Скульптура и скульпторы Екатеринбурга и Свердловской области

Вадим Егоров-Гривский

Книга посвящена истории и современности скульптуры в Екатеринбурге и Свердловской области с XIX в. и ранее, вплоть до настоящего времени.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скульптура и скульпторы Екатеринбурга и Свердловской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. ТРИДЦАТЫЕ И ВОЕННЫЕ ГОДЫ

В буднях строек первых пятилеток рождалась и крепла советская монументальная и станковая скульптурная образность. Прием скульптура выступала как в роли идейно — художественной доминанты площадей, улиц, скверов, музеев и картинных галерей, так и своего рода акцентирующей вставкой в фасады зданий. Так в начале 1930-х в продолжение проекта площади Парижской Коммуны уже за зданием Театра оперы и балета имени А. В. Луначарского по проекту свердловских архитекторов В. И. Смирнова и С. Г. Захарова было возведено внушительных размеров здание гостиницы «Большой Урал», сразу обретшей популярность у приезжавших на гастроли знаменитостей, руководителей предприятий и трестов, научных работников и вполне рядовых (хоть и тоже не лишенных веса) гостей уральской столицы. Именно статус столицы огромного индустриального региона и был подчеркнут самим названием гостиницы. А в ту пору названия столь крупным организациям пусть и гостиничного хозяйства что называется «абы как» не давали. «Большой Урал» в столице большого Урала был величественен (шестиэтажное полнометражное здание г-образной конфигурации, занявшее весь квартал плюс часть другого) и на современном тогда уровне инфраструктурно оснащен. В довоенное и военное время здесь останавливались Л. Утесов, А. Толстой, О. Форш, А. Фадеев, М. Шагинян, Б. Иофан и другие столичные знаменитости. Вместо необъятной Уральской 17 января 1934 были образованы несколько областей, в том числе — Свердловская. При этом именно Свердловской области уже тогда, фактически сразу занять лидирующее положение до настоящего времени. Большой Урал с его центром в Свердловске, становился поистине «опорным краем державы».

В 1938 — 1941 фасад гостиницы, изначально конструктивистский, по заказу архитектору М. В. Рейшеру, был перестроен в стиле неоклассики. Появились скульптуры, лепные рельефы, вазоны. Статуи «Шахтер» и «Работница», изображения хлеборобов, воинов, сталеваров. Шахтер в своем рабочем одеянии, отбойным лицом и просветленным молодым, похожим на Стаханова, лицом. Работница тоже молодая, симпатичная, со штангенциркулем в левой руке, а в правой — с чертежом, в который внимательно смотрит. В квадратных окантовках, напоминающих рамы картин барельефы агронома в пиджаке, но сапогах, со свежесрезанными пшеничными колосьями в руках и что-то объясняющего насчет этих колосьев колхознице в косынке (не в платочке, а по-современному).В общем, девушки-красавицы, страна как мать зовет и любит вас. Везде нужны заботливые руки и ваш хозяйский теплый женский глаз. А вот двое сталеваров за работой. И в мире нет прекрасней красоты, чем красота горящего металла. А это уже шахтеры, кипит их работа. Но труд мирных советских людей не дает покоя всяческим врагам. Красная армия защищает первую в мире страну рабочих и крестьян. И командир ставит боевую задачу красноармейцу с винтовкой. Автор скульптур — свердловчанин Я. П. Зайцев (Шахтер создан в 1936 точно им), возможно в соавторстве с коллегами. Возможно автор барельефа на красноармейскую тему был А. А. Анисимов, в 1935 создавший скульптуру «Красная армия на учениях».

Шахтёр на фасаде Большого Урала. 1938

С 1931 по 1943 возводилось здание Дома промышленности в интерьере которого и ныне можно увидеть скульптуру В. И. Ленина, барельефы И. В. Сталина и Г. К. Орджоникидзе, а также барельеф играющих футболистов и др. В числе авторов была и свердловский скульптор К. Ф. Комарова. И в настоящее время барельеф находится на своем прежнем месте.

