Книга посвящена тонкостям городской фотографии. Она акцентирована на основных видах съемки в городе. Городской пейзаж всегда увлекателен, здесь каждый найдет для себя интересные грани – от архитектуры до жанрового фото, это еще и съемка в помещениях – музеи, выставочные залы, а еще очень увлекательна городская абстракция и другие направления. Каждый город щедро дарит фотографу множество прекрасных объектов для съемки самых разных и интересных сюжетов. Основная задача, которая поставлена в книге – как «раскопать» эти сюжеты и представить зрителю с выигрышной стороны. Предполагается, что читатель знаком с азами фотодела – как устроен фотоаппарат, диафрагма, выдержка и т.д. В книге также нет таких разделов, как обработка кадров, печать и т.д. Внимание уделено практической и художественной стороне вопроса – как научиться снимать город так, чтобы снимки дарили радость и эстетическое наслаждение. Чтобы фотографиями можно было украсить стены, организовать собственную выставку.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городской пейзаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
По городу с фотоаппаратом? Почему бы нет! Выгодное преимущество — не обязательно ждать отпуска, снимать можно по выходным дням, утром или вечером.
Каждый город, будь то столица или небольшое поселение, численностью в десять-пятнадцать тысяч жителей это всегда множество прекрасных и занимательных объектов для съемки. Практически в любом городе вы при должном старании сфотографируете разные привлекательные кадры, содержащие яркие образы.
Нефотогеничных городов не существует. Любой город представляет фотографу массу творческих возможностей. Успех не зависит ни от времени суток, ни от погоды. Самое главное — не нужно чего-то ждать. Город в любом виде богат на сюжеты, причем зачастую встречаются неожиданные. Важно научиться любить город, уметь им любоваться и не переставать удивляться. Городская фотография заканчивается там, где начинается безразличие. Равнодушие, отсутствие огонька, азарта, желания удивить мир своими снимками — основной стопор на пути к хорошим снимкам.
При съемке в городе надо вовремя обратить внимание на интересные сюжеты. Не менее важно еще и правильно «приготовить» фото. Для этого желательно освоить тонкости обработки в графическом редакторе. Даже самый банальный кадр может «заиграть» после умелой обработки.
Фотографируя, важно не спешить, с любопытством смотреть на окружение. Учитесь детально всматриваться в окружающий нас мир, постараться найти в каждом городе что-то необычное.
Не помешают находчивость, терпение, а также творческий подход и еще немного везения. Для этого добавьте в рецепт чуточку приподнятого настроения и легкость на подъем.
Главное пожелание — не скучайте дома, чаще выталкивайте себя в город!
Значимое отличие от других видов фотографии — вы ни от кого и ни от чего не зависите, можете снимать в любое время и в любом месте. Фототехника по большому счету не имеет решающего значения, снимать можно чем угодно, в том числе и на мобильный телефон. Строгих правил здесь нет — чем более оригинальными будут ваши работы, тем интереснее, главное удивить зрителя своим необычным видением и умением подавать сюжет. Разнообразие сюжетов вас ждет повсюду — буквально на каждом углу и на каждой улице. И к этому надо быть всегда готовым, чтобы не упустить самые привлекательные и неожиданные сюжеты.
Чем еще отличается съемка в городе? Это полезно для здоровья. Ведь фотографу придется много ходить, постоянно двигаться, наклоняться, приседать, подниматься по лестницам. Вы будете дышать свежим воздухом, а не сидеть в закрытом помещении.
Съемка в городе развивает наблюдательность — фотограф быстро учится замечать и выделять самые привлекательные объекты, учится выражать свое отношение к действительности. Вы всегда в живом общении с окружающим миром.
Еще съемка в городе выравнивает эмоциональный фон. Даже если вы из дома или с работы выходите с головной болью, плохим настроением, пара часов съемки, и вы вернетесь с отличным аппетитом и доброй улыбкой.
Как награда, фотографа зачастую ждет богатый улов — самые разные сюжеты.
Причем всегда найдется пара-тройка замечательных моментов. Отбирайте такие фотографии в свою «золотую коллекцию», печатайте, вешайте на стену, украшайте своими фотографиями помещения, дарите людям. Кто знает, может для кого-то съемка в городе станет профессией, а кто-то завоюет приз на престижном конкурсе.
Глава 1
Подготовка к съемке
Самое первое пожелание — отправляясь на съемку в любом городе, избавьтесь от балласта, всего ненужного и лишнего. Пакеты, сумки, разные покупки, продукты и прочий груз всегда сильно ограничивают фотографа, от ноши человек устает гораздо быстрее. Если некуда девать, можно оставить в ячейке супермаркета, расположенного поблизости.
С пакетами и сумками трудно добиться желаемого
Обязательно прихватите дополнительный аккумулятор. В городе легко наснимать большое число кадров, заряда аккумулятора может не хватить, особенно в холодное время года, а также когда аккумулятор эксплуатируется не один год.
На карте памяти должно оставаться достаточно места, съемка в городе незаметно затягивает и может занять почти весь день. Как специально самые интересные сюжеты встречаются, когда заканчивается место на карте, либо когда наглухо сел аккумулятор.
Если садится единственный аккумулятор, явно не стоит смотреть и отбирать снимки на камере. Однако если есть время и в сумке лежит запасной аккумулятор, во время отдыха на скамейке или в кафе, не помешает просмотреть всю съемку. Часто такой просмотр позволяет сразу увидеть собственные ошибки, а также вовремя заметить неправильные настройки камеры, неправильно установленную бленду и т.д. Не спешите удалять не совсем удачные снимки, лучше это сделать на экране ПК.
