1. книги
  2. Публицистика
  3. Валентин Юрьевич Катасонов

Трагедия «Фаустовой цивилизации». Размышления над книгой И. Сикорского «Незримая борьба»

Валентин Юрьевич Катасонов (2021)
Обложка книги

Известный русский авиаконструктор Игорь Сикорский (1889–1972) был глубоким мыслителем, изучавшим и богословские аспекты развития цивилизации. Талантливый инженер, он тонко уловил угрозы, исходящие от бездумного технического прогресса, не сдерживаемого духовными началами. Наиболее значительная его работа на эту тему — книга «Незримая борьба», изданная в США в 1947 году на английском языке; в переводе на русский язык она еще не публиковалась в Российской Федерации. В свою очередь, настоящая книга профессора Валентина Катасонова представляет собой сборник статей и очерков, посвященных осмыслению «Незримой борьбы». Автор показывает актуальность поднимаемых И. Сикорским вопросов, особенно в плане раскрытия причин современного глобального кризиса и призывов к человечеству вернуться к своим духовным корням, иначе гибель цивилизации в ближайшем будущем неизбежна. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Трагедия «Фаустовой цивилизации». Размышления над книгой И. Сикорского «Незримая борьба»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Игорь Сикорский: репетиция Апокалипсиса, которая произошла две тысячи лет назад

Мы живем в один из наиболее мрачных периодов истории человечества. Несмотря на ускоренное развитие индустриальной цивилизации и научно-технический прогресс, значение духовных ценностей у всех так называемых «цивилизованных» наций падает с большой скоростью.

Игорь Сикорский. Незримая борьба

Основная богословская работа Игоря Сикорского «Незримая борьба» может быть отнесена к жанру эсхатологических произведений. Эсхатология (греч. εσχατολογία, от др.-греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и ее переходе в качественно новое состояние. Также это отрасль богословия, изучающая данную систему взглядов и представлений в рамках христианства или иной религии. В религии различаются индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная (всеобщая) эсхатология (учение о конце земной истории человечества). В христианской всеобщей эсхатологии центральное место занимает тема Апокалипсиса — описания последних времен земной истории по последней книге Священного Писания, которая называется «Откровение апостола Иоанна». Книга Сикорского интересна тем, что ее автор рассмотрел признаки Апокалипсиса уже в событиях двухтысячелетней давности, когда Иисус Христос ходил и проповедовал по Иудее и Палестине.

Особенно скрупулезно автор перечитывает и переосмысливает такие фрагменты Нового Завета, которые описывают искушение Христа в пустыне дьяволом. Автор накладывает эти фрагменты на историю еврейского народа до прихода в наш мир Христа, во время Его земного служения и уже после Его распятия, воскресения и вознесения. И на этой основе делает выводы, которые могут помочь понять тенденции сегодняшнего времени.

Об искушениях Христа и их толковании говорится в первых четырех главах книги: Фаустова цивилизация; Хлеб; Кровля храма; Царства мира. В последующих трех главах он проецирует эти искушения на жизнь ветхозаветного еврейского народа, а затем на жизнь современного человечества: Трагическое разногласие; Приближение к пропасти; Добро и зло. Последние два раздела содержат размышления о том, как избежать искушений и трагических событий: Выход из положения; Заключение.

Надеюсь, читателю хорошо известен эпизод искушения Христа дьяволом, достаточно подробно излагаемый в Евангелиях от Матфея и от Луки. Искушения дьявола, адресованные Христу, идут по нарастающей. Как только Христос отвергает предложение дьявола, последний предлагает другое, более сильнодействующее. Начинается с искушения хлебами. Некоторые толкователи называют это искушение голодом, другие — богатством. Далее — предложение спрыгнуть с кровли Иерусалимского храма. Это трактуется как искушение славой, гордыней, чудом. Наконец, искушение властью: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4:6–7). Толкователи справедливо говорят, что это испытание верой. Христос ответил дьяволу: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8). Здесь для любого верующего очевидная мысль: Царство Небесное бесконечно дороже любого земного царства.

