Книга Тайн. Наука медитации. Часть 4

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

Вы держите в руках четвертую часть древнейшего трактата, содержащего 112 медитационных техник Вигьяны Бхайравы Тантры, которые, согласно преданию, бог Шива изложил своей супруге Дэви более пяти тысяч лет назад. Само название «Вигьяна Бхайрава Тантра» означает способ выхода за пределы сознания. Вигьяна значит «сознание», Бхайрава – «состояние за пределами сознания», а Тантра – «метод». Мудрость этих техник такова, что в них учтены все возможные типы людей и их психологические особенности, поэтому каждый без исключения человек сможет найти здесь медитации, которые ему подходят. Из этой части вы узнаете о техниках, которые помогут вам слиться с целым, которые помогут вам понять, что все и ничто – это одно и то же… И, конечно, самое главное достояние этой книги – ответы на вопросы учеников и комментарии Ошо, который подробно и исчерпывающе объясняет каждый метод, благодаря чему скрытый смысл поэтичных и загадочных высказываний Шивы становится понятным современным людям и может стать для них началом новой жизни. В этот том вошли последние двадцать из восьмидесяти глав.

Оглавление

Из серии: Путь мистика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга Тайн. Наука медитации. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 62. Цель — настоящий момент

Первый вопрос:

Ошо, вчера ты сказал, что человек должен торопиться, чтобы достичь цели, потому что, сколько бы времени нам ни было отпущено, этого все равно мало. Однако некоторое время назад ты также сказал, что процесс достижения цели должен стать игрой, в которой мы не прилагаем никаких усилий. Каким образом можно объединить два слова — «спешка» и «игра»? Ведь тот, кто торопится, никогда не получит удовольствия от игры.

Во-первых, не нужно смешивать две разные техники. Когда я говорю: «Не торопитесь, забудьте об этом, не принимайте это всерьез, не прилагайте усилий, доверьтесь природе, отпустите все», — это совершенно другая техника. Она подходит не всем, все не могут выполнять эту технику. Тому, кто может выполнить эту технику, не подходит противоположная техника.

Эта техника предназначена для женского сознания. Все женщины не обязательно женственны, а все мужчины не обязательно мужественны, поэтому, когда я говорю: «Для женского сознания», я не имею в виду только женщин. Женское сознание — это сознание, которое может довериться, может воспринимать энергии, подобно лону, может открыться, быть пассивным. Половина человечества такова, но другая половина совершенно противоположна.

Женскому сознанию нельзя прилагать усилия. Если оно начнет прилагать усилия, оно ни к чему не придет. Усилия будут ему мешать, они обернутся мукой, напряжением и неудачей. Женскому сознанию необходимо ждать и позволять свершаться тому, что происходит.

Подобно женщине, если она любит, она не станет делать первый шаг. Если женщина берет инициативу на себя, у вас есть все основания бояться ее и избегать, потому что подобное отношение — это проявление мужского начала — в женском теле живет мужской ум, и тогда возникают трудности. Если вы настоящий мужчина, вы тут же перестанете интересоваться такой женщиной. Если вы женственны — в мужском теле живет ум женщины, — только тогда вы позволите женщине проявлять инициативу и будете счастливы. Но тогда физически она женщина, а вы мужчина, однако на уровне сознания вы женщина, а она мужчина, в ней больше развито мужское начало.

Женщина будет ждать. Она никогда не скажет: «Я тебя люблю», пока вы не скажете ей этого, пока вы не возьмете на себя ответственность за ваши отношения. Ее сила именно в ожидании. Мужское сознание агрессивно. Ему необходимо действовать. Оно должно двигаться и проявлять инициативу.

То же происходит и на духовном пути. Если у вас агрессивное сознание, сознание с мужским началом, вам нужны усилия. Тогда торопитесь, не теряйте времени, не упускайте возможность. Тогда пусть ситуация будет для вас чрезвычайной, ощутите кризис и вложите в практику всю свою энергию. Когда ваши усилия станут абсолютными, вы достигнете. Если у вас женское сознание, тогда нет спешки, нет времени.

Может быть, вы замечали, а может, и нет, что женщины не обладают чувством времени, у них его просто нет. Муж ждет на улице, он жмет на гудок автомобиля и кричит: «Ну, выходи же!» А жена кричит в ответ: «Я уже тысячу раз тебе сказала, что выхожу через минуту. Я уже два часа тебе твержу, что через минуту спущусь. Чего ты злишься? И перестань шуметь!»

Женское сознание не обладает чувством времени. Это характерно для мужского, агрессивного ума, который беспокоится, заботится о времени. Они абсолютно противоположны.

Женщина никуда не спешит. Зачем торопиться? На самом деле, ничего не нужно достигать. Вот почему женщины не могут быть великими лидерами, великими учеными, великими воинами — они не могут ими стать. И если иногда находятся подобные чудачки, значит, они обладают мужским мышлением. Например, Жанна д’Арк или Лакшми Баи — они женщины только физически. Но их сознание вовсе не женское. Оно мужское.

Для женского сознания нет никакой цели, а наш мир ориентирован на мужественность. Поэтому женщины не могут достичь чего-то значительного в мужском мире, ведь величие в этом мире связано с достижением цели. Нужно чего-нибудь достичь, и только после этого ты станешь великим. А женское сознание не стремится ни к какой цели. Женщине хорошо здесь и сейчас. Или ей плохо здесь и сейчас. Но она никуда не движется.

Женское сознание существует в моменте. Вот почему женщина никогда не заходит слишком далеко в своем любопытстве, ее интересует только то, что ее окружает. Ее не волнует, что творится во Вьетнаме. Ей интересно, что происходит в соседнем доме — поблизости, прямо здесь. Она не понимает мужчину: «Зачем ты беспокоишься о Никсоне или о Мао?» Женщине интересны любовные интриги, которые происходят по соседству. Ей любопытно, что творится в ее ближайшем окружении, а все, что далеко, не имеет для нее никакого значения. Времени не существует.