Расположившись в уютном кафе, неплохо отдохнуть и без спешки просмотреть съемку
Если заканчивается место на карте памяти, ее несложно приобрести, если рядом расположен салон связи или торговый центр. Однако не на каждом шагу они все же продаются, а интересные сюжеты, необычное освещение можно упустить. Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы на карте памяти было достаточно места. Не забывайте перед походом в город переписать фотографии с предыдущей съемки на компьютер.
В некоторых случаях фотографу понадобится штатив. Таскать его на себе весь день по всему городу не самое радостное занятие, но что не сделаешь ради прекрасных снимков. Зачастую штатив действительно выручает. Он позволит более продуманно скомпоновать кадр, уменьшить шевеленку, добиться резкости, особенно в темное время, а также снять панорамные виды. Снимать панораму с рук не лучший подход. Штатив с одной стороны дисциплинирует фотографа, с другой позволяет заметить что-то более интересное, увидеть сюжет иначе, в спокойной обстановке творчески осмыслить кадр.
Если рассчитываете, что, оставив штатив в гостинице, прихватите его позже для вечерней или ночной съемки, то вы сильно ошибаетесь. Скорее всего, не возникнет желания или не найдется времени, чтобы возвращаться за ним. Штатив лучше взять сразу, отдохнуть и перекусить вы всегда сможете в кафе.
Штатив хоть и не самый удобный, но весьма желательный аксессуар
Если вам категорически не хочется носить с собой штатив, можно обойтись моноподом. Он легче, компактнее и с ним проще передвигать камеру в процессе съемки, с ним проще снимать на длинных выдержках, но полностью монопод штатив не заменит.
Еще не забудьте прихватить средства для чистки оптики, которые вам вне всяких сомнений пригодятся — салфетки для протирки объективов, чистящий карандаш. Возможно, понадобится груша для продувки матрицы, кисточка для чистки оптики от пыли и песка.
Неплохо бросить в сумку несколько фасовочных пакетов. В дождь, пыль в них удобно прятать технику — оптику, камеры.
Не лишним окажется поляризационный фильтр с круговой поляризацией. Стоит он недорого, зато позволит добиться более четкой картинки. Поляризационный фильтр в первую очередь востребован, когда вы на снимке охватываете большие расстояния, а также фотографируете в туман или когда в городе высокая влажность.
Крайне желательно обзавестись защитными фильтрами для объективов, а также блендами. Если в комплекте с объективом (камерой) нет бленды, обязательно приобретите. Причем качественную и проверьте перед съемкой — нет ли виньетирования, не «срезается» ли часть изображения. Проверяйте сразу, после того, как вы ее установили. В противном случае по краям кадра могут быть затемнения. Обидно будет получить такой брак на всех снимках.
Нужна ли внешняя вспышка? На мой взгляд, таскать ее с собой постоянно не стоит. Ее можно взять, когда вы точно знаете, что будете ею пользоваться. Свет от вспышки не самое правильное решение, но в некоторых ситуациях это неплохой выход. К тому же на вспышку можно укрепить рассеиватель. В продаже можно подобрать на любой вкус — рассеиватели, софт-боксы. Вспышку можно расположить на некотором удалении от камеры, поэкспериментировать с направлением света, попросить кого-то подержать ее или укрепить на штатив.
Всегда планируйте съемку так, чтобы вам не пришлось таскать на себе лишний вес, минимизируйте нагрузку на позвоночник, ноги. На первый взгляд может показаться, что три-пять килограмм не такой уж и большой вес, но к концу дня он все же ощущается. Разумеется, многое здесь зависит от физической подготовки. Кому-то и пятнадцать килограмм таскать не вопрос, а кому-то вдвое меньший вес проблема. В среднем, желательно, чтобы общий вес всей фототехники — камера, пара-тройка объективов, карты памяти, аккумуляторы и т.д. не превышал 7 кг. Опять-таки здесь все индивидуально, если здоровье не позволяет, лучше обойтись легкой камерой или даже качественным смартфоном.
Полезно продумывать маршрут заранее, наметив путь и значимые для себя объекты, а не просто так бродить по городу. Хотя и в этом случае есть свои плюсы — вы отдыхаете, прогуливаетесь и заодно фотографируете в режиме «что увидел, о том и пою». При таком подходе вы всегда снимите пару-тройку случайных и интересных кадров, наметите себе творческие планы.
С рюкзаком в городе не всегда удобно, плюс вы не видите, что творится у вас за спиной. Хотя есть фотографы, которые привыкли именно к рюкзаку. Если вам нравится именно рюкзак, подберите на свой вкус. Вряд ли вам понадобится рюкзак большого размера. Удобны небольшие, компактные изделия, разработанные именно для ношения в городе.
Фотосумка в городе все же более желанный выбор. Присмотрите изделия, которые имеют защиту от дождя, а также надежно закрываются и имеют отсеки для всякой мелочевки.
Лучше, чтобы со стороны даже опытный фотограф не определил, что у вас в сумке находится фотоаппаратура. Приобретайте скромные, неприметные сумки. Всевозможные надписи, вроде фото и видео, также бренды заклеивайте или выбирайте сумки без броских надписей.
