Православная энциклопедия

Аурика Луковкина, 2013

Попытка рассказать о таком, интересном, вобравшем в себя все элементы народной жизни явлении, как православная жизнь народа, призвана разбудить нашу историческую память и рассказать о трудовых буднях наших предков, о религиозных, социальных, культурных, нравственно-этических основах их жизни. Кроме того, обращение к православию необходимо. Познавая его, современные люди откроют для себя много нового об истоках нашей веры, национальном сознании, традициях и правоосновах нравственности народа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православная энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Попытка рассказать о таком, интересном, вобравшем в себя все элементы народной жизни явлении, как православная жизнь народа, призвана разбудить нашу историческую память и рассказать о трудовых буднях наших предков, о религиозных, социальных, культурных, нравственно-этических основах их жизни. Кроме того, обращение к православию необходимо. Познавая его, современные люди откроют для себя много нового об истоках нашей веры, национальном сознании, традициях и правоосновах нравственности народа.

Религиозная жизнь людей всегда шла рядом с историей человечества, неотступно следовала за ней, она была как живой организм народа — организм сложный, очень подвижный. Человек наследует свойства родителей, а религия в течение веков вбирала черты исторической жизни народов. Подобно живому организму, она проходила основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (принятие христианства на Руси; в сравнении с переходным возрастом человека это был наиболее сложный период), «взрослость» православия соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела знанием закономерностей природы и человеческой жизни, системой обрядов, верований.

Немаловажным отражением православной жизни народа всегда оставались праздники с их обычаями и обрядами. Ритмика праздников и будней в дохристианский период соотносилась с временами года, под которые подстраивалась работа земледельца. Русичам-язычникам после принятия христианства пришлось овладеть не только православным учением, но и принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями.

Церковный календарь, пантеон святых и угодников четко вошли в трудовой ритм, эстетику православного человека. В народных праздниках в ходе развития истории практически исчезли элементы предрассудков и бесовской обрядности, но все-таки некоторые их следы остались и сейчас. Необходимо подчеркнуть, что в силу современной урбанизации, а тем самым и с исчезновением живых хранителей народных традиций и обрядов большинство народных праздников существует только благодаря церкви. Она всегда хорошо понимала, что здоровые корни национальной культуры необходимо сохранить, осмыслить и передать опыт и вековые знания и традиции народа будущим поколениям, потому что иначе погибнет живой организм православной веры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православная энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я