В третьей части тома 3 продолжается публикация документов и материалов о жизни в СССР в эпоху Брежнева. На фотографиях можно увидеть уникальные промышленные объекты, построенные в те годы. В жизни автора начался новый важный этап биографии – комсомольская работа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью»
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обязали министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить дальнейшее совершенствование организации управления промышленностью путем укрупнения предприятии, создания производственных объединении (комбинатом), всесоюзных и республиканских промышленных объединений, приближения органов хозяйственного руководства к производству, более четкого разграничения прав и обязанностей между различными звеньями отраслевого управления, повышении оперативности и гибкости в работе управленческого аппарата.
При совершенствовании организации управления промышленностью исходить из необходимости повышения уровня концентрации производства основных видов продукции отрасли, развития научно-технической базы, специализации и кооперирования объединяемых предприятий на основе органического соединения в единых хозяйственных комплексах производства, научно-исследовательских и проектно конструкторских организаций в целях обеспечении значительного роста производительности труда, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и улучшения других технико-экономических показателей.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обязаны были устранить многоступенчатость в управлении отраслями (подотраслями) промышленности, с тем чтобы сосредоточить непосредственно на предприятиях, в комбинатах и объединениях решение большинства вопросов производственно-хозяйственной деятельности.
В связи с этим министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик было предложено обеспечить в 1973—1975 годах переход в промышленности на следующие системы управления:
а) двухзвенную:
общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР — производственное объединение (комбинат, предприятие);
республиканское министерство (ведомство) союзной республики — производственное объединение (комбинат, предприятие);
б) трехзвенную:
общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР — всесоюзное промышленное объединение — производственное объединение (комбинат, предприятие);
союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР — союзно-республиканское министерство (ведомство) союзной республики — производственное объединение (комбинат, предприятие);
республиканское министерство (ведомство) союзной республики — республиканское промышленное объединение — производственное объединение (комбинат, предприятие);
республиканское министерство (ведомство) союзной республики — министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся — производственное объединение (комбинат, предприятие).
В зависимости от особенностей отрасли (подотрасли) управление промышленностью могло осуществляться министерством (ведомством) одновременно по двух — и трехзвенной системам.
В виде исключения, с разрешения Совета Министров СССР, для некоторых отраслей промышленности могла быть предусмотрена четырехзвенная система управления:
союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР — союзно-республиканское министерство (ведомство) союзной республики — республиканское промышленное объединение (министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся) — производственное объединение (комбинат, предприятие).
Было установлено, что при переходе в промышленности к управлению по указанным системам соответствующие главные производственные (отраслевые) управления (управления) министерств (ведомств) упраздняются.
В отдельных случаях, когда это вызывалось особенностями производства и управления, могли быть сохранены главные производственные (отраслевые) управления (управления), переведенные в установленном порядке на хозяйственной расчет, в качестве среднего звена управления.
Министерствам и ведомствам СССР было поручено в 6-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР на утверждение генеральные схемы управления соответствующими отраслями промышленности с технико-экономическим обоснованием намечаемого улучшения организации управления, укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений.
Советы Министров союзных республик обязаны были разработать и утвердить схемы управления отраслями промышленности по республиканским министерствам и ведомствам.
При разработке генеральных схем управления отраслями промышленности исходить из того, что административные границы и ведомственная подчиненность предприятий и организаций не должны были служить препятствием к введению более эффективных форм управления, созданию объединений и комбинатов.
Было установлено, что в состав производственного объединения (комбината) входят фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструкторские, проектно — конструкторские, технологические и другие производственные единицы.
На входящие в состав производственного объединения (комбината) производственные единицы не распространялось действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.
Производственное объединение (комбинат) впредь до утверждения положения о нем действовал в соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии. Производственное объединение (комбинат) наряду с правами, установленными для социалистического государственного производственного предприятия, пользовался также правами, которыми оно наделялось в установленном порядке министерством (ведомством), Советом Министров союзной республики, промышленным объединением.