В пятой главе («Трагическое разногласие») Сикорский справедливо отмечает, что если бы Христос пожелал быть земным царем, то ему не надо было бы даже «играть на повышение» и дожидаться третьего предложения дьявола. Согласись Он с первым предложением, начни Он создавать хлеба из камней или даже «из ничего» (как это было в пустыне, когда Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек), то жители Иудеи уже сделали бы Его своим царем. Сикорский пишет:

«Когда Христос фактически использовал свою силу для насыщения множества людей в пустыне, результатом этого было то, что тысячи людей немедленно провозгласили Его Мессией и попытались “нечаянно взять его и сделать царем” (Ин. 6:14–15)».

Приведу этот отрывок из шестой главы Евангелия от Иоанна, где описывается чудо насыщения голодных людей хлебами: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один».

Игорь Сикорский проводит простую мысль: те искушения, которым подвергся Христос от дьявола в пустыне, постоянно терзали и граждан Иудеи — начиная от самых низов и до элиты — первосвященников, книжников, фарисеев, богатых израильтян. И общество ветхозаветных евреев разделилось на две «партии». Одни незамедлительно были готовы принять все те предложения, которые поступали от дьявола, и даже были расположены бороться не на жизнь, а на смерть, чтобы добиваться желаемого. Другие настороженно относились к таким предложениям и были готовы бороться с теми искушениями, которые по их слабости посещали их. Первых было несравненно больше, чем вторых. Именно поэтому первые так невзлюбили Христа: Он ведь мог пойти им навстречу, удовлетворить их амбиции как по части хлебов и славы, так и по части власти.

Вопрос власти был очень больным в Иудее. Рим возвышался над своей колониальной территорией — Иудеей, он был для нее метрополией. А первосвященники в Иерусалиме имели чисто номинальную власть. Римский прокуратор (в пору земного служения Христа — Понтий Пилат), расположившись в Иерусалиме, диктовал иудеям, как жить под властью кесаря. Но самое парадоксальное: многие евреи того времени хотели не только освободиться от владычества Рима, но и сделаться владыками мира. Их вдохновляли какие-то писаные и неписаные пророчества, обещавшие «избранному народу» власть над всем миром. Как пишет Игорь Сикорский, иудеи любили вспоминать истории таких библейских героев, как Иосиф Прекрасный и Мардохей: «Мальчик-раб, Иосиф, фактически стал правителем Египта, в котором он превратил местное население в государственных рабов и одарил еврейских иммигрантов многочисленными привилегиями, обеспечив таким образом их процветание. Популярностью пользовалась также и история о Мардохее, который сумел стать вторым после царя человеком в Персии, где он устроил спокойную и привилегированную жизнь для своего народа и организовал уничтожение примерно 75 000 враждебных евреям людей».

Еврейский народ ждал своего Мессию, предсказанного пророками Ветхого Завета и иными пророчествами. Но, как выяснилось, в понимании того, чего можно и должно ждать от Мессии, еврейский народ также разделился. Как пишет Игорь Сикорский, «среди евреев и в Ветхом Завете было две противоположных точки зрения насчет Мессии — одна из них действительно касалась пришествия Христа и Его учения о правде, доброй воле и вечной жизни; другая, полностью ей противоположная, касалась земного тирана, который будет завоевывать, терроризировать, эксплуатировать другие нации ради славы Израиля и получения окончательного превосходства над этими нациями». Вторых, конечно, было больше.

Христос, как сердцеведец, прекрасно чувствовал этот расклад и разлад интересов еврейского народа накануне Своей встречи с дьяволом в пустыне. Спрашивается: почему бы чисто тактически Иисусу Христу не пойти на компромисс и не согласиться принять хотя бы одно из трех искушений? Этого было бы достаточно для того, чтобы за Ним пошел весь ветхозаветный Израиль, немедленно надев на Него царскую корону. А еще лучше, если бы Иисус Христос принял все три предложения. Тогда быстрее пали бы все враги «избранного народа», короче стал бы путь к мировому господству евреев под руководством Мессии. Вот как рассуждает И. Сикорский: «В ту эпоху Римская империя, будучи невероятно богатой, ослаблялась и разрушалась изнутри. Учитывая эти факторы, становится понятным, что власть над царствами мира, упомянутая в истории Искушения, была не просто образным выражением; это была рекомендация на то, чтобы воспользоваться определенной политической возможностью, которая могла быть осуществлена, если бы Христос пошел на компромисс между Своими вечными идеями и чаяниями большинства еврейских людей, которые ожидали и надеялись на Мессию, Сына Давида — другими словами, царя и завоевателя». Увы, выражаясь современным языком, Иисус Христос не пошел навстречу «народным чаяниям». Через некоторое время это стало вызывать раздражение в народе, а кончилось ненавистью и криками: «Распни, распни Его!»