Время существует для тех, перед кем стоит определенная цель. Запомните: время может существовать только тогда, когда вам нужно чего-то достичь. Если вам никуда не нужно идти и нечего достигать, то какой смысл во времени? Тогда не нужно никуда торопиться.

Взгляните на ситуацию с другой точки зрения. Восток представляет собой женское начало, Запад — мужское. На Востоке люди никогда не беспокоились о времени, на Западе люди помешаны на времени. Восток всегда ленится, он двигается медленно, словно не двигается вообще; никаких перемен, никаких революций. Такая безмолвная эволюция, нигде не слышно никакого шума. Запад же буквально сошел с ума: каждый день новая революция, все становится революционным. Если ничего не меняется, нам кажется, что мы никуда не идем, что мы остановились. Если все время что-то меняется, постоянно происходят какие-либо перевороты, тогда Запад чувствует, что что-то происходит. А Восток считает, что любой переворот — это признак болезни. Что-то не так, и поэтому происходят перемены. Если все хорошо, то не нужны никакие революции, все должно оставаться таким, какое оно есть.

Восточное сознание женственно. Вот почему на Востоке так почитают женские качества: сострадание, любовь, сочувствие, ненасилие, принятие, удовлетворенность. Все это женские качества. На Западе ценятся мужские качества: воля, настойчивость, эго, самооценка, независимость, сопротивление. Запад ценит именно такие качества. На Востоке в большем почете подчинение, отречение, принятие. Основное отношение к жизни — женское на Востоке, и мужское на Западе.

Эти техники не следует смешивать, их ни в коем случае нельзя соединять. Техника самоотречения — это техника для женского ума. Техника усилий, воли, стараний — техника для мужского ума. Они должны оставаться двумя противоположными полюсами, и если вы попытаетесь их как-то совместить, то получится полнейший беспорядок — бессмысленный, абсурдный и даже опасный. Это никому не пойдет на пользу.

Просто помните об этом. Много раз техники будут противоречить друг другу, потому что они предназначены для разных типов сознания, и не пытайтесь их объединять. Только ограниченное сознание боится противоречий, очень недалекое сознание, просто крошечное. Ему становится не по себе, оно испытывает дискомфорт. Оно думает, что противоречий быть не должно, все должно быть последовательно. Но это чушь, потому что жизнь непоследовательна.

Жизнь сама по себе уже большое противоречие, истина не может быть непротиворечивой, только ложь может быть однобокой, только ложь может быть последовательной. Истине суждено быть непоследовательной, потому что ей приходится охватывать все, что есть в жизни. Она должна быть абсолютной. А жизнь противоречива. Есть мужчина, есть женщина. Именно поэтому их и тянет друг к другу. Иначе не было бы никакого притяжения. На самом деле именно благодаря тому, что они противоположны, именно благодаря этой разнице и возникает притяжение. Между полюсами возникает магнетизм. Вот почему, когда мужчина и женщина встречаются, они испытывают счастье, потому что противоположности сводят друг друга на нет. Они это делают потому, что они противоположны. Они сводят друг друга на нет, и на мгновение, когда мужчина и женщина встречаются по-настоящему, — не только телесно, но целиком и полностью, когда их существа встречаются в любви, — на мгновение оба исчезают. И тогда уже нет ни мужчины, ни женщины, а есть лишь чистое существование и блаженство.

То же случается и внутри вас. Глубокий анализ показывает, что внутри вас тоже существует полярность. Современные методы глубинного психоанализа доказали, что сознательный ум и бессознательное — это два ваших внутренних полюса. Если вы мужчина, ваш сознательный ум мужской, а бессознательный ум женский. Если вы женщина, то ваш сознательный ум женский, а бессознательный — мужской. Бессознательное — это противоположность сознанию. В глубокой медитации происходит настоящий оргазм, проникновение, любовь между сознанием и бессознательным — они становятся единым целым. Когда они сливаются воедино, вы испытываете самое великое блаженство, какое только возможно.

Итак, встреча между мужчиной и женщиной может происходить на двух уровнях. Вы можете встретиться снаружи, тогда ваша встреча будет мгновенной, кратковременной. Высшая точка длится всего одну секунду, а затем все начинает рассыпаться. Но существует и другой уровень, на котором могут встретиться мужчина и женщина, такая встреча происходит внутри вас — ваше сознание встречается с бессознательным. Такая встреча может длиться вечно. Сексуальное удовольствие — это лишь проблеск духовности, длящийся всего мгновение. Но когда происходит настоящая встреча внутри вас, вы испытываете самадхи, и это уже явление духовное.

Однако нужно начать с сознательного ума, поэтому, если ваш сознательный ум женственен, отрекитесь от себя, доверьтесь природе. Это вам поможет. И помните: быть женщиной — не всегда значит обладать женским сознанием. Из-за этого возникают трудности. Иначе все было бы очень просто: женщинам нужно было бы следовать путем отречения, а мужчинам — путем воли. Но все не так однозначно. Есть женщины, обладающие мужским сознанием, они относятся к жизни очень агрессивно. И количество таких женщин растет с каждым днем.

Женское освободительное движение ведет к появлению все большего числа мужественных женщин. И они будут становиться еще агрессивнее. Путь отречения не для них. И поскольку женщины соревнуются с мужчинами, мужчины становятся менее агрессивными, они становятся все более и более женственными. В будущем все чаще и чаще будут встречаться мужчины, которым полезен путь отречения.

