1. Книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Валерий Пирогов

Серые кардиналы советской эпохи

Валерий Пирогов (2024)
Обложка книги

Серые кардиналы, в отличие от правителей, не стремятся взойти на вершину власти, предпочитая быть рядом с сильными мира сего. Они хотят реально влиять на принятие важнейших государственных решений; при этом их тайная власть на долгое время или в критические моменты истории может быть важнее, чем власть царей или вождей нации. Серые кардиналы были почти у всех правителей мира с древних времен до сегодняшнего дня. Были они и у всех советских вождей, и у президентов Российской Федерации. Многие из них достаточно известны, некоторых знает только узкий круг. Их подлинная роль в истории, особенно в критических ситуациях, сохраняется в тайне. В СССР к числу серых кардиналов можно отнести известных личностей: Троцкого, Литвинова, Берию, Жукова, Куусинена, Серова, Шелепина, Суслова, Андропова и Вольского. Затем были связки: Косыгин — Гвишиани — Питовранов, Чазов — Горбачев, Примаков и некоторые другие… Об этом и многом другом рассказывает очередная книга Валерия Пирогова, являющаяся продолжением его книги «Ангелы и демоны российской власти». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Серые кардиналы советской эпохи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Очерки истории правления российских императоров в XVIII–XX веках от Ленина до Горбачева

Дворянство в республике составляют богатые… и военные люди, которые составляют войско государево. Чем кончатся дворянство в республике? Аристократией прав. А чем в государстве? Рабством народа… Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…

А.С. Пушкин

Реформы Ельцина — это инвестиции в национальную безопасность Соединенных Штатов.

Уорнер Кристофер

Холодная война была объявлена Западом, но он тут же превратил её в Третью мировую войну, которую США выиграли у СССР идеологически и политически в 1991 году, но военной силой и экономикой они её не выиграли, поэтому через 10 лет оказалось, что это была пиррова победа. США и РФ практически вернулись в исходные позиции, потому что появился новый глобальный игрок — Китай — и весь мир стал готовиться к Четвертой — Гибридной — мировой войне с непредсказуемыми вариантами развития событий, которая уже идет, и реально свершилось почти всё, что было предсказано в Апокалипсисе…

Существуют старые нетленные истины: Время рассудит всех, Время лечит. К сожалению, Время меняет людей, и не всегда в лучшую сторону: «Бывали хуже времена, но не было подлей», — считали Некрасов и Хвощинская. «Времена не выбирают, в них живут и умирают», — констатировал А. Кушнер.

Поговорим о недавнем прошлом, чтобы лучше понять происходящее.

При написании этой книги автором были использованы отдельные мысли и факты из тысяч книг и статей, опубликованных в СМИ и Интернете, однако автор старался избегать излишнего цитирования и сносок на источники информации по ряду причин: это не диссертация и не монография — это очерки истории, когда излишние сноски перегружают текст и затрудняют усвоение мыслей, а вопрос об авторстве цифр, фактов и мыслей в наше время достаточно абсурден.

Сегодня ни один историк не может претендовать на авторство цифр, которые он произвольно взял из архивов и статистики, а книги, цитаты и мудрые мысли, как показала история, многократно присваивались последующими авторами, корректируя или искажая их смысл. В настоящее время — когда СМИ и Интернет ежеминутно вываливают на человека такой объем разноплановой и противоречивой информации, что никто не в состоянии понять, какая мысль в его сознании собственная, а какая почерпнута извне. В этом «информационном шуме» совершенно одинаковые мысли приходят в голову многим людям.

