1. Книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Б. Е. Андюсев

На Сибири мы сибиряки

Б. Е. Андюсев (2023)
Обложка книги

В книге в форме научно-популярных очерков представлен опыт реконструкции взаимосвязанных процессов развития Сибири, социума российских сибиряков и сибирского субэтнического характера. От очерка к очерку мы пройдем трудным путем выживания, развития и успешности хозяйственной, социальной и культурной жизни сибирских старожилов XVII — начала XX в. С позиций научности на основе различных источников представлены результаты многолетних междисциплинарных исследований культуры и сознания сибиряков и максимально популярно описаны черты характера старожилов. Достижения материальной и духовной культуры показаны в контексте взаимной адаптации факторов среды и социума сибиряков. Очерки написаны автором для широкого круга читателей, а также историков, этнологов, краеведов, студентов и учащихся вузов и школ. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На Сибири мы сибиряки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Слово о Сибири

Сибирь — любовь наша[1]

Земля, на которой мы живем, матушка-Сибирь. С детства мы ощущаем ее суровый нрав, малую обустроенность и неуютность, ее морозное дыхание и нешуточные расстояния. Но, заглянув в сердце, мы чувствуем привязанность к своей округе, району, городу; истую привязанность к удивительной красоте и уникальности сибирской природы.

Настает миг, когда однажды мы, замерев на месте, открываем для себя ширь тайги под горою у своих ног или ландшафт речной долины, безбрежную холмистость сибирской степи или горную гряду за полями и лесами со сверкающими даже летом снежными вершинами саянских пиков на горизонте. Приходит осознание ценностей старинных сибирских обрядов и верований. Мы однажды замечаем, что непроизвольно и ныне употребляем в разговоре слова и выражения старинного сибирского говора.

Оглянувшись, мы видим вокруг себя искусно срубленные и украшенные деревянные дома, не похожие друг на друга. Это не те дома, что строятся нынешними плотниками и быстро приходят в ветхость. Старинные дома прочны и многое могут рассказать об их хозяевах: трудолюбив ли он был и рачителен, аккуратен и основателен или, наоборот, лень надолго селилась в этом хозяйстве.

Мы — сибиряки

С детства мы знаем, что мы сибиряки. Но только попав в далекие российские края, мы с гордостью осознаем, что о сибиряках везде и всегда говорили с особым почтением. Жители далеких городов глядят на нас с удивлением и любопытством — мол, как вы живете в вашем суровом краю? Не секрет, что до сих пор многие верят — по улицам сибирских городов бродят по ночам медведи.

Вдали от родного дома, общаясь с норильчанами и тобольцами, иркутянами и новосибирцами, забайкальцами и томичами, алтайцами и омичами, особенно остро начинаем чувствовать, что мы все земляки. Однако, будучи сибиряками, мы ощущаем себя россиянами, гражданами великой страны с уникальным историческим прошлым. Именно в наших краях встретились и переплелись Запад и Восток, их ценности и идеалы, героические и трагические страницы извечного стремления к воле и опыт строительства демократии в условиях вековой деспотии.

Сибирь, огромная территория Евразии, издревле является «срединной землей», стыком западной и восточной цивилизаций. Это территория, где сталкивались интересы и противоречия, где постоянно изменялась граница соприкосновения земледельческих и кочевых культур, где происходил синтез западно-восточных элементов.

Исторический «котел»

С начала I тысячелетия н. э. Южная Сибирь на многие столетия стала столбовой дорогой Великого переселения народов. Вначале наиболее существенное влияние на историю Евразии оказали гунны. Затем по берегам сибирских рек и Великой степи прокатилась монгольская армия Чингисхана. После распада монгольской империи здесь сложилось государство древних хакасов. На многие века для огромного края наступило время непрерывных военных столкновений и присущий окраинам восточной цивилизации тип традиционного освоения естественных ресурсов. В лесной и таежной зонах господствовал присваивающий тип хозяйства, а в южных степных регионах сохранялось традиционно производящее хозяйство, имевшее скотоводческую направленность и элементы земледелия.