Поэтому вам нужно определиться. Не оценивайте себя. Не думайте, что если вы мужчина, то ваше сознание не может быть женским. Такое бывает, и в этом нет ничего плохого, это прекрасно. Не думайте, что если вы женщина, то не можете обладать мужским мышлением. В этом нет ничего плохого, это прекрасно. Будьте честны с собой. Попытайтесь понять, каким сознанием вы обладаете, и затем следуйте подходящим путем и не пытайтесь объединять пути.

Не спрашивайте, каким образом я собираюсь примирить две техники. Я не собираюсь этого делать. Я никогда не был за примирение, и я не поддерживаю непротиворечивых заявлений. Они глупы, инфантильны. Жизнь противоречива, и именно поэтому она жива. Только смерть последовательна и непротиворечива. Жизнь продолжается благодаря противоречиям, благодаря столкновению противоположных полюсов. Благодаря противоположностям, благодаря вызову возникает энергия, высвобождается энергия, и жизнь продолжается. Такова диалектика, как говорят последователи Гегеля: тезис, антитезис и затем синтез, который вновь становится тезисом и у которого вновь появляется антитезис, и все начинается сначала. Жизнь не монотонна, она не логична, в ней есть место диалектике.

Вы должны понимать разницу между логикой и диалектикой. Вопрос возник потому, что ты думаешь, что жизнь логична, поэтому ты хочешь согласовать одно с другим. Логика согласовывает, логика не терпит противоречий. Логика должна каким-то образом объяснить противоречие, и, если одно утверждение противоречит другому, значит, оба не могут быть истинными одновременно, одно из них обязательно будет ложным. Оба утверждения могут быть ложными, но не могут быть истинными. Логика пытается сделать так, чтобы противоречий не было ни в чем.

Наука логична. Вот почему наука не обладает абсолютной истиной, она не может ею обладать. Жизнь противоречива, нелогична. Она продолжается благодаря противоположным явлениям. Она не боится противостояния, она его использует. Противоположности противостоят друг другу лишь на поверхности, глубоко внутри они работают вместе. И именно в этом и есть диалектика, а не логика. Между противоположностями происходит диалог, постоянный, непрерывный диалог.

Задумайтесь на мгновение: если бы не было противоположностей, жизнь была бы мертвой. Откуда бы взялся вызов? Откуда бы взялось притяжение? Откуда бы взялась энергия? Все было бы монотонным, мертвым. Жизнь возможна только благодаря диалектике, только благодаря наличию противоположностей. Мужчина и женщина — вот основное противостояние, а благодаря вызову возникает такое явление, как любовь. Вся жизнь движется вокруг любви. Если бы ваша любимая и вы были бы абсолютно едины, если бы между вами не было абсолютно никакой разницы, вы оба были бы мертвы. Вы не смогли бы существовать. Вы бы выпали из диалектики.

В этой жизни можно существовать, только если единство не абсолютно, только если вам вновь и вновь нужно совершать усилия, чтобы становиться все ближе и ближе. Именно поэтому влюбленные борются. Борьба создает диалектику. Весь день влюбленные сражаются друг с другом. Они отдаляются и становятся врагами. Это значит, что они становятся настоящими полюсами, они отдаляются друг от друга на максимальное расстояние. Любовник думает, как убить эту женщину, а женщина ищет способ, как избавиться от этого мужчины. Они разошлись по разные стороны, настолько далеко друг от друга, насколько это только возможно. А потом вечером они занимаются любовью.

Когда они далеки, очень далеки друг от друга, возникает притяжение. И они взирают друг на друга из своих отдаленных углов и чувствуют притяжение. И тогда они вновь становятся просто мужчиной и женщиной, не влюбленными. Каждый из них — просто мужчина и просто женщина, они чужие. И вновь они влюбляются. Они подходят ближе. И затем наступает момент, когда на одно мгновение они становятся единым целым, и в этом их счастье, в этом их радость.

Но как только они сливаются воедино, процесс отдаления начинается вновь. В тот самый момент, когда муж и жена едины, если они способны наблюдать за тем, что происходит, они видят, что вновь начинают отдаляться. В тот самый момент, когда они достигают наивысшей точки, начинается совершенно противоположный процесс. Им пора разделиться, ощутить различие, вновь стать противоположностями. И это происходит вновь и вновь: вы становитесь ближе и затем отдаляетесь.

Вот что я имею в виду: жизнь воспроизводит энергию посредством полярностей. Без них жизни не существует. Если двое влюбленных по-настоящему сливаются воедино, они исчезают из жизни. Они обретают свободу. Им больше не нужно рождаться вновь, у них больше не будет жизни. Если двоим влюбленным удается стать едиными, стать абсолютным целым, их любовь превращается в глубочайшую медитацию на свете. Они достигают того, что Будда испытал, сидя под деревом бодхи. Они достигают того, что Иисус испытал на кресте. Они выходят за пределы двойственности. Отныне они не могут существовать.

Существование, такое, каким мы его знаем, двойственно, диалектично, и эти техники нужны для тех, кто живет в двойственности. Поэтому вы столкнетесь со множеством противоречий, поскольку это не философские техники, эти техники необходимо выполнять и проживать. Они не для математических формул, они являются настоящей жизнью. Они диалектичны, они противоречивы. Поэтому не просите меня их совмещать. Они не похожи одна на другую, они противоположны.

Попытайтесь понять, к какому типу вы принадлежите. Можете ли вы расслабиться? Способны ли отпустить ситуацию? Можете ли вы быть пассивными, можете ли вы быть в моменте, ничего не делая? Тогда все техники, в которых необходима воля, не для вас. Если вы не можете расслабиться… Если я скажу вам расслабиться и если вы тут же спросите меня, как это сделать, то это «как» многое говорит о вашем сознании. Это «как» показывает, что вы не можете расслабиться без усилий. Даже для расслабления нужны усилия, поэтому вы и спрашиваете меня, как расслабиться. Если бы вы могли расслабиться, вы бы не спрашивали меня, как это сделать. Расслабление есть расслабление, не нужно никакого «как». Если вы можете расслабиться, значит, вы знаете, как этого достичь. Вы просто расслабляетесь, без усилий, без определенного метода.

