Полина Свирская работала в художественной галерее всего полгода. Ей доверили провести экспертизу нескольких рисунков, но когда она закончила работу и передала папку с акварелями на хранение, оказалось, что одной не хватает… Следователя Сергея Дуло вызвали в отель «Рикс» – там был убит гражданин Чили Мишель Пиньера. При обыске номера чилийца Сергей обратил внимание на висящую не на своем месте картину. Под ней обнаружился рисунок, похищенный у его жены Полины, – «Человек в сером на фоне гор»… Ни Сергей, ни Полина еще не знали: расследуя это запутанное дело, им придется столкнуться с трагической историей любви немецкого летчика и знаменитой актрисы Третьего Рейха, а также прикоснуться к великой тайне всех времен и народов – местонахождению легендарного Копья Судьбы…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копье чужой судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Человек в сером на фоне гор
В кабинете директора галереи Полина оказалась впервые, и этот раз мог быть последним.
Альберт Иванович Варовский сидел в резном кресле, украшенном позолотой. Седые волосы зачесаны на пробор, на костистом носу — очки в тонкой оправе. Спина — чрезвычайно прямая, надменное выражение лица.
Рядом стоял крупный мужчина, начальник службы безопасности — полная противоположность Варовскому. Ширококостный, с пухлыми щеками и глубоко посаженными глазами, которые в упор сверлили «подследственную».
— Не в ваших интересах что-либо скрывать, — заявил он.
— А я ничего не скрываю, — ответила Полина.
— Куда делся рисунок?
— Еще вчера он был на месте.
— Сегодня вы его видели?
— Сегодня? — Полина пожала плечами. — Кажется… — Она улыбнулась не к месту: — Конечно, я — растяпа. Не думала, что из моего кабинета, из сейфа, что-то может пропасть.
— Это «что-то» принадлежит не вам лично. И вы должны были обеспечить его сохранность.
— Юрий Николаевич, одну минуту. — Варовский поднялся с кресла и подошел к режимнику. — Я могу поговорить с Полиной Сергеевной наедине?
— Мне выйти? — спросил тот.
— Прошу вас…
Начальник службы безопасности скрылся за дверью. Варовский мягко прошел по ковру и опустился на стул рядом с Полиной.
— Потеря может оказаться невосполнимой. — Он сделал паузу, во время которой снял очки и протер их платком. — Если верить предварительной экспертизе — рисунок Б18 может принадлежать кисти Малевича…
— Я не брала его.
— Может, знаете, кто взял?
— Нет.
— Мне бы не хотелось предавать дело огласке и уж тем более привлекать полицию. — Он сунул платок в нагрудный карман и аккуратно расправил его кончик. — Подозреваете кого-нибудь из коллег?
В голосе прозвучали нотки сочувствия, однако Полина насторожилась:
— Я не могу никого обвинять. Может быть, видеонаблюдение…
Варовский ее прервал:
— Вам известно, что в административном крыле здания видеонаблюдение ограничено. Вспомните, когда в последний раз видели рисунок Малевича.
— Предположительно…
— Что? — Не расслышав, Варовский склонил голову.
— Предположительно рисунок Малевича, — повторила Полина.
— Не в этом дело, — в голосе директора послышалось раздражение. — Вспомните, кто заходил в ваш кабинет.
— Видите ли, я недавно работаю в галерее…
— Мне это известно, — заметил Варовский.
–… и мало кого знаю, — продолжала Полина.
— Нет. — Он забарабанил сухими пальцами по столешнице. — Вы не поняли. Я задал прямой вопрос и жду откровенности.
— Альберт Иванович, я не знаю, куда делся рисунок.
Варовский надел очки и строго взглянул на Полину.
— Кажется, вы не осознаете, что можете потерять не только работу.
— Я ничего не крала, не говорите со мной как с воровкой.
Выдержав долгую паузу, Варовский поднялся со стула:
— Надеюсь, никто не упрекнет меня в том, что я не хотел вам помочь.
В эту минуту раздался стук, и в кабинет заглянул начальник службы безопасности:
— Альберт Иванович…
— Что?
— Здесь из прокуратуры.
Варовский обернулся и развел руками:
— Ну, вот. — Он открыл дверь справа и сказал, обращаясь к Полине, но не глядя ей в глаза: — Пройдите в соседнюю комнату. Когда будет нужно, вас пригласят.
Полина молча вошла в дверь, и та за ней затворилась. Варовский обернулся:
— Прошу.
Вслед за Юрием Николаевичем в кабинете появился мужчина лет сорока, крепкого телосложения, по-спортивному подобранный.
Варовский посмотрел на него с недоверием.
— Позвольте ваше удостоверение.
Мужчина усмехнулся, достал из кармана «корочки». Варовский взял их, прошел к столу, опустился в кресло. В следующие пять минут он старательно переписывал данные удостоверения в свой блокнот.
Не дождавшись приглашения, следователь сел. Варовский поднял глаза и будто нехотя вернул ему удостоверение.
— Альберт Иванович Варовский, директор галереи, — с достоинством представился он.
— Старший следователь по особо важным делам Следственного комитета. Фамилию вы только что записали. Не будем терять времени. Что случилось?
