Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2

Борис Мирошин

Во второй части тома 3 помещены документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Брежнева. Автор в эти годы отслужил в армии и работал на оборонном заводе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. О ситуации вокруг ФРГ

Внимание народов и правительств европейских стран, да и не только европейских, говорилось в заявлении, вновь привлекала деятельность сил нацизма и милитаризма, наблюдавшаяся в Федеративной Республике Германии. Все говорило о том, что, хотя со времени принятия исторических Потсдамских решений прошло более двух десятилетий, в ФРГ далеко не было покончено с преступным прошлым гитлеризма, что нацистский дух здесь не был убит, он продолжал жить.

Во многих городах ФРГ проводились митинги, демонстрации и факельные шествия, поразительно напоминавшие нацистские сборища 30-х годов. В политической жизни страны все более заметную роль играли многочисленные организации, союзы и группы, по существу исповедовавшие фашизм и стремившиеся заразить неонацизмом широкие слои населения ФРГ, но снисходительно именовавшиеся в Бонне «праворадикальными», «экстремистскими».

Публиковались «исторические исследования» о Гитлере, Геринге и Геббельсе, издавались письма Гесса, дневники Риббентропа, с помощью которых восхвалялись главари третьего рейха. Редкий день обходился без нацистских и антисемитских вылазок. Распространялось множество фашистских листовок, свастики вновь смотрели со стен в городах ФРГ. Новоявленные нацисты угрожали расправой деятелям страны, известным своими прогрессивными взглядами, всем, кто осмеливался выступать за мир и добрые отношения с другими народами, за поворот политики ФРГ в сторону реализма.

Возрождавшийся фашизм в ФРГ — это было проявление рокового недуга, который подточил и разрушил основы Веймарской республики, породил гитлеровский режим с его чудовищными преступлениями против мира и человечества.

Само министерство внутренних дел ФРГ признавало в опубликованном официальном отчете, что неонацистские партии и организации проповедовали «составные части национал-социалистской идеологии».

Взять к примеру программные установки так называемой национал-демократической партии, представители которой в результате выборов заняли депутатские места в ландтагах Гессена и Баварии. Все они были проникнуты духом откровенного шовинизма, жаждой реванша, захвата чужих территорий, стремлением добиться восстановления третьего рейха и превращением его в «первое государство Европы». Согласно заявлениям национал-демократической партии, разбойничий Мюнхенский сговор 1938 года «по-прежнему оставался в силе», а Судетская область «относилась к тем районам, на которые Германия имела право притязать». По существу речь шла о возврате к требованиям «жизненного пространства», к выдвижению заново пресловутого лозунга «Германия превыше всего».

Представители названной партии вели кампанию за полную реабилитацию нацизма, стремились оправдать злодеяния гитлеровских военных преступников, а их самих представить чуть ли не национальными героями. Майданек, Освенцим, Бухенвальд, десятки других лагерей смерти, массовые расстрелы мирных жителей, уничтожение городов и деревень, разрушения памятников культуры — все эти бесчисленные злодеяния, тысячекратно разоблаченные и сурово осужденные Международным трибуналом в Нюрнберге, цинично объявлялись неонацистами несуществовавшими. Более того, раздавались требования «предъявить счет другим народам и державам».

Неонацисты ратовали за ничем не ограниченную милитаризацию ФРГ, за вооружение западногерманской армии ракетно-ядерным оружием, за воссоздание генерального штаба. Спекулируя на экономических трудностях, переживавшихся страной, и пуская в ход фашистскую демагогию, рассчитанную на привлечение симпатий среди разных слоев населения, эти гитлеровские последыши ратовали за ликвидацию «стесненного положения» ФРГ на международной арене, требовали аннулирования всяких ограничении в отношении германского милитаризма, полной «независимости» реваншистской политики ФРГ, одновременно призывая к тому, чтобы все западноевропейские государства и США подстраивались к такому курсу Западной Германии.

В ФРГ раздавались голоса и здоровых сил, требовавших принятия действенных мер против все более распоясывавшихся неонацистов.

Попытки преуменьшить опасность активизации неонацистских сил ФРГ во многом были похожи на те успокоительные заявления, которые в прошлом, когда национал-социалистская партия вползала в государственную жизнь Германии. Тогда, как и сейчас, недооценивали угрозу со стороны нацистов, ссылаясь на их малочисленность и на то, что они не играли существенной роли в общественной и политической жизни страны. К чему это привело Европу — хорошо известно.

