Азы философии для философов

Аркадий Арк, 2023

Книга рассказывает о том, что собой представляет философия сама по себе, без отношения к какому-нибудь философу или философской школе. Доходчивым и простым языком философ объясняет необходимость и неизбежность философии для каждого человека; показывает, как зарождается философия; говорит о современном отношении к философии и о том, каким должно быть это отношение для правильного понимания философии как природного явления, как мыслительной деятельности и как научной дисциплины.

Оглавление

Что же такое философия?

Традиционно говорят о том, что «философия — это любовь к мудрости». В этом случае происходит путаница. Путают название деятельности с самой деятельностью, т.е. путают термин с явлением. Это ошибка. Конечно, не все люди являются профессиональными философами, чтобы понимать это. Проблема возникает тогда, когда специалисты по философии — философиоведы, тоже не могут или не хотят этого понять. Тут уже возникает вопрос о профессионализме.

Философия — это не «любовь к мудрости». Дословный перевод термина — это всего лишь перевод слова, которым названа данная деятельность. Перевод и происхождение термина относится к этимологии слова, а не к сущности самого явления или деятельности. Термин не всегда определяет сущность и суть деятельности, которую он представляет в качестве названия.

Проблема названий в том, что многим наукам и научным дисциплинам названия давались ещё в древности, например, в античности. Понятно, что при определении какого-либо нового явления, ему всегда дают новое название. Это позволяет отличать явления друг от друга. Такова обычная практика в любой области знаний. Так получили свои названия все науки, выделенные из первоначально общей философской практики: история, география, математика, физика, химия, астрономия и прочие.

Со временем науки развиваются, изучаются, расширяются, переосмысливаются; меняется представление о них. А названия остаются прежними. Первоначальный смысл названий оставался неизменным, а понимание самих наук изменялось порой кардинально. Для примера можно привести термин «геометрия» с его дословным переводом «измерение земли, землемерие». Сегодня мы понимаем, что геометрия — это совершенно другое. «Измерение земли» теперь ближе к ландшафтному дизайну, возможно, к агрономии или к расчётам площади под строительство. Та же история с термином «алгебра». Дословный перевод и этимология слова сегодня очень далеки от науки алгебры. Та же картина с термином «психология», да и со многими другими терминами, значение которых изменилось. Даже слово «математика» изначально имело совсем не то значение, которое имеет сегодня наука. Куда больше повезло географии, её название переводится как «описывать Землю», или «землеописание», что всё-таки близко к сущности этой науки даже сегодня. Хотя география сегодня занимается не только описанием Земли.

Философии не так повезло. Её термин возник во многом случайно. Не на основе каких-то закономерностей, а почти по прихоти одного человека. Легенды называют нам имя Пифагора. К сожалению, Пифагор не оставил после себя письменных трудов, но, если верить Гераклиту, Пифагор первым стал называть себя не мудрецом (софистом), а любителем мудрости (философом). По легенде, Пифагор признавал мудрость только за богами, поэтому себя называл лишь любителем мудрости. Тогда выходит, что его поступок скорее случайный, стихийный. Но важно, что термин «Философия» закрепился в истории совсем не случайно, можно даже сказать, вполне закономерно, как указывалось выше. Сделал это Платон.

Конечно, дословный перевод слова знать нужно, но необходимо также понимать, что название явления далеко не всегда определяет сущность и суть явления. Тем более, если это название древнее. Проблема термина «философия» в том, что он слишком узок для понимания всего явления философии, и слишком широк для понимания научной философии, где ценится только научная истина, научная мудрость, а не мудрость вообще, например, бытовая мудрость.

Главное, что нужно понять: философия, как общее явление, гораздо шире, чем любовь к мудрости. И не только шире, но и предшествует ей. Сказать иначе, философия как явление возникает ещё до любви к мудрости. Причём, и до «любви», и до «мудрости». По сути, философия — это вообще не про любовь. Вот в чём парадокс названия. Пока не понятно, да? Ничего, постепенно всё будет проясняться. Ниже я покажу, что это именно так. Философия как явление возникает и до любви к мудрости, и до самой мудрости. Просто запомните этот тезис. Философия — это не про любовь.

