Как изучать и преподавать философию

Аркадий Арк, 2021

Вопросы о том, как нужно изучать философию и как нужно её преподавать, стоят сегодня и перед каждым преподавателем философии, и перед каждым студентом, изучающим философию. Не менее актуальны эти вопросы и для философиоведов, и для философов. Тем не менее, в этих вопросах всё ещё много белых пятен. Чем отличается философия от науки, от искусства, от религии? Являются ли эти социальные явления принципиально разными? Можно ли изучать философию как науку, или как религию, или как искусство? Есть ли у этих явлений общие принципы изучения и развития, можно ли подходить к ним с одинаковой меркой? Или, может, у философии есть свой особый принцип изучения? Философ-филоист Аркадий Арк в этом своём эссе показывает, что современный процесс изучения и преподавания философии неверен. Философ показывает на примерах и доказывает, что философия должна изучаться и преподаваться иначе, чем это принято делать сейчас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как изучать и преподавать философию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Современное положение вещей

Начнём с того, что академическая философия в её сегодняшнем понимании по большому счёту — это не наука. А должна быть наукой! Почему? Причин несколько.

Во-первых, потому, что настоящая философия — это и есть наука. Она имеет характер науки: она формируется как наука, она познаёт действительность как наука, она предпочитает научный подход и научный метод в познании, она способствует появлению и развитию всех остальных наук, она развивает научное мышление и формирует научное мировоззрение, она подвержена верификации, как все науки, она научна по своей сути. Также, как науки, она подвержена фальсифицируемости, она имеет свою противоположную сторону, лженаучную, вернее, лжефилософскую — фиктивную философию, которая не является научной философией, то есть философией по сути.

Во-вторых, потому, что настоящая философия, как и наука, должна нести знания, а не представления, как это делает, например, теософия (религиозная философия), являющаяся лжефилософией, или фиктивной философией.

В-третьих, саму философию можно изучить и понять только как науку. Любые другие подходы к изучению философии не дают даже представления о том, что такое философия. Ниже будет представлены подробные доказательства этого факта. А то, что это факт, нет никаких сомнений. По причине того, что философия не изучается как наука, происходит такое явление, как непонимание философии самими философами и философиоведами. Философию часто не понимают даже профессора философии, что ясно видно из многих работ, статей, учебников, или выступлений в СМИ. Наиболее честные говорят об этом открыто. Менее честные не говорят, но из их работ видно, что понимания философии не произошло.

Этот третий пункт наиболее важен. Именно о нём пойдёт речь в данной работе. О понимании философии самими философами и философиоведами. Ведь как раз подход к изучению предмета во многом делает сам предмет либо познаваемым, либо нет. А изучение философии сегодня построено так, что даже учёные философы не могут понять, что такое философия. И это ведёт к краху дисциплины. В вузах преподают предмет, не зная его; передают свои незнания студентам, которые в свою очередь их распространяют. По сути, сегодня даже история философии изучается не должным образом, не научно.

Почему так происходит? Причин тоже несколько. Вернее — четыре: религиозная, политическая, имиджевая и внутренняя. Подробно я описал каждую из них в книге «Научная философия как она есть», поэтому тут не буду занимать место и внимание читателя описыванием каждой. Кому интересно, прочтёт в указанной книге. Но, в принципе, уже из названий смысл этих причин довольно ясен. Скажу пару слов только о последней причине, внутренней. Потому что именно она в конечном итоге ответственна за понимание философии и её преподавание.

Внутренняя причина говорит о квалификации и этике самих преподавателей философии. Как уже указывалось, даже среди преподавателей не все понимают философию. Происходит это непонимание во многом как из-за неправильной системы изучения философии, так и, в итоге, неправильной системы её преподавания. Возникает парадокс, который заключается в том, что не всем стало выгодно понимать философию. Многим выгодно, чтобы философия не была наукой, чтобы можно было считаться философом, даже не понимая философии, и не отвечать за то, что преподаёшь. Ведь если философия не наука, то философ вполне себе может заявлять любую ненаучную чушь. А это прельщает многих нечестных людей, желающих заработать себе имя или научное звание.