С похода Ермака в 1581 г. начался этап смены типа развития вначале в Западной Сибири, а затем на огромном протяжении азиатского материка до ее восточных окраин. Политическое закрепление российской цивилизации на азиатской части лимитрофа сопровождается утверждением в XVIII–XIX вв. традиционной земледельческой культуры, а на рубеже XIX–XX вв. — и индустриальной.

Результатом взаимодействия цивилизаций Запада и Востока в течение многих веков в конечном итоге явилось образование синтезной российской цивилизации. Именно сложившиеся географические границы Российского государства ограничили полиэтническое, поликонфессиональное, поликультурное содержание территории Сибири.

Население. Начало хозяйства

В начале XX в. доля Сибири в общей площади Российской империи составляла 58 %. Население Сибири при этом составляло всего 6 % от общего числа жителей огромной страны. Из 12,6 млн жителей сибирского края около 1 млн человек проживало в Енисейской губернии. Плотность населения была крайне неравномерной — от 0,01 до 15,5 чел./кв. км.

Присоединение Сибири к России на первых порах не изменило коренным образом специфику использования естественных природных ресурсов. Главным стимулом и наибольшей ценностью в первоначальном освоении сибирского края русскими была пушнина. В XVII в. сибирская пушнина давала от 40 до 80 % всего национального дохода российского государства. Но еще в начале ХХ в. меха из Сибири составляли 44 % всей мировой добычи, или 4/5 всего пушного товарооборота в России.

Сибирское земледелие

Важнейшим изменением в освоении края явилось создание сибирского земледелия. Темпы роста посевных площадей и сбора зерновых в Сибири были всегда выше среднероссийских. Так, на 100 жителей здесь засевалось 84,9, а в среднем по России — 55 десятин пашни. Особенно выигрышным выглядит сравнение урожайности российских и сибирских пашен. Если в середине XIX в. в Европейской России урожайность зерновых была от «сам-2,3» до «сам-3,2», сибирские земли давали от «сам-4,2» до «сам-10» и более. И это в условиях экстремального климата и более короткого лета! К 1917 г. Сибирь (6 % населения России) давала 17 % валового сбора зерна. Быстрыми темпами край превращался в основную житницу страны.

Не менее быстрыми темпами к началу XX в. развивалось сибирское животноводство. В 1913 г. по количеству скота Российская империя занимала второе место в мире после США — 190 млн голов, из них на Сибирь приходилось 20 % всего поголовья скота. В начале XX в. сибирские мясные и молочные продукты стремительно завоевывали внутренний рынок страны: до 50 % всего мяса в Москве завозилось из-за Урала. В крестьянских хозяйствах Сибири разводили до 18 % всех лошадей России, 14 % овец, 12 % свиней (еще раз напомним, что этим занималось 6 % населения страны).

Наиболее впечатляющих результатов в начале XX в. достигло сибирское маслоделие. О высоком качестве масла, производившегося в Степном крае, в Томской и Тобольской губерниях, говорит донесение 1911 г. русского консула в Штеттине: «Сибирское масло, ввозимое в Германию, в чистом виде до покупателя не доходит, а идет на сдабривание местных германских масел или прибывает в „подправленном“ виде из Голландии и Дании». Только в 1913 г. за границу было продано более 4,4 млн пудов сибирского масла, что составляло до 90 % всего экспорта масла из России.

Становление промышленности

Немаловажную роль в обеспечении могущества России в XIX — начале XX века играла золотодобывающая промышленность. К 1910 г. доля сибирского золота составляла 71 %. На сибирских приисках в начале ХХ в. строятся железные дороги, вводится алмазное бурение, зимняя промывка золотосодержащих песков за счет парового оттаивания грунта, действует более 10 приисковых гидроэлектростанций, до 40 золотодобывающих драг.