Поэтому автор не претендует на новизну изложенного, а излагает собственную точку зрения на эти общеизвестные факты, основанную на огромном разнообразии мнений, в ряде случаев ссылаясь на разные источники для подтверждения или опровержения их собственными аргументами, а также обращает внимание читателя на интересные, малоизвестные, парадоксальные или провокационные факты, которые, с его точки зрения, заслуживают внимания читателей и заставляют задуматься о смысле, закономерностях и превратностях нашей жизни. Более того, нет смысла повторять и оправдываться, что «каждое высказанное мною суждение надо понимать не как утверждение, а как вопрос» (Нильс Бор), и придумывать героям книги другие фамилии, которые не скрывают их, а унижают.

Все герои книги не были святыми и ангелами, но были выдающимися личностями, которые оставили свой след в истории России. Поэтому об их роли каждый читатель, несомненно, будет судить сам.

О серых кардиналах, ангелах и демонах

«Ни одна звезда не засияет, пока сзади за ней кто-то не натянет черное полотно» — так Черчилль подчеркивал, что любого короля играет свита.

Мы живем не просто в новом веке, а в новом тысячелетии и новой реальности, которую не понимаем и трудно к ней приспосабливаемся. К сожалению, мы ещё и мало знаем даже о своем прошлом. Наши знания об истории отрывочны и зачастую умышленно искажены конъюнктурными историками. Поэтому попытаемся хотя бы восполнить свои знания о прошлом, чтобы лучше понимать его…

России еще только предстоит исполнить завещание Пушкина: «Какое поле эта новейшая русская история! И как подумаешь, что оно все еще не обработано и что, кроме нас, русских, никто того не может и предпринять! Но история долга, жизнь коротка, а пуще всего человеческая природа ленива (русская природа в особенности)» (письмо к Корфу, 1836 год).

История человечества — это история людей, государств, народов и конкретных личностей, в первую очередь — правителей, вождей, ученых и мыслителей. Когда пытаются свести историю только к результатам деятельности правителей, это сильно искажает смысл и содержание исторических событий…

В действительности правители, даже самые выдающиеся и имевшие собственные стратегические планы реформ государств и мира, ничего не смогли бы сделать без своих наставников и исполнителей. При них всегда были советники, друзья и помощники, как официальные, занимавшие высокое положение при дворе, так и тайные — могущественные и влиятельные серые кардиналы и исполнители «темных дел» — шпионы и палачи.

Часть из них стала известной и знаменитой не меньше, чем правители, но большинство, хотя реально и совершили множество важный для правителей и государства прогрессивных или преступных деяний, известны только узкому кругу историков или забыты и навсегда вычеркнуты из памяти людей. Но именно они и делали Историю.

При этом среди них встречались особо выдающиеся личности, гении и провидцы — Леонардо да Винчи, Пушкин, Тесла, Лев Толстой, Циолковский и другие, которые при жизни не были оценены современниками по достоинству, поэтому не смогли полностью реализовать свой творческий потенциал. Особенно много таких людей было и, наверное, есть и сейчас в России…

Сейчас об этом можно только сожалеть, потому что мы не можем себе представить, сколько полезного для человечества они могли бы совершить, если бы для них были созданы благоприятные условия. Но, возможно, найдутся новые правители, которые в будущем смогут разглядеть и использовать во благо возможности своих соратников.

Изучение история — это попытка постичь абсолютную истину, скрытую от непосвященных «за семью замками» изощренными и циничными охранителями тайн. Подлинную историю Древней Руси и России искажали веками Ватикан, самоуверенные и завистливые иностранные путешественники, купцы, дипломаты, ученые, приглашаемые царями и императорами из Европы.

Они допускали корыстных и враждебных России иностранцев даже к управлению государством и позволяли им переписывать нашу историю, уничтожая её славные страницы и преувеличивая роль западной цивилизации, иноземных религий и идей в развитии русского государства и общества.

Они стремились уничтожить русские традиции, обычаи и менталитет народа, его духовные идеалы — справедливость, совесть и коллективизм, заменив их на западные религиозные, духовные и бытовые ценности. Нередко это у них получалось, особенно при Петре I, Анне Иоанновне, Александре I, как, впрочем, и в Российской Федерации.

