Сборник посвящен советско-египетским отношениям 1965—1970 годов. Развитие этих отношений определялось как объективными причинами, так и характерами лидеров СССР и Египта – Л. И. Брежнева и Г. А. Насера. В сборник включены документы и материалы о встречах руководителей СССР и Египта в Москве, обмен посланиями между ними, отрывки из книг о египетско-советских отношениях ближайшего соратника Насера М. Х. Хейкала. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Брежнев и Насер 1965–1970. Из истории советско-египетских отношений. Документы и материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Шестидневная война
Доклад Л. И. Брежнева на совещании 9 июня 1967 года в Москве по Ближнему Востоку
Товарищи!
Центральный Комитет КПСС и Советское правительство придают важное значение возможности коллективно обсудить сегодня сложное положение, создавшееся на Ближнем Востоке в результате агрессии Израиля против арабских государств. Развитие событий приняло тяжелый для ОАР, Сирии, Иордании и других арабских государств характер и выдвигает перед ними, а вместе с тем и перед их друзьями — социалистическими странами, ряд серьезных проблем. Прежде всего встает вопрос — как помочь ОАР и другим передовым арабским государствам быстрее восстановить свои позиции, поддержать испытанных лидеров арабского национально-освободительного движения в этот трудный для них момент.
Хотя военный конфликт на Ближнем Востоке носит сравнительно ограниченный характер, по существу речь идёт о столкновении двух главных направлений международной политики: политики социалистических стран и антиколониальных сил, с одной стороны, и политики империалистической, проводником и острием которой в данных условиях стал Израиль, — с другой. Каждый понимает, что Израиль мог решиться на авантюру только при поддержке США и других западных стран. То, как дальше будут складываться дела на Ближнем Востоке, явится известной пробой сил этих двух главных линий на международной арене, что, естественно, не может и впредь не предопределять нашего отношения к происходящему в этом районе.
Позвольте, товарищи, сделать краткий обзор того, как развивалось положение непосредственно накануне агрессии Израиля и особенно с того момента, как она началась. Мы систематически информировали вас о предпринимаемых нами шагах. Разумеется, руководство всех братских партий и правительств хорошо знакомо с официальными материалами и заявлениями по этому вопросу. Поэтому я имею в виду остановиться только на узловых моментах и приведу некоторые факты, которые, возможно, помогут более полно представить себе картину событий.
Еще в середине мая нами были получены сведения о том, что Израиль готовится к нанесению вооруженного удара по арабским государствам, в первую очередь — против Сирии. Советское правительство тут же сообщило об этом руководству Сирии и ОАР.
После получения указанных предупреждений правительство ОАР поставило нас в известность, что оно принимает соответствующие меры по военной линии и что египетские вооруженные силы приведены в состояние полной боевой готовности.
16 мая министр иностранных дел ОАР Риад заявил советскому послу, что нападение на Сирию будет рассматриваться Объединенной Арабской Республикой как нападение на нее саму и что «принимаются все меры предосторожности с тем, чтобы не повторились события 1956 года».
В тот же день, т. е. 16 мая, министр обороны ОАР Бадран сообщил, что египетское командование перебросило на Синайский полуостров пехотную дивизию и три бронетанковых бригады, которые и заняли позиции для наступления на случай агрессии Израиля.
Дальше события развивались так.
19 мая мы были уведомлены о решении руководства ОАР потребовать отвода войск ООН с линии перемирия. Для нас этот шаг, надо сказать, был неожиданным. Цель этого мероприятия, как пояснил Амер, состояла в том, что, столкнувшись лицом к лицу с вооруженными силами ОАР на южных границах, Израиль впредь будет лишен возможности концентрировать войска на сирийской границе и не сможет предпринять крупных военных действий против Сирии. Кроме того, по словам Амера, тем самым устранялось отрицательное влияние присутствия войск ООН на политику ОАР в межарабском плане.
22 мая президент Насер заявил советскому послу, что в результате решительных действий, предпринятых руководством ОАР, обстановка быстро меняется в лучшую сторону. Он подтвердил готовность ОАР немедленно выступить на стороне Сирии, если она подвергнется нападению. Одновременно он информировал посла как о совершившемся факте — об имевшем затем далеко идущие последствия решении ОАР закрыть Акабский залив для израильских судов и судов третьих стран, доставляющих стратегические грузы для Израиля. И здесь правительство ОАР в предварительном порядке нам, и очевидно нашим друзьям — социалистическим странам, представленным на этом совещании, ничего не сообщило.
