Ведическая и библейская теология

Асель Казбековна Айтжанова, 2023

Айтжанова А.К. – кандидат философских наук, ассоциированный профессор, автор книг: «Ислам и Веды. Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций», «Веды и религии мира», «Двенадцать проявлений учителя». В монографии «Ведическая и библейская теология. Опыт сравнительного анализа вайшнавизма, иудаизма и христианства» предпринята попытка найти единую трансцендентную основу теологии вайшнавизма, иудаизма и христианства на основе универсальных философских категорий. В этой работе анализируются исторические этапы каждой из традиций и их основные положения о Боге, о душе, о мире, о предназначении и о духовном пути. Для удобства восприятия книга снабжена сравнительными таблицами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведическая и библейская теология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. БОГ

2.1 Концепция Бога в гаудия вайшнавизме

Любая религиозная и философская система начинается с вопроса о первопричине всего существующего в этом мире. Иными словами главная тема любой мировоззренческой системы: что является началом всех начал, источником бытия, Абсолютной Истиной? В зависимости от ответа на это вопрос мы получаем различные виды философии: теизм, атеизм, монизм, пантеизм, дуализм, деизм, панентеизм и тд.

За исключением атеизма все эти системы признают существование высшего начала, Бога, являющегося изначальным источником всего. Однако в понимании, каков Он, мы находим существенные различия.

Прежде всего, необходимо отметить, что описывая Абсолютную Истину, все теологические системы сталкиваются с тремя вопросами:

1. Какова Его природа, иными словами, является ли Бог Высшей личностью или безличной силой? В зависимости от ответа на этот вопрос мы получаем два направления: персонализм и имперсонализм.

2. Следующий вопрос касается Его позиции по отношению к этому миру. Является ли этот мир частью Бога, Его эманацией или Им самим? Иными словами, где находиться Бог: внутри этого мира или за его пределами? Отвечая на этот вопрос, мы получаем два других направления в философии: учения о трансцендентном[18] Боге (теизм, деизм), или учение об имманентном[19] Боге (монизм, пантеизм).

3. Третий вопрос касается Его взаимоотношений с живыми существами, может ли Он лично воплощаться среди живых существ и вступать с ними в различные взаимоотношения. В зависимости от ответа на это вопрос, мы получаем теологии, признающие воплощения Бога и отрицающие их.

Ачинтья бхеда-абхеда таттва, философия гаудия вайшнавизма, дает обстоятельные ответы на все эти вопросы, ссылаясь на Шримад Бхагаватам.

Шримад Бхагаватам начинается словами Вьясадевы: «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина». (Шримад Бхагаватам 1.1.1)

1. Отвечая на первый вопрос о сущности Бога, вайшнавская философия описывает Кришну, как Бхагавана, Верховную Личность Бога, источник Параматмы и Брахмана, провозглашая, таким образом, Его персональный аспект главным, а имперсональный производным. Концепция Бхагавана решает самые спорные для любой теологии вопросы о сущности Бога и о Его местонахождении. Сторонники трансцендентного бытия Бога в западной философии сформировали деистический взгляд на Бога, как на Демиурга, запредельного Творца мира, далекого и равнодушного к его дальнейшей судьбе, отделенного от мира и, по сути, не имеющего к нему никакого отношения. В противовес им, сторонники имманентного бытия Бога, стараясь обнаружить присутствие Бога в мире, дошли до отождествления Бога с миром (пантеизм), или отождествления мировой души с миром (монизм). Вайшнавская теология объясняет, что Бог одновременно находится вне мира и внутри него. Это одновременно трансцендентное и имманентное бытие Бога объясняется через концепцию трех аспектов Абсолюта: Бхагаван — Параматма — Брахман: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном». (Шримад Бхагаватам 1.2.11)