В постановлении предусматривалось, что всесоюзное или республиканское промышленное объединение являлось единым производственно-хозяйственным комплексом, состоящим из производственных объединений, комбинатов, промышленных предприятий, научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций и других предприятий и организаций.
Всесоюзное или республиканское промышленное объединение несло ответственность за состояние и развитие производства, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции, наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции, эффективное использование капитальных вложений, своевременный ввод в действие и освоение производственных мощностей, соблюдение сметной стоимости строительства и финансовой дисциплины, а также за выполнение заданий государственного плана и обязательств перед бюджетом.
Всесоюзное или республиканское промышленное объединение действовало на основе хозяйственного расчета, обеспечивало полное возмещение затрат на производство продукции, включая затраты на проектные, конструкторские и научно-исследовательские работы, на освоение новых изделий и процессов (кроме научно-исследовательских, опытно конструкторских работ и работ по освоению новой техники, финансируемых в установленном порядке за счет средств вышестоящей организации и государственного бюджета), на содержание аппарата управления, а также обеспечивало получение прибыли, необходимой для расчетов с бюджетом и банками, развития объединения, образования фондов, резервов и для других целей. Полное возмещение затрат на производство продукции и получение прибыли должны были обеспечиваться при строгом соблюдении дисциплины ценообразования.
Всесоюзное промышленное объединение подчинялось министерству (ведомству) СССР.
Республиканское промышленное объединение подчинялось союзно-республиканскому или республиканскому министерству (ведомству) союзной республики. В отдельных случаях республиканское объединение могло быть подчинено Совету Министров союзной республики.
Было установлено, что:
всесоюзное промышленное объединение создавалось министерством (ведомством) СССР в соответствии с генеральной схемой управления отраслью промышленности и по согласованию с Советами Министров соответствующих союзных республик;
республиканское промышленное объединение, подчиненное союзно-республиканскому министерству (ведомству) создавалось Советом Министров союзной республики.
Главными задачами всесоюзного или республиканского промышленного объединении являлись:
развитие и совершенствование производства и наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции;
разработка оптимальных планов, выполнение заданий по производству, прибыли и другим показателям государственного плана, выполнение плана платежей в бюджет и соблюдение государственной дисциплины;
обеспечение технического прогресса, широкое использование достижений науки, техники и передового опыта, организация планирования работ по новой технике;
выпуск продукции высокого качества, освоение производства новой продукции, соответствующей по своим технико-экономическим показателям лучшим отечественным и зарубежным образцам или превосходящей эти образцы и отвечающей требованиям потребителей;
обеспечение высокой производительности труда и эффективности производства, осуществление концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, обеспечение планомерного и пропорционального развития всего производственно-хозяйственного комплекса;
максимальное использование внутренних резервов, всемерная интенсификация производства, обеспечение комплексного использования сырья, систематическое снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;
рациональное использование и повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков и снижение стоимости строительства, обеспечение своевременного ввода в действие и полного использования производственных мощностей;
обеспечение выполнения предприятиями и объединениями, входящими в состав объединения, обязательств по поставкам продукции в установленном количестве, в сроки и по номенклатуре (ассортименту) в соответствии с заключенными договорами (принятыми к исполнению нарядами) и заказами-нарядами внешнеторговых организаций;
совершенствование планирования и управления производством, внедрение научной организации труда, повышение роли экономических методов в управлении предприятиями и организациями;
обеспечение всемерного развития социалистического соревнования и широкого участия трудящихся в управлении производством, осуществление мероприятий по социальному развитию коллективов предприятий и организаций, входящих в состав объединения;
улучшение культурно-бытовых и жилищных условий трудящихся, создание наиболее благоприятных и безопасных условий труда.