Петр I прославился не только известными, заимствованными на Западе ценностями: запретом носить бороды, введением нового календаря, летоисчисления и празднования Нового года, а потом и переплавкой колоколов на пушки, но и собственными запретами: ходить по деревянным мостовым в подбитой железом обуви, сенаторам «говорить не по писаному, а своими словами, чтобы дурь всякого была видна».

Совсем ортодоксальными были его указы: о рыжих и косых: «Людей с рыжими волосами и косыми глазами запрещалось ставить на государственные должности»; о торгашах: «Торгаши — воры, поэтому дать им мизерное жалованье, да казнить по одному в год. Тогда остальные будут бояться»; о моряках: «В чужих державах негоже напиваться, дабы не позорить державу и флот. Но если моряк, напившись, упал и лежит головой к своему кораблю, наказывать его не следует, ведь он хотел дойти до судна, но не смог».

В уничтожении правды о русской истории участвовали по воле власти или из собственных пристрастий не только историки, которые констатировали только тенденциозно подобранные ими факты, игнорируя или искажая другие документы и версии. Этим занимались правители и политические деятели, для которых искажение истории в выгодном направлении позволяло сохранять и укреплять свою власть.

Так было не только при царях и императорах, но и в годы советской власти, когда история искажалась в угоду идеологии, в интересах диктатуры пролетариата и упрочения политической власти большевиков. Это оправдывалось тем, что такая трактовка истории позволила сохранить и укрепить молодое Советское государства и превратить его в великую мировую державу.

При этом Запад постоянно развязывал против СССР войны, организовывал диверсии и экономические блокады, идеологическую и холодную войны, в которых использовал откровенную ложь и клевету на советскую действительность, вынуждая нашу страну опровергать их тенденциозную пропаганду, а иногда отвечать им теми же методами.

Особенно обострилась «битва за историю» в годы горбачевской перестройки, когда выращенная при Хрущеве, Брежневе и Андропове многочисленная агентура влияния Запада вышла из подполья и стала откровенно порочить и уничтожать славную историю страны, её идеологию, политику и культуру…

После развала СССР многие архивы были уничтожены, причем похищались и уничтожались важные исторические документы, а неудобные заменялись фальшивками и немедленно использовались в политической борьбе с остатками коммунистической и советской идеологии…

Документы похищались и уничтожались не только в зданиях ЦК КПСС и Правительства СССР, но и в зданиях КГБ, Академии наук, где активно работали иностранные спецслужбы. Позже в Библиотеке АН России произошел огромный пожар и погибли очень серьезные исторические документы. Эта борьба за историю продолжается до сих пор…

Новая всемирная идеология после постмодернизма выражается в насильственном насаждении мультикультурализма, отрицании прошлого, роли государства и традиционных моральных ценностей, роли науки, знаний и прогресса человечества в будущем, которые заменяются агрессивным культом потребления, снижением роли государства и переходом к цифровой гиперреальности.

Поэтому в новой реальности человечество ждет:

— управление людьми с помощью информации и цифровизации;

— отрицание человека как личности;

— разделение людей на избранных, которые будут властвовать, и изгоев, лишенными прав и собственности;

— использование технологии управления для переформатирования сознания людей;

— уничтожение памяти о прошлом и истории человечества.

При этом будет осуществляться направленное воздействие на сознание групп людей: детей, студентов и семьи, с упором на протестантское воспитание, изменение их культурного кода, пропаганда эвтаназии и торговли человеческими органами… Государства должны отмирать и передавать свои функции глобальному правительству. И всё это во благо человека Будущего! Но в этом «Будущем» 90 % человечества уже сейчас объявлены лишними…

Давно признано, что власть разрушает личности правителей, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно (английский историк лорд Актон), а также что не власть портит людей, а люди портят власть (Андропов).

