю ночь тащились со слабым ветром на юг, встречали огни рыбаков, утром, наконец, подуло с юга.

Циклон, который навел порядок во Владивостоке, наконец, собрался в наши края. Так что мы поменяли галс на правый, и получили нормальные хода по генеральному курсу. Убегаем от Японии на восток-юго-восток, надо освобождать место.

Интересно, что каждый раз, выбираясь сюда через Цугару, мы получаем «на орехи». «Это океан, детка!». А, похоже, без этого достаточно сложно перебраться в эту сторону через Куросио, только со свежей погодой.

Читаю детские (в смысле, наших детей) книжки, которые они «в рюкзаках хранят». Сегодня — «Дзен и искусство ухода за мотоциклом». Пока нудновато.

Пока все. Продолжаем адаптацию, отсыпаемся. Завтра будет неделя в море, надо будет оценить обстановку и подвести итоги.

4 октября

39° 47.0675» N

146° 11.2315» E

130 м.м.

Митя

Сегодня мы уже неделю как в море и утром мы получили подарок в виде 6-ти баллов по Бофорту. Ветер 20—24 узла, волна до 2.5м. Светит солнце, море кипит, брызги и пена в солнечных лучах образуют радугу. Вокруг кружат альбатросы, а по палубе периодически прокатывается волна. На руле наш старый добрый мистер Флеминг, отлично справляется с поставленной задачей. Я жарю гренки из подсохшего батона, расперевшись всеми конечностями на камбузе, и пытаюсь сделать кофе.

Андрей

Горизонт разгорается, хотя звёзды еще светят вовсю. Ночь была высокотехнологичной, так что есть, чем поделиться. Японцы всегда умеют удивить. Ну ладно, обо всем по порядку.

У нас есть генеральный курс — тот, по которому нужно идти, чтобы достигнуть конечного пункта. Сейчас это курс к условной точке «4» в Тихом океане, от которой мы пойдем к точке «5». Направление — восток-юго-восток, или 108 градусов на компасе.

В качестве ликбеза. Шхунское вооружение, паруса основные: 1 — грот, 2 — фок, 3 — кливер, 4 — стаксель. Дополнительная парусность: 5 — топсель, 6 — фишерман.

Вчера к полудню мы получили, наконец, южный ветер и смогли развернуть бушприт лодки на восток. Разгоняясь со свежим ветром, лодка регулярно находила себе очередной трамплин идущей навстречу старой зыби, и с явным удовольствием спрыгивала в воду, звонко шлепаясь брюхом и поднимая султаны брызг. Мне кажется, со стороны — очень похоже на того бегемота в Киевском зоопарке, который забегал на берег, прыгал в бассейн, и бежал наверх снова, повторить.

И сказать поперек, в принципе, нечего. Мы с Митей для нее конкретные «олды», скучные и предсказуемые, и относимся к настроению восемнадцатилетки с мудростью понимания. Она делает, что хочется, мы тоже, особо не напрягаемся, а общее дело летит вперед. К вечеру моря пришли в относительный порядок, если не считать полос стоячих волн от Куросио, но они проявлялись все реже, мы бежали все веселей, так что на ночь я взял риф у грота.

Кстати, лодка несет сейчас полный «демисезонный» комплект — фок, грот, стаксель, и кливер. Раздуло до устойчивых 20 узлов. Ветер басовито загудел в такелаже.

Я помню, читал у какого-то парусного классика, может быть, у Конрада, что на клиперах количество поставленной парусины по отношению к силе ветра, определяли по тону и силе возникающего звукового аккорда. И «ревущие сороковые» — Roaring Forties, названы так именно по этой причине. У него была и достаточно интересная версия, почему старики-капитаны бесстрашно носились на этих клиперах, как угорелые. А потому что, к старости становились тугими на ухо, и не могли реально оценить уровень опасности!

Ближе к вечеру, в сумерках, у нас начался «Голливуд».

Симптомы были и раньше — знакомый «Орион» пролетал несколько раз, потом регулярно шумело в небо что-то реактивное, но это ладно.

