Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3

Борис Мирошин

В третьей части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. В этот год автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, столкнулся с противостоянием со стороны партаппарата его попыткам демократизации работы Совета народных депутатов. «Дело» мясокомбината.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ КПСС и СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР. О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров».

ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии, Советы Министров союзных республик, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства, высшие учебные заведения, научные учреждения и организации в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, задачами ускорения социально-экономического развития страны обеспечить коренное улучшение состава научно-педагогических и научных кадров. Устранить имевшиеся серьезные недостатки в подборе, расстановке и использования профессоров, преподавателей и научных сотрудников, повысить требовании к ним. Создать благоприятные условия для творческой деятельности преподавателей и научных сотрудников, наиболее полного раскрытия способностей молодых научно-педагогических кадров.

Работников высших учебных заведений и научных учреждений, подчеркивалось в постановлении, должны были отличать глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, диалектико-материалистическое мировоззрение, творческое отношение к педагогической и научно-исследовательской работе, высокие морально-политические качества, активная гражданская позиция.

Была поставлена задача осуществить перестройку подготовки научно-педагогических и научных кадров, рассматривая ее как неотъемлемую часть единой системы непрерывного образования в стране. Решительно улучшить работу по организации повышения квалификации преподавателей на основе сочетании теоретического и практического обучения.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР было поручено перестроить деятельность аспирантуры как основной формы подготовки кадров к самостоятельной научной и педагогической работе. Устранить серьезные недостатки, имевшиеся в работе аспирантуры, значительно повысить уровень теоретической, специальной и идеологической подготовки аспирантов. В этих целях было признано необходимым:

наряду с углубленной общетеоретической подготовкой аспирантов и соискателей ученой степени по специальным дисциплинам, марксистско-ленинской философии, иностранному языку предусмотреть также изучение педагогики, психологии, экономики, применения вычислительной техники, методов математического моделирования и других дисциплин с учетом профиля подготовки аспирантов и соискателей со сдачей ими соответствующих экзаменов по месту обучения;

ввести для лиц, успешно окончивших курс обучения в аспирантуре, квалификационное звание «исследователь» соответствующего профиля (инженер-исследователь, экономист-исследователь и другие) с вручением им диплома и предоставлением преимуществ при занятии должностей, требующих повышенного уровня подготовки. Установить, что к защите диссертации допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в аспирантуре с отрывом (без отрыва) от производства или в порядке соискательства и выполнившие самостоятельную научно-исследовательскую работу;

обеспечить преимущественное развитие аспирантуры с отрывом от производства, значительно повысив ее эффективность. Сосредоточить подготовку научно-педагогических и научных кадров в высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой;

пересмотреть сложившуюся практику отбора в аспирантуру, стимулировать поступление в нее способной молодежи, прежде всего специалистов, имеющих творческие достижения, а также выпускников вузов по рекомендациям советов высших учебных заведений. Комплектование аспирантуры осуществлять на основе конкурсного отбора. На заочное отделение аспирантуры принимать лиц, имеющих опыт педагогической или исследовательской работы. Выпускникам аспирантуры время обучения засчитывать в стаж научно-педагогической работы;

обеспечить в основном целевую подготовку аспирантов. Установить, что целевая подготовка аспирантов осуществляется по заказам предприятий, учреждений и организаций, а также по их направлениям с выплатой аспирантам установленного размера стипендии за счет средств предприятий, учреждений и организаций, направивших их на обучение. Для лиц, поступающих в целевую аспирантуру, предусмотреть при необходимости предварительную стажировку сроком до 12 месяцев на должностях стажеров-исследователей и организации по месту будущего обучения в аспирантуре с сохранением за ними средней заработной платы, но не выше размера стипендии, установленной для аспирантов первого года обучения;

формировать тематику научных исследовании аспирантов исходя из потребностей развития народного хозяйства, науки и культуры на основе планов научных исследований, утвержденных вузу или организации, осуществляющим подготовку кадров через аспирантуру. Повысить ответственность руководителей, ученых советов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, научных руководителей аспирантов за определение тем и качественное выполнение диссертационных работ;

привлекать к проведению занятий в аспирантуре высококвалифицированных специалистов народного хозяйства. Разрешить проводить указанную работу преподавателям высших учебных заведений на условиях почасовой оплаты, предусмотрев для этих целей увеличение фонда почасовой оплаты.

