Данная монография представляет собой систематизированное изложение научных трудов автора по проблеме семантического поля, начиная с 1976 года по настоящее время. Критерием при организации материала послужило стремление представить прежде всего те работы, в которых речь идет о семантическом поле как о базовой информации жизни. В конце книги представлены работы более раннего периода, в которых речь идет о патологической стороне затрагиваемой темы (негативное семантическое поле). Знание о негативном семантическом поле лежит в основе всей клинической психотерапии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семантическое поле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава третья
Онтопсихологическая концепция семантического поля[19]
3.1. Информация и цифроматика
Семантическое поле — это передача информации от одного поля к другому. Перемещение возможно в семантическом универсуме и возникает на основе предпосылок, которые могут устанавливать ту или иную информацию.
Поле — это гипотетическое пространство, определяемое тремя координатами — пространством, временем и индивидуацией (или определенным единством действия). Поэтому поле, каковы бы ни были его силовые точки, определяет преобладающую и констеллирующую направленность, вектор, который является варьирующим и структурирующим толчком, стимулом. Оно, структурируя, изменяет, а изменяя, структурирует.
Семантический означает «наделенный значением». Задает знак, уточняет действие, представляет свое присутствие. Это сила, которая становится своим местом, или своим телом. Поэтому поле цифроматично[20] оно означает или помечает, а также различает некий квант.
Понятие «сила» соответствует терминам vis, энергия, динамика, движение, стимул, потребность, импульс, инстинкт, сила тяжести, магнетизм, привлечение и т. д. В сущности, это действие, вот-бытие акта, энергия в действии.
Нормой нашего умственного вот-бытия является онтическая ситуация. Наш ум не в состоянии конкретизировать метафизическую пустоту. Ум означает то, что измеряет сущее: это измерение сущего, поскольку ум сокровенен сущему.
Сила или действие немыслимы без их точного обозначения. Энергия являет себя через форму. Движение как таковое всегда происходит в соответствии с сокровенной целью или направлением. Устремленный к цели модус и есть форма, которая обнаруживает вещь. Будучи движением, сразу же требует некоего направления. А направление определяется порядком, или способом бытия частей, которые одновременно задают форму процессу.
Реальность, энергетический квант, действие, волна, слово[21] выделяются, определяются и уточняются внутренней целью, которая формализует и воплощает их с точки зрения задающего критерий внутри опыта. Цель — это то, по достижении чего части, которые прежде находились в напряжении, приводятся к эстетическому равновесию; это функциональный ответ задающему критерий субъекту. Сама по себе цель — это то, из-за чего происходит движение, то, на что указывает квант или волна, то есть то, как реальность случается внутри.
Неизбежно, в силу своего онтического вот-бытия, мы внутренне близки к тому, что объективируем. Мы способны к науке и познанию исключительно в силу опыта сущего.
Опыт обозначает нас, то есть деформирует или информирует нас в момент представления себя. Действительно, опыт указывает на то, что остается от сущего после его смерти. Ex-perior — ens — actio: от умершего бытия случается существующее. Таким образом, это модус или форма, появляющиеся в момент, когда измеряющий «умирает» вместе с фактом.
Умственный критерий внутриприсущ синапсу части, при этом сохраняется идентичность его голотипии*. Когда какая-то часть динамической целостности субъекта находится во взаимодействии, это не приводит к прекращению единства энергетической одновременности.
Цель определяет, формализует реальность силы. Сила обозначает то, что исполняет принцип действия вовне.
Обращаясь к этимологии, я абсолютно не собираюсь брать за основу лингвистический критерий, может быть, как исидорские экзегеты* (св. Исидор Севильский)[22]. Я хочу открыть доступ к единому принципу энергетического обозначения. Он в любом случае присутствует и остается верным самому себе в создании слова и формулы, цели и принципа любого энергетического события. Реальность является таковой, только если являет следы обозначающего, который на нее указывает и таким образом выстраивает.
Для меня следование энергетическим или психическим формам — это только визуализация модусов поля. Я улавливаю себя как сознание, я осознаю себя сознающим действие, которым становлюсь.
3.2. Исследование реальности с позиций человека
Очевидно, что для занятий логикой или наукой я в любом случае остаюсь близким константе «Н» в рамках «здесь и сейчас» земного существования[23].
Мне никак не уклониться от своего существования, а значит, от потребности в критерии, пути, цели, способе и т. д.
Я исследую реальность и универсум с позиций того положения, в котором нахожусь. Я не могу мыслить и измерять (рационализировать) за пределами своего существования, или здесь-бытия. Я мыслю в силу факта своего существования. Факт говорит о моем присутствии и меня определяет. За пределами меня невозможно никакое исследование. Реальность есть там, где есть я, то есть там, где реальность, или бытие, испытывает меня, а я проживаю в опыте ее.
Индукция и дедукция на философском уровне возможны в той мере, в какой на это указывают реальные предпосылки.
3.3. Понятие «поля»
В своих работах Гедель и Гейзенберг* — последователи Эйнштейна, Пуанкаре, Бриджмена и Лобачевского — предвосхитили необходимость в точном человеке-экспериментаторе. Так понятие поля возвращается из непоколебимой евклидовой геометрии в сферу перцептивного поля субъекта.
Поле, собственно, указывает на условное пространство некоего гештальта, один из аспектов которого оно уточняет. Иными словами, это сфера контакта, в которой требуется анализ. Следовательно, реальность есть там, где она воспринимается, о чем говорил Дж. Беркли*: Esse est percipi («Существовать — значит быть воспринимаемым»). Но восприятие также есть реальность. Способ и условная сфера контакта, благодаря которым я экспериментирую, представляют собой для субъекта, устанавливающего критерий, функциональные структуры реального. Контакт[24]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семантическое поле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
20
Относительно понятия «цифроматика» см.: Meneghetti A. Intenzionalita e cifrematica onirica // XIV Congresso Internazionale di Ontopsicologia. — Roma: Psicologica Ed., 1995 (не издается).
21
«Письмо к Хомскому о Я и его лингвистическом действии» в книге Менегетти А. Образ как алфавит энергии — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
22
Автор составил небольшой словарь, в котором толкование отдельных психологических и философских терминов основывается на их исконном значении. В предисловии к книге содержатся базовые критерии такого прочтения. См. Менегетти А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений. — М.: НФ «Антонио Менегетти», 2020.