Так же как ночью вы засыпаете. Вы же не спрашиваете меня, как уснуть. Но есть люди, страдающие бессонницей. Если я скажу им: «Просто положите голову на подушку, этого достаточно, вы сможете уснуть», они мне не поверят. И их недоверие закономерно. Они не смогут поверить, они сочтут меня обманщиком, потому что они тоже кладут голову на подушку. Они лежат в кровати целую ночь, но ничего не происходит.

И они постоянно спрашивают меня, «как» — как положить голову на подушку? Должен быть какой-то секрет, о котором я им не рассказываю. Он обманывает, весь мир их обманывает. Все говорят: «Просто усните. Нет никакого «как». Нет никакой специальной технологии». Но они не верят, и их нельзя за это винить. Вы говорите: «Мы просто ложимся, закрываем глаза, выключаем свет и спим».

Они делают то же самое, совершают ровно такой же ритуал, и совершают его точнее, чем вы, но ничего не происходит. Свет выключен, глаза закрыты, они лежат в кровати, но ничего не происходит. Как только вы утрачиваете способность расслабляться, вам тут же нужна техника. И им тоже нужна техника, потому что без нее они не смогут уснуть.

Поэтому, если вы обладаете сознанием, способным расслабиться, тогда путь отречения, путь самоотдачи для вас. Вы не создаете никаких проблем — вы просто доверяетесь тому, что происходит. По меньшей мере, половина из вас на это способна. Возможно, вы этого не осознаете, но для пятидесяти процентов людей это возможно, поскольку мужское и женское сознания пропорциональны друг другу. Их всегда пятьдесят процентов, практически пятьдесят на пятьдесят, в любой реальности, потому что мужчина не может существовать без стоящей напротив него женщины. В природе все сбалансировано.

Знаете, рождается сто пятнадцать мальчиков на сто девочек. Но из-за того, что мальчики слабее девочек, к моменту полового созревания пятнадцать мальчиков умирают. Рождается сто пятнадцать мальчиков на сто девочек. Девочки сильнее, они обладают большей жизненной силой, большей сопротивляемостью. Мальчики слабее, у них нет такого сильного иммунитета, поэтому сто пятнадцать мальчиков на сто девочек. Затем пятнадцать умирают. К моменту, когда они достигают половой зрелости, к четырнадцати годам, цифры выравниваются. Для каждого мужчины есть женщина, для каждой женщины есть мужчина, потому что существует внутреннее напряжение. Иначе никак, нужна полярность.

То же самое происходит в человеческом уме. Существование, природа нуждаются в равновесии, поэтому половина из вас, обладающая женским сознанием, легко может довериться природе. Но вы сами создаете себе проблемы. Возможно, вы чувствуете, что можете расслабиться, но все же думаете: «А как это сделать?» Вы чувствуете, что это может задеть ваше эго. Вы начинаете бояться отречения, потому что вас учили: «Будь независимым. Стремись к независимости. Не теряй себя. Не позволяй никому тобой управлять. Всегда сам контролируй ситуацию».

Так вас учат, и из-за этого возникают проблемы. Поэтому, даже если вы и способны расслабиться, возникает куча проблем, связанных с тем, чему учат вас общество, культура, система образования. Они создают проблемы. Если вы, на самом деле, чувствуете, что путь отречения не для вас, забудьте о нем. Не нужно волноваться. Тогда прикладывайте все усилия, на какие вы только способны.

Итак, вот две крайности. Первая: если вы обладаете женским умом, вам некуда идти. Нет никакой цели, нет Бога, которого нужно было бы достигать, нет никакого будущего рая — нет ничего. Никуда не спешите, оставайтесь в моменте, будьте подлинными, а все, что может быть достигнуто мужским сознанием через спешку, через усилия, вы все это получаете здесь и сейчас без усилий вообще. Прямо сейчас вы уже у цели, при условии, что вы способны расслабиться.

Людям с мужским сознанием необходимо бегать, наматывать круги, прежде чем они выбьются из сил и упадут. И только тогда они смогут расслабиться. Агрессия, усилия, стремление — все это нужно мужскому сознанию, чтобы истощить себя. И когда наступит истощение, тогда они смогут расслабиться и довериться происходящему. Их самоотдача случится в конце. Для женского ума самоотречение всегда в начале. Вы достигаете одного и того же, только разными способами.

Поэтому вчера, когда я сказал: «Не теряйте времени», — я обращался к мужскому сознанию. Если я говорил о том, что нужно торопиться, что нужно создать настолько критическое положение, чтобы было необходимо сконцентрировать всю свою энергию и в результате концентрации усилий превратить жизнь в пламя, то это предназначено для мужского ума. Женскому уму достаточно расслабиться, и он тут же станет пламенем.

Именно поэтому у вас есть Махавира, Будда, Христос, Кришна, Рама, Заратустра, Моисей, но у вас нет похожего списка, состоящего из женщин. Не потому, что женщины не достигали подобного состояния ума. Они достигали, просто другими способами. Вся история была написана мужчинами, а мужчина способен понять только мужское сознание. Мужчина не может понять женщину. В этом проблема. Это на самом деле очень трудно.

Мужчина не может понять, что женщина, просто будучи домохозяйкой, может достичь того же, чего Будда достиг с таким трудом, посредством стольких усилий. Мужчина не может себе этого представить, для него это невозможно, чтобы женщина могла просветлеть, будучи всего лишь домохозяйкой, живя от момента к моменту, наслаждаясь каждым мгновением, просто тем, что вокруг, прямо здесь и сейчас, ни капли не заботясь о чем-то еще, ни о цели, ни о духовности, просто любя детей, любя мужа, будучи совершенно обычной женщиной и при этом благословенной. Нет необходимости так упираться, как Махавира, — двенадцать лет неимоверных усилий. Но мужчина признает Махавиру, потому что он признает усилия.

