Все отговаривали Дайнеку, но упрямства ей не занимать! Несмотря ни на что, она все же устроилась на работу в Дом ветеранов сцены, расположенный в мрачном загородном имении графа Измайлова. По легенде, граф был человеком порочным и психически больным, он убил свою добродетельную жену Анну и спрятал на территории усадьбы несметные сокровища… В пансионате и теперь происходят страшные необъяснимые события: его обитатели видят призраков и боятся поодиночке ходить по мрачным коридорам. Народную артистку Лукерью Темьянову пыталась задушить женщина с белыми крыльями, якобы влетевшая в окно… Директор пансионата поручила Дайнеке разобрать архив Измайловых. Вскоре девушка заметила, что в ее отсутствие документы графа просматривает кто-то еще, и решила ночью подстеречь непрошеного гостя…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наследница порочного графа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6
Следы преступления
Галуздина Дайнека встретила вечером, когда вышла из библиотеки. Он шагал по коридору в сопровождении полицейского.
— Игорь Петрович!
Галуздин обернулся:
— Вы что-то хотели?
— Только спросить.
Взглянув на полицейского, следователь сказал:
— Давай сделаем так: ты — к директрисе, а я — в спальный корпус. — Галуздин перевел взгляд на Дайнеку: — Вы туда идете?
— Туда.
— Дорогу знаете?
— Знаю.
— Проводите?
— Провожу.
Полицейский отправился в кабинет Татьяны Ивановны, а Дайнека и следователь спустились по лестнице на первый этаж. Она надела пальто, которое до этого держала в руках.
Галуздин спросил:
— Зачем вам пальто?
— Все-таки осень.
— А разве здесь нет подземного перехода?
— Есть, — Дайнека начала снимать пальто, но потом передумала. — Хотите пройти под землей?
— По улице я уже ходил.
— Идемте… — и они свернули в темную галерею.
— Мне показалось? — поинтересовался Галуздин.
— Что именно?
— Вам не хочется идти переходом.
— Не хочется. Но вы попросили.
— Красиво здесь, — сказал следователь.
— Эта галерея называется Римской.
— Смотрю, вы освоились. Почему Римской?
— Видите, на стенах лепнина? Это сцены древнеримских сражений.
— Зачем старикам сцены древнеримских сражений?
Дайнека заметила:
— Искусство — самый лучший утешитель в старости.
— А еще религия, — добавил Галуздин и поинтересовался: — На территории пансионата есть церковь?
— Этого я не знаю.
Следователь вдруг остановился и уставился в темный угол:
— Что за лестница?
— Старинная, винтовая. Ведет в подвал из парадной опочивальни графа Измайлова.
— Там начинается переход? — задав этот вопрос, он двинулся к лестнице.
— Не туда! — Дайнека схватила его за руку.
— Почему?
— Ею давно не пользуются.
— Вот и проверим, — Галуздин сдвинул заграждение, шагнул на лестницу и обернулся: — Идите же сюда. Смелее…
Дайнека ступила на межэтажную площадку и стала вслед за ним спускаться по чугунным ступеням. Преодолев пару витков, Галуздин остановился.
— Смотрите, — он посветил фонариком под ноги. — А вы говорите — не пользуются.
Дайнека опустила голову и увидела на пыльных ступенях чьи-то следы.
— Так сказала Татьяна Ивановна.
Продолжив спуск, следователь проговорил:
— Сдается мне, директриса не в курсе событий.
Они миновали лестницу и прошли в коридор, выложенный прямоугольными известняковыми плитами. Здесь было светлее.
— Это и есть переход? — спросил Галуздин и направился в него первым. — Кажется, вы хотели о чем-то спросить?
Дайнека напомнила:
— Вы собирались осмотреть лес и то место.
— Ну и что?
— Осмотрели?
— Думаете, я что-то вам расскажу?
— Не думаю…
— И правильно делаете.
Чуть помолчав, Дайнека заметила:
— Зря…
— Почему?
— Потому что я могла бы помочь.
— Вы? — Галуздин отстранился и, не сдержавшись, пару раз хохотнул. — Я сразу понял, вы юморная.
Дайнека улыбнулась:
— Этого у меня не отнять.
— Не успокоюсь, пока не узнаю, как именно вы собрались помогать.
— Тогда представьте… Я здесь живу. Работаю. Обедаю вместе со всеми.
— Готов поспорить, что будете завтракать и ужинать.
— Поесть я люблю.
— Простите, что перебил. Продолжайте.
— Я неглупый и внимательный человек.
— Хотите стать моим соглядатаем?
— Мне не нравится это слово.
— Заменим его на «помощник».
— Уверена, что смогу вам помочь.
Галуздин остановился и повернулся к Дайнеке. Будучи высоким мужчиной, он почти касался головой фонаря.
— А что?.. Не вижу оснований для отказа.
— Значит, по рукам? — Дайнека вытолкала его из-под светильника. — Вот так, а не то макушку подпалите.
— По рукам. — Следователь снова пошел вперед.
— Ну, тогда — давайте… — она зашагала рядом.
— Что?
— Рассказывайте, как там в лесу.