Однако проблема власти в том, что в неё стремятся и попадают только люди с особыми чертами характера — маниакально стремящиеся к власти над людьми, обладающие авантюрными способностями и навыками манипулировать сознанием людей, которые для достижения поставленных целей готовы на всё и легко могут совершать как гуманные, так и бесчеловечные поступки…

Мир жесток, и правители, находящиеся на вершине власти, всегда рискуют своей репутацией и жизнью. Их судьбы, даже после многочисленных подвигов и великих свершений, непредсказуемы и зачастую трагичны, а их авторитет на весах может меняться. Но история и время помнит всё. Люди пристрастны и склонны заблуждаться, но суд истории неотвратим и справедлив.

Если ангелы и демоны — это мифические существа, свойства и влияние который на людей принято приписывать реальным людям метафорически, то серые кардиналы — это реальные люди, роль которых в истории несомненна и значительна. Лучше других об ангелах и демонах сказано в краткой трехтомной Российской энциклопедии, изданной в 2003 году:

«Ангелы — бесплотные существа, посредники между Богом и людьми (а Церковь официальный посредник между людьми и Богом). Демоны — всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий в исполнение желаний человека, обозначающий злых духов».

Серые кардиналы, в отличие от правителей, наоборот, не стремятся взобраться на вершину официальной власти, предпочитая быть рядом с сильными мира сего. Но они хотят реально влиять на принятие важнейших государственных решений, получая от этого моральное удовлетворение или корыстный интерес. При этом их тайная власть на долгое время или в критические моменты истории может оказываться важнее, чем власть царей или вождей нации.

Серые кардиналы были почти у всех правителей мира с древних времен до сегодняшнего дня, потому что на вершине власти один человек не сможет ни удержаться, ни принять правильное решение, а тем более сам осуществить свои планы. Для этого существуют советники и помощники, которых может быть много, и правители часто их меняют, опасаясь их излишнего влияния или предательства.

Но настоящие серые кардиналы, как правило, находятся при власти долго и нередко даже переходят к следующему правителю, а их судьбы гораздо более предсказуемы и успешны, чем у царей и президентов.

Серые кардиналы были у всех русских царей и императоров, даже у самых авторитарных. Были они и у всех советских вождей, и у президентов Российской Федерации. Проявилась даже тенденция, что чем дальше, тем больше у правителей становится серых кардиналов. Возможно, потому, что власть становится менее авторитарной, а проблем в управление государством — больше.

Многие из них, серых кардиналов, достаточно известны, их всё чаще прямо так и называют, но некоторых из них знает только узкий круг избранных. Однако их подлинная роль в истории, особенно в конкретных критических ситуациях, сохраняется в тайне или не будет нам известна никогда.

В СССР и РФ к числу серых кардиналов можно отнести известных личностей, но не всегда было известно, что они являлись главными серыми кардиналами: одни — десятилетиями, другие — только несколько лет. Это Троцкий, Литвинов, Берия, Жуков, Куусинен, Серов, Шелепин, Суслов, Андропов и Вольский. Затем были связки: Косыгин — Гвишиани — Питовранов, Чазов — Горбачев и отдельно Примаков и стоящие ниже его по влиянию — Чубайс и Березовский.

Чубайс и Караганов менее удачно продолжает дело выдающегося серого кардинала российской власти Примакова в своей стране и за рубежом, потому что никогда не были идеологами и самостоятельными политиками, как Березовский. Чубайс — «эффективный менеджер», но что важнее — сознательно играет роль «козла отпущения» за все грехи власти, а Караганов — выдающийся аналитик и канал связи с элитами Запада.

Вопрос заключается в том, какие цели ставили перед собой серые кардиналы, как они влияли на власть, чего смогли добиться, а чего нет и почему. При этом вопрос, кем они были для правителей — ангелами или демонами, является прикладным и второстепенным. Для России и истории гораздо важнее, принесли их действия пользу или вред правителям и государству и какой вывод из этого нужно сделать.

