В представленной книге по-новому рассматриваются детско-родительские отношения, а также особенности и типологии характеров. Книга написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Книга будет интересна родителям, педагогам, всем, кто работает с детьми.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь воспитания, или Тайны маленького сердца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О чем молчит педагогика. Познакомимся. Наши дети
Современная педагогика говорит нам, что воспитание — это всегда взаимодействие с ребенком и определенное воздействие на него. Мы стремимся сформировать характер нашего ребенка, привить качества, необходимые для жизни в современном обществе. Мы воспитываем своих детей чаще всего по своему образу и подобию, исходя из собственного опыта, представлений, опыта собственных родителей. При этом каждый родитель хочет, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми и успешными. Говоря о счастье и успехе, каждый из нас вкладывает в эти понятия свое представление. Для кого-то счастье — это «дом — полная чаша», дети, большая дружная семья, которая собирается на праздники за столом, накрытом белой скатертью, а для кого-то счастье — это крупный счет в банке, престижная машина, продвижение по карьерной лестнице.
В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с разными людьми. И хотя мы и понимаем, что все люди разные, но очень часто мы об этом забываем, когда занимаемся воспитанием собственных детей, когда пытаемся сделать из ребенка подобие себя, вылепить из него свою мечту. А в результате, наш ребенок не способен стать тем, кем он мог бы быть, а потому страдает, упрекая своих родителей, в том, что плохо его воспитали, недосмотрели, недоглядели…
Итак, познакомимся. Это Анечка, Андрюша, Илюша, Вика. Они такие забавные и веселые. Они так не похожи друг на друга. Как их понять? Как их воспитывать? С чего начать? Как создать им условия для развития всех потенциальных возможностей?
Вслушайтесь, посмотрите на них. В своем возрасте они уже такие смышленые!
Познакомьтесь — это Аня. Ей 5 лет (Наблюдения сестры Лебедь А.).
Анечка сидела за столом и кушала, а потом горько вздохнула:
— Эх, папа, папа!
Ее бабушка спросила:
— Что случилось?
— Ну, я же соскучилась! (В этот момент ее папа был в командировке).
Поздно ночью мы возвращались домой. Сначала ехали по ровной дороге, а потом съехали с асфальта. И сонная Аня спросила:
— Папа, а почему не по дороге едешь?
Я гуляла с Аней на поляне. Мы собирали букет для бабушки. Когда мы собрали большой букет, девочка сказала:
— Вот, когда бабушка увидит этот букет, она будет горько плакать.
Я спросила:
— Почему же она будет горько плакать?
— Ну не знаю, — ответила девочка. — Вот это я сказанула!
Первый выезд на море в этом году и первая фраза молчащей Ани была:
— Ого! Какая большая речка!
Пришла из садика.
— Мама, ты представляешь, Паша меня поцеловал, а Дима теперь ревнует. Вот, и что мне с ними делать?
Когда Аня родилась, то не любила соски. Вместо соски была пустая бутылочка. С ней Аня спала и гуляла. Памперсы категорически не воспринимала, соглашалась одевать памперсы только когда собирались гулять и ей об этом говорили. Ползать начинала «гусеничкой», а потом сразу же пошла.
Познакомимся с Андрюшей, ему 4 года (Наблюдения Гуриной Е.)
Разговор с мамой.
— Чем вы занимаетесь с воспитательницей?
— Я грущу, — отвечает мальчик.
Разговор с мамой.
— Андрюша, убери за собой.
— Я не буду, я очень неливый, отвечает Андрюша.
За обедом: «Я не буду вашу пакусту!»
Ругается с братом: «Сам ты, караптуз!»
Бежит, радостный, к папе и кричит: «Чуйболл, чуйболл!»
Разговор с бабушкой:
— Вот, когда вырастешь, пойдешь работать, — говорит бабушка.
— Не хочется расти… — со вздохом — Но придется!
Смотрит в окно и считает вслух:
— Много кОтов и пЕсов.
Разговор с воспитателем.
— Один жеребенок, а много….?
— Жеребенков, — отвечает мальчик.
А это Илья, ему 6 лет. (Наблюдения Гуриной Т.).
Пришел из детского сада и хвастается папе:
— У меня в саду есть Друганоид!
Просит маму:
— Прочитай мне сказку про Дерьмовочку!
Разговаривает с бабушкой:
— Когда ты получишь зарплату, ты купишь мне пузатую колбасу?