Началось с того, что в море впереди появились объекты, не фиксируемые системой АИС. И сразу стало понятно, что мы попали в какую-то запретную зону. Колючая проволока, ржавая табличка — «Стой, стреляю», ну, ясно — вояки. Так как менять курс я не собирался, в конце концов, ничего не знаю, нейтральные воды, да и особо некуда — что мне, уваливаться на север, к центру непогоды? Изображаем блондинку: «Мальчики, мне надо туда», и продолжаем двигаться на восток.

Вначале нас игнорировали. Проходящий по носу большой военный корабль с мощными подъемниками и площадкой под вертолет выпустил в ночи дрона, который прилетел глянуть, что мы такое.

Примерно через час слева по борту, довольно далеко и в дымке, открылась какая-то суета с кораблем, и каким-то слабо освещенным объектом на воде. Самое интересное то, что, как только мы оказались милях в пяти-семи, корабль погас полностью, остался только объект, разобрать в котором что-то было нереально.

Еще через час в небе появились красные маячки дронов. Они много двигались над морем впереди, занимались какими-то своими делами, а потом внезапно оказались перед лодкой с явно враждебными намерениями. Дроны выстроились в ряд, мигая красными проблесковыми маячками, и зависли. И как я должен это понимать?

Продолжаю движение. Тогда, видимо, потолковав между собой, три дрона справа остались мигать красным, а один, слева, мигнул зеленым. Для дополнительного эффекта, сверху пролетело что-то типа самолета. Жужжало, во всяком случае. Ну, я и подвернул на десять градусов. Все радостно разбежались по своим делам, правда, потом пару раз дроны навещали нас проверить, соблюдаем ли мы соглашение.

Сидим мы с Митей такие, офигевшие, и я ему говорю: «А знаешь, почему они нас сразу боевыми лазерами не почикали? Почему? Потому что мы — банда!». Лодка согласно подпрыгнула на волне.

Справа по носу стала происходить такая же процедура с кораблем и объектом, и корабль точно также потух.

Как идею, могу предложить испытание нового оружия — «невидимости». Или переброску кораблей в пространстве. Хотя могли просто «макать» подводный аппарат. Глубины здесь шестикилометровые.

Митя

6-ти балльный ветер к обеду сменился на 7-ми балльный. Не без сожаления кэп начал убавлять паруса. Сначала мы заменили кливер на стаксель, а потом убрали полностью зарифленный грот. Еще через пару часов убрали стаксель и до сих пор идем под одним только фоком.

4 октября. свежий южный ветер

Идем неплохо, 5 узлов по генеральному курсу. Волна поднялась до 5-ти метров, что немного уменьшило комфорт нашего перехода. Совершенно неудобно мыть посуду, вода из крана льется куда угодно, но не в раковину. Огромной потерей для нас стал разбитый керамический заварник для чая, в него прилетела крышка от сковородки на очередной волне, когда нас положило на бок.

Смотрю в море и диву даюсь откуда у природы столько энергии! На ужин сегодня паста а ля навигарэ, ну ты поняла, по-флотски)) а завтра к 10 утра мы ждем уже северный ветер, ляжем на курс бакштаг и пойдем комфортнее.

Это письмо мы не смогли сразу отправить, отправим в первой половине дня в среду.

5 октября

38° 45.2320» N

148° 12.9648» E

113 м.м.

Митя

Ночь была непростой, мало спали. Яхту валяло, и что самое неприятное, громко било волной в борт. Волна прокатывалась по всей палубе, это можно было наблюдать изнутри в палубные люки и в боковые иллюминаторы. Но есть и плюсы, я думаю, что приз в номинации самой чистой палубы мы теперь точно заполучили)). Также в вахту кэпа было много китайских рыбаков по курсу, их пришлось обруливать. Самое неприятное в такой качке — невозможно ничем заниматься. Ни ремонтом, ни уборкой… Даже письма писать сложно. Кстати, ноутбук теперь привязан намертво к штурманскому столу))).

Утром кэп, не скрывая расстройства, сообщил, что мы потеряли 2 лопасти на ветрогенераторе на фок-мачте. Ветер дул вчера в пике до 37 узлов, есть вероятность, что в ветряк врезалась птица ((. Есть комплект новых лопастей, как станет потише — полезем на мачту менять лопасти.

