1. книги
  2. Общая история
  3. Артур Грюнер

Вставай, страна огромная. Война и российские немцы

Артур Грюнер
Обложка книги

Несправедливый Версальский мирный договор по окончании Первой мировой войны и попустительская политика западных стран привели к тому, что в Европе возник фашизм, поставивший себе целью уничтожение СССР, захват восточных территорий и подчинение в рабство советских народов.Ценой огромных усилий и человеческих жертв народы Страны Советов сумели одержать победу над германским фашизмом. Победу над врагом «ковали» и российские немцы, выполнявшие в условиях трудовой армии тяжелейшие работы в тылу.

Автор: Артур Грюнер

Жанры и теги: Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вставай, страна огромная. Война и российские немцы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5.

Судьба народа на чужбине

Перемены, которые наступят в связи с войной в жизни и судьбе семьи и народа, для которого придумали собирательный термин «российские немцы», заставят впоследствии Малыша, теперь уже выросшего и совсем не молодого человека, проследить истоки народа, к которому он принадлежит, проследить его историю и судьбу. Только теперь он поймет, о чем говорил председатель сельсовета с отцом во время ливня в селе.

ДАМОКЛОВ МЕЧ НАД ДИАСПОРОЙ

Он узнает легенду о проклятии вездесущей ведьмы, лежащем тяжким бременем на судьбе этой народности, в которую, как ни странно, все предыдущие поколения верили, более того, периодически убеждались в действенности этого проклятия. Он узнает от взрослых о том, что для немецких крестьян, решившихся на переселение в Россию, обычно накануне проводили специальную службу в церкви, во время которой пастор сопровождал их напутствием и благословением, желал им удачи и благополучного устройства на новом месте. Но вместе с тем часто находились недоброжелатели, которые пытались отговорить соотечественников от такого шага, и если это не удавалось, то и проклинали их, и ниспосылали на них всевозможные кары небесные.

По преданию, слышанному автором от отца, нашему прадеду Георгу Грюнеру такое проклятие пришлось выслушать не при выезде из своего села, а уже по дороге. Решившись на ответственный в жизни шаг, он выехал в Россию из небольшого селения Швабвейлер, что в Эльзас-Лотарингии, под Рождество Христово 1803 года, чтобы достичь цели ранней весной, к началу посевной. На двух пароконных повозках он с женой Анной и четырьмя сыновьями в сопровождении брата Вилли, который должен был вернуть домой упряжки, на второй неделе пути уже практически доезжал до портового города Ульм, чтобы оттуда сплавиться на одноразовых лодках по Дунаю до Малороссии, в то время части Российской империи.

Его трек, состоявший из двух десятков пароконных упряжек, уже приближался к широкому спуску к речному порту, когда Георг услышал женский голос с проклятиями в сторону отъезжающих людей, а затем увидел на возвышенности слева от дороги старуху в лохмотьях, которая, подобно ведьме, стояла, опираясь на крюковатую палку, и удивительно громким для ее тщедушной согбенной фигуры голосом кричала проклятия отщепенцам, покидающим родную землю:

— Вы оставляете трудную жизнь на родной земле и думаете найти райскую жизнь в необжитых, диких краях. Вы испугались трудностей дома и думаете найти молочные реки и кисельные берега на чужбине.

То, что вам пообещали русские цари, это обман, и никто не защитит вас. Голод и холод, нужда и несчастья будут сопровождать вас.

Это говорю вам я, прожившая на земле много лет, я видела много событий, и я вам говорю, что горе и беду всегда легче пережить на родной земле, чем на чужбине.

Одумайтесь, люди, вернитесь домой, иначе будете вы сами и ваши потомки прокляты до седьмого колена, это говорю вам я, я, я-я, которая никогда не ошибалась…

А обозы со скарбом все шли и шли, и рядом с повозками шли усталые мужчины и женщины, после долгих сомнений решившиеся на это шаг, а тут еще эта старая ведьма, господи, прости мои прегрешения, своим пророчеством старается убить в душе возникшую надежду. Следовало бы прогнать ее, но, люди верующие, они не могли позволить себе перечить юродивой старухе. Юродивые имеют право говорить все, что думают, хоть перед простолюдином, хоть перед царем, хоть перед Богом. Испокон веков находятся они под защитой Всевышнего. Так и шли они, эти несчастные, в неизвестность, проклятые старой ведьмой сами и вместе с потомством до седьмого поколения.

Старуха еще долго кричала, но никто не возразил ей ни единым словом. Во-первых, потому что мысли переселенцев уже сами по себе, без вмешательства старухи, были сродни тому, что она вещала, и уже без нее были на пределе, а во-вторых, каждый остерегался спорить с этой ведьмой, как бы хуже не вышло. Не то чтоб люди верили в колдовство, наоборот, они все были верующими христианами и знали, что людей, слывущих в народе знахарями и ясновидящими, обижать нельзя.

ДЕЙСТВИЕ ПРОКЛЯТИЯ НА ПОКОЛЕНИЯ

Также Малыш узнает, что родители в пору террора государственной власти против собственного народа были вынуждены уничтожить большинство письменных свидетельств истории рода. Но они сохранили в памяти печальные события предыдущих поколений и с нетерпением ждали, когда же выйдет срок этого проклятия. Да, сейчас он всего этого еще не знает, но со временем он вырастет, получит образование. Его кругозор и жизненный опыт позволят ему критически подойти к вопросу о проклятии.

