35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации

Андрей Пюккенен

Книга, написанная на основе ранее не публиковавшихся архивных данных, рассказывает о боевом пути одной из авиационных частей Первой Мировой войны, ставшей первым экзаменом для Российского Императорского воздушного флота, о мужестве русских военных авиаторов. В книги приведены многочисленные описания боевых вылетов, биографии авиаторов, редкие фотографии и архивные документы. Адресована всем интересующимся военной историей, историей отечественной авиации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Аэродром Большой Фонтан

«17 января сего года я вступил во временное исполнение должности начальника формируемого Одесского авиационного отряда», — об этом сообщал приказ №1 от 25 января 1915 года, подписанный временно исполняющим должность начальника отряда штаб-ротмистром Георгием Грековым и временно исполняющим должность адъютанта отряда поручиком Николаем Анкудовичем2

Уже 28 января воинская часть получает новое наименование — « Особый отряд при армии».

В распоряжении отряда были два аэроплана — Фарман-16 и Фарман-22 — полученных с расположенного в Одессе авиационного завода А. Анатра, выпускавшего по лицензии французские самолеты. Аэропланы базировались на аэродроме Большой Фонтан, нижние чины размещались в казармах 15-й артиллерийской бригады «по Большой Фонтанной дороге против еврейского кладбища».

В формирующийся отряд из 48-го запасного батальона прибывают нижние чины — ефрейтор Даниил Кривой (слесарь, на должность старшего команды), ефрейтор Даниил Кузьменко (слесарь), рядовые Федор Зиньков (слесарь), Федор Вагилевич (механик), Иван Матвиец (конюх), Федор Байбарак (денщик), Петр Сумневич (столяр).

Отряд получает со складов две палатки для аэропланов, комплекты слесарного, столярного и портняжного инструмента, 4 переговорных прибора, анемометр. В Павлограде получают четырех лошадей с забавными кличками — Чашка, Мотоцикл, Почтарь и Мавзолей. Отрядный праздник был установлен 23 апреля в день Святого Георгия Победоносца.

Приказ№27, 20 апреля 1915 года, город Одесса.

В четверг 23 апреля по случаю отрядного праздника в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца в соборе 4-й стрелковой бригады будет отслужен молебен и освящен отрядный образ. На молебне присутствовать всем офицерам и нижним чинам. Форма одежды — походная.

Временно исполняющий должность командира штабс-ротмистр Греков

Временно исполняющий должность адъютанта поручик Анкудович.

А уже 11 февраля начинается боевая работа: «Отряду начальником штаба 7-й армии было дано общее задание — разведка Черноморского побережья и наблюдение за неприятельскими судами от города Очакова до Днестровского лимана. Задание выполняется начальником отряда и младшим офицером ежедневно в 6 часов утра и шесть часов вечера».3

В этот день летчик штаб-ротмистр Греков и летчик-наблюдатель поручик Анкудович совершают первый вылет. Патрулирование Черноморского побережья продолжится до 1 сентября 1915 года. Позже в патрулировании принимал участие летчик поручик Мамаев. Полет длился около полутора часов. Взлетев с аэродрома Большой Фонтан, экипаж направлялся к Хаджибеевскому лиману, Сухому лиману, маяку Бургас. Маршрут в различные дни несколько изменялся. Возникали и нештатные ситуации. Так, 3 апреля 1915 года самолет вскоре после взлета вернулся на аэродром, поскольку «мотор начал сдавать».4

«Сего числа в 7 часов 42 минуты я с летчиком-наблюдателем Анкудовичем, подходя к земле, вынужден был опуститься в рожь, потому, что на аэродроме в это время с одной стороны занимались учением нижние чины, а с другой — паслось громадное стадо баранов. При посадке аэроплан, запутавшись во ржи, перевернулся, а летчики, выпавши из аэроплана, получили ушибы: я удары и кровоподтеки в разных частях тела, а поручик Анкудович сильный удар по позвоночному столбу и правому боку», — сообщается в приказе №42 от 23 июня 1915 года, подписанном штабс-ротмистром Грековым.5

Фарман-16 получил серьезные повреждения, находился на ремонте в мастерской до сентября. Вскоре отряд получил еще один Фарман-22, тоже построенный в Одессе на заводе Анатра.