Бхагаван — это изначальная Верховная личность Бога, в своей собственной обители, духовном мире, обладающий одновременно всеми качествами Абсолютной Истины: вечностью, знанием и блаженством (сат-чит-ананда). В этом аспекте он трансцендентен, так как находится за пределами материального бытия в духовном мире. И Его главная отличительная черта — сладость отношений с чистыми преданными в Его обители. Бхагаван изначален и является источником таких проявлений как Параматма и Брахман. Иными словами, Бхагаван это изначальная сущность Бога, а Свои аспекты Параматмы и Брахмана Он проявляет, только, когда творит и поддерживает временный материальный мир: «Бхагаван, существующий в форме Параматмы и Брахмана в соответствии с точкой зрения, один существовал до сотворения вселенной, когда желание создать тела для джив еще отсутствовало». (Шримад Бхагаватам 3.5.23)

Вайшнавская теология объясняет, что возжелав создать материальный мир, Бхагаван принимает форму Пуруши (Маха Вишну) — Параматмы и становиться источником творения: «Жизни Брахмы и богов вселенных, рожденных из пор божественного тела Маха-Вишну, длятся лишь один выдох Маха-Вишну; А Маха-Вишну — это часть части Того Предвечного Господа, Говинды, Которому я поклоняюсь» (Брахма самхита 5.48). Как Параматма Он входит в этот мир и обитает в каждом его атоме, становясь имманентным ему. В облике Параматмы Он присутствует во вселенском океане, а также в сердце каждого существа. Таким образом, имманентный аспект Бога Параматма является производным от Его трансцендентного бытия Бхагавана: «В начале сотворения материального мира Бхагаван распространил Себя сначала во вселенскую форму воплощения пуруши (Параматмы) и проявил все элементы материального творения». (Шримад Бхагаватам 1.3.1).

Третьим аспектом Бога является вечный вездесущий Брахман — свет, пронизывающий этот мир. Этот свет является излучением Его трансцендентного тела: «Я поклоняюсь Тому Предвечному Господу Говинде, ибо сила Его и сияние — источник описанного в Упанишадах безличного Брахмана, существующего за пределами этого мира с его миллионами планет и уровней бытия (таких как Земля), который предстаёт как неделимая, бесконечная Абсолютная Истина» (Брахма самхита 5.40).

Как уже говорилось, Бхагаван проявляет три качества: вечность, знание и блаженство. Приходя в материальный мир в форме Параматмы, Он проявляет два качества: вечность и знание, а как Брахман одно: вечность. Таким образом, в Своем Собственном Царстве, Верховная Личность Бога, Кришна присутствует во всей полноте и Он трансцендентен к миру материи, а здесь, будучи имманентным, Он проявляет Себя в меньшей степени. Стоит отметить, что в других религиозных и философских системах мира, Бог преимущественно рассматривается только как Параматма или как Брахман. Авраамические теистические системы описывают Его как Ишвару (Сверхдушу): Творца, Повелителя, Судью, дарующего награды и наказания. Философские системы, начиная с античности, описывают Его как некий идеальный перводвигатель, идеальную сферу или Мировой Ум, иными словами, безличный аспект. Обычно в Них не описываются Его жизнь, времяпровождение и отношения в духовном мире.

2. Отвечая на второй вопрос, вайшнавская теология описывает Кришну как Шактимана, первоисточник всего сущего. Один из основных камней преткновения во многих традициях является вопрос о соотношении Бога и материального мира. Гаудия вайшнавская философия, ачинтья бхеда-абхеда таттва объясняет, что материальный мир является одной из энергий (шакти) Бога, источника всех энергий (Шактимана). Как энергия этот мир одновременно един со своим источником, но в то же время отличен от Него. Шактиман контролирует Свои энергии, контролирует материальный мир, но Сам не попадает под контроль законов материального мира. Это другая сторона объяснения трансцендентного положения Кришны. Кришна трансцендентен к материальному миру, поскольку не подвластен его законам, но является их создателем.

Полностью Он пребывает в духовной реальности (трансцендентный аспект), и посредством трансформации Своих энергий, частично пребывает в материальном творении (имманентный аспект). Описание Кришны как Шактимана отвечает на вопрос о происхождении всего существующего. Шактиман, значит, источник всего сущего, которое представлено многочисленными энергиями. В общем, эти энергии делятся на три категории: пара шакти (энергия духовного бытия), апара шакти (энергия материального, чувственно-воспринимаемого мира) и татастха шакти (все живые существа — души).

