В книге рассказывается о палеоазиатских и самодийских народы: о формировании и истории народов, обычаях, ритуалах. Привлекаются различные исторические и этнографические источники. Приведены краткие грамматики некоторых палеоазиатских и самодийских языков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Палеоазиатские и самодийские народы. Языки, миграции, обычаи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Из истории палеоазиатских и самодийских народов
Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морской житель»), тундровых чукчей-оленеводов — чаучу («богатый оленями»), общее самоназвание — лыг ораветлян («настоящий человек»), отсюда другое название народа — луораветланы. По антропологическому типу чукчи принадлежат к монголоидной расе.
Образование чукотского народа, по мнению ряда исследователей, связано с проникновением оленеводов, предков чукчей, из области современного расселения коряков на северо-восток Азии в область расселения эскимосов. Часть последних была ассимилирована чукчами и вошла в состав чукотского народа. Впервые русские встретились с чукчами в 1642 г. на реке Алазее. В 1649 г. Семён Дежнёв поставил острог на реке Анадыре. С этого времени русские вступают в постоянный контакт с чукотским народом. В 1789 г. чукчи официально были приняты в русское подданство. Изолированность районов расселения от освоенных районов Сибири и Дальнего Востока ограничила влияние колонизации. В отличие от других народностей крайнего Севера, чукчи хотя и считались официально подданными русского государства, но ясак платили нерегулярно, православия не приняли. По образу жизни чукчи делились на 2 группы. Приморские жители (около 30% всего народа) жили оседлой занимались охотой на китов, моржей и тюленей. Охотились на байдарах, обтянутых моржовыми шкурами, с помощью гарпунов с костяными наконечниками. Транспортным средством служили упряжные собаки. В целом культура этой части чукчей была близка к культуре азиатских эскимосов. Вторая группа населения (около 70%) кочевала в тундре, занимаясь оленеводством. Культура этой части была близка к культуре оленных коряков. В качестве жилища была яранга. В прошлом приморские чукчи жили также в землянках с длинными входными туннелями. Между приморскими и тундровыми чукчами происходил регулярный натуральный обмен. Приморские получали от тундровых оленьи шкуры для одежды, давая им взамен моржовый жир, необходимый для освещения и отопления яранг, и кожу лахтака, или морского зайца, на ремни и подошвы. Пища приморских в прошлом состояла в основном из мяса морских зверей, тундровых — из мяса оленей. То и другое мясо потреблялось частью в варёном, вяленом или подмороженном, а частью и в сыром виде.
Национальная одежда чукчей делается из оленьих шкур. У мужчин она состоит из двойной рубахи (кухлянки) и длинных штанов, соединённых у щиколоток с короткой обувью, у женщин — из двойного комбинезона (керкера) с обувью до колен. И мужчины и женщины носят меховые шапки. Социальный строй в прошлом обладал некоторыми чертами патриархально-родового строя; существовала патриархальная семья, женщина находилась в угнетённом положении, допускалось многоженство, но делений на роды у чукчей не было. Вследствие этого они не имели характерных для обществ родового строя родовых названий и не знали родовой экзогамии. Уже в середине 17 в. у тундровых чукчей существовало значительное имущественное неравенство. К концу 19 в. в результате роста оленьих стад и торговли с русскими и американцами имущественное расслоение усилилось. Существовало имущественное неравенство и у приморских чукчей. Бытовали ранние формы шаманства, существовал промысловый культ: периодические праздники и обряды в честь животных — хозяев-покровителей промыслов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Палеоазиатские и самодийские народы. Языки, миграции, обычаи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других