Философия. Ислам. Идеи. Аргументации

Антон Фукалов

Данная книга – классический текст с почерком стиля автора. Её нельзя назвать полностью эклектикой, но и не назвать академической монографией. Это именно философский труд, который отличается тем, что здесь колоссальный разброс идей, мыслей, смыслов. Но матрица, ядро в трёх топиках: чистая философия, ислам и идеи разного исторического философского содержания, и авторские идеи.

Оглавление

11. Философия психиатрии как дисциплина и как философия

Есть мнение в истории философии, что с возникновением рационализма только и появляется понимание всего через разум. Автором рационалистической философии считают Рене Декарта, философа эпохи Нового Времени (16 в.). Утверждается, что рациональное стало элементом истории людей только с этого периода времени.

Потому люди стали признаваться психически больными только в эпоху Просвещения и эпоху Нового Времени, и так до наших дней. Критики психиатрии говорят о том, что не существует понятия психического заболевания, а существует разнообразие форм человеческого поведения и мышления. Направление мысли, выступающее против психиатрии, называют «антипсихиатрией».

Представители религий, даже в наше время, говорят о том, что были и есть юродивые, божьи люди, такие как в православии святая блаженная Ксения Петербуржская. Они утверждают, что психиатры насилуют лекарствами людей, которые никакие не больные, а угодники Божии, святые, либо люди с особенным мышлением, не вписывающимся в представления о рациональности.

Многое из этого подталкивает людей с психиатрическим диагнозом нарушать приём лекарственных препаратов. Также они начинают верить в то, что они здоровые люди, критикуют деятельность, работающих с ними врачей. Это явление называется низкой комлаентностью между врачом и пациентом.

Также психиатрию называют атеистической и материалистической сферой медицины и научного мировоззрения. В 1803 году Иоганн Кристиан Рейль предложил термин «психиатрия» в своей знаменитой книге «Рапсодии».

Нас интересует философия психиатрии, то есть её фундаментальное осмысление.

Все выше перечисленные небольшие вводные данные о психиатрии как сфере действия умов свидетельствуют о том, что это направление большой степени доминации в современном обществе, которое требует полноценной философской рефлексии.

На самом ли деле рациональность (ratio) возникла только в 19 веке? Что было альтернативой рациональности?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внести существенное замечание. Да, может быть, среди психиатров много неверующих людей (но не все), но суть психиатрии никак не связана с отрицанием идеального в жизни человека. Можно сказать, что психиатрия говорит с разных позиций, соответствующих менталитету врача-психиатра.

Французский философ 20 века Мишель Фуко определил весь современный мир, как наличие форм дисциплинирования общества через школы, тюрьмы, армии, психиатрические больницы, больницы вообще и другие институции, в том числе само государство и законы. С его точки зрения до эпохи Нового Времени общество имело иную эпистему (термин введённый М. Фуко), то есть другую познавательную, разумную форму бытия.

Но может дело обстоит иначе? Может, мы предположим, что до 19 века все люди, которые называются ныне психически больными, были здоровыми людьми? Или, напротив, предположим, что это были люди, которые сходили с ума и не получали никакой помощи ни от кого, становясь то оригинальными юродивыми, то полностью асоциальным людьми?

Надо чётко понимать, что болезнь как феномен была всегда. Болезнь — это всеобщее всеисторическое состояние. А методы лечение — результат развития общества и науки.

Можно ли сказать, что юродивый — это человек, который может быть как больным, так и действительно святым? На этот счёт надо сказать, что именно юродивый с точки зрения медицины — это по всем признакам больной человек. А святой, то есть праведник, это вполне нормальное состояние человеческого бытия.

Юродивый — это чисто христианское явление. В исламе и иудаизме не существует понятия юродивого человека. В исламе и иудаизме нет понятия святого. Есть понятие праведника. Даже иудейский Мессия, которым мнит себя большое число психически не здоровых людей по всему миру (бред величия) — это человек, который по учению иудаизма не будет творить чудеса. А является лишь гениальным политическим лидером, царём государства Израиль.

Очень важно заметить, что христианство как религия сыграло очень большую роль в нивелировании понятия болезни и здоровья в плоскости психических феноменов.

Священная книга мусульман Коран говорит о том, что есть люди, у которых «болезнь в голове», иудеи также за признание болезни души. А христианство, в силу идеологии абсолютной свободы человека, признаёт, что можно исцелиться от любой болезни. Особенно это учение развито у современных протестантов и православных, меньше у католиков и других христиан.

Рациональность же появилась не в 19 веке, а уже во времена Аристотеля, просто она не имела такого влияния, которое обретает сейчас.

Философия психиатрии призвана убедить психически здоровых людей в том, что психическое заболевание является таким же заболеванием, как и все прочие, а психически больные в общефилософском смысле это такие же люди как все. И призвана убедить психически больных людей в том, что успех их жизни состоит в том, насколько они будут понимать, что они на самом деле имеют некие проблемы со здоровьем. Это бывает труднее всего объяснить. В этом есть особенность данного явления.

Философия психиатрии — это философия, то есть осмысление, рефлексия, анализ, мысль. А психическое, и психические заболевания — это то, что выделяется на фоне всего остального, что является особенным важным, необычным. Это заслуживает исследования, как не заслуживают или мало требуются в философском исследовании прочие заболевания.

Ведь психическое заболевание связано со сферой сознания. А учёные не знают ни что такое сознание, ни что такое мысль. Психиатрии же не известны причины психических заболеваний, главным образом шизофрении. Есть лишь теории (например, вирусная).

Что такое психика с философской точки зрения? Психика (от слова «душа) — это собственно направленная вовне и внутрь система мышления конкретного человека. И признак того, что она повреждена даже не в том, что это отличающееся поведение, а в том, что человек слишком сильно погружён как в своё внутренне «я», либо во внешнее взаимодействие с миром. Это касается не только шизофрении.

И когда внешнее становится сверх состоянием — это болезнь (галлюцинации и прочее). А когда внутренне становится сверх состоянием, то это бред и подобные ему явления.

Задача философии в том, чтобы обрисовать картину человеческой персоны, как персоны, которая должна всегда критично рассматривать своё собственное состояние души. Критика — важнейшая форма сознательной деятельности в силу того, что мир непознаваем. В жизни мы мало что знаем, видим, понимаем, следовательно, нельзя принимать на веру ничего, потому что это может оказаться вредным и ложным путём.

Критическое мышление помогает распознать заболевание, связанное со сферой психики.

Если больной осознаёт своё заболевание, то он принимает препараты и при удачно подобранной терапии и судьбе, он будет чувствовать себя как все здоровые люди. Ничем не будет от них отличаться. Возможно, в чём-то их превзойдёт. Он не будет полностью как все, он же всё-таки имел проблемы, но это будет тот максимум нормальности, целью которого является любое размышление о психиатрии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я