Сегодня утром у меня было купание на бушприте. Точнее, задача была убрать стаксель и поставить кливер. С уборкой стакселя вполне все понятно, можно комфортно стоять на баке, уперевшись спиной в фок-мачту и убирать парус. А вот чтобы поставить кливер, нужно идти на бушприт. Стоя на бушприте, сначала крепишь страховку и развязываешь шкертики, которыми парус принайтовлен.

И вот в процессе работ на бушприте как раз таки начинается купание. Вода, кстати, тёплая, 28 градусов! Ввиду того, что волна раскачалась до 5—6 метров, на качке, стоя на бушприте, ты сначала летишь вверх метров на 10, где на долю секунды море кажется таким маленьким, далеко-далеко внизу, а потом набирая разгон, ты летишь вниз и останавливаешься только когда бушприт уходит под воду, полностью тебя окатив.

Ну и во время этих незабываемых полетов стоит не забывать, что ты пришел завести кливер-фал и подготовить парус. Это довольно весело, и я бы повторил, но как просит Женёк — снимать все в 4к — я пока не приноровился))) Тут, как только появляется, что снимать в 4к, такая суета начинается, что всё бросаешь и бежишь))). Но мы будем стараться.

Сразу после смены парусов пошел классический тропический ливень минут на 10, было очень красиво. Море было сурового темно-серого цвета с глубоким темно-синим оттенком, кстати подумываю покрасить в такой цвет стены в гараже для мотоциклов в нашем доме в Аргентине, а небо было с очень нежным персиковым оттенком. Ветер сдувал дождь и брызги над водой и темное суровое море покрылось светлой пеленой брызг, полностью перекрыв рябь от ветра на воде.

Андрей

«Любой, кто держал быка за хвост, знает на пару вещей больше того, кто этого никогда не делал». Это старинная испанская поговорка, кто-то из классиков её процитировал, и мне она нравится. Как нам сообщил народ — северные корейцы пульнули ракету, которая перелетела Японию, и упала где-то в нашем районе. Видимо, с этим и было связано вчерашнее дроно-шоу.

После этого мы продолжали выбираться на восток, ветер постепенно усиливался, мы убавляли паруса. К ночи, а все такие дела происходят ночью, мы получили устойчивых 30—35 узлов. Это было бы прекрасно, если бы он дул с кормовых углов. Виенто эн попа, как говорят испанцы. Но мы шли против ветра, и в стремнине Куросио, и это был новый опыт при такой погоде.

С одним фоком, по очень грубым морям, мы делали 5—6 узлов в бейдевинд. Но валяло, конечно, сильно. Особенно, когда лодка пересекала очередную струю течения. Температура воды подскакивает до 28, волны становятся пирамидальными и крутыми. И чем круче погода, тем оживленнее становится в море. Стаи китайских рыбаков, пара контейнеровозов, и все это в комплекте к штормовой погоде. Тем не менее, мы даже выполнили план по суточному переходу.

Самая серьезная потеря — любимый заварной чайник, народ, кто ходил с нами, его помнит. По нему был прилет крышки от сковородки из мойки, с другого борта. Покойся с миром на глубине 5 км возле Японии. Остальное по мелочам — пара ленточек для увязки фока, пара лопастей у ветрогенератора — такое ощущение, что в него залетела птица, а может, просто надо давно поменять лопасти. Только нужно дождаться погоды, чтобы сбегать на мачту.

Сейчас он грустно стоит на тормозе, и выглядит довольно смешно. А мистер Флеминг поймал своим гидроусилителем какой-то предмет, так что срезало предохранительную шпонку и перо откинулось на шарнире. Пока работает, прихваченный шкертиком. Тоже дело на пять минут.

«Матросы выходного дня» заработали статус «мОтросов-любителей». Адаптация продолжается.

Мем «матросы-любители» требует пояснения, тем более, что он неоднократно повторяется в текстах. Когда мы проходили пролив Цугару, и у нас появился роуминг, выяснилось, что наш поход нашел отражение во владивостокской прессе, причем, довольно забавное.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я