В целях совершенствования подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации — докторов наук, эффективной разработки актуальных проблем науки, техники и культуры ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали целесообразным создание докторантуры как высшей ступени в единой системе непрерывного образования в стране. Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Академии наук СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР было предложено:

организовать докторантуру с отрывом от производства продолжительностью подготовки до трех лет при ведущих высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными научными кадрами и необходимой исследовательской и экспериментальной базой;

направлять в докторантуру кандидатов наук в возрасте до 40 лет, имеющих научные достижения в избранной области, проявивших себя перспективными научно-педагогическими работниками;

привлекать при необходимости в качестве консультантов диссертационных исследований ведущих ученых и специалистов сторонних организаций и производить оплату их труда из расчета 50 часов в год на одного докторанта;

предусматривать при необходимости командирование докторантов в ведущие отечественные и зарубежные научные центры.

Докторантам устанавливалась государственная стипендия в размере ранее получаемого должностного оклада, но не более 300 рублей в месяц. Иногородние докторанты обеспечивались благоустроенным жильем — однокомнатной квартирой или номером в гостинице за счет средств организаций, направляющих их на обучение. Срок обучения в докторантуре будет засчитываться в стаж научно-педагогической работы.

В постановлении подчеркивалось, что повышение квалификации специалистов и руководящих работников народного хозяйства, обучение в аспирантуре, прохождение докторантуры являлись соответствующими ступенями послевузовского образования. Была поставлена задача обеспечить единство всех звеньев непрерывного образования и преемственность различных ступеней подготовки таких кадров.

Общее руководство работой министерств и ведомств по организации подготовки кандидатов и докторов наук было возложено на Государственный комитет СССР по науке и технике совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Научно-методическое руководство и контроль за деятельностью аспирантуры и докторантуры, решение вопросов открытия и закрытия их в высших учебных заведениях и отраслевых научных учреждениях и организациях было возложены на Министерство высшего и среднего специального образования СССР, а решение этих вопросов в научных учреждениях Академии наук СССР и академий наук союзных республик — на Академию наук СССР.

Была поставлена задача пересмотреть и утвердить номенклатуру специальностей научных работников, по которым должна была проводиться подготовка докторов и кандидатов наук, в соответствии с новым перечнем специальностей по подготовке специалистов с высшим образованием и с учетом развития новейших направлении науки и техники.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым:

пересмотреть сеть специализированных советов по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук при высших учебных заведениях, научных учреждениях и научно-производственных объединениях, имея в виду ее упорядочение, формирование при необходимости региональных межотраслевых специализированных советов, предоставление возможности для защиты диссертаций по всей номенклатуре научных специальностей, в том числе на стыке наук;

повысить ответственность специализированных советов — за научную и практическую значимость диссертационных работ; научных подразделений, представляющих работы к защите, — за достоверность исследований и уровень подготовки диссертантов, оппонентов и ведущих организаций — за научную объективность отзывов на диссертации. Была установлена более высокая оплата за оппонирование кандидатской и докторской диссертаций;

упростить порядок представления диссертационных работ к защите и сократить сроки их рассмотрения;

усовершенствовать существующий порядок присвоения ученых знаний. Ученые звания профессора и доцента работникам высших учебных заведений будут присваиваться Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имевшим высшие учебные заведения, Советам Министров союзных республик, ректоратам и партийным комитетам высших учебных заведений было поручено:

улучшить работу по формированию профессорско-преподавательского состава, повысить эффективность системы конкурсного отбора лиц, принимаемых на педагогическую работу, устранить формализм в проведении конкурсов. Ректорам вузов в необходимых случаях было разрешено зачислять соискателя на годичный испытательный срок до избрания его на преподавательскую работу по конкурсу;

ввести систему конкурсного переизбрания профессоров и преподавателей, а также их периодическую аттестацию, предусматривающую взыскательную оценку результатов научно-педагогической деятельности. Усилить требования к педагогической и научной квалификации преподавателей, их идейно-теоретическому уровню.