Так образуется порочный круг. Неправильная система изучения философии создаёт неправильное её понимание. Неправильное понимание создаёт неправильную систему преподавания. А неправильная система преподавания не даёт возможности понять философию. В результате, выпускаются студенты, не понимающие философии, считающие её пустой болтовнёй. Со временем некоторые из них становятся преподавателями, не понимающими философию, и также её преподают. Поэтому им не выгодно делать из философии науку и разрабатывать правильную систему преподавания. Появляется новая плеяда философиоведов, непонимающих философии. Круг замыкается.

Нужно сказать, что такое положение вещей сложилось сегодня не только в русской философии, но и вообще в мировой философии. Например, книга известного норвежского философа Ларса Свендсена «Философия философии», которую я подробно анализировал, тоже вскрывает многие вопросы непонимания философии именно в академической среде. Это значит, что Свендсен пишет не только о неправильном её изучении, но и неправильном преподавании. Ведь если нет понимания предмета, значит, он недостаточно изучен. В результате просто не может быть правильного преподавания этого предмета.

Но прежде, чем разобраться в том, какая система преподавания философии правильная, затронем ещё один вопрос, связанный с этим. Вопрос не менее серьёзный. Касается он спора о том, кого считать философами, а кого преподавателями и теоретиками философии. Этот вопрос поднимали и поднимают многие философы. Некоторым он кажется не столь важным. По традиции в дипломах всё равно всем пишут «философ», хотя по сути это чаще всего не философы, а историки или теоретики философии, будущие преподаватели.

Ясно, что одно другому не мешает, а даже помогает, но всё же не все преподаватели философии являются философами по сути, а не по диплому, как и не все философы являются преподавателями или даже обладателями соответствующих дипломов. Среди философов немало представителей других наук, например, физиков.

В этой связи сегодня нередко употребляются два новых слова: философовед и философиовед. Ясно, что первое слово неудачное, т.к. в соответствие с русским языком философовед изучает не философию, а философов, то есть понятие этого слова более узкое, чем понятие «философиовед», означающее теоретика, изучающего философию в целом, в том числе и философов. Поэтому слова «философовед» и «философоведенье» — это неправильные слова узкого смысла. А вот слова «философиовед» и «философиоведенье» — слова, определяющие истинный смысл занятия человека, занимающегося изучением философии в целом. Не построением своих философских теорий, а изучением самого явления философии. Хотя сегодня чаще встречаются именно философоведы, знающие философов и историю философии, но не знающие самой философии, не философиоведы.

Однако дело даже не в том, как обозначать профессию человека в дипломе. Хотя и это важно. Проблема гораздо глубже. Тут нужно рассматривать вопрос в том, кто способен сильнее влиять (как положительно, так и отрицательно!!!) на развитие философии как деятельности и как учебной дисциплины.

Так вот здесь, к удивлению, обнаруживается, что наиболее сильное влияние на развитие и изучение философии оказывают как раз философиоведы (теоретики философии, её историки и преподаватели), а вовсе не сами философы. Как ни парадоксально, но практика именно такова. И вот почему.

Что делают философы? Они философствуют. Они осмысляют действительность, строят догадки, гипотезы, разрабатывают философские теории и учения. Одни из них учат морали и этике. Другие осмысливают мир в целом. Третьи занимаются какой-нибудь узкой специализацией, например, вопросами сознания. Это их прямая обязанность. Они могут преподавать философию, могут не преподавать. Но мы их ценим не за преподавание. Мы их ценим за их вклад в философию вообще и в научную мысль в частности.

А что делают философиоведы? Они, конечно, тоже могут быть философами по сути, а могут просто заниматься изучением и преподаванием философии. Но если они преподают, то они, кроме прочего, обязаны осмысливать уже саму философию как явление, то есть, осмысливать сам предмет, который преподают. И тут возникает интересный момент. Философия изучается и преподаётся как раз философиоведами, то есть, теоретиками философии. Именно их осмысление философии в дальнейшем ляжет в учебники и будет преподаваться студентам, будущим философам.

