Книга, написанная на основе ранее не публиковавшихся архивных данных, рассказывает о боевом пути одной из авиационных частей Первой Мировой войны, ставшей первым экзаменом для Российского Императорского воздушного флота, о мужестве русских военных авиаторов. В книги приведены многочисленные описания боевых вылетов, биографии авиаторов, редкие фотографии и архивные документы. Адресована всем интересующимся военной историей, историей отечественной авиации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Андрей Пюккенен, 2023
ISBN 978-5-0060-4937-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В небе — 35-й корпусной
Книга, написанная на основе ранее не публиковавшихся архивных данных, рассказывает о боевом пути одной из авиационных частей Первой Мировой войны, ставшей первым экзаменом для Российского Императорского воздушного флота, о мужестве русских военных авиаторов. Адресована всем интересующихся военной историей, историей отечественной авиации.
Русским летчикам
Сильные, смелые в небо летящие
гордо стремитесь вперед
В дали лазурным простором манящие
Пусть вас порыв увлечет
Сделайте то, что казалось забавою
Сказкой, подобною сну
Делом великим, что новою славою
Нашу покроет страну
И отзовется вам, в небо летавшим
Родина сердцем своим
Вечною памятью доблестно павшим
Вечною славой живым
Князь Ф. Н. Касаткин-Ростовский, 1913 год1
Предисловие
Первая Мировая война стала периодом становления и суровым экзаменом для нового вида вооруженных сил России — Воздушного флота. За четыре года, прошедшие после первой Авиационной недели в апреле-мае 1910 года, российская авиация совершает стремительный рывок вперед. В 1911 году в Офицерской воздухоплавательной школе в Санкт-Петербурге начинает работу авиационный отдел, готовивший летчиков из числа офицеров, а также — механиков и мотористов из нижних чинов. На базе авиационного отдела 19 июля 1914 года была создана знаменитая Гатчинская военно-авиационная школа. В ноябре 1910 года начинает работу Севастопольская авиационная школа
В эти же годы открываются первые авиационные заводы — «Гамаюн» С. С. Щетинина, акционерное общество воздухоплавания В. А. Лебедеваа, «Дукс», «Анатра», авиационное отделение Русско-Балтийского завода в Риге. Были созданы и испытаны несколько оригинальных отечественных аппаратов. В начале 1914 года принимается решение о подготовке из числа офицеров сухопутных войск летчиков-наблюдателей — специалистов по воздушной разведке — и создании специальных школ для их подготовки. В начале 1915 года такая школа была открыта в Киеве.
К началу войны Россия имела самый большой в мире воздушный флот, насчитывавший 263 самолета. Среди них были три бомбардировщика «Илья Муромец» — на тот момент единственных в мире многомоторных самолета. Большую часть воздушного флота при этом составляли иностранные самолеты, закупленные за рубежом или выпускавшиеся по лицензии несколькими российскими авиационными заводами.
Однако боевые потери и медленные темпы производства, вызванные, в том числе, задержками в поставке из-за рубежа авиамоторов, вскоре изменили соотношение сил не в пользу России.
Главными задачами военной авиации в первую мировую были разведка и корректировка огня артиллерии. К примеру, при подготовке Брусиловского (Луцкого прорыва) в воздушной разведке участвовало около 100 самолетов.
Разведка и корректировка огня были основными задачами и 35-го корпусного авиационного отряда, сформированного в январе 1915 года, в течение нескольких месяцев пр оводившего патрулировании Черного моря, а с осени 1915 участвовавшего в боевых действиях в Галиции. Отряд принимал участие и в Брусиловском прорыве.
Полеты осуществлялись в основном на самолете Вуазен 3, двухместном биплане, экипаж которого состоял из летчика и летчика-наблюдателя, в обязанности которого входили фотографирование, корректировка огня, сбрасывание бомб, а также — стрельба из пулемета по неприятельским аэропланам.
Вуазен, один из самых массовых самолетов Первой Мировой, обладал многими преимуществами, среди которых были хорошая грузоподъемность и вместительность кабины, позволявшие разместить радиостанцию и запас бомб.
При этом серьезным недостатком машины была низкая скорость, с появлением истребительной авиации делавшая «Вуазен» легкой добычей для неприятеля.
Однако из-за нехватки истребителей в российском Воздушном флоте экипажи «Вуазенов» продолжали летать на разведку и бомбометание без сопровождения, нередко неся потери. Более того — в некоторых случаях перед экипажами «Вуазенов» ставилась задача защиты позиций или аэродрома от авиации противника. Лишь в 1917 году в составе отряда появляется истребитель «Нюпор», прикрывавший «Вуазены» и «Фарманы», ведущие разведку.
О мужестве русских авиаторов, о риске, с которым было связано выполнение заданий, рассказывают пожелтевшие страницы архивных документов — отчетов о полетах, донесений, телеграмм.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Федор Николаевич Касаткин-Ростовский (01.11.1875 — 22.07.1940) — офицер, драматург, литературный переводчик. В 1895 году закончил по первому разряду Пажеский корпус, выпущен в лейб-гвардии Семеновский полк. В его составе принял участие в Первой Мировой войне, ранен, четыре раза контужен. На 1916 год — полковник. После Октябрьской революции был арестован, бежал. Участник Белого движения, помощник командира Сводно-гвардейского полка. В эмиграции во Франции. С дореволюционных лет занимался литературным творчеством, автор 24 одноактных пьес, переводов на французский язык сказок А. С. Пушкина. Во Франции вместе с женой, актрисой Александринского театра Диной Кировой, открывает «Русский интимный театр». Умер 22 июля 1940 года в нищете в деревне Сен-При под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-Де-Буа.