Разочарование в Учителе поразило и некоторых Его почитателей, которые от Него со временем отстали. Да и апостол Иуда Искариотский, по мнению И. Сикорского, предал Учителя не из-за денег, а потому, что разочаровался в Нем: «Также я считаю, что Иуда предал Христа не просто за тридцать сребреников (из-за материальной выгоды. — прим. перев.), но и из-за своих патриотических убеждений, потому что он видел, что Христос осуждает и отрицает столь пламенно приветствуемое народом восстание, поддерживая духовную составляющую идеи о Мессии вместо политической, внося разногласия и снижая боевой дух людей перед надвигающимся мятежом».

Опустим многие страницы рассуждений И. Сикорского. Земной путь Иисуса Христа закончился. Его, как «смутьяна», распяли. Внешняя жизнь Иудеи и Иерусалима сильных изменений вроде бы не претерпела. Недовольство еврейского народа и его верхов владычеством Рима продолжало накапливаться, а желание мировой власти становилось всё сильнее. Прошло примерно 35 лет после того, как на Голгофе был казнен ложный, как казалось иудейским вождям, Мессия. Началось восстание против Рима, которое затем переросло в Иудейскую войну, скрупулезно описанную Иосифом Флавие[15]. Из одного миллиона 250 тысяч человек, живших в Иерусалиме в начале осады, только 97 тысяч осталось в живых после того, как римляне захватили город. И, что примечательно: «Бóльшая часть убийств и невероятных истязаний была совершена именно еврейскими бунтовщиками и только меньшая часть — римлянами», — пишет И. Сикорский. И это не фантазия: автор ссылается на Иосифа Флавия. Например, приводится следующая цитата древнееврейского историка: «Все человеческие права зелоты (наиболее активные борцы за независимость Иудеи. — В. К.) попирали ногами, божественное они осмеивали, а над словами пророков издевались, как над пустой болтовней… Разбойничья жадность их сделалась ненасытной: дома богатых обыскивались; убийства мужчин и оскорбления женщин служили им утехой». Как показывает И. Сикорский, Иудейская война была не столько войной еврейского народа с войсками римского полководца Тита, сколько это была гражданская война. На первый взгляд, противоречия внутри еврейского народа носили политический характер, но в конечном счете, как подчеркивает И. Сикорский, они были духовно-религиозные.

Сикорский отдельными штрихами рисует картину ужасающих страданий и потерь, которые понес еврейский народ в той войне. Большая часть примеров и фактов взята из «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Хотели править миром, а потеряли даже остатки собственного Израильского государства, причем почти на два тысячелетия. И. Сикорский справедливо отмечает, что та война имела глобальные последствия: «Очевидно, что это трагичное восстание причинило ужасающий вред не только еврейской нации, но и человечеству вообще. Поэтому очень важно понять характер и причины восстания. Оно не было неизбежным. Многие другие нации, находясь под римской властью, сохраняли мир в пределах своих территорий. Некоторые из них, включая Францию и Германию, в конечном счете легко вернули себе независимость во время падения Римской империи и продолжили развиваться в пределах своих земель, пока не обрели политический вес на мировой арене. Несомненно, аналогичные процессы происходили бы и с еврейским народом, если бы это ужасное бедствие не уничтожило весь цвет нации вместе с процветающей тысячелетней столицей — центром национальной религии и культуры. Если бы не эта революция, евреи, оставаясь и объединяясь в пределах своей собственной территории, постепенно создали бы мощное независимое государство, территория которого вполне могла бы простираться от Египта до Черного моря и от Средиземноморья до Индийского океана. Страна, расположенная на перекрестках путей из Европы в Индию, из Китая в Австралию, была бы процветающей и мощной, со столицей в Иерусалиме, который стал бы одним из главных городов мира. Если бы там главенствующую религиозную позицию заняло христианство, то это государство, бесспорно, стало бы центром Христианства, осуществляя огромное религиозное и политическое влияние на весь христианский мир. Катастрофа, разрушившая эту возможность, может по праву считаться одним из величайших бедствий не только для еврейской нации, но и для всего мира».