Меньше всего привлекают внимание изделия серого цвета, цвета хаки. Носить фотоаппаратуру в пакетах или хозяйственных сумках не самый лучший выход. Не покупайте сумку впритык. Пусть у вас будет немного свободного места, чтобы уложить небольшой зонтик, бутылочку с водой, пару бутербродов. Когда будете покупать сумку, возьмите с собой весь фотокомплект, который планируется использовать во время съемки и посмотрите, как он умещается. Но и не приобретайте слишком большие сумки, в которых ваш фотокомплект «утонет».
Подбирайте фотокомплект под свои задачи, не носите лишнее
Самое главное при съемке не снаряжение и техника, а творческое настроение. Если внутреннее состояние оставляет желать лучшего, захватите плеер с любимой музыкой, анекдотами. Почему не телефон? Чтобы он не разрядился быстро. Все же он должен быть всегда готовым к звонкам, поиску нужного объекта на карте, чтобы вы всегда могли воспользоваться навигатором, поиском какой-либо информации. Полезно обзавестись внешним USB-аккумулятором для смартфона, так называемый повер-банк.
Всегда носите с собой зонтик, даже если ничто не намекает на то, что может пойти дождик. Если нет желания таскать зонт, а также, если его забудете, несложно положить в сумку дождевик, пусть он там лежит всегда. Много места он не займет, да и весит мало. В городе спрятаться от дождя не так уж и сложно, но гораздо интереснее пофотографировать именно в дождь. Даже если ваша фотоаппаратура имеет влагозащиту, старайтесь не снимать под открытым дождем продолжительное время.
Узнайте заранее, какие стандарты электросети в той стране, которую вы собираетесь посетить. Заранее купите соответствующие переходники, зарядные устройства.
Запаситесь терпением, не все задуманное удается сделать сразу, нередко приходится ждать — соответствующей погоды, освещения, событий, приходить к выбранному месту съемки в другие дни.
Если не нужны люди в кадре, машины, снимайте в выходные, рано утром. Как правило, в середине дня и после в местах, где расположены достопримечательности, смотровые площадки, много фотографирующих людей.
Приобретите бумажную карту, путеводитель, заранее ознакомьтесь с планом города, выпишите для себя ориентиры, названия улиц, номера маршрутов транспортных средств, телефоны такси.
Чтобы снять хорошие кадры, ходить придется много — нужно обходить объекты с разных сторон, куда-то подниматься, спускаться, возвращаться. Обувь должна быть удобной, нежелательно, чтобы она была только купленной. Она не должна быть слишком теплой в жаркое время и наоборот, когда зимой ногам холодно, снимать очень некомфортно. Также и одежда должна быть удобной, комфортной, не стесняющей движения. Практично, когда в куртке много карманов, куда можно разместить полезные мелочи, а также ключи, документы, телефон. Продаются специальные куртки для фотографов, а также специальные фотожилеты.
Съемка в городе это всегда много времени, рассчитывайте, что съемка всегда бывает дольше, чем вы планируете. Планируешь поснимать час-два, а на деле получается половина дня, а то и весь день. Таким образом, обстоятельная подготовка, много времени, уделенного съемке и активная ходьба — это первые шаги на пути к хорошим снимкам.
Для съемки в городе неплохо подготовиться заранее
Глава 2
Безопасность
В больших, а также незнакомых городах не забывайте как о собственной безопасности, так и о сохранности вашей фототехники. В поездках старайтесь вести себя осмотрительно, относиться ко всему предельно внимательно. Не оставляйте вещи без присмотра, не доверяйте случайным знакомым, не идите на уловки сомнительных личностей, не соглашайтесь на всевозможные «завлекалочки» — вы стали обладателем приза, вас куда-то приглашают и т.д. Следите за тем, где и как поместили багаж. Если ваши багаж крепят к крыше автомашины, лучше это сделайте сами или проконтролируйте.
Не надейтесь на собственную память, делайте себе шпаргалки, напоминалки в телефоне и т.д.
Нежелательно ходить в одиночку по глухим улочкам
Помнится, однажды я в фойе гостиницы оставил рюкзак с фототехникой и уехал. Выложил его на кресло и благополучно забыл, взяв только чемоданы. Позже, когда обнаружил, возвращаться было поздно — не успевал на поезд. Так как это было в другой стране, возникало много сложностей, если отложить поездку. Позвонил в гостиницу — работники подтвердили, что мой рюкзак лежал в целости и сохранности на самом видном месте. В тот день повезло, что его никто не прихватил. Попросил сотрудника выслать рюкзак по почте. После долгих переговоров удалось добиться согласия. Рюкзак мне выслали, как следует, его упаковали. Разумеется, пришлось немало заплатить за пересылку. Поэтому каждый раз нужно быть внимательным и не оставлять камеру, телефон, сумку — в кафе, в гостинице, такси и т.д. На самом деле это крайне важно, не забыть камеру на месте съемки, в машине, на катере, особенно если она не висит на шее, вы можете ее выложить и забыть на экскурсиях, в путешествии, в транспорте и т.д. Поэтому либо сразу кладите ее в сумку, либо вешайте на шею и не снимайте. Приучите себя постоянно осматриваться, проверять, все ли взяли, пересчитывать предметы. Такая привычка займет у вас пару секунд, зато сэкономит время, средства и нервы.