Если кто-то достигает цели без усилий, для мужчины это ничего не стоит. Он не способен этого оценить. Он восхищается лишь такими, как Тэнцинг и Хиллари, покорившими Эверест, и не потому, что Эверест для него что-то значит, а потому, что это требует неимоверных усилий, к тому же это очень опасно. А если вы скажете, что уже на вершине Эвереста, он рассмеется вам в лицо, потому что Эверест не имеет никакого значения. Значение имеют только вложенные усилия. Как только станет легко забираться на Эверест, мужчина потеряет к нему интерес. Ему нечего будет достигать. Когда Хиллари и Тэнцинг добрались до вершины, им было больше нечего покорять, но мужское сознание испытывало такую гордость!

Когда Хиллари взошел на вершину, я работал в университете. Все преподаватели были в таком восхищении. Я спросил одну женщину-преподавателя: «Что вы скажете о Хиллари и о Тэнцинге, покоривших Эверест?»

И вот каким был ее ответ: «Не понимаю, из-за чего столько шума. В чем смысл? Что это им дало? Лучше бы они сходили на рынок или в магазин, было бы больше пользы».

Для женского ума это бесполезно. Отправиться на Луну? Зачем же так рисковать? Нет необходимости. Но для мужского ума цель не в этом. На самом деле, ему нужно прилагать усилия, потому что это доказывает его мужественность. Сами усилия, агрессия, непосредственная близость смерти приводят его в невероятный восторг.

Опасность очень притягательна для мужского сознания. Женскому сознанию все это совершенно не интересно. Из-за этого история человечества записана лишь наполовину. Вторая половина остается в тени, о ней нет никаких сведений. Мы не знаем, сколько раз женщина становилась буддой, это невозможно узнать, потому что нашу систему оценки, наши критерии нельзя применить к женскому сознанию.

Поэтому, прежде всего, поймите, каким типом сознания вы обладаете. Для начала начните медитировать, чтобы определить, какое у вас сознание. А потом забудьте обо всех методах, которые вам не подходят. И не пытайтесь их объединить.

Второй вопрос:

Ошо, ты сказал: «Учитесь вбирать в свое существо все больше и больше существования. Наполняйтесь энергией, поднимающейся от корней, от основного источника существования. Научитесь принимать в себя все, даже своих врагов». Как мне принять в себя врага, если я в то же время полон ненависти? Разве это не ведет к подавлению?

Я сказал: учитесь принимать в себя даже врага, но я не сказал, что вам нужно начинать именно с него. Начните с друга. Такие, какие вы есть сейчас, вы даже друзей не принимаете. Начните с друга. Включить в свое существо друга, позволить ему войти, проникнуть в вас, быть с ним открытым, уязвимым — для вас даже это трудно. Начните с друга. Начните с любимого, с возлюбленной. Не замахивайтесь сразу на врага.

Почему вы хотите начать с врага? Потому что тогда вы сможете сказать: «Это невозможно, ничего не получится» и таким образом отказаться от этого. Начните с первого шага. Вы же хотите начать с последнего. Разве такое путешествие возможно? Вы все время начинаете с последнего шага. Вы еще не сделали и первого шага, поэтому последний шаг — это всего лишь ваше воображение. И вам кажется, что это невозможно. Конечно, невозможно. Разве можно начинать с конца? Враг — это последнее, что нужно в себя включать.

Если вы сможете включить в свое существо друга, то сможете и врага, потому что только друзья становятся врагами. Нельзя сделать из кого-то врага, прежде не подружившись с ним. Или можно? Если хотите нажить себе врага, сделайте его сначала другом. Дружба — это первый шаг.

Говорят, что Будда сказал: «Ни с кем не дружите, потому что это первый шаг к вражде». Будда говорит: «Будьте дружелюбны, но ни с кем не дружите. Подружившись с кем-то, вы делаете первый шаг, а вражда не заставит себя ждать».

Учитесь принимать друга. Начните с того, что близко, начните с начала. Только тогда это будет возможно. Вам это будет не так трудно. Когда вам нужно принять друга и быть открытым для друга, это сложно, потому что дело не в друге или во враге. Дело в вашей закрытости. Вы закрыты даже для друга, даже с другом вы продолжаете защищаться, даже с другом вы не раскрываетесь полностью. Разве вы можете его включить в себя?

Вы можете принять его, только когда нет страха, когда вы не боитесь, когда позволяете ему двигаться внутрь вас и не пытаетесь как-то защищаться. Вы закрыты даже от любимой, вы не доверяете ей свои мысли. У вас еще остаются некоторые секреты, еще есть что-то, что вы оставляете лично для себя. Если у вас есть что-то личное, вы не можете открыться, не можете стать принимающим, потому что иначе ваше личное тоже может открыться, ваши секреты могут стать достоянием гласности. Нелегко включить в себя даже друга, поэтому не думайте, что трудно включать только врага, — сейчас это вообще невозможно.

Именно поэтому учение Иисуса стало неприемлемым и христиане стали псевдохристианами. Им пришлось, потому что Иисус сказал: «Возлюби врага», а вы не можете возлюбить даже друга. Иисус ставит перед вами недостижимые цели. Вы просто вынуждены стать лицемерами, псевдохристианами, вы не можете быть истинными. Вы говорите о любви, о любви к врагу и при этом ненавидите друзей. Я вам такого не говорю.

