Введение в практику внимательного наблюдения. Буддийское обоснование и практические занятия

Бхиккху Аналайо, 2020

Данная книга посвящена обсуждению различных аспектов практики внимательного наблюдения, продолжая серию уже трех ранее изданных в России монографий Аналайо Бхиккху – «Прямой путь к реализации. Основы внимательности», «Перспективы сатипаттханы» и «Медитация сатипаттхана. Практическое руководство». Особенностью данной книги является ее ориентация на очень широкую аудиторию, имеющую лишь самое общее представление о буддийских учениях и заинтересованную главным образом в практическом применении практики внимательности в целях улучшения качества своей повседневной жизни. В данной книге автор на основе анализа ряда сутт показывает, что сам Будда говорил о необходимости применения методов внимательного наблюдения к нашей обычной деятельности в целях ее гармонизации и интеграции с духовным путем. В частности, им давались наставления по внимательному приему пищи для улучшения здоровья и развитию внимательности к отношениям с людьми в целях культивирования нравственного поведения. В конце каждого раздела Аналайо Бхиккху разместил упражнения, позволяющие применить на практике соответствующие теоретические представления. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в практику внимательного наблюдения. Буддийское обоснование и практические занятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие Джека Корнфилда

Для всех, кто интересуется корнями буддийской практики внимательности, эта книга может стать важным источником и долгожданным подарком. Уже распространившаяся на Западе «внимательность» чаще всего представляется как обращенная вовнутрь медитативная практика с закрытыми глазами, главным образом используемая для обретения покоя или же для избавления от стрессов. Когда учат другим способам использования внимательности, они часто рассматриваются как современное изобретение или нетрадиционные подходы, а не как то, чем это действительно является.

К счастью для нас, Бхиккху Аналайо в этой книге разъясняет саму суть внимательности и связанного с ней образа жизни в соответствии с тем, как это описывается в исчерпывающих учениях Будды, которые намного более обширные, чем то, что представлено здесь. В данном случае рассматривается внимательность, которая осуществляется в процессе принятия пищи, физического движения, в связи с излечением, а также внимательность по отношению к сострадательным отношениям и общению. К этому также относится внимательность по отношению к получаемым средствам к существованию, внимательное размышление, внимательное осознавание активностей ума и природы самого сознания.

В этой книге, как и во всех работах Бхиккху Аналайо, мы можем находить замечательные подарки, поскольку он является глубоким практикующим и всемирно признанным ученым, который может читать и сравнивать ранние буддийские учения на разных древних языках, обогащая нас пониманием этих фундаментальных текстов. Но еще более замечательно в нем, как в ученом, то, что он не привязан к жестким позициям, но показывает нам множество полезных точек зрения, которые можно найти в этих ранних текстах.

Такой подход находится в полном соответствии с многочисленными способами преподнесения Учения самим Буддой. В различных обстоятельствах на протяжение сорока пяти лет Будда широко применял разнообразные искусные методы, всегда стремясь отвечать на нужды тех, кого он обучал. В определенных, трудных для человека ситуациях он поощрял вовлечение в любящую доброту и взаимную заботу, тогда как в других сложных ситуациях советовал избавляться от любых привязанностей. Иногда он подвигал своих учеников к приложению весьма энергичных усилий, как если бы их волосы были объяты огнем, тогда как в иные моменты наставлял своих учеников применять расслабленную и мягкую практику оставления в покое. Иногда он сосредоточивал внимание на разложении и смерти, а иногда на внимательном развитии радости.

Внимательность всегда была в центре того, чему он учил. Как непревзойденный учитель, психолог, целитель и наставник, ведущий к освобождению, Будда предлагал множество различных форм тренировки внимательности. Бхиккху Аналайо показывает нам, насколько широко они применялись как универсальное средство для обретения понимания, используемое в его многочисленных аспектах, и, прежде всего, как путь к освобождению.

Имеются некоторые параллели с ранним распространением внимательности, которые теперь очевидны, когда тренировка внимательности распространяется в современном мире. Как буддийский учитель и западный психолог, я радуюсь, когда вижу, как буддийская внимательность и принципы Дхаммы включаются в психологическую клиническую практику, в когнитивную терапию, в традиции физического и эмоционального излечения, сострадание к себе и глубокое исцеляющее участие, в возделывание всего поля позитивной психологии. Такие программы, как Тренинг по осознанному принятия пищи с опорой на внимательное наблюдение (MB-EAT / ТОПП-ОВН), используемый для избавления от проблем с нарушением питания, а также Когнитивная терапия с опорой на внимательное наблюдение (MBCT / КТ-ОВН), которая применяется для избавления от депрессии, являются очевидным примером этого. Подобным же образом, преображающая сила тренировки внимательности также оказывает влияние на сферу медицины, на бизнес и образование, на разнообразные сферы искусства и на формирование здорового общества. Все семена для столь широкого использования внимательности обнаруживаются в ранних учениях, и польза от них признается универсальной.

Бхиккху Аналайо также показывает, как распространение фактора внимательности происходило во времена расцвета традиции Махаяны. То, что в Махаяне делался особый упор на идеал бодхисаттвы, когда огромное внимание было сосредоточено на сострадании, а также на практике недвойственности в более поздних традициях, имеет свои истоки и восходит к ранним текстам, к многочисленным детально разработанным учениям о внимательности.

Особенностью этого текста являются практики и упражнения, предлагаемые в конце каждой главы. Это наиболее важный момент. Недостаточно просто читать о всех этих старых и современных освобождающих учениях. Их следует практиковать.

Для этого Бхиккху Аналайо предлагает легко осваиваемые практики внимательности в каждом разделе этой книги. Здесь описываются простые практики для развития внимательности, начиная с внимательного принятия пищи и общего оздоровления. Далее мы развиваем внимательность к уму и телу, к нашему отношению к смерти, и, наконец, к самой природе ума. Замечательно то, что благодаря обращению внимания на ранние учения, на внутреннюю и внешнюю внимательность, Бхиккху Аналайо показывает, как мы можем индивидуально и коллективно использовать внимательность для достижения освобождающего понимания, а также для решения насущных проблем нашего глобального, социально взаимосвязанного, современного мира. И это то, в чем мы нуждаемся больше, чем когда бы то ни было.

Пожалуйста, читайте это без напряжения и медленно.

Наслаждайтесь мудростью, разумом и вдохновением.

Размышляйте над этим и применяйте на практике.

Таким образом, вы обретете большое благословение, К которому я также добавляю свое.

С mettā от Джека Корнфилда. Центр Спирит Рок, 2019

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в практику внимательного наблюдения. Буддийское обоснование и практические занятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я