В 1937 открыл двери детворе Дворец пионеров, реконструированный бывший дом Харитоновых-Расторгуевых. На площади перед входом открыли фонтан-скульптуру «Мальчик с рыбой и лягушки» работы А. В. Кикина, очень впечатляющий своей натуральностью и фантастичностью одновременно. Эту скульптуру запомнило и полюбило несколько поколений свердловских детей (потом — бывших детей). По периметру каменного обрамления фонтана разместилось восемь большущих чугунного литья лягушек, а в центре на камне присел мальчик-рыбак, вертикально держащий в руках большую пойманную им щуку. Изо рта щуки бьет сильная вертикальная струя воды, а изо рта каждой лягушки — струя тоньше, но длиннее, горизонтально, чуть навесом. Все мы в детстве летом забирались и усаживались верхом на нагревшейся на солнце пупырчатой каслинской лягушке и, чуть зажимая бьющую из нее струю, направляли ее то выше, то ниже, то вправо или влево, по ходу этих шалостей обливаясь сами и окатывая сидящих на соседних лягушках хохочущих детей. Перехватывающий дыхание восторг возможно и сейчас, хоть крайне редко, посещали и посещают нас даже и спустя десятилетия в наших взрослых снах. В самом парке Дворца пионеров когда-то был еще один фонтан со скульптурными фигурками детей. Подчеркнуто хорошенькие личики девочки и мальчика, но возможно другого скульптора.

Мальчик с рыбой и лягушки

А другой фонтан — скульптура Кикина «Девочки и мальчик у запруды», изображающая троих детей школьного возраста с 1934 стояла более двадцати лет в сквере у «Пассажа» ул. Ленина — Вайнера). Девочка стоит пряменько, с прической чуть напоминающей модное тогда каре, в кофточке и юбочке, мальчишки просто в трусах копошатся у воды. Позировали папе — скульптору сын Даль и дочь Ирина. Дети у этого скульптора и у Г. В. Петровой получались живо и как-то тепло, очень по-доброму. В основном детская тема и была прерогативой советской садово-парковой скульптуры и настольных статуэток.

В 1938 на набережной Горького городского пруда появилось довольно много бетонных скульптур молодых спортсменов и передовиков. Некоторые из них созданы свердловским скульптором И. А. Камбаровым («Шахтер», «Колхозница с бараном») и его учениками, некоторые («Девушка с веслом», «Прыжок в воду») видимо были тиражированы с работ московского скульптора Р. Р. Иодко. Всегда любили свердловчане в выходные, когда погода позволяла, здесь гулять.

Летчик, наб. Городского пруда. 1938

Здание Главного управления внутренних дел Свердловской области «Ленина 17» имеет давнюю историю. Оно было построено в середине 19 века, было двухэтажным и принадлежало известным екатеринбургским богачам Рязановым (один из их домов), после революции было национализировано, в начале 1930 — х по проекту архитектора Г. А. Голубева надстроено еще двумя этажами и обрело конструктивистский облик. Вертикальные окна полнометражных помещений. А в 1938, когда конструктивизм стал вытесняться советской неоклассикой, усилиями того же архитектора и его команды здание обрело уже вид в соответствии с велениями времени. На фронтоне появилась скульптура и геральдика работы И. А. Камбарова. В центре фронтона появилось объемное изображение Герба Союза ССР, а справа и слева от него горельефы красноармейцев, охраняющих страну и мирный труд советского народа. Пограничники с собаками, рабочий, крестьянка. Снизу герб и фигуры на фронтоне кажутся небольшими, но в реальности они почти в человеческий рост.

Рельеф на фронтоне Ленина, 17. 1938

Намного более известен и заметен рельеф «Красная армия всех сильней» созданный тоже в 1938 И. А. Камбаровым (по наброску архитектора здания А. М. Дукельского) на фронтоне штаба Уральского военного округа (ныне штаба ЦВО). Впечатляющая мощь рельефа с какими-то огромными стальными танками, несущимися над облаками в свете солнечных лучей самолетами во главе с летающей крепостью «Максим Горький» передается и нам, зрителям. Точно как в песне: «Полетит самолет, застрочит пулемет, загрохочут могучие танки. И линкоры пойдут, и пехота пойдет, понесутся стальные тачанки..!»

Рельеф на здании Штаба округа

На дальнем плане рельефа мы видим Дворец Советов, увенчанный монументальной фигурой Ленина. А солнце, восходящее за дворцом, создает впечатление, что лучезарность исходит от него. Панораму слева и справа обрамляют крупным планом данные серп, молот и пятиконечная звезда. И становится ясно: нет силы, способной сломить армию первого в мире государства трудового народа. Колонны и дорические портики, рустованное основание делает здание похожим на крепость. И об эту крепость разобьется вдребезги любой враг, агрессор.

Рука Камбарова угадывается и в трехметровой фигуре на визовском Большом Конном переулке 5 перед зданием электростанции им. Куйбышева. Это идущий, в развевающемся пальто Валериан Куйбышев. И в двухметровой гипсовой фигуре молодого А. М. Горького в рубашке с пояском на втором этаже ДК им. Горького на Первомайской, 24-а. И еще в совсем маленьком бюсте А. М. Горького, простоявшем на набережной городского пруда (некогда называвшейся набережной Горького) до самых поздних советских лет.

