Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» учитывает все изменения, внесенные в указанный Федеральный закон. В книге исследованы основные принципы законодательства об обязательном экземпляре, предмет и сфера его регулирования, связь комментируемого Закона с нормативными правовыми актами смежных отраслей права, в том числе законодательства об интеллектуальной собственности и информационного права России. Автор разъясняет правовое положение производителей и получателей обязательного экземпляра документов, порядок их взаимоотношений. Издание будет полезно юристам, руководителям и сотрудникам издательств, средств массовой информации, организаций – изготовителям фонограмм, аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ и баз данных, а также широкому кругу хозяйствующих субъектов, тиражирующих различные виды документов, предпринимателей, государственных служащих, студентов и преподавателей учебных заведений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Комментарий к Федеральному закону
от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ
«Об обязательном экземпляре документов»
Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 г.
(в ред. федеральных законов от 11 февраля 2002 г. № 19-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ,
от 3 июня 2005 г. № 57-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ,
от 26 марта 2008 г. № 28-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ,
с изм., внесенными федеральными законами от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ,
от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
Настоящий Федеральный закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на документы, содержащие личную и (или) семейную тайну; документы, содержащие государственную, служебную и (или) коммерческую тайну; документы, созданные в единичном исполнении; архивные документы (материалы) (за исключением документов, передаваемых на хранение в архивные учреждения в соответствии со статьями 12, 18 и 19 настоящего Федерального закона); электронные документы, распространяемые исключительно в сетевом режиме; управленческую и техническую документацию (формуляры, инструкции по эксплуатации, бланочную продукцию, альбомы форм учетной и отчетной документации).
В абзаце 1 преамбулы к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» (далее — Закон) законодателем названы цели его принятия. Цель Закона обусловлена необходимостью комплектования наиболее полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации, ресурсной базой которого служит система обязательного экземпляра документов, а также развития системы государственной библиографии. Также целью Закона является определение политики Российской Федерации в указанных направлениях, обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
Абзац 2 преамбулы определяет предмет регулирования Закона, а абз. 3 ограничивает область его применения. Действие норм комментируемого Закона, в том числе, не охватывает отношений, складывающихся в обществе по поводу информации (содержащих ее документов) ограниченного доступа.
Совокупность юридических норм, регулирующих «информационные» отношения, образуют уже не новую, но активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившего в литературе название «федеральное информационное право».
К предмету его изучения можно отнести, в том числе, следующие вопросы:[1]
права граждан и других субъектов права на информацию;
правовой режим информации и информационных ресурсов;
государственная политика и управление в сфере информации и информатизации;
правовое положение информационных центров и автоматизированных систем;
вопросы собственности, владения и распоряжения;
правовые вопросы, возникающие при оказании информационных услуг;
информация в условиях рынка и развития предпринимательства;
индустрия информатизации, информационные ресурсы;
международно-правовое сотрудничество в сфере информации и информатизации.
В составе федерального информационного права можно условно выделить некоторые законодательные ветви, которые в значительной степени посвящены вопросам, связанным с различными видами информации и информационных ресурсов:
законодательство об информационной безопасности;
законодательство о государственной тайне;
законодательство о средствах массовой информации;
законодательство об информации, составляющей коммерческую тайну;
законодательство о правовой информации;[2]
законодательство международном обмене информацией;
законодательство о связи;
законодательство о персональных данных;
законодательство об архивном деле;
законодательство о библиотечном деле;
законодательство о статистической информации;
законодательство об интеллектуальной собственности.
Так, законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности» и Законе РФ «О государственной тайне», а также включает положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Законодательство РФ о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О коммерческой тайне», других федеральных законов.
Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации), также регулируются специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О персональных данных».
Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Обработка персональных данных — действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
См.: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебн. для вузов. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — С. 344.
2
В целях более детального регулирования отношений, связанных с распространением информации о действующих и ранее принятых нормативных правовых актах и использованием информационно-правовых ресурсов, еще в начале 90-х г г. был разработан проект федерального закона «О правовой информации» (см. подр.: Горбачева Е.В., Копылов В.А., Тиновицкая И.Д. О разработке проекта федерального закона «О правовой информации» // Сб. НТИ. — Сер. 1. — 1993. — № 7).