Также не забудьте покупки. Был у меня случай, купил я в другом городе дорогой объектив. На перроне автовокзала выложил черный пакет, в котором лежала коробка с новеньким объективом на подоконник и благополучно о нем забыл. В момент, когда садился в автобус, мне с платформы прокричали — вы забыли пакет. Если бы не заботливый человек, я бы так и уехал, оставшись без купленного объектива.
Важно не только сделать хорошие снимки, но и сохранить фототехнику. Не секрет, что даже небольшие падения камеры отрицательно сказываются на ее работоспособности. Сделайте все, чтобы не допустить падения — накиньте ремешок на шею, намотайте его на руку. Во время съемки держите камеру двумя руками. Снимая с мостов, на большой высоте, над водоемами будьте крайне осторожными, телефон или камера могут легко выскользнуть. Назад технику уже не вернете.
Находясь над водоемами, а также на большой высоте крепко держите вашу технику
Менять объективы также желательно предельно аккуратно. Лучше это делать в помещениях, на устойчивой и ровной поверхности. Когда на улице дождь, ветер, пыль, явно не стоит менять оптику в неподходящих условиях. Меняйте всегда на выключенной камере.
При съемке со штатива не допускайте падения камеры или штатива вместе с камерой. Камера должна быть надежно и крепко зафиксирована, самые дешевые штативы не надежны и не практичны. Их легко поломать во время съемки. Была у меня поездка, когда в первый день съемки штатив сломался, хотя планы на него были большими — панорамы, водопады. Когда на улице сильные порывы ветра, легкий штатив может упасть. Выбирайте лучшие и проверенные изделия, дешевыми они точно не будут, зато действительно удобны в работе. Будьте особенно внимательными в ветреную погоду, а также, когда вокруг много людей, кто-то может задеть рукой или сумкой по неосторожности, кто-то споткнуться.
Особенно берегите объектив камеры, старайтесь не поцарапать линзу. Также надо следить за сохранностью камеры. В сложных условиях, когда на улице снег, дождь, туман, сильная влажность, пыль — переносите камеру в сумке.
Соблюдайте меры предосторожности всегда и везде, придерживаясь здравого смысла. Не стоит идти на риск, ради одного кадра. Например, когда вы сядете в аттракцион, где вы будете находиться вниз головой, камера может выпасть, повредить не только вас, но и другого человека.
Также помните о правилах дорожного движения. Особенно будьте внимательными, переходя дорогу, снимая сюжеты на самой проезжей части или другой стороне автомобильной дороги. Движение на автодорогах оживленное, далеко не все водители соблюдают скоростной режим, а для некоторых вообще правил не существует. Не ходите по краю, где движение интенсивное, есть водители, которые видят только себя в зеркале. Часто фотографы, увлекаясь съемкой, совершенно забывают о собственной безопасности и теряют бдительность. Не перебегайте дорогу вблизи от транспорта, особенно в гололед. Также не выскакивайте на дорогу из-за преграды — стоящего транспорта, строения, деревьев, кустов.
Соответственно надо соблюдать осторожность и вблизи железнодорожного транспорта.
Автодороги это объект повышенного внимания. Отнеситесь к ним со всей серьезностью
Всегда смотрите, что у вас творится над головой. Могут вестись ремонтные работы, дети могут что-то уронить с балкона и т.д. В зимнее время могут упасть сосульки, с крыш может скользнуть большой пласт снега. Зимой на улицах часто бывает скользко. Обувь нужно подбирать с подошвой, которая не будет скользить.
Зимой сосульки не только сюжет для съемки, но и объект повышенного внимания
Старайтесь поздно вечером не ходить в одиночку по безлюдным местам, особенно по незнакомым местам. Лишний раз не стоит «светить» вашу аппаратуру в глухих районах города. Если отправляетесь в незнакомые города, не поленитесь ознакомиться, как обстоят дела с криминальными районами.
Не задерживайтесь вечером на рынках и в незнакомых местах
Если вы передвигаетесь на машине, также не забывайте о безопасности. Чаще всего автомобили, оставленные на стоянках возле торговых центров, вскрывают, чтобы похитить оставленную в ней технику, личные вещи. Будьте внимательны, в момент, когда вы включаете пультом сигнализацию, система может быть просканирована. Особой популярностью у воришек пользуется фотоаппаратура, оставленная в машине.
В людных местах, в переполненном транспорте, в переходах, в туристических центрах особенно внимательно стоит относиться к собственной безопасности. Избегайте толкучки, плотных потоков людей, традиционных мест, где «работают» любители чужого имущества. Обычно они не действуют в одиночку. Одни отвлекают внимание, создавая шум, суету, наступая на ногу и т.д., пока внимание фотографа отвлекают, молниеносно и ловко работают «спецы».
В людных места будьте особенно внимательными
Не доверяйте незнакомым людям, не пейте из их рук воду, кофе, чай. Точно также и с таксистами, если вас незнакомый человек угощает какими либо напитками, вежливо откажитесь. Если к вам обращаются случайные люди с сомнительными предложениями и просьбами, не подавайтесь на их уловки, даже если они представляются серьезными людьми. В другом городе гостей сразу заметно, поэтому мошенники с большим опытом сразу определяют свою жертву.
В час пик на транспорте людей может быть очень много. Часто в переполненном вагоне метро у меня буквально «уносили» рюкзак, сумку. Нередко с трудом удавалось вытянуть технику, приложив немалые усилия. В таких случаях держите технику прямо перед собой. Прижмите ее к себе. Когда рюкзак или сумка за спиной, поток людей легко может вырвать и унести с собой.