Было установлено, что:
руководство всесоюзным и республиканским промышленным объединением осуществляется управлением объединения, возглавляемым начальником объединения, действующим на основе единоначалия;
управление всесоюзного или республиканского промышленного объединения утверждает плановые задания предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, организует финансовую работу, проводит мероприятия по укреплению хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины, увеличению прибыли и повышению рентабельности, по повышению эффективности и рациональному использованию капитальных вложений, направляемых на развитие отрасли, своевременному вводу в действие и быстрейшему освоению проектных мощностей, обеспечивает сохранность, целевое и эффективное использование всех оборотных средств и ускорение их оборачиваемости, своевременное осуществление расчетов с бюджетом, банками и поставщиками, а также с рабочими и служащими по заработной плате;
расчеты с государственным бюджетом по платежам из прибыли производились предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, или могли производиться управлением объединения централизованно по результатам производственно-хозяйственной деятельности объединения в целом в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР по согласованию с соответствующим министерством (ведомством);
во всесоюзном или в республиканском промышленном объединении в целях повышения эффективности производства централизовались полностью или частично выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций;
в управлении всесоюзного или республиканского промышленного объединения могли быть образованы: централизованный фонд развития производства, централизованный фонд материального поощрения, централизованный фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд научных исследований, фонд освоения новой техники, централизованный фонд для премирования за создание и внедрение новой техники, фонд развития экспортного производства, фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений, резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резерв амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и другие фонды и резервы в пределах, установленных действующим законодательством для соответствующих министерств и ведомств.
Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик было предложено определять местонахождение управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений с учетом необходимости территориального приближения их к предприятиям и организациям, входящим в состав соответствующих объединений.
В целях сочетания интересов объединения в целом и входящих в его состав предприятий и организаций, а также повышения ответственности предприятий и организаций за результаты хозяйственной деятельности во всесоюзном или в республиканском промышленном объединении создавался совет директоров, в состав которого входили начальник объединения, его заместители, руководители производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций и представитель соответствующего профсоюзного органа.
В связи с совершенствованием организации управления промышленностью на основе создания и развития производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений в постановлении предусматривалось, что министерства (ведомства) должны были сосредоточить усилия на решении коренных вопросов перспективного развития отраслей и повышения эффективности производства, на совершенствовании системы планирования и методов управления, проведении единой технической политики, обеспечении эффективности капитальных вложений, ускорении научно-технического прогресса, повышении качества выпускаемой продукции, лучшей расстановке и использовании специалистов, росте производительности труда и на наиболее полном удовлетворении потребностей страны во всех видах продукции.
Министерства и ведомства обязаны были принять необходимые меры к улучшению работы их функциональных подразделений для обеспечения успешного выполнения поставленных задач.
Госплану СССР и Советам Министров союзных республик было поручено разработать с участием министерств и ведомств СССР предложения о концентрации заготовительных, ремонтных и других обслуживающих производств межотраслевого назначения в целях обеспечении продукцией и услугами предприятий и организаций различной подчиненности, расположенных на территории соответствующих республик, и представить эти предложения до 1 июля 1974 г. в Совет Министров СССР.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам райкомам партии было предложено обеспечить контроль за осуществлением намеченных настоящим постановлением мер по совершенствованию управления промышленностью, усилить организаторскую работу в этой области, обратив особое внимание на упрощение структуры управления и сокращение излишних звеньев, улучшение подбора, расстановки и воспитания кадров, повышение их ответственности за порученное дело. При создании объединений исходить из общегосударственных интересов, не допускать узковедомственного и местнического подхода.
***
Одновременно Совет Министров СССР утвердил общее Положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, в котором подробно регламентировались главные задачи и функции всесоюзных и республиканских промышленных объединений, принципы их работы, порядок образования и использования централизованных фондов и резервов объединении, а также права и обязанности всесоюзных и республиканских промышленных объединений в области планирования, научно-технического прогресса, капитального строительства, материально-технического снабжения и сбыта, в области труда и заработной платы, финансов и кредита, в области внешнеэкономической деятельности; предусматривался порядок создания, реорганизации и ликвидации объединений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других