О сущности власти сказано слишком много, и в основном нелестного… Написав несколько объемных книг о власти в царской России, СССР и в Российской Федерации, автор пришел к ряду выводов, в том числе:

— Власть, совершая любые полезные народу поступки, не оказывает ему милость, а только исполняет свои обязанности перед народом и государством, и эта же власть, поступая во вред народу и государству, совершает преступления, которые должны быть наказаны, если не сразу, то на суде Истории обязательно.

Это относится не только к самим правителям, но и к их серым кардиналам, иногда даже в большей мере, потому что именно они являются идеологами, организаторами и исполнителями всех добрых и злых дел в государстве.

В этой книге вы увидите, что к власти в СССР и Российской Федерации редко приходили те, кто сам не был серым кардиналом, — это Сталин, отчасти Хрущев, Андропов, Горбачев, отчасти Ельцин и Путин. Все они смогли победить в «подковерной борьбе» за власть благодаря тому, что раньше времени не проявляли своих амбиций.

Оставаясь в тени, как спортсмены в беге на дальние дистанции, они перед финишем неожиданно для соперников вырывались вперед и становились во главе партии и государства — это Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко и Ельцин.

Все они, как патриоты и государственники, старались, как могли, сделать всё возможное для величия и процветания государства и оставить свой след в Истории. Кто из них был лучше или хуже для России, рассудит Время.

Кризис или конец цивилизации?

Апостол Павел признавал наличие совести даже у людей, далеких от религии, но умеющих различать правду от лжи: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…»

Прогресс цивилизации, начиная с эпохи Возрождения, усыпил разум и просветление души человека, обратив их к новым реальным ценностям — увеличению количества и качества производства и потребления материальных благ, в основе которых лежали не столько интеллектуальные и научные успехи, а государственные и классовые интересы власти.

Однако трезвая оценка исторических тенденций, идеологических и социальных концепций, политических и экономических реформ показывает, что в основе результатов, получаемых от преобразований, лежат не материальные, политические и идеологические процессы, а сознание людей с их нравственными принципами и мотивами поведения, которое должно было привести к развитию высших качеств личности, но его подменили новыми «общечеловеческими ценностями».

Спор о приоритете материального или духовного в человеческим сообществе, начатый еще Христом, уже двести лет является актуальным для России. Это лежит в основе всех разногласий, порождающих реформы и революции, а также то тлеющей, то разгорающейся «гражданской войны» в умах россиян.

Это ярко проявилось еще в споре Тютчева и Белинского. Белинский надеялся, что капитализм с его материальными благами (строящаяся железная дорога от Москвы до Петербурга как символ перемен) приведет к созданию гражданского общества с нравственными людьми и победит русскую «Птицу-Тройку» с её традициями и невежеством.

Но оказалось, что прав был Тютчев, который в письме к Уварову 20 августа 1851 года почувствовал совсем другую тенденцию:

«Я далеко не разделяю того блаженного доверия, которое питают в наши дни ко всем этим материальным способам, чтобы добиться и осуществить согласие и единодушие в политических обществах. Все эти способы ничтожны там, где не достает духовного единства, и часто даже они действуют противно смыслу своего естественного назначения.

Доказательство может служить то, что происходит сейчас на Западе. По мере того как расстояния сокращаются, умы всё более и более расходятся. И люди охвачены этим непримиримым духом раздора и борьбы — уничтожение пространства никоим образом не является услугой делу общего мира, ибо ставит их лицом к лицу друг с другом. Это всё равно что чесать раздраженное место вместо того, чтобы успокоить раздражение…»

170 лет назад Тютчев точно описал происходящее с человечеством в XXI веке: сейчас время «ускорилось» и технический прогресс достиг немыслимых высот, но умственные способности человека не справляются с огромным потоком информации, поэтому во всех странах во власти и в элитах почти нет нормальных людей. Но главное — моральные и духовные качества человечества не только не улучшились, а свидетельствуют о полной его деградации.