Потрясающей по своей грандиозности страницей истории Сибири стало строительство железнодорожной магистрали — Великого Сибирского пути. С 1891 по 1911 г. было построено 8 281 км путей. В среднем в год прокладывалось по 685 км. Строили по принципу «строить добротно, чтобы впоследствии дополнять, а не перестраивать».

ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР XIX В. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СПЕРАНСКИЙ

М. М. Сперанский, великий реформатор начала XIX в., проехав по Сибири до Иркутска, провел серию преобразований, изменивших статус и управление сибирским краем. Он вскрыл величайшие злоупотребления, взяточничество, самодурство чиновников и заслужил уважение сибиряков. Как менялось отношение М. М. Сперанского к Сибири? По мере знакомства с краем столичный чиновник становится сибирским патриотом…

Из Тобольска — дочери: «Воспринимаю эту поездку как наказание. Те же порядки, та же глупость, то же терпение… Различие только в том, что здесь, говоря вообще, всем жить хорошо и, следовательно, бедных менее_ Смею утверждать, что Сибирь есть просто Сибирь, то есть прекрасное место для ссыльных, выгодное для торговли, любопытное и богатое для минералогии, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для устроения собственности… основанной на хлебопашестве, фабриках…»

Из Томска — дочери: «Здесь прекрасные земли, которые дают сряду 10 и 15 урожаев^ опрятность в жизни крестьян. Томская губерния по богатству, произведениям и климату, весьма умеренному, могла бы быть одной из лучших губерний России…»

Из Красноярска: «Почти беспрерывно встречаются богатые селения. У старожилов отличный, но здесь не редкий, нрав… Вообще, кто хочет видеть старую Святую Русь, тот должен путешествовать в сих местах^ Нравы отменные, чистые и простые. В течение 6 лет здесь, в Енисейске, не было ни одного подсудимого в уездном суде из всех обывателей уезда… Весь путь от Канского уезда до Красноярска есть сад…»

С юга Сибири: «Этот край один из самых благословенных не только в Сибири, но и в целой России…»

По завершении поездки, через несколько лет, М. М. Сперанский напишет: «Во всех случаях Сибирь будет всегда любимым предметом участия и попечения. Мысль о Сибири всегда будет со мною. Сибирь есть страна донкихотов».

ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ — ТОПОНИМ «СИБИРЬ»?

Впервые Сибирь упоминается в русской летописи 1407 г. об убийстве хана Тохтамыша в «Сибирской земле». «Архангельская летопись» 1483 г. свидетельствует, что по восточным склонам Урала, вплоть до Иртыша, лежала Югорская страна. А на юго-запад от Югры, за Тюменью, была «земля Сибирская».

Версия первая — тюркская

На месте современного Тобольска когда-то жил народ сипыров (сиверов/сабиров), являвшийся родственным древним уграм. Косвенным подтверждением является наличие у ханты и манси таких фамилий, как Сабиров, Савиров, Себуров, Сабарев, но документальных подтверждений никаких найдено не было. По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее он стал применяться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска. По версии С. К. Патканова, корни народа сипыров — в народе сяньби, племени кочевников, проживавших во Внутренней Монголии, но в I–II вв. н. э. под натиском хунну они ассимилировались с местным населением Прииртышья. По версии В. Софронова, от тюркоязычной этнической группы, сейчас известной как сибирские татары, самоназвание которых сабыр, по мнению автора версии, фактически означает «терпение». Есть и другое мнение, «местные» (ы/ир — мужчины, народ, люди; сибэ/у — россыпь, бросить на землю; досл.: «рассеянные [живущие] тут люди»).