Когда климат жаркий, не включайте кондиционер. Если камера находилась в помещении, где работал кондиционер, а после вышли на улицу, объектив, скорее всего, запотеет от воздействия горячего воздуха. Он не сразу отойдет на улице. Если очень жарко, и вы все же включаете кондиционер, упакуйте технику, как следует — пара полиэтиленовых пакетов, положите в сумку, закройте ее. На жаре вынимайте не сразу.
Глава 3
Фототехника
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Почему? Все люди разные, у каждого собственные вкусы, индивидуальный творческий подход, свои фотографические задачи. Выбор техники определяется вашим видением, подходом к съемочному процессу. Он зависит от конкретных сюжетов, которые вы планируете сфотографировать и соответственно особенностями города, непосредственно сценой.
Пригодиться на самом деле может все, но постоянно время таскать на себе много оборудования явно не стоит.
Удобно, когда в камере дисплей поворотный. Вы сможете выбирать неожиданные ракурсы — снимать с уровня земли или, держа камеру над головой, более точно выстраивать композицию, просунуть камеру в проем.
Итак, какую выбрать фотокамеру?
По большому счету не столь важно, какой у вас фотоаппарат, главное, что и как фотографировать.
Разумеется, наилучшее качество обеспечат камеры с полнокадровой матрицей — зеркальная камера или беззеркалка (БЗК). Преимущества очевидны. Широкий динамический диапазон, высокий запас светочувствительности, высокая детализация. В целом изображение естественное, объемное, правильная цветопередача, обрабатывать будет намного проще — большой запас для «вытягивания» снимков. Недостатки — высокая цена, большие вес и габариты.
Камеры с кропнутой матрицей также прекрасный выбор — как зеркалки, так и БЗК. Разумеется, качество фотографий уступает полнокадровым камерам, но не настолько, как между компактными камерами и зеркалками или БЗК с кропнутой матрицей. Данный класс камер прекрасное решение, если полнокадровая техника для вас слишком дорогая, большая или тяжелая. Среди камер данного класса можно подобрать наиболее подходящий вариант — самую компактную, или вариант подешевле — обрезанные функции, пластиковый байонет и т.д., либо полупрофессиональную. В данном классе выбор достаточно богатый.
БЗК становятся все более популярными среди профессионалов и любителей. При качестве, сравнимом с зеркалками, они намного легче, компактнее и менее заметны со стороны. Для них существует большой парк оптики. Для уличной съемки это, наверное, самый подходящий вариант. Опять-таки, здесь многое зависит от личных предпочтений.
На мой взгляд, для творческой съемки удобнее именно зеркалка. Здесь есть ряд преимуществ. Она ухватиста, ее удобнее держать в руках, она более эргономична и оперативна в работе, кнопки вынесены на корпус. У зеркалок обычно более емкий аккумулятор. Больший вес часто является преимуществом. Это способствует уменьшению шевеленки, также камера более сбалансирована с объективами, особенно большими и тяжелыми. Не всегда у БЗК имеется оптический видоискатель. При кадрировании через оптический видоискатель, меньше расходуется заряд аккумулятора, еще при ярком солнце ЖК-экран «слепнет» и фотографировать становится труднее.
Качество снимков примерно одинаково, а вот удобство и оперативность, особенно при длительной съемке у зеркалок выше. Лично для меня после съемки на БЗК зеркалка оказалась предпочтительной. Возможно, сказывается многолетняя практика съемки именно на зеркалку. Стоит заметить, что многие знакомые профессиональные фотографы прекрасно снимают городские сюжеты именно на БЗК.
Если смотреть в сторону компактных камер, выбирайте модели с большей по площади матрицей, со светосильной и качественной оптикой. Не гонитесь за большим размахом фокусных расстояний — чем больше кратность зума, тем хуже качество изображения.
Разница между компактами и зеркалками или БЗК огромна. Не говоря уже о качестве изображения. Удобство в работе, скорость съемки оставляют желать лучшего. Да аккумулятор садится быстрее. Но все же это фотоаппарат, снимать на который продолжительное время намного удобнее, чем на смартфон.
В сравнении со смартфонами есть некоторые удобства — более хваткий корпус, ремень, на который камеру можно повесить на шею, вы не посадите аккумулятор смартфона. В целом практичнее в работе. Еще в мобильном телефоне есть существенный недостаток — в суете легко сбить настройки, смартфон может случайно включить режим впечатывания даты, в не самое подходящее время запустить различные приложения и т.д. Среди компактов встречаются неплохие модели, выдающие действительно приемлемое качество. Эти модели отличаются матрицей большего размера в сравнении с остальными, качественной оптикой. Но цена на них достаточно высокая, за эти деньги целесообразнее купить зеркалку. Единственное преимущество в сравнении с зеркалками и БЗК — компактность и вес.
Современный смартфон с качественной камерой как фотоаппарат вполне сгодится для съемки городских видов. С его помощью можно снять замечательные кадры. Вдобавок он незаметен и не привлекает внимание, особенно там, где нельзя снимать на фотоаппарат. Смартфон позволяет немедленно приступить к съемке, ведь он есть практически у каждого.
