Эта книга универсальная. Она для мам и всех близких ребенка, кто хочет, чтобы он рос счастливым.Она позволит вам:– узнать самое важное о психике ребенка (почему он так себя ведет);– решить глобальные проблемы (непослушание, агрессия, обман, нежелание учиться);– ответить на текущие вопросы (как приучить ребенка чистить зубы, как поддержать его в трудный момент, как не срываться на него);– наладить с ребенком доверительные отношения;– помочь ребенку вырасти психологически зрелой личностью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спасибо тебе, мама! Мама – друг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вводный урок «Есть контакт?»
Бывает, просишь о чем-то ребенка — убрать игрушки, сделать уроки, да просто сесть за стол, где уже остывает обед, а он — ноль эмоций, будто не слышит. Повторяешь просьбу несколько раз, повышая голос, в конце концов, не выдерживаешь и кричишь. Знакомая ситуация?
Часто потом, когда ребенок наконец откликнулся и выполнил просьбу, мы раскаиваемся. Чувство вины усугубляется тем, что на ум приходят рекомендации детских психологов — «опосля» или примеры наших более терпеливых знакомых, которые не срываются на своих детей. Но прежде всего нам становится жалко ребенка. Мы обещаем себе быть сдержаннее — до следующего раза, когда наши слова снова как об стенку горох.
А случается, у ребенка возникла какая-то проблема: его обижают в школе, или ему не дается учеба, он скатывается до двоек и рискует остаться на второй год. Но он до последнего скрывает свои неприятности и конфликты, и мы узнаем о них от других, когда все зашло слишком далеко.
Казалось бы, такие разные ситуации, но причина у них одна — плохо налаженный контакт.
Для чего нужен контакт
Чтобы ребенок слышал нас, обращался к нам, как только у него возникнет проблема, делился своими переживаниями, мыслями, ему необходимо чувствовать близость с нами — чувствовать, что мы его любим, принимаем таким, какой он есть, что мы готовы его выслушать и поддержать, тогда в ответ он будет испытывать доверие, радость и благодарность. Это фундамент, на котором строятся близкие отношения.
Правильно установленный контакт не только способствует эффективному общению, он формирует у ребенка базовые идеи «я значим», «я нужен», «важен», «достоин», «другие надежны» — то есть основу уверенности в себе и доверия миру, те компоненты психологической зрелости, о которых мы говорили выше. Благодаря им ребенок сможет легко социализироваться в обществе.
Чему мы научимся в ближайшее время
Наша книга не зря называется «Мама — друг». Чтобы добиться всех целей, которые мы перед собой поставили, и тех, о которых даже не мечтали, нам необходимо стать старшим товарищем своему ребенку — надежным, мудрым, терпеливым помощником, который передаст ему свой опыт и при этом будет уважать его.
Кого мы называем хорошим другом? — Того, кто нас понимает, сочувствует в беде или радуется с нами, говорит искренне, не манипулирует нами. Урок за уроком мы научимся поступать точно так же со своим ребенком: выстраивать с ним теплые отношения, основанные на взаимопонимании, поддерживать, правильно реагировать на его эмоции, открыто выражать позитивные и негативные чувства, просить. Мы узнаем, что помогает наладить контакт, а что мешает ему.
Кто-то возразит: «Мама-друг — звучит мило, но мама не может только дружить с ребенком, должна же она его воспитывать, указывать, что можно, что нельзя?» Мы обязательно поговорим об этом в последних уроках нашей книги: выясним, что разумно разрешать, а что — запрещать.
Контакт и базовые потребности ребенка
Прежде чем мы приступим к работе, мне бы хотелось подчеркнуть один важный момент. Об установленном контакте можно говорить, когда удовлетворены три базовых потребности ребенка: в безопасности, значимости и свободе.
1. БЕЗОПАСНОСТЬ
Конечно, мы стараемся оберегать ребенка от ситуаций, которые представляют угрозу его жизни и здоровью, заботимся о его благополучии — обеспечиваем кров и питание.
Но потребность в безопасности включает в себя не только это. Также важно взаимодействовать с ребенком таким образом, чтобы он чувствовал себя с нами под надежной защитой, был уверен, что мы не выгоним его из дома, «не отдадим дяде полицейскому» или «бабайке», да и просто не дадим никому в обиду. Какое бы замечание ни делала посторонняя тетя на детской площадке, воспитательница или учительница, мы на его стороне — готовы выслушать и помочь в любой ситуации.
Кроме того, ребенок чувствует себя в безопасности, когда он нас не боится и может поделиться с нами всем, что его беспокоит. Во-первых, не боится, что мы его отругаем или накажем. Во-вторых, не боится тревожить нас своими проблемами. Например, когда мама рассказывает ребенку, что она не может пережить развод и сильно страдает, это также затрагивает его безопасность — он постарается скрыть свои неприятности, чтобы не расстраивать ее еще больше. В ситуациях, когда ребенок чувствует, что он со своими потребностями «опасен» для родителей, приносит им боль, недовольство, дискомфорт или вред, речь идет о нарушении его потребности в безопасности.