— Полгода назад в нашу галерею доставили чемодан. Его нашли на чердаке старого дома. В чемодане лежало несколько десятков акварельных рисунков. В соответствии с регламентом их передали в отдел экспертиз. Этим утром выяснилось, что один из рисунков пропал. Из-за преступной халатности сотрудницы мы потеряли большую ценность.
— Вы считаете, что она украла рисунок?
— Уверен. На службу поступила недавно. Это был ее первый проект. В случайности я не верю.
— Что еще подтверждает ее вину?
Варовский нетерпеливо забарабанил пальцами по столу.
— Видите ли… Пропал рисунок Малевича.
Следователь напрягся и уточнил:
— Того самого?..
— Да. Всем известна его картина «Черный квадрат». Теперь вы понимаете, сколько может стоить такой раритет. Это позорное пятно на репутации галереи. Придется проводить тотальную инвентаризацию фондов.
— Где сейчас виновница происшедшего?
— В соседней комнате.
— Пригласите.
Режимник открыл дверь:
— Пройдите. Вас ожидают.
Увидев следователя, Полина застыла в дверях. На ее лице отобразилось крайнее удивление, похожее на испуг.
В этот момент у начальника службы безопасности зазвонил телефон.
— Да… — тихо сказал он и тут же воскликнул: — Что-о-о?! Как вы могли? Не делайте из нас дураков! При чем здесь «Человек в сером»?
— Что? — поинтересовался Варовский. — Что еще там случилось?
Юрий Николаевич прикрыл трубку рукой:
— Малевича обнаружили. Он лежал в другом отделении той самой папки.
— Ничего не понимаю…
— Рисунки поменяли местами. Пропал «Человек в сером на фоне гор».
— Какой человек? При чем здесь горы?! — Варовский сцепил руки и хрустнул пальцами. — Немедленно объясните!
— «Человек в сером на фоне гор» — акварель неизвестного художника, — сказала Полина. — Этот рисунок тоже из чемодана.
— Малевич на месте. — Юрий Николаевич отключил телефон и сунул его в карман. — Слава богу, все закончено.
— Обращаю ваше внимание, — сухо заметил Варовский и стал поочередно с хрустом выдергивать палец за пальцем, будто вправляя. — Утерян… другой… рисунок.
— Он ничего не стоит. Его даже фонды к себе не взяли.
Альберт Иванович насупился:
— Не ваше дело давать работам оценки. Ваше дело их охранять.
— Извиняюсь. — Начальник службы безопасности виновато потупился.
— Обойдемся без ваших извинений. — Варовский кивнул следователю: — Приступайте к допросу.
— Зачем? — удивился тот.
— В стенах галереи совершено преступление. Не мне вас учить.
— Постойте. — Следователь припечатал рукой столешницу. — Насколько я понял, пропавший рисунок не представляет никакой ценности. По этой причине его не приняли в фонды, а значит, он не является чьей-либо собственностью.
На мгновенье Варовский замешкался, потом с сарказмом заметил:
— Еще один эксперт объявился.
Следователь встал, подошел к Полине, взял ее за руку и повел к выходу.
— Вы не можете так уйти! — окликнул его Варовский.
— Могу. Завтра к вам зайдет участковый. — Следователь усмехнулся. — К тому же я не вправе допрашивать гражданку Свирскую.
— Почему? — удивился Альберт Иванович и затем изумился: — Откуда вам известна фамилия Полины Сергеевны? Куда вы ее тащите?..
— Домой.
— По какому праву?..
Следователь обернулся:
— Полина Сергеевна — моя жена.
Вскочив с кресла, Варовский развел руками:
— Ваша фамилия Дуло, я сам только что записал.
— Дуло. Сергей Васильевич.
— А фамилия Полины Сергеевны — Свирская.
В разговор вмешалась Полина. Будто извиняясь, она сообщила:
— При регистрации брака я оставила девичью фамилию.
— Непостижимо. — Альберт Иванович рухнул в кресло. Выглядел он растерянным, но уже через мгновение на его тонких губах появилась улыбка. — Конечно-конечно… Теперь понимаю, — он коротко взглянул на Полину. — Вы сами позвонили мужу, когда все обнаружилось, поэтому на вызов приехал именно он.
Она открыла рот, чтобы возразить, но решительный взгляд Сергея велел ей молчать.
— Не стоит все усложнять. — Дуло повернулся к Варовскому. — Сегодня — мое дежурство, Полина здесь ни при чем. — Он вышел из кабинета вслед за женой. — Нужно собрать вещи, — сказал уже в коридоре. — И пиши заявление.
— Уволиться? — Замедлив шаг, Полина остановилась. — Чтобы все поверили в то, что я украла рисунок? — На ее лице появились красные пятна. — Никогда.
Дуло тоже остановился.
— Зачем тебе это? — Он сунул руки в карманы и продолжил, глядя в сторону: — Зачем? Ведь ясно — не получилось.
— Не я украла этот рисунок, — упрямо повторила Полина.
— Об этом знаешь ты. Знаю я. — Сергей сделал широкий жест. — Но они так не считают. Чего же ты хочешь? Доказывать свою невиновность всем и каждому?