В дальнейшем вы уже решите, какую приобрести фототехнику. Оптимально, когда смартфон дополняет фотоаппарат. Бывает так, что времени вынуть камеру из сумки нет. Сюжет не ждет, и на съемку есть всего пара секунд. В таких случаях смартфон вас выручит. Топовые смартфоны зачастую снимают гораздо лучше, чем дешевые компакты.
Если у вас камера со съемной оптикой, возникает вопрос — какие выбрать объективы.
Прекрасно справится со съемкой широкоугольный объектив. Сверхширокоугольный объектив востребован при съемке старинных улочек, больших объектов с близкого расстояния. Широкоугольный объектив, охватывая большое пространство, позволит красиво передать небо, включить в кадр большой объект целиком, выбрать интересное композиционное решение, при этом он меньше вносит геометрических искажений в сравнении со сверхширокоугольным объективом. Однако снимая на сверхширокоугольный объектив легко все испортить, если нет навыков съемки на широкоугольную оптику.
Для съемки городского пейзажа широкоугольный объектив всегда востребован, поэтому начинать лучше с него. Вам часто придется охватывать много крупных объектов, часто они выстроены близко по отношению к месту, где расположился фотограф. Стоит попробовать фикс с ф.р. 14 мм, вдруг он вам придется по вкусу. Разумеется, можно и без него. К примеру, на кроп подойдут объективы с ф.р. 8-16, 11-16 или 10-18, на полный кадр что-то вроде 12-24, зумы удобнее, практичнее. Но фикс это не только хорошее качество картинки. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием это «стиль жизни», совсем другой подход к съемке.
Интересные сюжеты вы сможете снять, используя фишай. Это далеко не самый востребованный объектив, без него легко можно обойтись, но он придает съемке более интересный вид. Один-два кадра, снятые на фишай, разнообразят фотосессию и сделают ее необычной. Стоит один раз попробовать, чтобы решить для себя, подходит он вам или нет. Не обязательно его приобретать сразу, можно взять на время у друзей или в прокате. Телеобъектив в городе весьма востребован. Его желательно иметь в своем распоряжении, сюжеты для телевика в городе встречаются на каждом шагу. Приобретать светосильный с ф.р. 70–200 мм вряд ли стоит — такой объектив мгновенно привлекает внимание, к тому же достаточно габаритный и вес немалый, не говоря уже о стоимости. Более практичный объектив с ф.р. 70–300 мм, для камер с кропнутой матрицей подойдет оптика с ф.р. 50–200, 55–250 мм. Телеобъектив старайтесь выбирать с оптическим стабилизатором. С помощью телеобъектива вы снимите не только всевозможные фрагменты и портреты. С большого расстояния телеобъектив позволяет снять неплохие виды, сплющивая перспективу. Телеобъектив позволит снять людей, когда они не видят, что их фотографируют.
В сторону гиперзумов даже не смотрите. Да, они удобны охватом фокусных расстояний, не надо менять оптику. Однако качество изображения оставляет желать лучшего. Забудьте о существовании оптики данного класса. Не подавайтесь соблазну. Ведь вам же не нужен результат, сравнимый с компактами.
В целом наиболее востребованы фокусные расстояния от 24 до 100 мм в 35 мм экв. Разумеется, намного чаще востребован широкоугольный объектив. В некоторых случаях, наоборот, скорее подойдет телеобъектив с ф.р. 70–300 мм. Кто-то великолепно передаст городскую атмосферу, снимая фишаем, а кто-то предпочтет классический «полтинник» на все случаи жизни.
«Полтинник» — объектив с ф.р. 50 мм при съемке городского пейзажа обычно используется редко. Он может быть востребован при съемке архитектурных фрагментов, различной техники, обеспечив хорошую резкость, правильную геометрию. Также востребован для панорамной съемки, для съемки в музеях и других помещениях.
Лучший универсальный зум — с ф.р. 24-70 f/2.8, либо 17-55 (17-50, 15-45) для камер с кропнутой матрицей. Оптика с ф.р. 24-85, 24-105 это хороший выбор. Несколько хуже если использовать оптику с диапазоном ф.р. немного больше — 28-135, 24-125 или 18-125 мм. Во втором случае качество будет все же заметно хуже. У всех подобных объективов «слабое звено» это широкий угол, хотя и на длинном конце есть ухудшения картинки.
Оптимальный набор — широкоугольный объектив и телевик. Вечером и при слабом освещении телевик вряд ли понадобится. Если есть возможность, неплохо добавить один-два фикса. Классический полтинник, либо объектив с ф.р. 35 мм, кому-то более интересным покажутся объективы с ф.р. 24 или 28 мм. Ну и вышеупомянутый фишай для разнообразия.
Телевик можно заменить более качественным объективом с ф.р. 135 мм, либо 100 мм. Светосильный фикс хоть и не такой универсальный, как зум, но качество несравнимо выше, изображение более привлекательное, еще они позволят снимать красивые портреты, фрагменты, плюс ему не страшно слабое освещение.
Кого-то могут привлекать более дальнобойные телевики — с ф.р. 100-400 мм, но это скорее исключение. Они более востребованы для съемок на авиашоу, на полигонах, для съемки животных издалека.
Для максимального качества рекомендуется использовать широкоугольный фикс. Что выбрать — зависит от финансовых возможностей. Несомненно, всегда хочется получить максимальное качество. Если средств немного, то есть прекрасный выбор оптика стороннего производителя без автофокуса. При невысокой стоимости качество снимка обеспечит великолепное. Единственное замечание — отсутствие автофокуса. Но это не так страшно при съемке городского пейзажа. Идеальный вариант для съемки архитектуры — тилт-шифт объективы, но и стоят они недешево.