Иудейская война — урок, который показывает, что отказ людей признать Иисуса Христа своим духовным руководителем порождает катастрофические последствия уже в земной жизни. Вспомним страшные слова Христа о том, что отказ большей части еврейского народа (особенно его вождей) следовать за Христом как владыкой Небесного царства приведет к гибели остатков их земного царства (Иерусалима и Иудеи): «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: “О, если бы и ты хоть в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”» (Лк. 19:41–44). Это, как пишет И. Сикорский, «должно быть воспринято буквально как определение первопричины этой катастрофы».

А далее И. Сикорский переходит уже ко временам ХХ века и показывает, что урок Иудейской войны оказался невыученным. Причем не только иудеями, но и христианами, ибо отказ от следования Христу произошел и в так называемых «христианских» странах. И этот отказ привел к величайшим катастрофам указанного века — двум мировым войнам и многочисленным гражданским войнам и революциям. «Мы живем в один из наиболее мрачных периодов истории человечества. Несмотря на ускоренное развитие индустриальной цивилизации и научно-технический прогресс, значение духовных ценностей у всех так называемых “цивилизованных” наций падает с большой скоростью. Вследствие этого современная цивилизация установила ужасающий рекорд. За короткий период времени между 1914 и 1945 годами две мировые войны и Красная революция унесли, по всей вероятности, более ста миллионов человеческих жизней. Сегодня материального богатства в руках человечества сосредоточено больше, чем во все предыдущие времена, и всё же количество женщин и детей, намеренно умерщвляемых голодом и мором, которые можно было бы предотвратить, в наши дни намного больше, чем было в любые тридцать или сто лет истории человечества».

Еще не успели осесть пыль и гарь Второй мировой войны, а И. Сикорский, вопреки тиражировавшемуся тогдашними СМИ и политиками победному «мажору», говорит о новых угрозах. Он видит, что мировая война не вразумила элиту, не вернула ее на путь христианства. А это означает «зеленый свет» следующей мировой войне или глобальной революции. Как отмечается в редакционном предисловии к первому изданию книги, «автор проводит очень подходящие параллели между событиями истории и показывает, как снова и снова человечество отдавало предпочтение всему материальному, что противоречило принятому Христом решению. Если, говорит Сикорский, миром будут управлять духовно мертвые люди, то его можно сравнить с самолетом, которым управляет экипаж, находящийся в бессознательном состоянии».

Сегодня мы видим признаки того, что этот воображаемый самолет взлетел. Под ним я имею в виду объявленную в 2020 году президентом Всемирного экономического форума (ВЭФ) профессором Клаусом Швабом от имени и по поручению мировой элиты «Великую перезагрузку» (The Great Reset). Фактически это глобальная «революция сверху»[16]. Попробую в следующий раз рассмотреть подробнее феномен «Великой перезагрузки», прибегая к помощи книги И. Сикорского «Незримая борьба».

О книге

Автор: Валентин Катасонов

Жанры и теги: Публицистика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Трагедия «Фаустовой цивилизации». Размышления над книгой И. Сикорского «Незримая борьба»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100) — древнееврейский историк и военачальник. Известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66–71 годов) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Сочинения Иосифа Флавия являются основным источником истории евреев, начиная с эпохи Маккавеев до завоевания Иерусалима римлянами.

16

См.: Катасонов В. COVID-19 — начало великой перестройки. 19.12.2020 (https://www.fondsk.ru/news/2020/12/19/covid-19-nachalo-velikoj-perestrojki-52510.html); Катасонов В. Инклюзивный капитализм как идеология Великой Перестройки. 21.12.2020 (https://www.fondsk.ru/news/2020/12/21/inkljuzivnyj-kapitalizm-kak-ideologija-velikoj-perestrojki-52523.html).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я