Насер подчеркнул в указанном сообщении от 22 мая, что Израиль грозит начать войну в случае закрытия залива. В этом случае, сказал президент, мы готовы воевать. Но если Израиль не прибегнет к войне, ОАР тоже не будет осложнять обстановку. В этой же беседе Насер сообщил, что в связи с создавшимся опасным положением он находится в постоянных контактах с правительствами других арабских стран и уже заручился поддержкой, на случай израильской агрессии, со стороны Ирака, Алжира, Марокко, Ливии и некоторых других государств.
Насер активно поддержал нашу инициативу относительно того, чтобы от имени Советского правительства было сделано соответствующее предостережение Израилю в связи с его угрозами развязывания агрессии против Сирии. Такое заявление, как известно, было сделано Советским правительством 23 мая.
23 мая министр обороны ОАР Бадран сообщил нам, что египетское командование перебросило на Синайский полуостров резервные части из зоны Суэцкого канала и стратегические резервы из Каира, в результате чего численность египетских войск на Синайском полуострове увеличилась в течение пяти дней в два раза. Касаясь мотивов установления блокады Акабского залива, Бадран сказал, что, принимая это решение, ОАР стремилась восстановить положение, существовавшее до 1956 года, и одновременно парализовать отрицательное влияние западной пропаганды, утверждавшей, что ОАР не способна защитить Сирию.
26 мая Риад откровенно заявил нашему послу: «Все, что сделало правительство ОАР в последнее время, направлено на ликвидацию последствий тройственной агрессии 1956 года».
При этом египетские представители постоянно подчеркивали, что ОАР ни в коем случае не отступится от своих принятых решений и будет проводить их в жизнь до конца, чего бы это ни стоило.
27 мая в беседе с советским послом Насер заявил, что за последние 10 дней события круто повернулись в пользу арабов, улучшилось положение Сирии, поскольку от ее границ отведена часть израильских войск. Насер дал высокую оценку советских шагов в поддержку арабских государств. «Мы и все арабские народы, — сказал он, — никогда не забудем того, что сделал для нас Советский Союз».
25-28 мая в Советском Союзе находился министр обороны ОАР Бадран, который имел встречи с нами и нашими военными. Он заверил советскую сторону в том, что ОАР не намерена вызывать вооруженный конфликт с Израилем или первой прибегать к оружию. Он дал понять, что ОАР готова будет искать какое-то компромиссное урегулирование вопроса о судоходстве в Акабском заливе и, в частности, упоминал идею моратория в отношении мероприятий ОАР в Тиранском проливе.
Во время пребывания Бадрана в Москве были проведены переговоры по вопросам военной помощи, ЦК КПСС и Советское правительство, учитывая сложившуюся опасную обстановку, удовлетворили просьбу египетской стороны о перенесении на июнь-сентябрь 1967 года поставок советского вооружения, запланированных ранее на 1968–1969 г. г. Кроме того, мы дополнительно выделили ОАР с поставкой в июне-августе с. г. 30 истребителей МИГ-21, большое количество стрелкового оружия, противотанковых гранатометов, безоткатных орудий, средств ПВО.
28 мая Амер и Бадран от имени руководства ОАР выразили благодарность Советскому правительству за «ясную и решительную позицию поддержки ОАР в это тяжелое для нее время», за внимательное рассмотрение и удовлетворение просьб ОАР, касающихся дополнительных поставок военных материалов.
В конце мая появились некоторые дополнительные признаки, которые, казалось бы, должны были насторожить руководство ОАР.
29 мая египтяне информировали советскую сторону о следующем. Американское посольство в Каире дало им понять, что «имеется серьезная вероятность нападения Израиля на ОАР». По этому сообщению американского посольства (речь идет об одном из советников американского посольства), командование израильской армии уже в течение двух суток не имело контактов с американскими военными в Тель-Авиве. Американцы отмечали, что события повторяются в той же последовательности, что и в 1956 году. Чем объяснялись мотивы этого шага американских представителей в Каире сейчас установить трудно. Остается, однако, фактом, что правительство ОАР располагало информацией и с этой стороны.
1 июня в беседе с нашим послом, характеризуя обстановку, Насер заявил, что «еще четыре дня назад военный фактор был важнее», а теперь, по его мнению, этот фактор потерял остроту. В этой же беседе Насер сообщил, что правительство ОАР собирается направить в США вице-президента Мохиэддина для соответствующих переговоров.