Качественный компакт в кармане может служить неплохим выбором для прогулок по городу налегке, когда хочется пройтись и попутно сделать несколько фотозарисовок, не привлекая внимание окружающих. При достаточном освещении лучшие современные компакты обеспечат приемлемую для просмотра на мониторе картинку и для печати снимков на небольшие форматы. Также компакт будет отличным дополнением к «зеркалке», когда нет времени, чтобы достать из рюкзака технику, когда не хочется привлекать к себе излишнее внимание окружающих, когда бдительная охрана не разрешает вести профессиональную съемку. Часто компакт или смартфон позволяет незаметно сделать несколько кадров там, где вообще съемка запрещена. Если рассматривать компакт, то выбирайте камеру с меньшей кратностью объектива. Всевозможные компакты-суперзумы не дают качества при съемке на больших фокусных расстояниях. Теледиапазон не самая сильная их сторона. Лучше ограничиться камерой с небольшой кратностью оптики.
Не стремитесь перекрыть все фокусные расстояния — от 10 до 300 мм. Даже если вам изредка понадобится какой-либо объектив, всегда можно взять его напрокат. У каждого фотографа свои предпочтения, вкусы, взгляды. Поэтому каждому подойдет свой набор оптики. Кому-то, к примеру, телевик даром не нужен, а кто-то все снимает преимущественно на него. Если нет вообще никакой фототехники, для начала можно вполне обойтись штатным объективом — китовым. Для полнокадровой камеры это оптика с ф.р. 24–105 мм, для кропнутых — 18-55 или 15-45. Поснимайте некоторое время, и вы вскоре определите, какие фокусные расстояния востребованы именно в вашем случае. Специально весь год снимал только на кит, чтобы понять, так ли он плох. Совсем нет. Особенно последние версии — для своей цены это прекрасный вариант, который позволит сделать хорошие кадры при должном старании. В комплекте с новыми зеркалками вы получите действительно великолепный результат. Качество фототехники по сравнению с прошлым выросло существенно.
Главное, что меня не устроило в китовых объективах — немного не хватало фокусного расстояния. Говорить про светосилу, прочность и надежность, а также выдающееся качество изображения, учитывая его стоимость, не приходится.
В городе для полнокадровой зеркалки или БЗК самым универсальным будет зум — 24-105, 24-120. Для кропнутой универсальное решение — объектив с ф.р. 16 — 85, 16-80 или 17-70 мм. Поснимав некоторое время перечисленными объективами, я начал «капризничать». Здесь стоит сделать отступление и сразу сказать, что фотографы это самые придирчивые к своим инструментам люди. Им трудно угодить, даже в самых лучших объективах найдут недостатки и останутся не совсем довольными. Поэтому процесс выбора объектива (камеры) может затянуться на годы, отнимать кучу времени и сил. Все же лучше сосредоточиться на самой съемке, а оптику выбирать по мере необходимости, появления потребности и без фанатизма.
Теперь вернемся к перечисленной оптике. На длинном конце картинка немного невнятная, наблюдается виньетирование, недостаточная детализация. При съемке в широкоугольном положении есть геометрические искажения — дисторсия. Но это не говорит о том, что данной оптикой нельзя снять прекрасные сюжеты.
Здесь надо подчеркнуть — при покупке каждый объектив необходимо тщательно протестировать. Могут встретиться дефекты, отклонения, качество двух одинаковых объективов даже в магазине может существенно отличаться.
Следующий шаг на пути к лучшему изображению, это самые качественные зумы — с ф.р. 24-70 или 17-55 мм. Но не торопитесь их приобретать. Если вскоре убедитесь, что вам нужен именно широкоугольный объектив (16-35, 17-35, 10-22, 10-24 и т.д.), 24-70 придется продавать с потерей, либо он будет востребованным значительно реже.
В свое время посчастливилось поснимать разными объективами. Остановимся вкратце.
Хороший комплект — широкоугольник и светосильный фикс. Например, 16-35 и полтинник. Это прекрасный вариант для решения многих задач. Причем можно обойтись совершенно недорогим полтинником. У последних версий замечательное качество изображения, вы сможете снимать в помещениях, где темновато, фотографировать жанровые портреты и многое другое. А широкоугольный зум, с ф.р. 16-35 или, к примеру, 17-35 или 11-24 отличнейший вариант для съемки городского пейзажа.
При таком раскладе мне не хватало телевика и я стал экспериментировать.
Репортажные телевики — с ф.р. 70-200 я сразу отмел, гулять с ними по городу не очень удобно. Ощущение, будто снимаешь на заказ, да и со стороны лишнее внимание ни к чему. С такой оптикой, как 70-200 f/2.8 гулять по разным городам не совсем практично. Дело даже не в весе. Они привлекают внимание издалека, а уж охранники точно мимо не пропустят. Иногда приходилось долго объяснять, что фотографирую для себя. Даже от 70-200 f/4 я быстро отказался. На улице это не совсем подходящий вариант. Они хороши для репортажа, для целенаправленной съемки событий.
Приобрел объективы с ф.р. 70-300 и 55-250. Второй поменьше, полегче, менее заметный, но мне больше понравился именно 70-300, в том числе и на кропе он показал себя прекрасно.