Крупным специалистам народного хозяйства с согласия администрации и профсоюзного комитета разрешалось осуществлять педагогическую работу в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за ними заработной платы по основному месту работы.

В целях улучшения практической подготовки вузовских преподавателей, в первую очередь профилирующих дисциплин, была предусмотрена стажировка преподавателей на передовых предприятиях, в организациях и научных учреждениях сроком до 1 года с отрывом от работы с сохранением за ними средней заработной платы. Преподаватели высших учебных заведений, направляемые на стажировку, а также в институты и на факультеты повышения квалификации, обеспечивались общежитием с оплатой расходов за счет направляющей организации в порядке, установленном для аспирантов. Стоимость проезда к месту стажировки (учебы) и обратно и суточные за время нахождения в пути оплачивались высшими учебными заведениями, в которых они работали.

Для оказания всесторонней помощи в работе по повышению качества учебно-воспитательного процесса и улучшению организации научных исследований Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имевшим высшие учебные заведения, было разрешено направлять в учебные заведения, недостаточно обеспеченные высококвалифицированными педагогическими кадрами, особенно в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, профессоров и опытных доцентов на срок до 5 лет с сохранением за ними должности по основному месту работы, заработной платы в размере 50 процентов должностного оклада и оплатой расходов, связанных с проездом преподавателей и членов их семей.

Постановление обязывало исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предоставлять этим преподавателям благоустроенную жилую площадь на период командирования. Советы Министров союзных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком и Ленгорисполком будут бронировать за указанными лицами жилую площадь по месту постоянного жительства.

В целях стимулирования педагогического труда профессорско — преподавательских кадров в деле повышения уровня подготовки и идейно-политического воспитания специалистов было признано необходимым:

установить почетное звание «Заслуженный работник высшей школы союзной республики»;

учредить для педагогических работников высших учебных заведений ежегодные премии Министерства высшего и среднего специального образования СССР за достижения в учебно-воспитательной и научно-методической работе: 20 первых премий — по 1.000 рублей, 30 вторых премий — по 750 рублей, 50 третьих премий — по 500 рублей.

В постановлении подчеркивалось, что ЦК компартий союзных республик, обкомы и горкомы партии должны были считать делом первостепенной важности партийную заботу о формировании политически зрелых, профессионально подготовленных научно-педагогических и научных кадров в стране. Особое внимание необходимо было уделять подготовке кадров в области общественных наук, повышению их активности в глубоком исследовании проблем развития общества.

Перед партийными организациями и руководителями высших учебных заведений, научных учреждений и организаций была поставлена задача обеспечить создание в коллективах обстановки высокой требовательности, ответственности за порученное дело, критики и самокритики. Активизировать проведение научных диспутов, дискуссий, конференций и семинаров. Предоставить широкую возможность преподавателям и научным работникам выносить результаты своего педагогического и научного труда на обсуждение научно-педагогической общественности, получать квалифицированную, критическую оценку. Подготовку и воспитание научно-педагогических и научных кадров поручать принципиальным, требовательным, высококвалифицированным, общественно-активным ученым.

Было выдвинуто требование изживать в педагогических и научных коллективах групповщину, карьеризм, взаимное восхваление. Вести решительную борьбу с проявлениями монопольного положения отдельных лиц в науке. Лица, допустившие научную недобросовестность и нарушение

моральных норм, должны были подвергаться осуждению общественности. Создавать атмосферу принципиального отношения к оценке деятельности конкретных преподавателей, ученых и коллективов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я