2. ЗНАЧИМОСТЬ
Об этом мы уже говорили вначале и будем говорить еще много. Отмечу, что удовлетворить эту потребность мы можем, если, во-первых, будем общаться с ребенком на его языке любви по Чепмену — языки любви мы разберем уже в следующем уроке, во-вторых, открыто говорить о позитивных и негативных чувствах.
Почему открытое выражение чувств влияет на ощущение значимости? Например, когда ребенок не убирает за собой, мы говорим в сердцах: «Как же ты меня достал своим бардаком!» Мы имеем в виду, что нас раздражает беспорядок в его комнате, нам бы хотелось, чтобы он навел чистоту. Но мы сообщаем об этом косвенно, чем подрываем его ощущение значимости. Из наших слов ребенок считывает: «Я достал родителей. Когда у меня беспорядок, я им не важен, не нужен, не ценен». Когда мы открыто говорим о том, что вызвало наше недовольство, мы делаем акцент на определенных действиях — отделяем поступок от ребенка, даем понять, что наша любовь к ребенку не зависит от порядка в комнате.
То же происходит, когда мы испытываем позитивные чувства. Когда мы просто восклицаем: «Наконец-то убрался! Молодец!» Пусть мы используем положительный стимул, эффект тот же, ребенок думает, что он значим и нужен только при определенных условиях: «Я ценен и нужен своим родителям, только когда у меня в комнате порядок».
Мы подробнее поговорим о том, как открыто выражать пожелания, просьбы, негативные и позитивные эмоции в шестом, седьмом и восьмом уроках.
3. СВОБОДА
Наконец, трудно установить контакт, если не удовлетворена потребность в свободе. Это все равно, что растить птицу в золотой клетке — мы будем холить ее, лелеять, но не давать возможности летать — исполнять свое предназначение. Представим, если любящий муж всячески обеспечивает жену, дарит ей цветы, проявляет знаки внимания, но не хочет, чтобы она выходила на работу, или не пускает ее провести вечер с подругами — можно ли в этом случае говорить о равноправных отношениях, о настоящей любви и доверии?
С ребенком все немного сложнее. Мы не можем дать ему полную свободу действий, потому что у него пока небольшой жизненный опыт, он не знает, к каким опасным последствиям могут привести его действия. Здесь потребность в безопасности может вступить в конфликт с его стремлением к свободе. Разобраться в том, как обеспечить безопасность, не ущемляя свободы ребенка, нам поможет правило светофора, которому посвящены последние уроки этой книги.
Барьеры
На пути к удовлетворению базовых потребностей стоят многочисленные барьеры, которые мы сами же и создаем. Это ошибки в общении, закрытые способы выражения наших пожеланий и чувств. К ним относятся приказы, нотации, вопросы, не требующие ответа, и многое другое, что мешает нам выстроить контакт с ребенком. Мы изучим их в третьем, четвертом, пятом уроках.
Итак, перед нами выстроился маршрут, по которому мы последуем. Давайте сделаем первый шаг!
Задание
Возможно, вы уже что-то знаете о том, как наладить контакт с ребенком. Давайте проверим.
Оцените от 0 до 10 каждый пункт, где 0 — «не характерно», «не понимаю, о чем речь», а 10 — «характерно для меня»:
— Знаю языки любви своего ребенка
— Замечаю, когда ребенок начинает отдаляться, теряется контакт (истерики, отстранения, конфликты, грызение ногтей)
— Использую языки любви, когда ребенок начинает отдаляться, теряется контакт
— Использую языки любви просто так, на автомате, профилактически
— Знаю, как правильно поддерживать ребенка
— Использую алгоритм поддержки ребенка на практике
— Знаю, что такое барьеры в общении
— Не допускаю использования барьеров
— Знаю, как открыто выражать положительные чувства
— Регулярно открыто выражаю положительные чувства
— Знаю, как правильно просить
— Регулярно правильно прошу
— Знаю, как правильно сообщать о том, что мне не нравится
— Регулярно правильно сообщаю о том, что мне не нравится
— Знаю в каких случаях категорически запрещать, в каких идти на компромисс, в каких однозначно идти навстречу ребенку
— Знаю, как правильно реагировать на истерику
— Умею правильно реагировать на истерику
— Знаю, как правильно реагировать на агрессию ребенка
— Регулярно правильно реагирую на агрессию ребенка
Если вам пока не удалось набрать высоких баллов хотя бы по двум из перечисленных пунктов, уроки этой книги вам очень пригодятся.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спасибо тебе, мама! Мама – друг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других