Версия вторая — татарская

«Сибэр/чибэр» — тюркское (башкиры/татары) слово, означающее «красивое». У древних тюрок, к примеру, было распространено имя Шибир, как-то знаменитый тюркский каган VII века нашей эры — Шибир-хан Тюрк-шад, уничтоживший китайскую династию Суй. Также в тюркских языках (в частности, в татарском языке) имеется слово «Себер(ү)», означающее «мести», «метель (поземка)», таким образом, название «Сибирь» дословно может означать «Метель». Таким образом, территория Сибири, согласно этой версии, была краем метелей.

Версия третья — монголо-бурятская (древнетюркская)

«Шибир» — монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингисхана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги. Также отправной точкой служит разбор названий забайкальских Улан-шибири и Хара-шибири, в переводе значащих «красное болото» и «черное болото» соответственно. Утверждается, что «сибери» по-монгольски значит «страна лесов», а «шибир» — болото. Однако такой перевод ближе к древнетюркскому. Вот только могло ли влияние бурятов распространиться так далеко на запад?

Версия четвертая — персонально ханская

Одна из наиболее распространенных гипотез гласит, что «Сибирь» — это название города, основанного ханом Мухаммедом на завоеванных им территориях у р. Иртыш. Но само основание города, татарское название которого Искер, произошло в XVI столетии, а упоминания в русских летописях относятся к концу, а то и к началу XV в.

Версия пятая, персидская

Историк XVII века Абульгази употребляет топоним «Туран». Однако Абульгази пишет: «Известны две области Абир и Сабир, страна кыргызов близка к ним». Ясность вносит «Сокровенное сказание монголов», где сказано, что в Год зайца (1207 год) войска монголов покорили все «лесные народы», в том числе народ шибир (sibir), который обитал к северу от Алтая. Таким образом, земли Абир и Сабир локализуются в центральной части Западной Сибири. Названия областей Абир и Сабир, исказившись до «Сибир» («Шибэр»), обозначали территорию Обь-Иртышского междуречья, входившую в состав улуса Джучи («Золотая Орда»).

Версия шестая — испанская

Каталонский атлас 1375 года упоминает Sebur раньше даже русской летописи 1410 г., называя ее сибирскими горами, где начинается река Едиль, и страной, которая находится севернее торговых путей и ограничена с юга горами. Если принять, что горы — это Алтай, а река — Иртыш или Обь, то географически это вполне соответствует рассматриваемым территориям.

Версия седьмая — английская

Наиболее неправдоподобной выглядит версия об английском происхождении слова «Сибирь» от sea (море) и bear (медведь). Это противоречит всем временным рамкам, не могли же англичане знать о территориях за Уралом раньше русских.

Версия восьмая — китайская

Не удается возвести название «Сибирь» и к китайскому «северо-запад» (xīběi, 西北). Северо-западными территориями китайцы называли земли енисейских кыргызов (хягяз-хакасов). Про Обь-Иртышье их летописи молчат.

Версия девятая — русская

Есть гипотеза о происхождении топонима «Сибирь» от русского «север», искаженного тюркскими племенами на свой манер. Но тогда еще более странным видится то, что эти племена слово это не употребляли. Гипотеза, что слово «Сибирь» обозначает сторону света и возникло от русского «север», не выдерживает никакой критики…

https://orfographia.ru/etimologiya-slova-sibir

Общая доля промышленной продукции Сибири к 1914 г. составляла 22 %; здесь производится до 10 % всего сельскохозяйственного инвентаря и машин России. Потрясает уровень производительности труда: доля Сибири в общем количестве рабочих составляла всего 1 %, но они производили 3,5 % всех промышленных ценностей Российской империи! На одно крестьянское хозяйство здесь приходилось в два раза больше, чем в Европейской России, жаток, молотилок, сенокосилок, жнеек.

Истоки культуры, образования

Высочайшим достижением в истории Сибири в составе России стало превращение некогда бескрайнего таежно-степного пространства в окультуренный регион трудом десятка поколений сибиряков различных национальностей. Не слаборазвитая и необжитая окраина государства, не место ссылки и каторги, не край «угрюмых поселенцев», как часто стереотипно воспринималась Сибирь, а наиболее динамично развивающийся регион Российской империи — таковым нужно представлять прошлое и настоящее нашего края.