Поэтому первое: не думайте сейчас о враге. Это уловка ума. Подумайте о друге. Второе: вопрос не в том, чтобы включить в себя кого-то, вопрос в том, как быть всегда принимающим. Это качество вашего сознания. Отыщите внутри себя принятие, развейте это качество.

Каким образом можно развить подобное качество? Для этого и предназначена данная техника. Вы сидите под деревом. Посмотрите на дерево. Оно снаружи, но, если бы оно было действительно снаружи, вы не могли бы его познать. Какая-то его часть уже когда-то проникала в вас, поэтому сейчас вы понимаете, что перед вами дерево. Оно зеленое. Но знаете ли вы, что зеленый цвет существует не у дерева, а внутри вас? Когда вы закрываете глаза, дерево теряет цвет.

Теперь ученые утверждают: вы сами наделяете все окружающее цветом. В природе все бесцветно, цвета как такового не существует. Цвет проникает в ваше существо, когда лучи, исходящие от определенного предмета, встречаются с вашими глазами. Тогда формируется цвет. Поэтому именно глаза окрашивают предметы в тот или иной цвет. Зелень образуется там, где происходит встреча дерева с вами. Вы видите цветы, их аромат доходит до вас, и вы чувствуете запах. Но аромат тоже рождается внутри вас, а не в природе. До вас доходят лишь волны, которые вы превращаете в запах. Благодаря носу вы чувствуете запах. Если бы вас не было, не было бы и запаха.

Некоторые философы, типа Беркли, Нагарджуны или Шанкары, утверждали, что мир не реален, что он существует только в человеческом сознании, потому что все, что мы знаем о мире, все это исходит от нас самих. Из-за этого Кант, немецкий мыслитель и философ, говорит, что нельзя понять вещь в себе. Все, что мы знаем, это не вещь, это лишь наша проекция.

Твое лицо кажется мне красивым. Но лицо не может быть красивым или уродливым, это всего лишь мое отношение. Именно я могу сделать лицо прекрасным или некрасивым. Все зависит от меня, от моего чувства. Если бы вы жили на Земле в одиночестве, были бы вы красивыми или уродливыми? Были бы вы умными или глупыми? Вы были бы никем и ничем. В действительности нельзя существовать на Земле в одиночестве, просто невозможно.

Сидя под деревом, медитируйте. Откройте глаза и посмотрите на дерево, затем закройте глаза и увидьте дерево внутри. Когда вы начнете практиковать: откроете глаза, помедитируете, созерцая дерево, затем закроете глаза и увидите дерево внутри, — вначале дерево внутри будет слабой тенью дерева, растущего снаружи, но если вы продолжите, то постепенно оно будет становиться столь же реальным, как и дерево снаружи.

И если вы продолжите, если проявите настойчивость, что на самом деле непросто, то рано или поздно наступит момент, когда внешнее дерево станет лишь тенью дерева внутреннего. Внутреннее дерево станет прекраснее, живее, потому что отныне почвой для него будет ваше сознание. Оно будет укоренено в вашем внутреннем сознании. Ваше сознание будет его питать. Такое бывает редко.

Поэтому, когда Христос или люди, подобные ему, говорят о Царствии Божьем, они настолько ярко, настолько красочно и сочно его описывают, что мы считаем их либо безумцами, либо людьми, страдающими галлюцинациями. Но это не так. Они научились включать в себя все существование. Их сознание стало жизнетворным органом. Все, что попадает в почву их сознания, оживает. И оно ярче, душистее, живее, словно оно принадлежит не этому миру, живущему в суете, а какому-то иному миру. Поэтам знакомо это ощущение. Мистики знают подобное явление гораздо глубже, но поэтам тоже удается прикоснуться к внутренней реальности. У них случаются озарения. Они могут ощущать, что внутри них целый мир.

Попробуйте, учитесь быть принимающими, учитесь вбирать в себя существование. И вот что я имею в виду, когда говорю «учитесь вбирать в себя существование»: позвольте дереву войти в вас и укорениться. Позвольте цветку войти внутрь и остаться. В это невозможно поверить до тех пор, пока оно не будет исследовано на практике. Сконцентрируйтесь на бутоне, на бутоне розы. Сконцентрируйтесь на нем, продолжайте концентрироваться и позвольте ему перенестись в ваш внутренний мир.

И когда ваше внутреннее переживание бутона станет таким же отчетливым, как и переживание реального бутона, тогда так называемый реальный бутон покажется вам всего лишь тенью того, что вы видите внутри. Реальная идея теперь внутри, реальное существо внутри, а внешнее — лишь бледная копия. Когда дойдете до этого момента, закройте глаза и сконцентрируйтесь на внутреннем бутоне. Вы удивитесь — вы увидите, как внутренний бутон начнет раскрываться, превратится в цветок, да в такой прекрасный цветок, какого вы никогда не видели. Во внешнем мире подобного цветка и не встретишь. Редко бывает, когда что-то начинает внутри вас расти, раскрываться, источать аромат.

Учитесь быть принимающими. Включайте в себя все больше и больше, расширяйте свои границы. Включайте в себя любовников, друзей, семью, незнакомцев, и постепенно вы сможете вобрать в себя и врага. Это будет последним шагом. Когда вы сможете включить в себя врага, вы позволите ему проникнуть внутрь вас и там укорениться, стать частью вашего сознания. Тогда для вас не останется ничего враждебного. Тогда весь мир окажется вашим домом. В нем не будет ничего чужого, никого незнакомого, и вы сможете ощутить покой.

Но остерегайтесь коварного ума. Ум всегда будет заставлять вас делать то, на что вы не способны, и, когда вы не сможете это сделать, он вам скажет: «Все это чушь. Оставь это». Ум будет ставить недостижимые цели. Помните об этом и не попадайтесь на его удочку. Всегда начинайте с того, что возможно, не беритесь с размаху за невозможное. Если вам удастся вырасти в том, что возможно, невозможное станет доступным, потому что оно попросту находится впереди. Оно не противостоит, оно просто дальше на том же самом пути. Это один и тот же спектр, просто другой край этого спектра.