Дети играют в группе, воспитательница говорит:
— Илюша, ты прям заводила!
А мальчик ей отвечает (оглядываясь вокруг):
— Я никого не заводил!
Воспитательница прочитала сказку и задает вопросы:
— Кто укусил Ивана?
— Щука, — отвечает мальчик.
— Нет, подумай лучше.
— Значит щук.
Разговор с бабушкой по пути домой:
— Мы купим мороженое в кошельке?
Играет магнитофон с детскими песнями. Илья требует:
— Поставьте шапку! Шапку!
После длительных разъяснений оказывается, что это песня о красной шапочке.
Познакомьтесь, это Вика, ей 6 лет. (Записано со слов Берлизовой Д.).
— Вика, представь, что мы плывем по Черному морю!
Ой, я не хочу по Черному морю, я буду грязная!
— Вика, почему ты так согнулась?
— Я старушка.
— А куда ты идешь, старушка?
— На пенсию.
— Вика, что такое булыжник?
— Тот, кто будет лыжником!
— Вика, что это такое (показываю на свитер)?
— Подшубник.
Викуля, как называется это дикое животное (показываю на картинку, на которой изображена гиена)?
— Гигиена.
Утром мы гостей встречаем, а вечером….
— Ухожаем.
Мы с Викой называли картинки, в которых присутствует звук [р]: репа, скворец, дворец. Я решила поинтересоваться у Вики, что же означает слово «дворец»:
— Вика, а ты знаешь, что такое дворец?
— Это дом, в котором живут непростые люди.
— А какие это люди?
— Бомжи.
Мы с Викой рассматривали картинки на тему «Ягоды». Но вдруг она замолчала при виде картинки с изображением смородины. Нахмурив брови, она с недоумением сказала: «Смалина?»
Я решила расширить глагольный словарь Вики, показывала ей картинки и задавала вопрос: «Что делает персонаж, который нарисован на картинке?»
Занятие происходило так:
— Как подает голос собака?
— Гав, гав.
— Значит что она делает?
— Лает.
— Как подает голос овца?
— Бе-бе.
— Значит что она делает?
— Брешет!
Диалог с Викой:
— Вот, те, что водят машину называются водители. А те, кто их останавливает?
— ГАИтели.
Ребенок спрашивает:
— Это какой цветок?
— Незабудка, — отвечаю.
— А где же тогда забывалка?
— Кем ты мечтаешь стать?
— Принцессой.
А кто же будет твоим принцем?
— Не знаю, об это надо серьезно подумать.
А вот Олег, Настя и Ксюша. Им уже по 6 лет (Записано Кононовой Е.)
Олег бегал по двору детского сада и долго не мог успокоиться. Воспитатель говорит мальчику:
— Олег, какой ты неугомонный!
— Я — гомонный, — отвечает мальчик.
Насте сказали надеть лосины. Она легла на пол, стала петь песни и кричать, что этого делать не будет. Зашел в комнату Настин папа и от удивления спросил:
— Девочка, ты кто? Я таких не знаю!
— Я — неизвестный науке зверь, — ответила девочка.
Ксюша, а ты мне кто? — спрашивает родственница девочку. — Вот, я тебе — тетя.
— А я тебе тоже тетя? — отвечает Ксюша.
— Нет. Ты мне племянница.
— Фу! Не хочу быть твоим пельменем!
Ксюша обула мамины туфли на каблуках:
— Так ходить могут только настоящие женщины! Отлично выглядеть надо всегда!
Настя, придя в гости к бабушке, стала рассказывать, как она упала, и показывать на рану, говоря:
— Это — шкряболка.
— Почему шкряболка? — спрашивает бабушка.
— Я же пошкоряболась, значит и шкряболка!
Дети говорят, бегают, играют, общаются, едят, спят, улыбаются, шалят, грустят, разговаривают, громко разговаривают, кричат, даже думают, поют, плачут, хохочут, ходят в садик, не ходят в садик, хотят дружить, ссорятся, мирятся, дружат, режут ножницами бумагу, играют во что-нибудь… Они живут в нашем мире. Они живут вместе с нами. Они живут среди нас. Наконец они вырастают. А мы? Можем ли мы сказать, что им комфортно и безопасно в нашем мире? Сможем ли мы дать им именно то, что им нужно, а не то, что нужно нам? Каких знаний не хватает нам, современным родителям, и о чем молчит педагогика? Давайте попробуем разобраться.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь воспитания, или Тайны маленького сердца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других