Полина переждала, пока мимо пройдет сотрудник музея.
— Пойми, я не могу уйти просто так, — прошептала она. — Уйти — значит признать свою вину. Уволиться сейчас — значит уйти воровкой.
Полина подняла глаза, и Сергей увидел, что слезы близко. Он обнял ее.
— Хорошо. Идем к тебе, там и поговорим…
Сергей уселся на край стола и стал следить за тем, как Полина бесцельно бродит по кабинету.
— Почему ты не позвонила мне?
— Даже в голову не пришло.
— Глупо.
— Мой звонок ничего бы не изменил.
— Глупо…
— Почему — он? — Полина остановилась.
— Кто? — спросил Сергей.
— Почему именно «Человек в сером»? Автор — неизвестный художник. Ценности никакой. Трудно предположить, что вор страдал кретинизмом.
— Пришел за Малевичем, а взял то, что понравилось? — усмехнулся Сергей. — Что под руку подвернулось.
— Именно… — Полина присела рядом. — Меня терзает мысль: может быть, я ошиблась и рисунок чего-то стоит? Творчество вообще сложно судить. Все субъективно. Идея, чувство, мысль, техника… Я много времени потратила на эту акварель. Композиция кривовата, выписана небрежно. Сидит себе человек на мосту, свесив ноги. Мост: четыре опоры, сложенные из слоистых камней. Ржавая вода, травка зеленая, позади — гора, покрытая лесом. Много воздуха, есть безмятежность. И все. Почему именно он?
— Когда ты видела рисунок в последний раз?
— Вчера вечером.
— Папка была в твоем кабинете?
— Да. В сейфе.
— Ключи?
— Лежали в столе. Идиотка… — Полина уткнулась в плечо Сергея. — Нелепая ситуация: рисунок Малевича цел, а «Человека в сером» украли.
— Он что-то знал о нем, — серьезно сказал Дуло, потом улыбнулся: — Шучу.
Полина подняла голову и растерянно заглянула ему в лицо.
— Извини. — Сергей обнял жену. — Действительно дурацкая история.
— Мне так хотелось здесь работать…
— Ничего. Найдем что-нибудь получше.
— Все лучшее — здесь. — Полина снова уткнулась в его плечо. — Я не хочу бежать как воровка.
— Ну-ну… — Сергей легонько ее встряхнул. — Тебя никто так не назвал.
Она шмыгнула носом.
— Варовский…
Дуло отстранил Полину и недоверчиво посмотрел ей в глаза. Потом рассмеялся:
— Подслушивала?! Под дверью? — Он хлопнул себя по колену. — Узнаю свою женушку!
— А ты хотел, чтобы я вела себя как овца в загоне?
— Ну, это не про тебя… Можешь показать, где лежал ключ от сейфа?
— Он и сейчас там лежит. — Полина выдвинула ящик стола.
— Ящик не замыкается?
— Зачем?
— В этом есть определенный резон. Как и в том, чтобы не оставлять ключи где попало. — Сергей произнес эти слова безо всякого выражения, одновременно осматривая содержимое ящика. — Когда ты пришла сегодня утром, ничего особенного не заметила?
— Сущую мелочь. У меня украли рисунок, — огрызнулась Полина.
— Молодец. Язвишь, значит, пришла в себя. — Он вынул ящик, осмотрел и снова вставил на место. Потом заглянул под стол и что-то поднял с пола. — Твое?
— Что это? — Полина приблизилась.
— Какая-то бабская фигня, — сказал Сергей, однако, наткнувшись на ее взгляд, поправился: — Дамская.
— Это жемчужина. Здесь отверстие под нитку.
— Твоя? — снова спросил он.
— Нет. Откуда у меня натуральный жемчуг?..
— Не прибедняйся.
— Нет, не моя.
— Тогда чья? — Сергей смотрел на жемчужину.
— Не знаю.
— Кто к тебе вчера заходил?
— Почему именно вчера? Жемчужина могла здесь появиться когда угодно.
— Нет, не могла.
— Почему? — опять спросила Полина.
— В твоем кабинете ковровое покрытие. Наверняка его пылесосят. Окажись она здесь раньше, валяться бы ей в мешке с пылью. Кстати, сегодня не убирали?
— Нет. Уборщица приходит в конце дня.
— Тогда вспоминай, кто приходил вчера после уборщицы.
— Саму уборщицу в расчет не берем? — спросила Полина.
— Только если у нее богатый любовник.
— Очень смешно… — Она пожала плечами. — Я не помню, чтобы в моем кабинете у кого-то рассыпалось жемчужное ожерелье.
— Подожди-ка, — Сергей предупреждающе поднял руку, другой достал из кармана мобильник. — Да. Здравствуйте, Геннадий Петрович. — Выслушав, быстро сказал Полине: — Мне нужно ехать. — Он взял со стола стикер, свернул из него кулек и положил туда бусину. — Сохрани. Вообще постарайся ничего здесь не трогать. Сегодня пришлю человека, он все осмотрит — может быть, что-то найдет. Дома договорим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копье чужой судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других