Вместо взаимопонимания и сотрудничества страны враждуют, а внутри многих государств идет гражданская война. Причина в том, что отсутствие духовных качеств в людях идеологи пытаются заменить рассуждениями о гуманизме, прогрессе, демократии, новом мышлении, либерализме, рынке и правовом государстве… Но торжествуют алчность, зависть, тщеславие и властные амбиции, и получается «не как лучше», а гораздо хуже, «чем всегда».

Об этом предупреждал Достоевский: «Ясно, что общество имеет предел своей деятельности, тот забор, на который он натыкается и остановится. Этот забор есть нравственное состояние общества, крепко соединенное с социальным устройством его!»

В результате десятилетий холодной войны СССР был разрушен враждебным окружением и предательством внутренних элит и вместо перехода на новую ступень коммунистического строительства вскочил на ступеньку уходящего поезда глобального капитализма. Это была стратегическая ошибка — капитализм тогда уже прошел точку невозврата и теперь сам ищет выход в новом социализме, а элиты РФ всё ещё не решили, куда идти, и цепляются за бессмысленное настоящее…

Неужели Чаадаев был прав, когда утверждал: «Дело в том, что прогресс человеческой природы вовсе не безграничен, как это обыкновенно воображают, для него существует предел за который он никогда не переходит. Вот почему цивилизации древнего мира не всегда шли вперед… Дело в том, что как только материальный интерес удовлетворен, человек больше не прогрессирует, хорошо еще, если он не идет назад!»

К сожалению, сейчас человечество в очередной раз подошло к очередной точке сингулярности и, похоже, хочет не просто деградировать, а прекратить историю человека как «разумного» (?) вида, уступив свое место киборгам или искусственному нечеловеческому интеллекту…

Изобилие материальных благ и освобождение человека от повседневного труда и забот делает сегодня его жизнь бессмысленной, где творчество заменяют бесконечные наслаждения и извращенные желания, которые, как наркотики, парализуют духовные силы человека.

Предсказанный Фукуямой «конец истории» завершился победой капиталистической либеральной экономики над коммунизмом, но победа оказалась пирровой. Причина этого — необузданная алчность, эгоизм и нечестная конкурентная борьба, уничтожающие подлинные свободы, честь, совесть, достоинство, милосердие и самопожертвование. Личность исчезает, а общество превращается в стадо, и теперь результаты этой победы угрожают не только Западу, но и всему человечеству.

По словам философа К.Н. Леонтьева, «все менее и менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к отечеству, и именно потому, что они всё еще сдерживают, на них более всего обращена ненависть и проклятия современного человечества. Они падут, и человек станет абсолютно и впервые «свободен». Свободен, как атом трупа, который стал прахом».

Гениям свойственно заблуждаться, и Лев Николаевич Толстой искренне заблуждался о намерениях Бога:

«Природа, говорят, экономна своими силами, — при наименьшем усилии достигает наибольших результатов. Так же и Бог. Для того чтобы установить в мире Царствие Божие, единение, служение друг другу и уничтожить вражду, Богу не нужно делать это самому. Он вложил в человека свой разум, освобождающий в человеке любовь, и всё, чего он хочет, будет сделано человеком. Бог делает своё дело через него. А времени для Бога нет, или есть бесконечное. Вложив в человека разумную любовь. Он уже всю сделал».

В этой фразе столько наивных заблуждений, что это простительно только глубоко верующему в своего Бога человеку — Льву Толстому.