Одновременно с разгулом неонацистских сил в ФРГ наблюдался и дальнейший рост влияния милитаризма. Западногерманские милитаристы, ничему не научившись и не сделав выводов из катастрофы, постигшей гитлеровский рейх, со слепым упрямством осуществляли обширную программу военных приготовлений.

Советское правительство уже обращало внимание государств и народов на втайне проводившиеся в ФРГ работы по созданию материально-технической базы для собственной ядерной и ракетной промышленности. Было известно, что важнейшие звенья государственного аппарата — разного рода ведомства, комитеты и комиссии объединились тогда с крупнейшими концернами и научно-исследовательскими центрами страны в единый ракетно-ядерный картель. Расходы на исследования в ракетной и атомной области возросли за последние годы в десятки раз и исчислялись, даже по официальным данным, чуть ли не в миллиард марок.

Прикрываясь рассуждениями о необходимости «приобщения к техническому прогрессу» и используя тесное переплетение возможностей мирного и военного применения новейших достижений атомной, ракетной и космической техники, милитаристские круги ФРГ вели широкие работы военного характера в этих областях.

Делая упор на развертывание далеко идущих ядерных исследований, правящие круги ФРГ в то же время стремились обрести «независимость» и в области средств доставки ядерного оружия. В недавно принятом так называемом «ракетном меморандуме» ведущие монополии ФРГ открыто провозгласили курс на развертывание производства самых современных видов вооружения, на создание ракетной техники собственными силами и фактически потребовали подчинить удовлетворению непрерывно растущих требовании боннской военщины всю экономику страны.

А ведь от «торжественных заверений» бывшего канцлера Аденауэра о том, что он «против перевооружения ФРГ», «против создания нового германского вермахта», до требований Бонна о допуске ФРГ к ракетно-ядерному оружию и до создания мощного западногерманского бундесвера, воспитываемого в духе реванша и агрессии против других государств, прошло не так уж много времени. Еще десять лет назад вооруженных сил ФРГ практически не существовало. Сегодня же бундесвер, во главе которого стоят бывшие гитлеровские офицеры и генералы, стал одной из крупных армий и претендует на роль главной ударной силы военной организации НАТО в Западной Европе.

Как увязать все это с Потсдамским соглашением, торжественно предписавшим принять самые решительные меры, «дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма»? Разве это соглашение не касалось Федеративной Республики Германии?

Не случайно, что во многих странах тогда задавались вопросом, по какому же пути идет Федеративная Республика Германии? В чем причины того, что в ФРГ столь сохранились и укрепились силы нацизма и милитаризма, что она становилась источником беспокойства и тревоги в Европе, и не только в Европе? Ответ на эти вопросы давали условия общественно-политической жизни ФРГ, политика, проводившаяся ее правящими кругами.

Кто не знал, что с первых дней существования Федеративной Республики Германии шел процесс привлечения бывших активных нацистских деятелей к управлению государством, вплоть до предоставления им постов в правительстве и командования бундесвером. К нацистским активистам в ФРГ проявлялась самая трогательная забота: те, кто не был устроен на высокие посты, получили щедрую пенсию. В 1965 г. в ФРГ был принят закон, в соответствии с которым фактически амнистировались почти все нацистские преступники.

Одновременно в ФРГ преследовались демократические и прогрессивные организации. Известная своими славными традициями в борьбе против гитлеровского фашизма Коммунистическая партия Германии уже более 10 лет была поставлена вне закона, и весь полицейский аппарат ФРГ был брошен на то, чтобы приглушить ее мужественный голос. Запрещен ряд других массовых организаций, выступавших против войны, за мир. Сплошь и рядом к судебной ответственности привлекались прогрессивные деятели только за то, что они называли нацистов нацистами и напоминали военным преступникам об их преступлениях.

Не было секретом, что неонацистские силы начали выше поднимать голову именно тогда, когда в ФРГ явно обнаружился поворот к практической подготовке военных и политических предпосылок для ревизии итогов минувшей войны. Требования перекройки существующих границ в Европе, доступа к ядерному оружию, милитаризация страны, стремление к обострению международной напряженности в Европе, выдвижение агрессивных военно-стратегических концепций, враждебная позиция в отношении ГДР, культивирование ненависти к народа, которым предъявлялись территориальные претензии, — все это создавало более чем подходящую атмосферу для национал — шовинистической расистской деятельности профашистских элементов.

Кто мог дать в таких условиях гарантию, что в ФРГ не появится какой-нибудь новый Гитлер, да еще с ядерным оружием в руках? Никто не мог дать такой гарантии.