Третий вопрос:

Как мне принять в себя врага, если я в то же время полон ненависти? Разве это не ведет к подавлению?

Это очень тонкий момент, требующий глубокого понимания. Если вы ненавидите, я не советую вам подавлять ненависть, потому что любое подавление опасно. А если вы что-либо подавляете, вы попросту не можете открыться. Вы изобретаете свой собственный мир, в который никого не пускаете. Вы боитесь своих подавленных чувств, потому что в любой момент они могут выйти наружу. Поэтому, прежде всего, никогда не подавляйте гнев, ненависть или что-либо еще. Однако нет необходимости выливать их на кого бы то ни было.

Вы срываетесь на других, потому что чувствуете, что именно они несут ответственность за ваше состояние, но это не так. Вы испытываете ненависть, потому что полны ненависти, а другие лишь предоставляют вам возможность выразить это чувство, больше ничего. Если вы захотите меня оскорбить, вы просто дадите мне возможность выразить то, что накопилось у меня внутри. Если там ненависть, то именно она и выйдет наружу. Если там любовь, то я отнесусь к вам с любовью. Если там сострадание, то на поверхности окажется сострадание. Вы лишь дадите мне возможность раскрыться.

Если наружу выходит ненависть, не нужно думать, что другой человек несет за нее ответственность. Он лишь средство. У нас в санскрите есть прекрасное слово нимит — человек, который является средством. Он не является причиной, причина всегда внутри. Он лишь является средством, с помощью которого ваши эмоции и переживания выходят наружу. Поэтому будьте благодарны ему, поблагодарите его за то, что он помог вам осознать скрытую внутри ненависть. Он ваш друг. Вы сами превращаете его во врага, потому что возлагаете на него ответственность за свои реакции. Вы думаете, что это он заставляет вас ненавидеть, что он взращивает внутри вас ненависть. Но никто не может создать что-либо внутри вас, запомните это раз и навсегда.

Если вы придете к Будде и оскорбите его, он не станет вас ненавидеть, он не станет злиться. Что бы вы ни делали, вы не сможете его разозлить. Не потому, что у вас сил не хватит, а потому, что внутри него нет злости — вы не сможете ее из него вытащить. Другой человек не является источником вашей ненависти, так что не перекладывайте на него ответственность. Просто поблагодарите его, скажите ему спасибо, а накопившуюся ненависть высвободите в небо. Это первое.

Второе: включайте в свое существо и ненависть тоже. Это более глубокая реальность, более глубокое измерение — включать в себя еще и ненависть.

Что я имею в виду? Когда что-то идет не так, когда возникает что-то, как вам кажется, плохое, некое проявление зла, вы этого не принимаете. Когда же происходит что-то хорошее, доброе, вы включаете это в себя, вы это принимаете. Если вы чувствуете любовь, вы говорите: «Я люблю». Если вы ненавидите, вы никогда не скажете: «Я ненавижу». Если вы полны сострадания, вы говорите: «Я сострадаю, сопереживаю». Когда же вы злитесь, вы не говорите: «Я злюсь». Вы всегда говорите: «Меня злит», как будто гнев — это что-то внешнее, как будто вы не являетесь этим гневом, как будто это чувство пришло к вам вместе с обстоятельствами. А когда вы говорите: «Я — сама любовь», вы выражаете свою сущность, и это не то, что пришло к вам под давлением обстоятельств, не что-то внешнее. Это то, что исходит от вас самих.

Вы включаете в свое существо все хорошее, а плохое — исключаете. Признавайте и плохое тоже. Потому что вы являетесь и ненавистью, и злостью. До тех пор, пока вы на очень глубоком уровне не прочувствуете, что являетесь ненавистью, вы не сможете выйти за ее пределы.

Если я чувствую: «Я злюсь», внутри меня тут же начинается едва уловимый процесс трансформации. Что происходит, когда я говорю: «Я злюсь»? Очень многое. Во-первых, когда вы говорите: «Меня злит», вы считаете, что энергия, которую вы называете злостью, и вы сами — это разные вещи. Это не так, а из ложных посылок может возникнуть лишь нечто ложное. Это не так. Эта злость, этот гнев — это вы, ваша энергия. Это не что-то отдельное от вас.

Вы отделяетесь от этой энергии, чтобы сохранить ложный образ себя — мол, вы никогда не злитесь, ни к кому не испытываете ненависти, всех любите, всегда такой добрый и симпатичный. Вы создаете ложный образ. И этот ложный образ — это ваше эго. Оно постоянно твердит: «Подави гнев, избавься от ненависти — это плохие чувства». Не потому, что вы знаете, что они плохие, а потому, что они не соответствуют вашему представлению о себе, не питают эго и разрушают ваш прекрасный образ.

Вы хороший человек, уважаемый, приятный, культурный — у вас есть образ. Иногда вы падаете с небес, но это случайно. Затем вы вновь выстраиваете свою репутацию. Но эти чувства вовсе не случайны. На самом деле, они говорят о вас больше, чем все остальные. Когда вы злитесь, ваше истинное «Я» раскрывается полнее, чем если вы фальшиво улыбаетесь. Когда вы показываете свою ненависть, вы становитесь более подлинным, чем если играете в любовь.

Прежде всего, необходимо быть подлинным, истинным. Включите в свое существо ненависть, включите гнев, включите все, что в вас есть. Что тогда произойдет? Если вы включите все, ваш ложный образ себя исчезнет навсегда, и это очень хорошо. Будет просто замечательно, если вы расстанетесь с фальшивым «Я», потому что оно постоянно все усложняет. Когда рассыплется ложный образ, вместе с ним исчезнет и эго, и перед вами откроются врата духовности.