— Осень, дождь, но тепло.
— Я серьезно.
— Если серьезно… — Галуздин чуть помолчал, а когда снова заговорил, его голос прозвучал сухо, по-деловому: — По свету разглядели, что яма оказалась могилой. Пусть неглубокой, но форма и назначение сомнений не оставляют. На дне, присыпанные землей, лежали все вещи Безрукова: тренировочные брюки черного цвета, тонкий коричневый свитер с синим рисунком, бледно-голубая рубашка, пара темных полуботинок. Ну и, конечно, белье. Одежда вся в бурых пятнах.
— Хотите сказать… — Дайнека притихла.
— Думаю, Безруков сам вырыл себе могилу. Точнее, его заставили это сделать.
— Значит, он был не один?
— С ним был кто-то еще, но дождь не оставил следов. Недалеко от ямы нашли лопату и веревку. Возможно, и то и другое — пансионатское.
— Выходит, он сам их принес?
— Это было бы глупо. По другой версии, тот, кто был рядом с ним, тоже пришел из пансионата.
— Здесь живут одни старики.
— А я и не говорю, что преступник — пансионер или кто-нибудь из обслуги. Он мог появиться извне.
— Что скорее всего.
Галуздин издевательски улыбнулся:
— Тогда вот вам небольшая ремарка: в этом, последнем случае вы как тайный агент мне не нужны.
— Я нужна в любом случае, — невозмутимо парировала Дайнека. — И вот что… Лопату, веревку и одежду скорее отправьте на экспертизу.
— Слушаюсь… — с преувеличенной готовностью ответил следователь. — Спасибо, что подсказали. Без вас ни за что бы не догадался.
— А мы, кстати, пришли.
Поднявшись по шероховатому пандусу, они прошли по лестнице на второй этаж и сразу оказались в гостиной.
— Видите тот плафон? — спросила Дайнека.
Следователь уточнил:
— Который из трех?
— Я не про лампы. Взгляните на потолок.
— Зачем? — Галуздин поднял глаза.
— На нем нарисован герб графа Измайлова.
— Тьфу ты… — следователь оглядел гостиную. — Где Артюхова?
Дайнека деликатно кивнула:
— Красивая дама, которая сидит одна за столом.
— Старуха с хвостом?
— Ее зовут Ирина Маркеловна.
Следователь направился к Артюховой.
Та повернула голову, мотнув пепельным, не по-старушечьи объемным хвостом, в который были собраны волосы. Она выглядела ухоженной и опрятной: прямая спина, изящная шея, в ушах — тяжелые антикварные серьги. Загорелое, без морщин, лицо с круглым лбом. На ее хрупкие плечи была накинута ажурная трикотажная кофточка цвета перванш[1].
— Здравствуйте. Вы ко мне?
— К вам, — Галуздин огляделся в поисках свободного стула и, когда нашел, подтащил его ближе. Взглянув на стол, где были разложены карты, поинтересовался: — Это пасьянс?
Артюхова повременила с ответом, только спросила:
— Чем обязана?
— Я следователь, — отрекомендовался Галуздин и сел напротив нее.
В гостиной стало тихо. Все, кто сидел у телевизора, играл в карты или читал, повернули к ним головы.
— Можете заниматься своими делами! — объявил следователь и положил свой блокнот поверх пасьянса артистки.
— Будете допрашивать? — Артюхова переложила блокнот. — Зачем же портить пасьянс…
Галуздин не возразил, просто сдвинулся в сторону:
— Где вы были вчера после ужина?
Артюхова взяла карту и стала прикидывать, куда ее положить:
— Здесь.
— Так и запишем: в гостиной.
— И не просто в гостиной, — артистка заменила несколько карт. — Я сидела здесь, а Тихон Иванович — на вашем месте. Вы сели на тот же стул.
— Во сколько Безруков подсел к вам? — уточнил следователь.
Она пожала плечами:
— Не помню.
— Постарайтесь припомнить.
— Как только вернулся с ужина.
— Значит, после семи?
— Где-то так… — Определив, наконец, карту на нужное место, Артюхова подняла глаза на Галуздина: — Скажите, нас обманывают или Безруков на самом деле остался жив?
— Жив, но пока не пришел в себя.
— Знаете, — сказала артистка, — здесь практикуют ложь во всеобщее благо. Когда кто-то из стариков умирает, нам говорят, что его увезли в больницу.
— Зачем? — не понял следователь.
— Чтобы никого не расстраивать. В пансионате все только и думают, что о смерти, — Артюхова взяла еще одну карту и тяжело вздохнула: — О чем еще думать старому человеку?
Дайнека между тем преодолела несколько метров и опустилась на диван с высокой спинкой, из-за которой ее не было видно. Отсюда она слышала каждое их слово.
— Мы все делаем вид, что заняты, — продолжила Артюхова. — При этом говорим всего на три темы: о смерти, о еде и о лекарствах. Возвышенное всегда рядом с обыденным. Такова жизнь.
— О чем вы говорили с Безруковым?
— Вчера?
— Вчера после ужина.
— О том же, о чем на ужине.