Выросший в эпоху насильственного атеизма, когда религия из гаранта нравственного начала общества была объявлена «опиумом для народа», когда церкви были разрушены, священники расстреляны, религиозная литература и воспитание под запретом, он не мог согласиться с верой своих предков в проклятие, но он мог понять их состояние, их тревоги и волнения.

Он поймет, что его выехавшие в Россию предки были малограмотными крестьянами, в лучшем случае имевшими два-три класса церковно-приходской школы. Они не могли ориентироваться в философских и мировоззренческих вопросах на уровне научной мысли даже того времени, но они были глубоко верующими христианами, уверенными в том, что нарушение церковных заповедей — грех, что нужно жить по человеческим нормам, по христианским законам.

Большим грехом было бы высмеивать или неуважительно относиться к такому образу мышления или образу жизни своих предков. Они имели полное право верить в Бога, а когда они от него ожидаемой помощи не получали, то вынуждены были искать причины в воздействиях нечистой силы или, наконец, в своем несовершенстве, в своей греховности, что вело к праведному образу жизни, предполагающему искупление этой греховности.

Отец, учитель и по общественному положению вынужденный атеист, мать, связанная четырьмя детьми, вынужденная следовать жизненным воззрениям мужа, они должны были скрывать свои истинные чувства, свое отношение к религии, которое в душе никогда не умирало, а, как это всегда бывает под запретом, отличалось трепетным почитанием всего божественного, а следовательно, в той или иной мере так же уважительным отношением к тому таинственному, пророческому, а потому непонятному и тревожному, что неизменно в той или иной степени проявлялось в каждом из прожитых поколений.

При этом они с прискорбием вынуждены были установить, что тяжесть проклятия с каждым поколением все больше возрастала. Это они увидели по тем бедствиям, которые должны были пережить их родители, несчастное шестое поколение, понесшее неисчислимые страдания вследствие вселенской беды под названием «революция». Обобранные до нитки «народной» советской властью, лишенные всех гражданских прав, рассеянные по концентрационным лагерям, дети, брошенные этой властью на вымирание, вынужденные пойти по миру, просить милостыню.

Не было ни одного поколения со дня выезда праотца Георга из Германии, которое прожило бы без печати проклятия, но такой беды, как эта, не пришлось пережить ни одному из всех пяти предыдущих поколений семьи Грюнеров.

Возможно, другие семьи, переселившиеся в Россию ранее, насчитали к моменту революции не шесть, а значительно больше поколений, но нельзя исключить и того факта, что несколько поколений могли прожить жизнь вполне благословенную и счастливую. Во всяком случае, в описываемой семье эта напасть, которая, согласно лживой идеологии и пропаганде кучки международных авантюристов, должна была принести «освобождение трудовому народу», а в действительности привела к неисчислимым бедствиям, выпала точно на шестое поколение.

ЧТО ОЖИДАЕТ СЕДЬМОЕ ПОКОЛЕНИЕ?

И вот нагрянувшая война наверняка шлет невиданные страдания следующему, седьмому поколению, к которому относятся родители и семья Малыша. Как в таких условиях отмежеваться от проклятия, висящего дамокловым мечом над судьбой народа, кровно родственного с врагом, с которым вынуждена вести войну страна, приютившая их предков?

Родители скажут ему, что он относится к восьмому поколению выехавшей из Германии семьи. И действительно, это проклятие не коснется его, разве только слегка заденет кончиком крыла того черного ворона, который окажется злым роком для старшего поколения. Он вместе с еще двумя малолетними братьями выживет благодаря каждодневному подвигу матери, подвигу хрупкой и на вид слабой женщины, сумевшей противостоять государственной власти, все усилия которой, казалось, были направлены не на сохранение, а на истребление граждан страны, имевших несчастье родиться немцами.

В отличие от старшего брата и дяди, ему повезет, потому что выживет в самые трудные военные и ранние послевоенные годы седьмого, когда-то проклятого, поколения переселенцев — поколения своих родителей. И он расскажет о судьбе этого поколения в эту самую трудную пору, расскажет о вдвойне трудной судьбе «российских немцев» в пору нашествия на страну тех немцев, от корней которых пошли эти, переселившиеся в эту страну около двухсот лет назад, и от нынешнего нашествия которых пошли новые страдания его народа.

Он расскажет о том, как они были поставлены в условия врагов в собственной стране, в положение изгоев, в положение пленных с самого момента рождения, в положение презираемых, гонимых и безжалостно истребляемых. Он сделает это на примере своей семьи, своих близких и родных, поэтому в его рассказе не будет ни единого слова неправды, только то, что узнал от родных, что пережили они и что пережил он сам, чему учила всемирная история.

Но это будет потом, это будет добрых полстолетия спустя, а сейчас на дворе 41-й год и уже три месяца идет война. И вот она, эта война, пришла в Джигинку вначале в виде пешей переброски знаменитой Таманской дивизии на фронт, а еще через пару недель в виде необходимости эвакуации семьи и родственников на восток, подальше от линии фронта, но тоже в неизвестность, тоже с риском испытаний, мучений, голода, болезней и смерти.

О самой тяжелой и кровопролитной войне XX столетия будет написано много книг. Писателями и историками будет освещена эта мрачная страница истории народов со всех сторон, подсчитаны человеческие жертвы и материальные убытки, но судьбы людские все еще, через три четверти века после этих страшных событий, потрясают память, вспыхивают живыми эпизодами, не дают покоя, не дают участникам этих событий уйти в небытие, будучи забытыми всеми.

Известно, что время лечит, время стирает из памяти пережитое, но есть такое, что не должно быть забыто, сколько бы времени ни прошло и какие бы ни пришли новые времена и новые потомки.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я