То есть, не сам философ пишет учебники (хотя и это не исключено), а философиовед, который может и не быть философом, но обязан разбираться в философии, как явлении. Это значит, что студенты изучают философию не по учебникам Аристотеля, Канта, Поппера, Рассела или прочих философов, которые, может, и вовсе не писали учебников, а по учебнику философиоведов, которые изучали философию в целом, её историю, отдельных философов, их учения, разные школы и пр.

В принципе, такой подход правильный, потому что философ может не заниматься теорией философии, или разными философскими проблемами, он может всю жизнь заниматься каким-то одним философским направлением, или философской проблемой. А вот философиовед просто обязан разбираться как в истории философии, так и в её направлениях. По сути, философиовед должен быть эрудирован в философии шире, чем философ-практик. Естественно, тут рассматриваются случаи, когда философиовед не является одновременно философом, а философ — философиоведом. Например, если философом является писатель или астрофизик, то есть человек, не обязанный преподавать философию или даже расширенно изучать её. Поэтому основная ответственность в изучении философии как явления, в должном понимании этого явления, в написании хороших учебников лежит, конечно не на философах, а именно на философиоведах, на теоретиках и историках философии.

Чтобы не было никакого недопонимания в этом важном вопросе, нужно понять, что любой конкретный философ-практик может сколько угодно считать философию не наукой, может даже не знать хорошо истории философии и всех её течений. Он может не понимать сути, смысла, цели и задачи философии как познавательной деятельности. Но философиовед, человек изучающий философию в целом, как социальное явление, просто обязан понимать саму сущность философии, её основной предмет, её главную суть, её основной смысл, основную цель и основную задачу. Ведь если философиовед этого не понимает, то как он вообще может изучать философию? Как он её будет преподавать? И какой учебник он напишет? А ведь у философии должны быть (и есть!) сущность, суть, предмет изучения, смысл, цель и задача. И всё это разные понятия, их нельзя путать. Невозможно понять и изучить явление, если вы не понимаете его сущности, или цели, не понимаете его смысла. То есть, философиовед просто обязан подходить к изучению философии научно и только научно! А это значит, что он должен искать в философии научное начало и именно на нём акцентировать своё внимание.

Поэтому становится ясно, что вся ответственность за систему преподавания философии лежит на совести философиоведов, которые могут и вовсе не быть философами, но обязаны быть учёными, то есть людьми с научным мышлением и мировоззрением. Сам процесс изучения философии как социального явления (ещё до написания учебников) тоже должен быть научным и на научной основе. Иначе что это за изучение?

Ну и, конечно, построение самих учебников и изложенный в них материал тоже должны быть научно обоснованы, то есть соответствовать, прежде всего целям и задачам самой философии, а не автора учебника. Утверждения и выводы в учебниках не должны противоречить научным методам и принципам, научным знаниям, т.е. учебники не должны превращаться в сборники сказок.

Поэтому, чтобы не бросать тень на всех философов, и не уточнять постоянно, что речь в данной работе идёт только о философах-теоретиках, — историках и особенно философах-преподавателях, все они далее будут называться общим термином «философиоведы», каковыми они по сути и являются.

Теперь понятно, что отношение к философии именно философиоведов непосредственно влияет на всю систему изучения и преподавания философии в вузах. А система эта сегодня, к сожалению, далека от научной. Отчасти уже ясно, что происходит это потому, что далеко не все философиоведы способны увидеть в философии науку.

Но остается другой, ещё более важный вопрос. Почему же они не способны увидеть науку в философии? Оказывается, что сама система познания и изучения философии не позволяет им это сделать. Давайте разберёмся, почему так происходит, какая система познания и преподавания философии сегодня существует, и какая должна существовать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как изучать и преподавать философию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я