Школа: почему никак?

Андрей Шалаев

Опираясь на свой опыт советского школьника, студента, учителя, руководителя школы и родителя троих школьников, автор предлагает совершенно неожиданную концепцию организации обучения, которая гарантированно решает все существующие проблемы школы, не создавая новых и не напрягая госбюджет.Издание адресовано учителям, руководителям системы образования, студентам и преподавателям педагогических вузов, а также родителям школьников.

Оглавление

Смена парадигмы

Из школьных сочинений:«Хлестаков сел в бричку и крикнул: Гони, голубчик, в аэропорт!»

Давайте рассмотрим следующую модель стандартного школьного класса.

Половина детей учится и успевает, потому что уровень и темп обучения рассчитаны как раз на них. Пара-тройка детей откровенно скучает, потому что всё уже давно понятно, и учебник прочитан от корки до корки. Остальные не понимают ничего, ибо безнадёжно отстали, и, в лучшем случае, делают вид, что они здесь.

Модель грубая, соотношение может сильно различаться в разных классах, но эти три группы учащихся есть всегда. Иногда случается четвёртая — один-два человека, но про них забывают: прогульщики.

Учитель, как всегда, пытается делать невозможное — обучать одновременно эти три группы совершенно разных детей в условиях классно-урочной системы. Для этого, как и прежде, он готовит разноуровневый урок-шедевр, чтобы быть понятным для всех учащихся, и продолжает свой древний «танец у доски», добавив для пущего эффекта движения вглубь класса. Тщетно. Добрая половина учеников ничего не понимает или не хочет понимать. Зато учитель к концу урока выжат, как лимон в допитом чае.

Всё бы ничего, так живём не одно десятилетие, но проблема стала обостряться. Школа явно деградирует. Вынужденная дистанционка усугубляет ситуацию. Уровень образования выпускников падает и уже завтра потянет за собой экономику страны и всё остальное.

Понятно, что со школой надо что-то делать, но, похоже, никто не знает что. Избыточный контроль всех уровней проблему не решает и не решит. Государство готово вложить деньги в школу, но не знает как, чтобы опять не впустую. Самое время найти выход, точка невозврата уже близка…

Выход есть. Он решает абсолютно все проблемы школы, не создавая новых. Самое интересное, что этот выход не требует значительных вложений, всё может уместиться в существующий бюджет. Но придётся сменить парадигму…

Сегодня учитель вынужден тянуть на себе весь класс. Это не только тяжело, но и безуспешно, а потому не оценивается по достоинству. Вот уже три причины избавить учителя от лишней работы.

Как насчёт того, чтобы исключить из обязанностей педагога преподавание?..

Досчитали до десяти? Тогда продолжим.

Педагог по-прежнему прекрасно разбирается в своём предмете, но он ничего никому и никогда не объясняет. Всю информацию учащиеся черпают из учебников. Конечно, не из тех зачастую странных книжек, которые школьники переносят туда-сюда каждый день в своих портфелях, а из настоящих учебников. В них последовательно и доступно изложено всё то, что учитель до сих пор пытался разъяснять на уроке. Это не фантастика, такие учебники вполне реальны, их можно сделать для каждого класса и для каждого предмета.

Они объясняют даже лучше учителя и столько раз, сколько потребуется. В этих учебниках нет ничего лишнего: ни задач, ни вопросов — только те данные, которые ученик должен узнать или усвоить по предмету. И много-много наглядности.

Учебник полностью заменяет преподавательскую функцию учителя. Он может быть большим или даже многотомным. Таскать домой его детям не нужно, он всегда в классе.

Задания на закрепление и применение новых знаний печатаются отдельно в блокноте с отрывными листами. Выполнив очередное задание, ученик сразу отделяет листок от блокнота и передаёт его учителю.

Для замены организующей и управляющей функций учителя на уроке используется ученический дневник. Как дальше выяснится, в новой парадигме домашние задания не практикуются, а оценка ученика учителем запрещена. Поэтому назначение дневника тоже меняется. И теперь у школьника много дневников, по каждому предмету — свой. Правильнее будет их называть дорожными картами.

В каждой такой дорожной карте последовательно расписаны все действия ученика на уроке на весь учебный год: что прочитать, что посмотреть, на какой вопрос ответить, какое задание выполнить и так далее. Совершив очередное действие, ученик делает отметку в дневнике напротив этого задания (ставит дату и подпись) и движется дальше. Некоторые задания требуют, чтобы педагог подтвердил их выполнение. Тогда учитель ставит свою пометку в дневнике напротив этого задания (дату и подпись, но не оценку!). Вместо и по поручению учителя такую проверку и отметку может делать другой ученик.

Завершив изучение темы, ученик пишет контрольную работу. Это происходит в отдельном помещении под руководством и наблюдением специального педагога-экзаменатора. Выполнив успешно контрольное задание, ученик возвращается в класс и приступает к изучению следующего раздела. Не пройдя проверку, он получает задание на повторное изучение темы, возвращается в класс и ликвидирует пробелы, после чего вновь пишет контрольную работу. И так до полной победы.

В новой парадигме каждый ученик работает на уроке самостоятельно. Изредка, когда того требует задание, сотрудничает с одноклассниками, при необходимости обращается за помощью к учителю.

Учитель постоянно наблюдает за работой учащихся, координирует их взаимодействие при соответствующих заданиях, проверяет выполненные задания, приходит на помощь «застрявшим», но никогда не подсказывает, а лишь направляет к тем материалам, где есть ответ.

Различие между детьми приводит к тому, что одни убегают по предмету вперёд, другие движутся медленнее. Школьников, идущих с небольшим опережением, учитель привлекает в помощники по проверке выполненных заданий другими учащимися. При значительном опережении школьникам предлагается перейти на более глубокий уровень изучения предмета (сменить учебный комплект). Для сильно отстающих школьников в рамках новой парадигмы проводятся дополнительные занятия с целью обнаружения и устранения причин отставания и увеличения их скорости самостоятельного продвижения по предмету.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я