3. Отвечая на третий вопрос, гаудия сиддханта говорит о способности Бхагавана проявлять безграничное количество аватар (воплощений), в зависимости от Своих целей. Здесь Его множественность уже проявляется на уровне трансцендентного бытия Бхагавана и связана с качеством ананды — блаженства, которое естественным образом проявляет разнообразие отношений. Кришна проявляет Свои различные отношения в зависимости от того, с какими энергиями Он хочет взаимодействовать в каждом конкретном случае. Но при этом Он всегда остается единой личностью. Как, например, один и тот же человек на работе может вести себя как строгий судья, а в семье в кругу близких людей может проявлять себя совсем по другому.

Воплощения Господа проявляются не только в духовном бытии, но могут также нисходить в материальный мир, для призыва обусловленных душ вернуться в духовное царство. Вопрос о воплощениях и одновременном единстве и множественности Бога практически не описывается в других теистических учениях мира, за исключением христианской концепции Троицы, в которой до некоторой степени присутствует идея единства в множественности (троичности).

Способность Кришны быть источником и Брахмана, и Параматмы, и бесчисленных энергий, и всех аватар сжато описывается в обращении Иша Упанишад:

«Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей[20]. (Шри Ишопанишад. Обращение)

Так Иша Упанишад объясняет: поскольку все исходит от Господа, все противоречия примиряются только в Нем, тогда как на материальном уровне мы способны видеть лишь отдельные индивидуальные проявления Его энергий. И пока мы не видим их связь с источником — Богом, мы будем замечать только различия и противоречия. Так философия ачинтья бхеда-абхеда таттвы примиряет все противоречивые утверждения о Боге, включая в себя их все, но при этом описывая правильную иерархию.

ТРИ АСПЕКТА БОГА В ВАЙШНАВИЗМЕ

...

(таблица)

...

ПРИРОДА БОГА В ТЕКСТАХ ВАЙШНАВИЗМА

...

(таблица)

...

2.2 Брахман, Параматма, Бхагаван и пять кош

Спорным для большинства людей является вопрос о том, кем же является Бог по Своей сущности: верховной личностью или безличной силой. Ведические и авраамические сакральные тексты, в своих описаниях Бога содержат как персональное, так и имперсональное описания, указывая на то, что оба они присущи Абсолютной Истине.

Анализируя понимание Бога в различных религиях и философиях мира, Шрила Бхактивинод Тхакур в Шри Чайтанья Шикшамрите классифицирует его в соответствии с уровнями сознания.

На первом уровне, анамайя коши, человек настолько отождествляет себя с феноменальным миром, что здесь не остается места ни для чего, выходящего за рамки чувственного опыта и знания об этом материальном мире (наука, искусство, индустрия) в контексте того, как их можно использовать для чувственного наслаждения. Поэтому основная идея относительно Бога на этом уровне, это атеизм — учение, отвергающее Его существование.

На втором уровне, пранамайя коши: «знание, основанное на законах морали, лишь на словах признает такие понятия, как религия и безбожие, греховность и благочестие; оно приносит пользу телу, уму и обществу, однако после смерти не обещает человеку ничего, кроме славы или бесславия».[21] (Шри Чайтанья Шикшамрита). Здесь человек поверхностно допускает возможность существования Бога, как некого стража моральных принципов и традиций, поэтому представления о Боге чаще всего представлены фразой: «Его никто не видел и не знает, есть ли Он наверняка и какой Он». Эта идея в современной философии называется агностицизмом. Бог уже не так явно отвергается как в атеизме, но остается абстрактной и никем не подтвержденной идеей.

На третьем уровне гьянамайя коши человек уже признает существование Бога и следует установленным Им законам. Однако на этой ступени его интересует не Сам Бог как Он есть, а те выгоды, которые он может получить, следуя Его правилам. Иными словами, здесь Бог лишь часть религиозной морали, необходимой чтобы человек достиг своих личных целей.

Бхактивинод Тхакур описывает переход на этот уровень следующим образом: «Размышляя об устройстве мироздания и о взаимосвязи его элементов, размышляя о том, как гармонично они дополняют друг друга и находятся в постоянном развитии, человек приходит к выводу, что вселенная не могла возникнуть сама. У нее есть творец, который обладает высшим знанием и могуществом, и которого почитает весь мир.