Получатся, что Бог поручил установить «Царствие Божие» человеку?! Бог этого людям не поручал, он хотел, чтобы они стали Людьми. Толстой считал, что люди — если не дети Бога, то его посланники и для этого Бог вложил в человека СВОЙ разум. Следовательно, люди, по Толстому, обладают разумом Бога и делают на Земле Царство Божие вместо него?! Для этого у Бога есть бесконечное время…

Да, у Бога есть бесконечное время — Бог и есть Время. Но Бог дал людям не свой разум, а человеческий, с правом выбора и ошибок. Он не поручал человеку устанавливать на Земле Царство Божие. Что Бог хотел, сотворив Землю и человека, мы не знаем. Согласно Библии — только плодиться, размножаться и творить что угодно по своему человеческому разумению! Это эгоистичное, неразумное и агрессивное человечество и творит на Земле уже несколько тысяч лет.

Но если у Бога время бесконечно, то у человечества оно уже заканчивается. В способности человека быть разумным и создать совершенное общество ошибались все пророки — Христос и коммунисты. Человечество пока несовершенно, оно скорее склонно к безумию и самоубийству.

О том, что перестройка, развал СССР и трагедия 90‐х годов были ошибкой, спустя десять лет признали многие реформаторы, в том числе Примаков и Лужков, об этом писали десятки, если не сотни историков, философов и общественных деятелей, но их никто не хочет слышать.

СССР проиграл США в холодной войне не потому, что у советского руководства не было реальной картины мира. Её не было тогда ни у кого, и у США тоже, но руководство СССР не смогло реально оценивать ситуацию в стране и в мире. Поэтому часть советской элиты захотела стать частью капиталистического мира потребления, а СССР разрушили вместе с ними враги, предатели и трусы…

Каждая общественная система имеет свои уязвимые места. Римская империя погибла от роскоши и разврата, европейские абсолютные монархии — от отсутствия свободы, а капитализм — от жадности монополий и от ложного понимания демократии и свободы. Советская власть и коммунизм в СССР погибли от такой малости, как несовершенство природы человека, когда советский народ по примеру своей элиты стал эгоистичным, циничным и агрессивным мещанином-потребителем с прогрессирующим инстинктом частного собственника.

Советская идеология перестала соответствовать вызовам времени, а отсутствие положительного примера со стороны партийной элиты привело к неверию в идею построения коммунизма. Даже Фидель Кастро считал, что СССР был святым местом на Земле, но его распяли, как Иисуса Христа, а папа римский Иоанн II заметил, что с распадом СССР христианство кончилось…

Можно ли было сохранить СССР и продолжать строительство коммунизма, несмотря на несовершенство человеческой природы, чтобы создать нового человека и гражданина? Наверное, можно, но для этого нужны были другая идеология и пример власти и элиты общества. Кроме того, для стимулирования элит необходимы были регулярные «чистки».

Троцкий еще в первые годы советской власти осуществлял жестокие и несправедливые «чистки», особенно среди русского населения — интеллигенции, казачества и духовенства, за что и поплатился. По определению Сталина, «по мере строительства социализма классовая борьба в обществе обостряется». Это не было преувеличением. Поэтому он провел «чистку» в 30‐х годах, но только один раз.

Потом была кровопролитная война с огромными жертвами, после которой ослабленному народу нужно было дать возможность набрать силу для новых свершений и улучшить его материальное положение. Однако на этой волне возродилось, окрепло и превратилось в самостоятельную классовую силу мещанство.

Оно проникло во все слои общества и в партийную элиту, и агенты влияния возбудили мещанство соблазном капиталистического рая и использовали его как критическую контрреволюционную массу в перестройке для разрушения СССР в 1991 году.

Вывод очевиден: нужна новая идеология, адекватная вызовам времени. Нужна «чистка» элиты и власти. Нужно выращивать, воспитывать и контролировать новую элиту и формировать из пассивного общества образованных, активных и целеустремленных к идеалам справедливости граждан.

Нет пророков в своём отечестве. Но у России есть свой путь, и, как писал Тютчев, «в Россию можно только верить!». Поэтому она, несомненно, родит своих пророков, а народ сам разберется, какой должна быть Россия и для кого.