Со второй половины XIX в. Сибирь переживает бурный подъем общественной и культурной жизни, рост самосознания жителей, стремление к изучению и культурному обустройству края. По всей Сибири, в том числе и в Енисейской губернии, силами энтузиастов-краеведов создаются музеи, резко усиливается тяга к образованию. Если к началу ХХ в. в Петербурге один ученик приходился на 63 человека, в Москве — на 57, в Харькове — на 131, то в Томске и Красноярске — на 26 человек.

Испытание революцией и Гражданской войной

В Гражданскую войну 1918–1921 гг. население Сибири испытало террор как белых, так и красных, продразверстку, реквизиции, мобилизации, сбор недоимок за прежние годы… Линия раскола прошла противоречиво: где-то между богатыми и бедняками, где-то между старожилами и переселенцами, где-то внутри крестьянского мира, и почти везде между казаками и крестьянами. И те, и другие защищали интересы «своей» Сибири. Но в целом сибиряки были во многом третьей силой, защищавшей свои исконные свободы и экономическую самостоятельность. Сибирский характер не смог смириться с насилием и ответил массовыми восстаниями 1919–1921 гг., партизанскими армиями и республиками.

С началом новой экономической политики (НЭПа) сибирская деревня обрела спокойствие и пережила бурный подъем 1920-х годов. Возрождаются основные традиции общинной жизни, развивается культура в сельской местности, ширится движение за полную грамотность населения. Развивается кооперация, возникают добровольные товарищества по обработке земли, коммуны, быстро идут процессы развития крепких единоличных хозяйств. Даже в 1930-е гг., несмотря на массовое раскрестьянивание и репрессии против цвета сибирского крестьянства, деревня выстояла.

Сибирский характер

Еще в середине XIX в. генерал-губернатор Западной Сибири П. Д. Горчаков писал: «Бесспорно, что сибиряки гордятся своей родиной, к коей привязаны более внутренних обывателей (то есть жителей Центральной России), что они с излишеством ценят ее изобилия, удобства». Сибирские просторы, красота ландшафтов, «изобилия и удобства» действительно привязывают к себе человека. Сибирский воздух сух и благоприятен для здоровья, настоян на травах и целебной хвое тайги. Даже суровые 40–50-градусные морозы человек переносит сравнительно легко благодаря сухости воздуха, безветрию. В степи и тайге много целебных озер, водных и грязевых, изобилие промыслового зверя и птицы. Повсеместно растут съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Особое место занимают любимые сибиряками кедровые орехи. Сибирские реки изобилуют разнообразной рыбой.

При этом Сибири присущи суровость климата, экстремальность природногеографических факторов. Эти особенности с первых десятилетий оказывали влияние на процессы естественного отбора. Выживали и приспосабливались наиболее стойкие, закаленные, физически крепкие люди. Сибиряки отличались повышенной остротой слуха и зрения, силой и выносливостью, способностью выдерживать длительные переходы и продолжительные физические нагрузки в труде, перепады температур и продолжительные холода, умением прекрасно ориентироваться в незнакомой местности.

В борьбе с воздействующими факторами формировался характер сибиряка — взаимопомощь, радушие, трудолюбие, честность. Здесь старались жить открыто, хлебосольно, помогать друг другу, уважать общие традиции. Именно в Сибири извечно человек становился свободным, личностью с высочайшим и донельзя обостренным чувством собственного достоинства. Здесь не было ни по статусу, ни по психологии крепостного человека. Результатом адаптации к суровым условиям и борьбы за выживание является уникальный сибирский характер. Весь мир помнит, как сибиряки под Москвой в 1941 году доказали, что сибирский характер был, есть и будет.