Одни считают, что мы должны поклоняться Творцу с чувством благодарности. Тогда, довольный нами, Он даст нам все необходимое. Другие придерживаются мнения, что Творец мудро предоставил нам все возможности для того, чтобы мы могли сами создавать собственное счастье. При этом Он ничего не ждет от нас.

Существует множество таких философов, которые в своем учении отводят Богу второстепенную роль. Некоторые так называемые религиозные люди убеждены, что если они будут выполнять определенные обязанности, то вознесутся в рай, а если станут пренебрегать ими, то попадут в ад.

На знании о Боге основана варнашрама-дхарма, аштанга-йога, подвижничество и многообразные методы поклонения Богу, распространенные в разных странах. Все эти теистические философии, основанные на законах морали, включают в себя некоторые аспекты кармы и гьяны. Но этот вид знания не позволяет постичь вечную природу души». [22]

Конечно, в писаниях религиозного уровня часто говорится о душе, но конкретное описание ее природы не дается на глубинном уровне. Именно поэтому, как объясняет Бхактивинод Тхакур, следующим шагом для религиозного человека будет поиск знания о природе духа: «Когда, обретя описанное выше знание о Боге, человек понимает, что подобное знание несовершенно, он начинает думать о том, как продвинуться дальше. На этом этапе люди с неугомонным умом пытаются объяснить все с помощью логики. Отчаявшись сделать это, они прибегают к символическому толкованию слов и методу отрицания. Поскольку в материальном мире все имеет форму, Абсолют должен быть бесформенным. Поскольку в материальном мире все подвержено изменениям, Абсолют должен быть неизменным. Поскольку в материальном мире все обладает качествами, Абсолют должен быть лишен качеств. Поскольку в материальном мире существуют различия, Абсолют должен быть единообразным, считают такие люди. Поэтому они создают в своем уме некий расплывчатый образ Абсолюта, который становится целью их жизни. Так знание о Боге превращается в знание о безличном Брахмане, которое представляет собой четвертый вид знания. Те же, кто более терпелив и уравновешен, пытаются познать Бога в Его чистом духовном облике. Они обретают пятый, неоскверненный вид знания». [23]

Итак, мы видим, что уровень гьянамайя коши стандартный для большинства теистических религий. Бог понимается здесь в своем аспекте Ишвары (Параматмы).

Ведические писания дают следующее описание Параматмы: «Как я уже говорил, кшетрагьей называют индивидуальное живое существо, а кроме того, этим словом описывают Верховную Личность Бога. Верховный Господь — это всепроникающее начало мироздания. Он самодостаточен и полностью независим. Его можно постичь как слушая о Нем, так и увидев Его воочию. Он излучает духовное сияние и не подвержен рождению, смерти, старости и болезням. Он — повелитель всех полубогов, в том числе Господа Брахмы. Его именуют Нараяной, ибо Он — убежище, в котором после разрушения материального мира укрываются все живые существа. Господь в полной мере обладает всеми богатствами и совершенствами. В Нем покоится вся материальная энергия, поэтому одно из имен Верховной Личности Бога — Васудева. Проявляя Свое могущество, Он присутствует в сердце каждого, подобно тому как в телах всех движущихся и неподвижных существ присутствует воздух или жизненная сила. Так Господь повелевает всеми телами: входит в каждое из них в образе Своего частичного проявления и направляет их деятельность». (Шримад Бхагаватам 5.11.13-14).[24]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведическая и библейская теология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

Трансцендентный — (от лат. transcendens) находящийся за пределами материального мира.

19

Имманентный — (от лат. immanens) находящийся внутри материального мира.

20

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри Ишопанишад в твердой обложке. Издательство: Бхактиведанта Бук Траст», 2016 г., 160 с.

21

Бхактивинода Тхакур. Шри Чайтанья Шикшамрита (Нектар поучений Шри Чайтаньи). М., Философская книга, 2004. 464 с.

22

Бхактивинода Тхакур. Шри Чайтанья Шикшамрита (Нектар поучений Шри Чайтаньи). М., Философская книга, 2004. 464 с.

23

Там же.

24

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада — Шримад Бхагаватам. Издательство: Бхактиведанта Бук Траст», 1998 г., 553 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я