Согласно данным нашего посольства, развитие обстановки, как считали египтяне, в их пользу, усиливало среди генералитета и старших офицеров вооруженных сил ОАР искушение нанести превентивный удар по Израилю. В частности, на военном совещании 3 июня часть генералов и офицеров оказывала в этом смысле сильное давление на Насера. Но президент Насер твердо заявил, что не в интересах ОАР развязывать войну, и дал указание руководству египетской армии проявлять сдержанность.
Все последующее развитие событий показывает, что у руководства ОАР в общем не было достаточно точного представления ни о размерах опасности, угрожавшей ОАР со стороны Израиля, ни о реальном соотношении сил, и в этой связи, как сейчас совершенно ясно, не было предпринято эффективных мер по ограждению безопасности страны.
Как уже отмечалось выше, Советское правительство поддерживало постоянный контакт также с правительством Сирии.
15 мая через нашего посла в Дамаске премьер-министру Зуэйну была передана доверительная информация относительно военных приготовлений Израиля против Сирии. В ответ Зуэйн заявил, что сирийское правительство следит за действиями Израиля, уделяет первостепенное внимание вопросам, связанным с обеспечением готовности страны к отражению агрессии.
Для настроений сирийского руководства характерным был даже несколько больший оптимизм в оценке своих военных возможностей, чем это наблюдалось в ОАР. Так, 22 мая Зуэйн в беседе с нашим послом несколько раз повторил, что «сейчас наступил самый удобный момент, — я цитирую его слова, — для нанесения решительного удара по империалистическим силам на Ближнем Востоке, и этот момент надо использовать».
29–30 мая в Москве находились глава сирийского государства Атаси, министр иностранных дел Махус и министр информации Зобби, прибывшие по инициативе сирийской стороны. В беседах с ними с нашей стороны была подчеркнута необходимость проведения трезвой и дальновидной политики в обстановке, складывающейся на Ближнем Востоке. Сирийские руководители в целом благоприятно отнеслись к нашему разъяснению позиции Советского Союза и к мерам, которые были приняты нами, в поддержку арабов.
Сирийские представители от имени своего руководства ставили вопрос о дополнительных поставках оружия. Поскольку сирийская сторона не была готова изложить свои конкретные предложения, было условлено, что этот вопрос будет детально обсужден с министром обороны Сирии, приезд которого в Москву намечался на 5 июня. В связи с началом вооруженного конфликта поездка министра обороны в Москву была отменена по инициативе сирийской стороны.
Должен сказать, что нами предпринимались меры в направлении сдерживания Израиля, да, предпринимались. 26 мая премьер-министру Израиля Эшколу было направлено послание от имени А. Н. Косыгина, в котором содержалось предостережение правительству Израиля против нагнетания обстановки и доведения ситуации до такой точки, когда начало бы говорить оружие. В послании подчеркивалось, что сколь бы ни была сложной обстановка в районе границ Израиля, Сирии и ОАР, должны быть найдены меры для урегулирования конфликта невоенными средствами. Отвечая на это послание, руководители Израиля отрицали наличие у них агрессивных устремлений в отношении ОАР и других арабских государств, заверяли в стремлении к сохранению мирных отношений с этими государствами. В то же время они утверждали, будто в обострении ситуации повинны ОАР и Сирия, которые создают провокации на границах с Израилем и концентрируют вдоль этих границ свои войска.
2 июня, за три дня до начала израильской агрессии, министр иностранных дел СССР вызвал посла Израиля в Москве и, по поручению Советского правительства, заявил, что если правительство Израиля решило взять на себя ответственность за развязывание военного конфликта, то оно должно будет заплатить полной мерой за последствия такого шага.
В конце мая — в первые дни июня Советский Союз вел активную политическую работу в поддержку ОАР и других арабских стран в Организации Объединенных Наций, используя для этой цели и контакты с представителями западных держав. Как известно, главным пунктом давления на ОАР западные державы избрали в то время вопрос о свободе судоходства в Акабском заливе. Мы делали все от нас зависящее, чтобы ослабить такое давление и сорвать вынашиваемые западными державами планы военной демонстрации западных держав против ОАР.
Между тем, возможности для большего использования политических и дипломатических средств у ОАР, по нашему мнению, имелись. Западные державы, судя по всему, отнюдь не были едины в этом вопросе. Франция не во всем разделяла подход США и Англии.