Высокое величественное здание Окружного Дома офицеров, построенное незадолго до войны, в 1940-м, по проекту В. В. Емельянова увенчано высокой башней со звездой, а рядом наверху здесь расположена скульптурная группа «На страже нашей Родины» с фигурами красноармейцев в форме довоенного времени — длинных шинелях, будёновках. Строгие, спокойные лица. Пушки, винтовки, пулеметы. Как-то будто исподволь вспоминаются мелодичная песня тех лет «Полюшко-поле» про красной армии героев, финская война и веет приближением еще более суровых испытаний для нашей армии и всей страны. И вновь автором стал И. А. Камбаров, как видимо и двухметровой высоты барельефной головы И. В. Сталина, оправленной в нарядные картуши бетонных знамен, расположенной на башне под советским государственным гербом.

Красноармейцы на Доме офицеров. 1940

В Свердловске в тридцатые и последующие советские годы устанавливались, конечно, и памятники В. И. Ленину и И. В. Сталину. В 1933 статуя Ленина с трибуной стояла на предзаводской площади начинавшегося Уралмашзавода. Это также бюсты вождя на ул. Хохрякова перед школой №5, в Центральном парке культуры и отдыха им. В. Маяковского и др. Пожалуй первым по времени памятником Сталину стал в 1932 небольшой гипсобетонный бюст рядом с тем местом, где стоял накануне разрушенный храм Большой Златоуст. Позже бюст сменила скульптура «Ленин и Сталин в Горках» по мотивам известного некогда фотографии, сделанной в 1922 сестрой Ильича. В 1929 скульптор Л. Н. Лаврова создала на эту тему двухфигурную скульптуру. В 1938 с некоторыми отличиями свою почти такую же скульптуру изваяли украинские авторы Ю. И. Белостоцкий, Г. Л. Пивоваров, Э. М. Фридман. Эта вторая скульптура, установленная на Химкинском вокзале канала Москва — Волга и была вскоре тиражирована и в Свердловске установлена аж в двух местах — около места, где раньше стоял Большой Златоуст и в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского. А в парке Дендрарии стоял Сталин в шинели с приветственно поднятой рукой. И в парке Дворца пионеров статуя Сталина была, такая же и на территории Уралмашзавода.

На ул. А. Валека 8 видимо в 1936 в фойе школы (был здесь и Дом учителя) появилась скульптура Володи Ульянова-гимназиста. И ныне эта сидящая фигурка там находится.

В 1940 году перед главным корпусом УПИ (тогда называвшегося Уральским индустриальным институтом, арх. С. Е. Чернышев, Г. Я. Вольфензон, К. Т. Бабыкин, А. П. Уткин, ул. Мира), был открыт памятник С. М. Кирову работы скульптора З. М. Виленского. Жизнерадостный Киров, во френче, галифе поднятой рукой приветствовал спешащих на занятия студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Тогда же видимо в наружной торцевой части корпуса появилась небольшая скульптурная фигура Н. И. Лобачевского, которую студенты потом вспоминали. Вспоминали и двухметровую статую Г. К. Орджоникидзе во френче и сапогах в фойе ГУКа УПИ (возможно более позднюю, такая же была в сочинском санатории им. Орджоникидзе), простоявшего тут до последних советских лет (отсюда и пошло назначать встречи «у сапога»).

На площади 1905 года была построена в 1936 капитальная гранитная трибуна, а в 1939 на трибуну был водружена гипсовая статуя Сталина, простоявшая всю Великую Отечественную войну, словно строго озирая парады и демонстрации. Некоторые здравствующие свердловские старожилы эту статую довольно отчетливо помнят.

В годы войны появляются портреты П. П. Бажова, в том числе — скульптурный портрет работы И. И. Трембовлера 1943.

В военном 1944 в Свердловске и Перми прошла Республиканская выставка «Урал — кузница оружия», где, конечно, участвовали и скульпторы. Полнее всего здесь были представлены художники — свердловчане, но кроме них — москвичи, ленинградцы, пермяки, челябинцы. Выставка прозвучала на всю страну.

Сталин и Знамя СССР в Музее ОДО, экспозиция о войне

Архитектура и скульптура, как и другие виды культуры и искусства тоже содействовали патриотическому и коммунистическому воспитанию, сыграли определенную духоподъемную роль в приближении Победы и памяти о подвиге советских людей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скульптура и скульпторы Екатеринбурга и Свердловской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я