Политическая деятельность имеет свою логику. Независимо от того, какими бы субъективными побуждениями ни руководствовались прежде руководители Федеративной Республики Германии, нынешний подъем неонацистского, прогитлеровского течения и разгул милитаризма в ФРГ было следствие их политики, вольный или невольный результат именно их усилий. И если внимательно разобраться то в конечном счете в политических установках неонацистов разных оттенков и в официальном реваншистско-милитаристском курсе правящих кругов ФРГ имелось немало общего.

Нельзя, конечно, было не видеть и того, что современная действительность Западной Германии являлась вместе с тем продуктом политики некоторых держав, которые изменили своим обязательствам по антигитлеровской коалиции ради сговора с агрессивными силами ФРГ, вплоть до поддержки их реваншистских устремлений и ядерных амбиций.

К сожалению, первые шаги нового правительства ФРГ, созданного с участием социал-демократической партии, не давали оснований для вывода о том, что курс страны приводится в соответствие с духом времени и реально существовавшими условиями в Европе.

Многие говорили о том, что, какие бы оттенки мнений ни были представлены в новом кабинете, он сохранил не только сочувственное воспоминание о своих предшественниках, но и, как было видно, в немалой степени унаследовал существо их политики. Правда, в программном заявлении правительства говорилось о стремлении содействовать разрядке напряженности, улучшению отношений с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Но в то же время в заявлении содержались и реваншистские установки старых правительств. В нем можно было найти и абсурдные притязания правительства ФРГ выступать от имени всего немецкого народа, и территориальные претензии к другим государствам, и домогательства ядерного оружия, и провокационные устремления в отношении Западного Берлина, и т. п. Налицо была попытка совместить несовместимое и, не внося существенных корректив в реальное содержание политики ФРГ, ограничиться лишь ее перелицовкой.

Конструктивный подход к делу укрепления мира и безопасности в Европе и во всем мире был возможен лишь, исходя из реальной действительности, прежде всего из признания факта существования двух германских государств — Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии. Равноправное участие обоих германских государств в усилиях, направленных на развитие и укрепление межевропейского сотрудничества в различных областях, позволяло их населению внести свой вклад наряду с другими европейскими народами в дело прогресса и мира. Размежевание обоих названных суверенных государств, явившееся следствием разгрома гитлеровского рейха и длительного послевоенного развития, свершилось на социально-классовой основе, и никому не дано было изменить этого положения.

Неизменность границ и неприкосновенность социалистического немецкого государства — Германской Демократической Республики — являлось одной из важнейших основ прочного мира и безопасности народов Европы. Бессмысленны и безнадежны были всякие попытки давления или шантажа в отношении ГДР, равно как и планы вражеского проникновения в социалистическое германское государство. Только неисправимые авантюристы могли строить расчеты на насильственное изменение послевоенных европейских границ. Того, кто захотел бы испытать прочность рубежей ГДР и других социалистических государств, постигнет неотвратимое сокрушительное возмездие.

Домогательства ФРГ в вопросах ядерного вооружения продолжались. Проведенные через НАТО решения о создании с участием ФРГ новых органов НАТО по ядерному планированию были восприняты западногерманскими милитаристами и реваншистами лишь как поощрение их ядерных вожделений. Одновременно с предъявлением претензий на оказание «особого влияния» ФРГ в вопросах использования ядерного оружия правительство ФРГ заговорило и о создании так называемых «европейских ядерных сил», сделав при этом заявку на прямое участие в них ФРГ.

Советское правительство исходило из того, что интересам мира отвечало бы развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами с целью оздоровления обстановки в Европе и развития взаимного доверия и уважения. Советский Союз и другие социалистические страны выдвинули в Бухарестской декларации широкую программу мер, направленных на укрепление мира и безопасности в Европе. Исходя из этой программы, правительство СССР будет и дальше последовательно и неуклонно добиваться действительного улучшения политического климата в Европе, развития сотрудничества между европейскими государствами Востока и Запада, включая, разумеется, и Федеративную Республику Германии. Но оно не могло, и не будет впредь закрывать глаза на опасности, грозившие миру в Европе и во всем мире со стороны неонацистских и милитаристских сил Федеративной Республики Германии.