— Ну хорошо, — следователь не стал ее подгонять. — О чем вы говорили на ужине?
— О смерти, еде и лекарствах.
Галуздин откинулся на спинку стула. В ходе разговора его не оставляло странное чувство: какой бы темы они ни коснулись, она тут же была исчерпана. Вот и теперь все пошло не в то русло. Он уточнил:
— У меня есть информация, что Безруков за вами ухаживал.
— Скажем так: Тихон Иванович искал взаимности.
— А это как вам угодно. — Следователь что-то отметил в блокноте. — Ну так что? Между вами были какие-то отношения?
Артюхова снисходительно улыбнулась:
— Дорогой мой товарищ…
— Следователь, — подсказал ей Галуздин.
Она умиротворенно кивнула и повторила:
— Дорогой товарищ следователь… Старость — большое свинство. Поэтому я не позволяю себе забываться. У нас с Безруковым нет и не может быть никаких отношений, кроме соседских.
— Понял. Тогда расскажите, как он выглядел. Не был ли огорчен или испуган?
— Ничего такого я не заметила. — Артюхова убрала несколько карт, а потом смешала оставшиеся: — Так и думала.
— Что? — уточнил следователь.
— Его хотели убить.
— Безрукова?
— Да. Его хотели убить. Машина тут ни при чем.
— Не понимаю…
— Машина, на которой ехал наш бедный Квят, помешала убийце.
— Машина сбила Безрукова, — неприязненно уточнил Галуздин.
Артюхова кивнула:
— Согласна с вами, альтернатива не слишком завидная, но все лучше, чем смерть.
— Знаете что… — Помолчав, следователь все же продолжил: — Мне кажется, вам известно больше, чем вы рассказали. С чего вы взяли, что Безрукова намеревались убить?
Артюхова показала на карты:
— Разложила пасьянс.
— И что?
— Вы не знали, что пасьянс используют для гадания?
— Впервые слышу. К тому же это не относится к делу.
— А что относится?
— Факты, вещественные доказательства и чистосердечные признания.
— К сожалению, мне не в чем признаться, — вздохнула артистка.
— Во сколько в гостиной погас свет?
— Что погас — помню. Когда именно — нет. — Она собрала карты в колоду. — Боже мой, ну почему мы стареем?
— Что было после того, как здесь стало темно?
— Мы все разошлись по комнатам.
— Я спрашиваю, что делали Безруков и вы.
— У нас не было общих целей. Я ушла в свою комнату. Куда пошел он, не знаю.
— Кто в тот вечер находился в гостиной?
— Здесь всегда все одинаково. — Артюхова повела взглядом: — И вчера ничего не менялось.
— Давайте вспомним всех поименно, — сказал Галуздин. — Старуха в шали, та, что играет в карты, была?
— Ерохина? Куда же ей деться…
— Старик в очках?
— С кроссвордом? — уточнила она. — Бирюков Виталий Самойлович сидел там же.
На этом месте их разговора у Дайнеки зазвонил телефон. Она вскочила и вышла в коридор:
— Слушаю…
— Людмила Вячеславовна?
— Да, это я.
— Вы прислали нам свое резюме.
— Резюме? Ну, если вы говорите…
Звонившая уточнила:
— У вас уже есть работа?
— Нет, я не работаю, — соврала Дайнека.
— Тогда приходите на собеседование.
— Куда?
— Записывайте адрес.
— Говорите, я просто запомню.
После этого она поинтересовалась, во сколько ей нужно явиться на собеседование.
Как только разговор был окончен, за спиной раздался старушечий вздох, и кто-то сказал:
— Очень жаль…
Резко обернувшись, Дайнека увидела милую старушку в инвалидной коляске. На коленях у нее лежало вязание.
— Что вы сказали?
Та повторила:
— Я сказала: мне очень жаль.
— Чего?
— Уходите от нас?
Дайнека снова слукавила:
— С чего вы взяли?
— Вам не идет врать. Вы хорошая девочка.
Покраснев, Дайнека пробормотала:
— Это еще не точно.
— А мы так надеялись, что вы приработаетесь. — Старушка протянула маленькую сухую кисть: — Темьянова Лукерья Семеновна.
— Людмила. Если хотите, зовите меня Дайнекой, — сказала она и пожала Темьяновой руку.
— Не отвезете меня в гостиную? — попросила старушка.
— Конечно! — Дайнека взялась за спинку инвалидной коляски и, выкатив ее на середину гостиной, установила напротив телевизора.
— Людмила Вячеславовна! — окликнул ее следователь Галуздин.
Она подошла к нему:
— Вы закончили?
— На сегодня хватит. Теперь домой, отсыпаться.
— Когда вы снова приедете?
— Пока не знаю. Возможно, завтра, но не уверен.
— Что ж, до свидания.
— У нас уговор, — напомнил Галуздин. — Надеюсь, вы поговорите со стариками, узнаете про Безрукова. С кем дружил, кто его не любил, с кем случались конфликты.
— Я постараюсь.
Когда следователь ушел, Дайнека отправилась в свою комнату, надеясь отоспаться за два беспокойных дня.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наследница порочного графа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других