Если вы говорите: «Я есть гнев», то где место вашему эго? Когда вы говорите: «Я есть ненависть, я есть ревность, я есть жестокость, я есть насилие», разве вы можете обладать эго? Эго легко расцветает, если вы говорите: «Я — Брахма, я — высшее божество». Тогда легко. «Я — атма, высшее существо» — это не трудно. Но когда вы говорите: «Я есть ревность, ненависть, гнев, страсть, секс», — тогда у вас нет эго. Вместе с ложным образом себя исчезает и эго, вы становитесь подлинными, естественными. Тогда вы сможете понять свою реальность, сможете найти гневу противоядие. Это вы. Вы поняли, что это ваша энергия.

И если вы сможете понять свой гнев, само понимание изменит ситуацию и трансформирует чувство. Если вы действительно сможете понять, что происходит, когда вы злитесь или ненавидите, то именно благодаря пониманию эти чувства исчезнут, потому что главной составляющей злости и ненависти являются непонимание, неосознанность, невнимательность. Поэтому каждый раз при потере бдительности может возникнуть злость. Внимательный человек, пробужденный, никогда не злится. Внимательность, бдительность вбирает в себя всю энергию, которая могла бы вылиться в гнев.

Будда, обращаясь к своим монахам, повторял снова и снова: «Я не прошу вас не злиться. Я говорю: „Когда вы злитесь, будьте внимательны“». Я не прошу вас не злиться. Я лишь говорю: «Злясь, будьте внимательными». Попробуйте. Когда внутри возникает гнев, будьте внимательны к тому, что происходит. Смотрите. Наблюдайте. Осознавайте. Не засыпайте. И чем более внимательными вы будете, тем меньше вам захочется злиться. В тот момент, когда вы будете по-настоящему внимательны, пробуждены, гнева не будет — та же самая энергия станет энергией бдительности.

Энергия нейтральна. Одна и та же энергия становится гневом. Все та же энергия превращается в ненависть. Та же энергия оказывается любовью. И та же энергия оборачивается состраданием. Энергия одна: она лишь по-разному выражается. Есть основные условия, при которых энергия оказывается тем или иным настроением. Если вы невнимательны, неосознанны, энергия становится гневом, сексом, жестокостью. Если вы бдительны, она не сможет стать всем этим — внимательность, бдительность, осознанность не позволят энергии течь в этом направлении. Она будет двигаться в другой плоскости — та же самая энергия.

Будда говорит: «Ходите, ешьте, сидите — что бы вы ни делали, делайте и при этом будьте полностью осознанными, внимательными. Осознавайте, что делаете».

Однажды Будда гулял. Ему на лоб села муха. Будда в это время разговаривал с монахами, поэтому он, не обращая внимания на муху, просто махнул рукой, и та улетела. Затем он понял, что его действие было не полностью осознанным, потому что его внимание было направлено на монахов, с которыми он в тот момент беседовал. Поэтому он обратился к монахам со словами:

— Простите меня, подождите минуту. — Он закрыл глаза и махнул рукой. Монахи удивленно наблюдали за его действиями. Уже не было никакой мухи. Но Будда поднял руку и помахал ею около того места, где только что сидела муха, хотя ее уже не было. Он опустил руку, открыл глаза и сказал:

— Теперь вы можете меня спрашивать.

Но монахи сказали:

— Мы уже забыли, о чем спрашивали. Теперь мы хотим узнать, что ты сейчас сделал. Мухи-то уже нет, она была, но сейчас что ты сделал?

— Я сделал то, — отвечал Будда, — что должен был сделать раньше, — совершенно осознанно поднял руку. До этого я поступил нехорошо. Мое движение было неосознанным, механическим, машинальным.

Подобная бдительность не может перерасти в гнев, подобная осознанность не может стать ненавистью — это невозможно. Поэтому, прежде всего, примите ненависть, гнев и все, что кажется вам плохим, как часть себя. Пусть это станет вашей частью, включите это в свой образ, так чтобы эго исчезло. Спуститесь с небес на землю. Будьте честны с собой.

И не перекладывайте ответственность на другого. Позвольте себе испытывать эти чувства, излейте их в небо. Будьте полностью осознанными. Если вы злитесь, ходите по комнате, уединитесь и злитесь вовсю, выражайте гнев и наблюдайте. Делайте все, что вы делали бы, если бы перед вами был тот человек, который помог вам увидеть это чувство. Можно повесить на стену его портрет или просто положить подушку и сказать: «Ты мой отец» и хорошенько его поколотить. Будьте полностью осознанны. Осознавайте, что вы делаете, и делайте.

Это приведет вас к глубокому пониманию и реализации. Вы выразите гнев и при этом будете полностью осознанны. После этого вы будете смеяться, вы поймете, насколько глупо себя вели. Вы могли бы поступить так с отцом, однако вы сделали это всего лишь с подушкой. И если вы будете действительно искренни в своих проявлениях, в итоге вы ощутите тепло и любовь к отцу. Выйдя из комнаты и взглянув на отца, вы испытаете сочувствие и прилив любви. У вас даже может возникнуть желание попросить у него прощения.

Вот что для меня значит быть принимающим, уметь включать в свое существо все, что есть. Никакого подавления. Подавление всегда опасно, оно отравляет. Подавляя что бы то ни было, вы создаете внутренние сложности, которые не исчезнут и в итоге доведут вас до сумасшествия. Подавление рано или поздно оборачивается безумием. Изливайте чувства, но не на кого-то. В этом нет необходимости. Это глупо и ведет к возникновению порочного круга взаимных обид. Выражайте эмоции в одиночестве, медитируя. И, выражая эмоции, будьте внимательны к тому, что с вами происходит.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга Тайн. Наука медитации. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я