Можно ли обойтись одними фиксами? Вполне. Важно подобрать самые подходящие для съемки задуманного сюжета фокусные расстояния. Двух объективов, как правило, будет достаточно. Третий чаще окажется лишним.
Можно ли обойтись только одним? Да, можно. Здесь надо понимать, что и как вы снимаете. Опытный фотограф неплохо наснимает на объектив с любым фокусным, который ему выдадут. Но этот подход хорош в учебных целях, в качестве творческого эксперимента попробуйте все снимать на объектив, скажем с ф.р. 16 мм, 85, либо 200 мм.
Наиболее практичным мне показался следующий набор. В первую очередь это хороший, качественный широкоугольный зум объектив. Причем не обязательно светосильный. К примеру, это может быть 16-35 f/4 или 17-40 или иной аналогичный. Вполне достаточно. Объектив с ф.р. 50 мм — пусть это будет самый недорогой, но лучше последней модели, на кроп лучше с ф.р. 30 мм, 35 мм. Третий объектив — телевик. Он востребован утром и днем, вечером его можно смело не брать.
Существует большой выбор оптики от стороннего производителя, не от производителя фотокамеры. Среди них встречаются достойные по своим оптическим параметрам объективы. Главные недостатки неродной оптики — невысокая надежность, ниже скорость фокусировки, чаще отказы и поломки, сложности в ремонте, проблемы с обслуживанием, наличием запчастей. Тем не менее, если подберете подходящий для себя объектив, который устраивает по своим характеристикам, пару-тройку лет точно прослужит, а там можно и поменять на что-то другое. Часто замена оптики привносит в творчество что-то новое.
Разумеется, можно приобрести бу технику, но перед покупкой нужно тщательно ее протестировать и не надеяться на хвалебные отзывы владельца. В случае покупки бу есть преимущество — поснимав некоторое время, вы продадите без потерь.
Стоит попробовать разные объективы, зумы и фиксы с разными фокусными расстояниями, чтобы составить для себя представление — что именно вам понадобится для съемки. Кроме того, стоит иногда брать на съемку что-то новое для себя. К примеру, брать тот или иной объектив в прокате или у друзей. Дополнительный объектив усилит интерес к съемке, разнообразит ее.
Только не покупайте откровенно плохие и некачественные объективы, которые выдают изображение «так себе». Снимая на них, пропадает все желание фотографировать после просмотра снимков.
В каждой системе есть пара-тройка недорогих объективов, выдающих вполне приличное качество снимков, несмотря на их невысокую стоимость. Кроме того, среди устаревшей оптики также можно подобрать отличный вариант за весьма приятную цену.
У разных фотографов разное отношение к технике. Кто-то снимает все только на китовый объектив, кто-то считает, что зумы это несерьезно и фотографирует лишь фиксами. Мне всегда было интересно снимать разными объективами. Постоянно покупал что-то новое, затем продавал и брал следующий, интересующий меня объектив. Также брал на пробу у друзей.
Фототехника должна быть была подходящей и удобной именно для вас
Глава 4
Настройки камеры
Настоятельно рекомендуется использовать либо приоритет диафрагмы, либо ручной режим съемки. Постарайтесь как можно быстрее вырасти из «коротких штанишек». Забудьте о существовании режимов «Авто» и сюжетных «костылей». Нередко, даже купив полнокадровую зеркалку или БХК, имея за плечами опыт съемки, продолжают снимать в режиме «Авто» и возмущаются, почему камера фотографирует хуже, чем их предыдущий компакт или зеркалка с кропнутой матрицей.
В первую очередь вы должны контролировать диафрагму, определяя нужную глубину резкости.
Светочувствительность не «задирайте», всегда используйте возможный минимум. 50, 80 или 100 ед. ISO, у некоторых камер минимум — 200 ед. ISO.
Снимая архитектуру, не устанавливайте большую светочувствительность. Всегда фотографируйте на минимальной светочувствительности. При съемке городского пейзажа важна большая ГРИП. Весь кадр, как правило, на таком снимке должен быть хорошо читаем, если вы не стараетесь сделать снимок с размытием.
А как же быть в пасмурную погоду или при ночной съемке? Используйте штатив. Это не репортаж и не свадебная фотография, никто не торопит, если вы не опаздываете на самолет. Если нет штатива, в городе всегда найдется опора. В крайнем случае, можно присесть и использовать колено в качестве опоры для камеры. Стоя можете использовать локоть левой руки.
Удобнее использовать автофокусную оптику. Однако использование неавтофокусной оптики никак не ухудшит снимки и только положительно скажется на результатах. Фотограф, снимая медленно, внимательнее относится ко всему. Иногда достаточно задержаться на две-три минуты, как становятся заметными более интересные объекты, кадр строится иначе, приходят новые идеи.
Спешка всегда приводит к тому, что при просмотре съемки на мониторе звучат нотки сожаление — «эх, вот здесь бы убрать, а это бы переснять таким то образом, а вот этого я и не заметил…»
В некоторых случаях стоит переключиться на ручную фокусировку, когда объектив испытывает затруднения — гладкая однотонная поверхность, слабое освещение и т.д.
Обращайте внимание на экспозамер. При съемке в некоторых ситуациях желательно установить матричный экспозамер, в других окажется более полезным точечный. Все зависит от конкретной сцены, освещения, творческой задачи.
Разумеется, снимать полезнее в RAW.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городской пейзаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других