В исторические дни крушения гитлеровского рейха миллионы людей на земном шаре, не на жизнь, а на смерть боровшиеся за свою свободу и независимость, верили в то, что германскому нацизму, германской агрессии навеки положен конец. Народы жаждали прочного и длительного мира, полного разоружения и демилитаризации Германии с тем, чтобы она «никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире». Они с облегчением и надеждой восприняли решение держав антигитлеровской коалиции «стереть с лица земли нацистскую партию», «уничтожить ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме»…

Выражая волю и решимость народов, выстоявших в смертельной схватке с фашизмом, Нюрнбергский военный трибунал заклеймил гитлеровскую партию как центр заговора по осуществлению преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности.

Германский нацизм, выступая в роли поработителя других народов, причинил немало бед и самому немецкому народу, погубил и искалечил жизнь миллионам немцев. Вполне понятно, что в самом немецком народе проявлялась решимость ликвидировать всякие следы фашизма и росло понимание того, что твердый и бескомпромиссный разрыв с милитаристским прошлым, с национал — шовинистической идеологией во всех ее извращениях и реконструкция общественной и государственной жизни на демократических началах являлись для него вопросом жизни и смерти.

Однако факты говорили о том, что реальные выводы из уроков прошлого сделаны были только в Германской Демократической Республике. Здесь были полностью претворены в жизнь Потсдамские решения об искоренении нацизма, демилитаризации и демократическом переустройстве общества. Социалистическое германское государство взяло на себя благородную миссию — сделать все для того, чтобы с немецкой земли никогда больше не исходила угроза новой войны. Эта миссия снискала Германской Демократической Республике доверие и уважение со стороны всех миролюбивых народов.

Германский нацизм играл главенствующую роль в подготовке и развязывание второй мировой войны, которая не остановилась на границах Европы, а принесла опустошения и потребовала бесчисленных жертв также от народов других районов мира. Вот почему Советское правительство считало своим долгом обратиться к правительствам, парламентам и народам не только Европы, но и всех других континентов с призывом проявить величайшую бдительность и перед лицом фактов, свидетельствовавших об активизации милитаристских и неонацистских сил в ФРГ, сделать все, чтобы эти силы не смогли угрожать миру на земле.

Народы не забыли и никогда не забудут, что фашизм — это война. При одном упоминании слова фашизм в их памяти воскресает Европа в дыму пожарищ, бесчисленные руины городов, муки и гибель миллионов людей. Нет, подобная трагедия не должна повториться. Позволить, чтобы над миром снова нависла тень свастики, — значило бы предать память тех, кто отдал свои жизни в борьбе против фашизма, поставить под угрозу будущее нынешнего и грядущих поколений.

Советский Союз исходил из того, что державы антигитлеровской коалиции в соответствии с их обязательствами по Потсдамскому и другим международным соглашениям продолжали нести ответственность за то, чтобы не допустить возрождения германского милитаризма и нацизма. Забывать об этой ответственности значило бы поощрять силы милитаризма и нацизма, которые тогда все выше поднимали голову в ФРГ.

Советское правительство обращало внимание правительства, политических партий, общественных сил и всего населения Федеративной Республики Германии на необходимость преградить путь неонацизму, покончить с политикой милитаризации и вместе с другими европейскими народами направить свои усилия на обеспечение прочного мира и безопасности в Европе.

Народы жаждали мира и ненавидели войну. Им было известно, ради чего хлопотали о ракетах и ядерных бомбах западногерманские милитаристы, и они справедливо требовали оградить человечество от сил реакции разрушения.

Советский народ, народы других социалистических стран и, можно с убеждением сказать, другие миролюбивые народы обрушат весь свой гнев, всю свою мощь на тех, кто в слепом стремлении к реваншу навлек бы на человечество бедствия новой войны.

Советское правительство, руководствуясь интересами обеспечения мира и безопасности народов, внимательно следило за происками неофашистских и милитаристских сил и было готово в соответствии с обязательствами по Потсдамскому и другим международным соглашениям, в случае необходимости, принять вместе с другими миролюбивыми государствами все меры, которые будут диктоваться обстановкой.

Данное Заявление Советского правительства было передано 28 января 1967 г. Министерством иностранных дел СССР посольствам США, Великобритании и Фраиции в Москве с соответствующими краткими сопроводительными нотами.

Заявление Советского правительства было направлено также посольству ФРГ в Москве с сопроводительной нотой, в которой говорилось, что Советское правительство ожидало от правительства ФРГ принятия надлежащих мер по пресечению опасной для дела мира деятельности неонацистских и милитаристских сил в ФРГ в соответствии с обязательствами, вытекавшими для ФРГ из Потсдамского и других союзнических международных соглашений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я