Победители «с сибирским характером». Германия, Магдебург. 1945–1946 гг.

Фото из отцовского военного альбома автора книги

Будущее Сибири

Слова великого русского ученого М. В. Ломоносова приобретают ныне все большее значение: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». В современной России Сибирь стала «цементирующим стержнем державы». Инициативность, самостоятельность, напористость, стойкость духа, предприимчивость, стремление защитить свои интересы нашли свое отражение в ментальности современных сибиряков.

Вся предыдущая история края, целеустремленность сибиряков, их настойчивость и трудолюбие позволяют надеяться, что время расцвета Сибири в недалеком будущем.

Карта Енисейской губернии

ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ

Енисейская губерния была образована высочайшим указом императора Александра I от 26 января 1822 г. До 1708 г. все города и сельские поселения Приенисейского края входили в состав Сибирского воеводства во главе с главным тобольским воеводой. В нее входили также Томская, Иркутская и Якутская области. В 1708 г. была образована Сибирская губерния с центром в г. Тобольске. В 1721 г. губернию разделили на пять провинций, они, в свою очередь, делились на дистракты. В 1764 г. вся территория Сибири была разделена на две губернии — Тобольскую и Иркутскую.

Процветавшие в сибирском крае самодурство чиновников, казнокрадство, взяточничество и «кривосудие» заставили власти провести ревизию. В 1819 г. с этой целью сюда прибыл знаменитый реформатор М. М. Сперанский. По его предложению территория Приенисейского края была выделена в отдельную Енисейскую губернию. Первым губернатором Енисейской губернии стал умный, деятельный, справедливый человек прогрессивных взглядов — Александр Петрович Степанов.

Енисейская губерния была одной из самых обширных в Российской империи. Так, Московскую губернию она превосходила в 77 раз! А. П. Степанов отмечал: «Нет сомнения, что Енисейская губерния может поравняться пространством с целыми землями многих европейских владений… За всем тем и сей заселенный край губернии Енисейской не может еще, в сравнении с количеством земли, похвалиться своим народонаселением. Не кишит народ в полях необозримых…»

По данным 1863 г., на территории губернии в 2 883 009 кв. верст проживали 309 594 души обоего пола, из них сельское население составляло 285 445 душ (т. е. 92,2 % населения). Проживали они в 136 селах, 594 деревнях, 53 станках и 40 зимовьях.

В 1906–1916 гг. в связи с реформами П. А. Столыпина переселение приобрело массовый целенаправленный характер. За это десятилетие в Енисейской губернии возникло 671 новое селение и сюда переселились 274 516 человек. Подавляющее число деревень по реформе П. А. Столыпина было основано в зоне тайги. Население губернии росло и за счет естественного прироста старожильческого населения: всего прирост старожилов с 1897 по 1917 г. составил 367 тыс. человек. К 1917 г. сельское население Енисейской губернии составляло 931 814 душ мужского и женского пола.

Образованная по указу императора Александра I Енисейская губерния была одновременно разделена на пять округов: Енисейский, Красноярский, Ачинский, Минусинский, Канский. Позднее из Енисейского округа был выделен Туруханский край, а на юге был образован новый Усинский пограничный округ. С 1898 г. округа стали называться уездами. Уездные центры XIX — начала XX в., именовавшиеся городами, быстро превращались в центры торговли, ремесла, но одновременно большая часть жителей занималась землепашеством, обслуживанием трактов, промыслами. Быстро развивалась в городах и крупных селах губернии ярмарочная торговля.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На Сибири мы сибиряки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Текст очерка «Слово о Сибири» был написан для американского издания «Неизвестная Россия: Энциклопедия бизнеса по регионам и отраслям». См.: Andyusev Boris Ermolaevich. A few words about Siberia // The unknown Russia: encyclopedia of Russia’s business by region and industry: 14 vol. Vol. 3. St. Augustine, FL: Business inform. agency, 2012. — S. 39–41.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я