Книга, написанная на основе ранее не публиковавшихся архивных данных, рассказывает о боевом пути одной из авиационных частей Первой Мировой войны, ставшей первым экзаменом для Российского Императорского воздушного флота, о мужестве русских военных авиаторов. В книги приведены многочисленные описания боевых вылетов, биографии авиаторов, редкие фотографии и архивные документы. Адресована всем интересующимся военной историей, историей отечественной авиации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Жаркое небо Галиции
Отряд какое-то время проводит боевую разведку Черноморского побережья, но в декабре перебрасывается на Галицийский фронт — в Проскуров, а затем на аэродром Сухостав, где отряд будет базироваться в течение нескольких месяцев.
Осенью 1915 года авиаотряд получает новое наименование — 35-й корпусной авиационный отряд.
«Боевые разведки на Галицийском фронте производились по заданию командира 7-го авиационного дивизиона всеми летчиками отряда», — лаконично сообщается в отчете за декабрь.
В период с декабря1915 по май 1916 авиаторы выполняют задания с максимальным риском для жизни, постоянно попадая под огонь зенитной артиллерии, сталкиваясь с вражескими истребителями.
В строю — только 4 самолета. У «Вуазена» под номером 257 при падении сломано левое крыло, «Вуазен» под номером 3570 разбит полностью, за исключением мотора и радиатора, в ремонте находится также «Альбатрос», который к февралю был возвращен в строй. О буднях военных авиаторов рассказывают скупые строки отчетов, составлявшихся после каждого вылета.
21 декабря 1915 года летчик прапорщик Волк и летчик-наблюдатель Мрачковский на самолете «Вуазен» провели разведку расположения противника и бомбометание. «Разведка выполнена, сброшенные бомбы (6 штук) взорвались и произвели соответствующие разрушения. Перед концом разведки, когда аппарат шел по направлению к своим войскам, остановился мотор на расстоянии 16—18 верст от расположения своих войск. Причины остановки мотора — скопление воды в карбюраторе вследствие сырой погоды».10
27декабря 1915 года летчик прапорщик Ходорович и летчик-наблюдатель корнет Воинов совершили длительный (3часа 15 минут) полет по маршруту аэродром Сухостав — Бучач — Монастержеска — Подгай — Юзефовка — Бучач — Сухостав. «На высоте местечка Бариш на расстоянии 200 метров от нас пролетел неприятельский самолет, который был обстрелян нами и опустился на свой аэродром в местечке Бариш. В обозы около Монастержеска сброшены пять бомб».
5 января 1916 года летчик прапорщик Ходорович и летнаб поручик Окулич-Казарин11 совершили полет по маршруту аэродром Сухостав — Чертков — Бучач—Гайворонка — Чертков — Сухостав.
«Сфотографировали окопы противника от Бучач до Богатовище. В районе Бучач атаковал вражеский аэроплан, но огнем его удалось заставить повернуть к своему аэродрому. В деревне Гайворонка нас атаковали два аэроплана с пулеметами. Один из них после нашего обстрела удалился, и после 15-минутного боя мы благополучно вернулись на свой аэродром».
11 марта 1916 года на задание вылетели летчик штаб-ротмистр Ливотов и летчик-наблюдатель младший унтер-офицер Зиньков, до этого — механик. Выполнено 19 фотографических снимков тыловых позиций от города Бучач до города Язловец, в которых обнаружено около батальона пехоты и 50 подвод. По шоссе от города Бучач двигалось около 150 повозок. Перестрелка с «Альбатросом» противника у города Язлов. Аппарат попал в шквал.
27 марта 1916 года прапорщик Припутненко и корнет Воинов охраняли свою территорию от налетов аэропланов противника, преследовали неприятельский аэроплан и заставили его вернуться на свой аэродром. В конце марта авиаторы 35-го корпусного выполнили несколько полетов для прикрытия позиций своих войск.
1 апреля 1916 года прапорщик Ходорович и корнет Соболевский вылетели с аэродрома Липканы для разведки и бомбардировки. «Над городом Черновцы аппарат был атакован двумя неприятельскими „Альбатросами“, вооруженными пулеметами. По аппарату был открыт пулеметный огонь, причем несколько пуль попали в мотор, отчего последний встал. Мне удалось допланировать до наших окопов и спуститься между нашими и неприятельскими окопами. Неприятельская артиллерия испортила аппарат на земле. С наступлением темноты удалось аппарат увезти. Прапорщик Ходорович».12
Разобрал и вывез аппарат на автомобиле под огнем противника младший унтер-офицер механик Степан Вагилевич, вызвавшийся добровольцем. За этот подвиг он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени.13
22 апреля 1916 года штабс-ротмистр Ливотов и старший унтер-офицер Сафонов вылетели на трофейном «Альбатросе», сбросив на станцию Бучач шесть двадцатифунтовых бомб. На левой поверхности аппарата 1 шрапнельная и две пулевых пробоины.
Офицеры 35-го корпусного авиаотряда. Весна-лето 1916 года. Слева направо: поручик Анкудович, поручик Мрачковский, корнет Соболевский, старший унтер-офицер Норвид-Кудло, прапорщик Нужный, прапорщик Припутненко, командир отряда штаб-ротмистр Ливотов, адъютант корнет Воинов, поручик Санковский, прапорщик Волк
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы итории отечественной авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Поручик Ярослав Викентьевич Окулич-Казарин (1888—1955), с ноября 1915 летчик-наблюдатель 7-го авиационного дивизиона, с февраля 1916 — руководитель практических занятий Военной школы летчиков-наблюдателей, после 1918 года в вооруженных силах Польши. В 1939 году — полковник, последний польский комендант Вильно.