Теперь пару слов скажем о понятии «мудрость». Известно, что мудрость не однозначна, в том плане, что есть разные её виды. Есть бытовая или повседневная мудрость, есть научная мудрость, есть парадоксальная мудрость, а есть даже «мудрость дурака», которая несколько похожа на парадоксальную, но более приближена к бытовой, а по сути вовсе мудростью не является. Эта последняя «мудрость» присуща дурачкам и юродивым, когда в их нелогичных и, казалось бы, абсурдных поступках или непонятных фразах рассматривают некий глубокий смысл. Но это не дурачок мудр, а ему приписывается мудрость, усмотренная кем-то в его лепете или действиях. Нередко религия приписывает им даже пророческий дар.

Так вот, из всех разновидностей мудрости к действительно философской мудрости, к той самой, к которой подразумевается любовь (любовь к мудрости) ближе всего стоит научная мудрость. Почему именно она? Потому что все философы указывают на следующие неотъемлемые характеристики философии, без которых философии не бывает:

— философия связана с истиной (с поиском и осмыслением истины).

— философия должна познавать мир (выстраивать объективную картину мира).

Вряд ли кто-то будет это оспаривать. Потому что если убрать это из философии, то исчезнет и сама философия. Не познав истины, невозможно выстроить объективную картину мира. То есть, основным фактором философии должна являться именно истина. Аристотель утверждал: «философия — наука, изучающая истину». По сути, во времена Аристотеля так и было. Аристотель не напрасно считал философию наукой, так как видел её способность нести знания, вести к истине.

Но что такое истина? Лучший ответ на этот вопрос тоже дал Аристотель: «Истина — это соответствие знания объекту, самой действительности». То есть, истина — это соответствие мышления и реальности. Можно даже сказать, что реальность — это и есть истина. А осмысление реальности — это познание истины.

Если осмысление реальности — это познание истины, тогда философию (любовь к мудрости) можно было бы более точно назвать филоистикой (любовью к истине), потому что мудрость, как мы показали, многозначна, а истина однозначна. Поэтому строго научную атеистическую философию я назвал филоистикой. Далее термин «филоистика» я буду использовать в тех местах текста, где речь будет идти о строго научной атеистической философии, исключающей религиозную и прочие «философии». Сегодня термин «филоистика» является новым, но в истории философии уже использовался подобный термин для обозначения научной философии. Выше мы уже назвали имена Гераклита и Парменида. Они и их современники называли философию «aletheia» (алетейа), что, собственно, переводится как «истина». О философии как истине (алетейе) писали и пишут многие философы. Мы уже упоминали Ортегу-и-Гассета. Можно назвать также не менее известного немецкого философа Хайдеггера, который придумал различать древнегреческое aletheia и латинское veritas, обозначающие по сути одно и то же, — истину. Сегодня об алетейе тоже пишут некоторые философы. Уже указывалось, что термин же «филоистика» (любовью к истине) был придуман с той же целью: отделить строго научную атеистическую философию от фиктивной философии, которая не может являться ни научной, ни истинной философией.

Ненаучная философия — это не совсем философия, т.к. не отвечает параметрам, указанным выше, не отвечает научности. Поэтому она фиктивна. Но всё-таки, фиктивную философию нельзя отделить от общего явления философии, потому что изначально они имеют одну сущность — осмысление действительности. Этого не избежать и от этого не избавиться. Значит, и фиктивная философия — это часть явления философии.

Поэтому для названия общего явления философии (и научной, и не научной) мы будем использовать традиционный термин «философия», так как он имеет тысячелетнюю историю, всем привычен, и менять его нет смысла. А для строго научной атеистической философии будет использоваться термин «филоистика». Чем этот термин отличается по своей сути от термина «алетейа»? Разве только тем, что филоистика не только научна, она всегда атеистична. Также филоистика утверждает, что наука тоже всегда атеистична, наука строится на принципах атеизма, наука не приемлет чудеса и тому подобные религиозные понятия.

Итак, мы пришли к тому, что философия занимается познанием истины, а под истиной мы подразумеваем саму действительность, мир в целом. Занимается философия этим для того, чтобы составить объективную картину мира. Значит, под философской мудростью мы должны понимать ту мудрость, которая ведёт к научной истине, к однозначности и соответствию с реальностью. Это главное, что нужно понимать о философии. Философия — это не «любовь к мудрости». Философия — это наука, изучающая истину. Истина же — это соответствие знания объекту познания, действительности, а также — сама действительность.

Как философия приходит к истине? Как она её находит, изучает и познаёт? Что для этого нужно делать? Иными словами, как нужно философствовать, чтобы прийти к истине? Да и вообще, что это значит: философствовать? Что такое философствование? Ниже ответим и на эти вопросы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я