Англичане, по имеющейся у нас информации, занимали более жесткую позицию. Они считали, что действия ОАР дают им подходящий предлог для нанесения серьезного урона ОАР и режиму Насера. Нетрудно понять, что такая позиция Англии связана, в первую очередь, с положением в Адене, на Аравийском полуострове и в Персидском заливе, где влияние ОАР в последнее время заметно возрастало, а английская политика и нефтяные монополии испытывали все большие трудности.
Президент де Голль и другие французские представители подчеркивали свое стремление не допустить развязывания военного конфликта и выступали за проявление сдержанности, а также за согласование усилий четырех великих держав в плане предотвращения военного столкновения на Ближнем Востоке.
Советское правительство не приняло французского предложения о переговорах четырех держав по вопросам Ближнего Востока, поскольку такое предложение отклоняли арабские государства, о чем они нам заявили. Мы сообщили об этом французскому правительству.
Резкий перелом в развитии кризиса на Ближнем Востоке наступил 5 июня, когда вооруженные силы Израиля совершили нападение на ОАР, Сирию, Ирак и Иорданию. Всем нам хорошо известно последующее развертывание военных действий, которое было во многом предопределено тем, что практически в самые первые часы войны ОАР и Сирия лишились большей части своих военно-воздушных сил, значительная часть которых была уничтожена, как известно, на аэродромах.
Небезынтересно, как характеризовали положение руководители ОАР. Проиллюстрирую это документально.
6 июня в 8 часов утра советский посол был приглашен к Насеру, который сообщил, что положение на фронтах не столь плохое для ОАР, как это пытается изобразить западная пропаганда. Президент говорил, что в общем египтянам удается удерживать основные оборонительные рубежи. Он подчеркивал решимость Каира бороться до тех пор, пока ни одного израильского солдата не останется на арабской земле. Вот соответствующее место из записи беседы нашего посла с Насером:
«Положение на фронтах не столь плохое для ОАР, как это пытается изобразить западная пропаганда. Насер снова повторил, что израильские войска выбиты из района Газы. Израильтянам в ходе тяжелых боев удалось захватить часть эль-Ариша.
Президент подчеркнул, что американцы сейчас вынашивают планы о захвате израильтянами некоторой части арабской территории, чтобы затем, добившись прекращения огня, торговаться о более выгодных для Израиля условиях перемирия.
Каир, — сказал Насер, — полон решимости бороться до тех пор, пока ни одного израильского солдата не останется на арабской земле».
Президент просил передать в Москву, что арабы стоят крепко, что ОАР и он, Насер, лично сделают все возможное, чтобы поднять весь арабский мир против американцев, если последние пойдут на открытую интервенцию. С целью оказания давления на западные страны, помогающие Израилю, Насер дал указание после вчерашних налетов на Суэцкий канал о прекращении судоходства по каналу.
В 18 часов того же дня маршал Амер передал в адрес Советского правительства срочное послание президента Насера и египетского правительства, в котором говорилось: «Положение очень опасное и критическое, и оно не может оставаться таким далее, чем до сегодняшней ночи». Египетское правительство ставило вопрос об оказании ОАР срочной помощи и поддержки, иначе, как выразился Амер, «военные действия превратятся в откровенное побоище, и войска ОАР не смогут выйти с территории Синайского полуострова».
В послании подчеркивалось, что решение вопроса не может откладываться до утра.
В 24 часа 6 июня Амер заявил советскому послу, что положение настолько серьезное, что «прекращения огня необходимо добиться до 5 часов утра следующего дня». Вот сообщение посла о беседе: «Амер заявил, что положение настолько серьезное, что прекращения огня необходимо добиться до 5 часов утра 7 июня. Амер пояснил, что израильская авиация, в составе которой, как они установили, действуют американские и английские самолеты, утром начнет боевые действия против наземных войск ОАР на Синайском полуострове. Это, по его мнению, повлечет за собой большие жертвы и затруднит вывод войск с Синая. Маршал высказал опасение, что США могут применить право вето и таким образом помешать Совету Безопасности принять решение о прекращении военных действий и отводе войск».
Несколькими часами позже в ночь с 6 на 7 июня состоялась еще одна встреча советского посла с Амером, в ходе которой по поручению Насера он сообщил о согласии египетской стороны на принятие американского проекта резолюции, который предусматривал, хотя и с некоторыми оговорками, как прекращение огня, так и отвод войск сторон за линию перемирия. В том числе египтяне дали согласие и на то, чтобы эта резолюция сопровождалась заявлением относительно фактического снятия блокады Акабского залива.