Самолеты Фарман-16, Фарман-22 были разработаны во Франции перед Первой Мировой войной для ведения разведки. Самолеты имели обтекаемую гондолу, толкающий винт. Преимуществом их была надежность и простота пилотирования. Машины этого типа были широко распространены, строилась по лицензии в России. Серьезным недостатком были низкая скорость и слабая энерговооруженность, из-за которой даже небольшой груз бомб и установленный пулемет ухудшали пилотажные качества машины. Вооружение не было предусмотрено конструкцией, но в авиачастях нередко устанавливали пулеметы «Colt», «Vickers»или «Lewis».

Сведений о обнаруженных неприятельских судах и подводных лодках в отчетах о проведенных полетах не встречается. В сентябре патрулирование прекращается. Отряд некоторое время проводит учебные полеты «согласованные с учебной стрельбой местной пулеметной командой по аэроплану и маневрирующими войсками».6

К ноябрю 1915 года летный состав и самолетный парк увеличиваются в несколько раз. На вооружении состоят семь аппаратов — шесть «Вуазенов» (три французских и три российского производства) и один трофейный германский истребитель «Альбатрос».78

24 октября 1915 года штаб-ротмистра Грекова на посту командира сменяет один из русских асов Великой войны штабc-ротмистр Андрей Ливотов. В списках отряда значатся летчики (офицеры) поручик Завадовский, поручик Бочаров, прапорщик Волк, прапорщик Матвеевич; летчики-наблюдатели подъесаул Филимович, поручик Анкудович, поручик Мрачковский, корнет Воинов, прапорщик Егорьев. А также летчики-нижние чины: старший унтер-офицер Припутненко, охотник Ходорович.9

Несколько слов о самолете «Вуазен», ставшем в этот период основной машиной 35-го корпусного авиаотряда. Самолет был разработан одним из пионеров авиации французским авиаконструктором Габриэлем Вуазеном незадолго до Первой Мировой войны. Использовался в качестве дальнего разведчика, корректировщика, легкого бомбардировщика. Среди его преимуществ — большая дальность полета, грузоподьемность, просторная гондола, в которой кроме двух членов экипажа можно было разместить радиостанцию или бомбы. Еще одной сильной стороной «Вуазена» была прочность — фактически весь его каркас был из металлических труб, деревянными были только нервюры и гондола. Устойчивости при посадке способствовало и необычное четырехколесное шасси. В России выпускался по лицензии заводами Лебедева, «Дукс», Анатра, Щетинина с 1914 по 1917 год. Звездообразный двигатель водяного охлаждения «Сальмсон» отличался большой мощностью.

Серьезным недостатком машины была низкая скорость, и с появлением у немцев истребительной авиации дальние полеты на «Вуазенах» стали особенно рискованными. Впрочем, известно много случаев, когда экипажу при помощи пулемета удавалось отбиться от вражеского истребителя, заставив его покинуть поле боя.

Основные данные машины:

Voisin-3 (LAS)

— Тип: Легкий бомбардировщик

— Двигатель: Renault, 8-цилиндровый с воздушным охлаждением, 100 л.с.

— Размах: 16.15 м

— Длина: 9.45 м

— Высота: 3.18 м

— Нормальная взлетная масса: 928 кг

— Крейсерская скорость: 106 км/ч

— Практический потолок: 3800 м

— Практическая дальность: 398 км

— Вооружение: 1 пулемет и до 130 кг бомб

— Экпиаж: 2 человека

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

РГВИА Ф. 6103 оп. 1. Дело 4. Л. 1

3

РГВИА Ф.6103, оп. 1, дело 3, Л. 1

4

РГВИА Ф. 6103, оп. 1, дело 3, Л. 4

5

РГВИА Ф. 6103, оп. 1 дело 8. Л. 20

6

РГВИА Ф. 6103, оп. 1, дело 1, Л 12

7

РГВИА Ф. 6103, оп. 1, дело 1, Л 13

8

В условиях дефицита самолетов использование восстановленных трофейных машин приобрело довольно большие масштабы. По различным оценкам в годы Первой Мировой в составе российского воздушного флота в разное время было 150—170 германских и австрийских аэропланов. Самолеты «Альбатрос» восстанавливали на заводе В. А. Лебедева, располагавшемся в Петрограде на Комендантском аэродроме. В авиационные части они поступали под наименованием «биплан типа А1-Лебедь-XI». Восстановление происходило по мере поступления узлов и комплектующих, в первую очередь — моторов. Единичные экземпляры были восстановлены также в прифронтовых авиапарках.

9

РГВИА Ф. 6103, оп. 1, дело 1, Л 15

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я