Книга «Химера воспитания» Бориса Поломошнова перевернет все ваши представления о воспитании. Во всех формах Воспитания – существовавших, существующих и могущих существовать – автор усматривает одно и то же: целенаправленное волевое воздействие одних людей – воспитующих – на сознание других – воспитуемых. Такое действие противно самой сущности человеческих отношений. Вместо воспитания как системы воздействия автор предлагает действенную, эффективную, жизнеспособную и человечную систему взаимосодействия. В ней отношения иерархии заменяются партнерством, страх – взаимоуважением, диктат – взаимопониманием. Предназначается книга папам и мамам – как уже состоявшимся, так и еще только будущим, а также всем, кто интересуется психологией воспитания и формированием личности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Химера воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Моему сыну и другу Егору посвящается
Автор выражает свою искреннюю признательность «заказчикам» данного проекта и притом — суровым критикам его предварительного текста — преимущественно своим студентам разных лет: Руслану Баранову; Марии Борисенко; Дарьи Вдовиченко; Александру Герасимчуку; Яне Гордиенко; Натальи Даценко; Евгению Дмитриеву; Марии Егоровой; Вячеславу Жуку; Анне Корнильевой; Станиславу Корнильеву; Игорю Корховому; Ирине Коршуновой; Александру Костюченко; Евгении Крюковой; Ивану Лещенко; Ольге Макухе; Денису Майданнику; Инне Манько; Наталье Маткивской; Екатерине Махлай; Ивану Мацюку; Евгению Минченко; Евгении Мицай; Алле Мовчан; Илье Новикову; Богдану Осьмирко; Владимиру Пасюте; Татьяне Пихоте Инне Полищук; Богдану Половинскому; Марии Поломошновой; Олегу Редьке; Елизавете Романовой; Наталии Рошаловой; Анне Турбинской; Анастасии Филоненко; Виктору Филоненко; Светлане Шостак; Татьяне Шпур; Максиму Цвелодубу; Артему Полищуку, Alyona Gurey, Валентине Буковской, Елене Литвиненко и Анастасии Якуш.
«Детей нет. Есть люди».
Вместо предисловия
Дети — не приручаемые дикие животные, нуждающиеся в дрессировке.
Каждый ребенок — не недочеловек.
Не псевдо/человек.
Не эрзац/человек.
Не будущий когда-нибудь — в более или менее отдаленном грядущем — человек.
Он — уже человек.
Страдающий и радующийся.
Ранúмый и уязвимый, как, может быть, никто другой на Свете.
Остро чувствующий отношение к себе окружающих и искренне относящийся к ним.
Далеко не все знающий, но — узнающий.
Далеко не все понимающий, но — стремящийся понимать.
Открытый для сострадания к другому и для сопереживания с другим.
Он — Уникальная Вселенная, вмещающая в себе всю необъятную Универсальную Вселенную — вот ведь какой парадокс!
И вот на это-то Чудо Мироздания обрушивается — со всей своей когтисто-лапистой и клыкасто-пастистой хищной силой Химера Воспитания — «чудище обло, огромно, стозевно и лайяй».
За что?
Почему?
Для чего?
Для кого?
Разберемся.
Впрочем, а кто сказал, что Воспитание — это какая-то Химера?
Может быть, это наоборот — Херувим?
С крылышками.
Как у мотылька.
И с венчиком.
Из одуванчиков.
И разносит он исключительно приятности.
Послушным.
По принципу: «Будешь папу с мамой слушать, будешь ты конфеты кушать».
Почему бы, собственно говоря, и нет?
Или, наоборот, строгий, но справедливый, как закон Ома, дядька Черномор.
Вон у него, сколько воспитанников: аж тридцать три, и «все равны, как на подбор».
Чем плохо?
Все у него за всë получают по заслугам: провинился — кнутом, исполнил всë, как велено, — отведай пряника.
Печатного.
Доставленного чартерным волшебным рейсом ковра-самолета прямо из самой Тулы.
Вместе с самоваром.
Чтобы было из чего чаи гонять, да чем пряник печатный запивать.
Красотища!
Казалось бы.
Но есть одна закавыка: уж слишком наш воспитуемый при этом смахивает на пресловутую собаку лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова с ее условными рефлексами: «Дают — бери!», — хоть объедок с барского стола, хоть обносок с барского плеча, и: «Бьют — беги!», — пока насовсем не убили.
Для дрессировки животных — вполне приемлемо.
Для человека же — оскорбительно.
И — унизительно.
Если он — Человек.
Ребенок же и есть Человек.
Хотя и маленький, но — с большой буквы.
Ведь взрослый — это тот же ребенок, только — значительно хуже.
Сомневаетесь, уважаемый Читатель?
Тогда купúте билет на любой спектакль кукольного театра.
Посетúте.
И сравните свою собственную реакцию на происходящее на сцене с реакцией любого ребенка.
Догадались о последствиях?
Догадались.
В худшем случае Вам станет завидно.
В лучшем — стыдно.
За себя.
Куда-то исчезнет Ваше снисходительно-менторское отношение к «братьям и сестрам нашим меньшим», и останется блуждать на Вашем лице лишь растерянная улыбка: и когда это я успел растерять все то чистое, светлое, искреннее и непосредственное восприятие Мира, которое ведь и у меня когда-то было?
И куда это все улетучилось-то?
Господи, и какие же они все… настоящие!
В отличие от нас, взрослых.
Увы, уже давно и далеко не-настоящих.
Тем не менее, их-то, настоящих, воспитывают.
Кто??
Взрослые.
То есть, не-настоящие.
Как же так??!
Надо, надо таки разбираться.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Химера воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других