Здесь, видимо, будет уместно несколько отступить от хронологии событий и рассказать о совокупности шагов, предпринимавшихся нами по дипломатическим каналам, в том числе в ООН. С самого начала израильской агрессии советскому представителю в Совете Безопасности была дана директива незамедлительно по согласованию с представителями ОАР и Сирии поставить вопрос о немедленном созыве Совета. Главная линия, которой он должен был придерживаться в Совете Безопасности, заключалась в том, чтобы добиваться немедленного прекращения сторонами огня и отвода войск на исходные позиции, занимавшиеся до начала вооруженного столкновения. И нам фактически удалось добиться такого положения, когда американцы были готовы пойти на принятие резолюции, предусматривающей, кроме немедленного прекращения огня, также отвод военного персонала за линию перемирия.
Параллельно с нашими шагами в Совете Безопасности и наряду с заявлением, с которым выступило 5 июня Советское правительство, мы привели в действие линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном и между Москвой и Парижем, что подчеркивало чрезвычайный характер акций, предпринимаемых Советским Союзом. Одновременно через соответствующие посольства происходила переписка с Вильсоном. Трижды 5, 6 и 7 июня происходил обмен соответствующими посланиями. В ходе обмена посланиями мы получили от президента Джонсона заверение, что в Совете Безопасности американский представитель будет голосовать за резолюцию, предусматривающую как прекращение огня, так и отвод войск сторон за линию перемирия. Однако по мере ухудшения военной ситуации для арабских государств американцы стали ужесточать свою позицию и выдвинули требование насчет снятия блокады Акабского залива, о котором я упоминал в связи с нашими контактами с Насером. Они предлагали, ссылаясь на неясную оговорку, содержащуюся в их проекте насчет отказа от насильственных действий, независимо от их характера, чтобы Советский Союз заявил в Совете Безопасности, что это положение означает, что не должно чиниться препятствий путем применения силы проходу судов через Тиранский пролив и в заливе Акаба.
Случилось так, что согласие Насера на американский проект резолюции и на указанное толкование по вопросу об Акабском заливе не было реализовано, так как решение о прекращении военных действий было принято Советом Безопасности в 2 часа ночи 7 июня с. г. до получения сообщения из Каира.
Советский представитель при ООН, поддерживавший постоянный контакт с представителем ОAP, получил согласие последнего на то, чтобы была принята резолюция — только один пункт — о прекращении военных действий. Представитель ОАР заявил, что он против этого не возражает после получения указания из Каира. Как видно, и в этом случае мы действовали в полной согласованности с позицией ОАР.
Ввиду того, что Израиль не выполнил требование о прекращении огня, правительство ОАР 7 июня обратилось к Советскому Союзу с просьбой вновь потребовать немедленного созыва Совета Безопасности и настаивать на выполнении резолюции о прекращении военных действий. Маршал Амер сказал советскому послу, что «правительство ОАР просит Советское правительство о принятии эффективных мер для достижения прекращения огня» и как можно скорее информировать руководство ОАР о результатах таких мер.
7 июня в 15 часов Насер сказал советскому послу, что за предыдущий день израильской авиацией было выведено из строя большое количество танков и самолетов. В ходе беседы Насер просил передать Советскому правительству его «личную просьбу о том, чтобы Советское правительство приняло любые меры с целью заставить Израиль выполнить решение Совета Безопасности о немедленном прекращении огня». Обращаю внимание на просьбу — «о немедленном прекращении огня». Вопрос об отводе израильских войск за линию перемирия Насер вообще не затрагивал.
Советскому представителю в ООН были даны директивы действовать соответственно и внести на голосование в Совете резолюцию, которая требовала выполнения решения о прекращении огня не позднее 20 часов гринвичского времени 7 июня. Такая резолюция, как известно, была принята.
Утром 8 мая мы получили сообщение о беседе нашего посла с Насером, состоявшейся в 22 ч. 30 мин. накануне. Насер сказал, что ОАР в создавшейся ситуации не может прекратить военные действия против Израиля до тех пор, пока израильские войска не будут выведены с территории ОАР до последнего солдата. Этот вопрос, сказал президент, обсуждался сегодня на заседании правительства ОАР и было принято соответствующее решение. Получив это сообщение, мы сразу же дали советскому представителю в ООН указание внести предложение, предусматривающее принятие решения о том, чтобы Израиль немедленно прекратил военные действия против соседних государств и отвел свои войска с их территории за линию перемирия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Брежнев и Насер 1965–1970. Из истории советско-египетских отношений. Документы и материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других