1. книги
  2. Общая психология
  3. Андрей Тихомиров

Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Педагогические вопросы

Андрей Тихомиров
Обложка книги

Целенаправленный процесс ориентации школьников на социально значимые ценности общества — ведущая задача современной школы. И, если принять за цель воспитания социальную идею, которую формулирует общество на каждом этапе своего развития, то цель воспитания на современном этапе — это формирование у школьников ценностей современного периода.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Педагогические вопросы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Детерминация процесса ориентации социальными условиями развития общества

Положением, особо важным для теории ориентации школьников на социально значимые ценности, является методологический принцип детерминизма.

Сущность человека — есть совокупность общественных отношений, что вооружает педагогическую теорию необходимым инструментом познания, ключом к пониманию процессов становления, развития и формирования личности, ее социального качества.

Личность, ее сознание формируются под влиянием сложного комплекса объективных и субъективных факторов. Этот процесс детерминирован характером господствующих общественных отношений, многообразными видами деятельности и формами общения, целенаправленным воспитанием.

Социальная детерминация процесса ориентации школьников на ценности общества имеет, по крайней мере, два аспекта: содержательный и функциональный.

Содержательный аспект зависит от системы ценностей, принятых в обществе. Эволюция ценностей общества происходит постоянно, изменяя приоритеты и иерархию, обесценивая одни и выдвигая другие. Система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентации школьников, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей.

Функциональный аспект детерминирует сам процесс присвоения ценностей личностью. Характер присвоения зависит прежде всего от уровня культуры общества.

Не останавливаясь на эволюции экономических отношений в обществе на разных его этапах, посмотрим на процесс развития духовной культуры общества.

Философские исследования, изучающие процессы развития и функционирования ценностей в обществе, дают основание считать, что эволюция ценностей подвержена влиянию множества факторов, ведущей среди которых выступает экономическая система общества.

Процесс формирования новых ценностей — длительный процесс, не поддающийся однозначной внешней регуляции, и требуется исторически длительное время, чтобы в первичных социальных группах сформировалась атмосфера, благоприятная для созревания новых ценностей.

Историко-социологический анализ системы духовных ценностей выделяет наиболее существенные вехи исторического процесса и приводит к следующим выводам.

— Система ценностей в широком смысле слова — это внутренний стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания.

— Система ценностей — это действенная сторона общественного сознания, взятого в совокупности всех его форм. В системе ценностей находит выражение мера решимости, готовности личности к изменению мира, которая не остается неизменной.

Система ценностей, характеризующая систему данного общества или определенную культурную среду, представляет собой результат той духовной работы, которая осуществляется всем обществом.

История человечества не что иное как беспрерывное изменение социальной сущности природы.

В каждую конкретную историческую эпоху изменившаяся человеческая природа выступает как определенный тип личности. Человек как исходный и конечный пункт своей истории в процессе деятельности постоянно сам себя изменяет и созидает, созидая и творя среду своего обитания — мир культуры.

Поэтому процесс освоения культуры общества личностью может быть представлен как процесс локализации всеобщих механизмов осуществления практики в достояние индивидуальной жизнедеятельности и, в свою очередь, восхождение последней к коллективному опыту и закреплению в нем в виде определенных социально-культурных качеств.

Общая концепция культуры позволяет определить ведущие доминанты, разливающие индивидуальную человеческую природу, ибо культура, с одной стороны, выступает как «матрица» передачи объективированного в историческом опыте уровня развития родовой природы человека, а с другой — представляет собой механизм самореализации человека.

Мир человека — это мир его культуры, включая и природу, к которой он относится субъективно через призму всей системы культуры. Говоря о «субъективности» человеческого отношения к миру, мы имеем в виду не только опосредованность его отношения к свободе культурно-образовательной деятельности, но что и сам человек является носителем и создателем духовных ценностей общества.

Обращаясь к социальной детерминации процесса ориентации школьников на социально значимые ценности в современных условиях развития общества, необходимо уяснить характер современных общественных процессов. Переход на новую модель общественного развития в центр ставит человека, его существование, потребности, его ценностные ориентации.

Кардинальные изменения в сфере политики, экономики, социальной и культурной жизни общества приводят к переосмыслению и переоценке ценностей.

Определение основ ориентации школьников на социально значимые ценности требует их теоретического анализа и систематизации. Построение модели ценностных ориентации школьника с учетом современных условий и особенностей социальной ситуации развития не должно исходить из произвольных принципов, а опираться на объективные законы. Поэтому принципиально важным положением для нас в анализе системы ценностных ориентации современного школьника с учетом иерархической системы ценностей общества явилось признание приоритета общечеловеческих ценностей. В этом случае человек выступает системообразующим звеном всей системы ценностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Педагогические вопросы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я