Кто такие политики и серые кардиналы?

Исторический экскурс

Политика (др. греч. ποιτική — «государственная деятельность») — деятельность органов государственной власти и события в обществе, связанные с функционированием государства. Термин введён в IV веке до н. э. Аристотелем: политика — искусство управления государством (полисом). Но существуют различные представления о природе и происхождении политики.

Мнение автора: политика — это многоплановое социальное явление, связанное с организацией системы деятельности всех институтов власти и государства для управления обществом с использованием элементов демократии для саморегулирования общества.

Серый кардинал — человек, как правило не занимающий формальной руководящей должности, но фактически влияющий на процесс управления. Чаще о серых кардиналах говорят в контексте политики, но они могут присутствовать в любой организации.

Впервые с понятием «серый кардинал» мы сталкиваемся в романе Александра Дюма «Три мушкетера», где он рассказывает о времени правления во Франции Людовика XIII. Несмотря на то что формально он являлся носителем власти, фактически управлял страной Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, известный нам как кардинал Ришелье, который получил прозвище «красный кардинал» из-за цвета шапочки, положенной ему по статусу.

Однако Ришелье был не единственным теневым лидером в те времена. За ним стоял не занимавший формального поста отец Жозеф. Дюма в своем романе говорит о нём: «Был еще, правда, «отец Жозеф», но его имя произносилось не иначе как шепотом: так велик был страх перед «серым преподобием», другом кардинала Ришелье».

Часто серый кардинал настолько прочно занимает свою позицию теневого лидера, что получает статус фактического руководителя, и вокруг формируется теневая система управления со своими механизмами и иерархией. Для них характерны общие черты — это умные, расчетливые, уверенные в себе люди, обладающие сильной интуицией, манипуляторскими навыками и мыслящие стратегически.

Они не стремятся к всеобщему признанию, но стремятся к власти. Они замкнуты и недоверчивы. Они легко читают эмоции других людей и прекрасно контролируют собственные, сохраняя холодной рассудок в стрессовых ситуациях, что позволяет им выжидать подходящего момента, чтобы добиться желаемого результата.

Они ловкие игроки и манипуляторы, способные чужими руками прийти к цели, используя любые средства и методы, даже самые грязные и аморальные, но оставаясь при этом в тени. Несмотря на стремление избежать публичности, они часто становятся популярными, изменяют историю своих стран и входят в мировую историю

Еще в Древнем мире были известны знаменитые наставники и серые кардиналы правителей — Аристотель при Александре Македонском и Сенека при Нероне.

Ливия Друзилла — жена древнеримского правителя Октавиана Августа известна как умелый манипулятор, руководствующийся личными интересами. Октавиан оставил ради неё жену Скрибонию после того, как она родила ему дочь. Их брак длился 52 года. Ливия имела огромное влияние супруга и постоянно вмешивалась в государственные дела.

По ее просьбе было помиловано много людей, приговоренных к казни. Главной её целью было усиление влияние сыновей от первого брака. Старшего — Тиберия — она женила на дочери Октавиана, а все конкуренты Тиберия на руку невесты загадочным образом были устранены с участием Ливии.

После смерти Октавиана на престол взошел Тиберий, и Ливия играла при нём роль серого кардинала. Но сын не хотел, чтобы мать вмешивается в государственные дела, и между ними возник конфликт, в результате которого Тиберий оставил трон и покинул Рим навсегда.

Ли Ляньин

Серые кардиналы правили во все времена и на разных континентах. На Востоке самыми влиятельными считались евнухи при султанах и шахах, а также приближенные к царской семье. Одним из влиятельных евнухов при китайском дворе был Ли Ляньин — сын простого сапожника, который для доступа к власти стал евнухом и устроился на службу к императору, где сделал карьеру с помощью наложницы Лань Кэ.

Сначала она совершенно не понравилась императору и имела в гареме самый низший ранг. Ляньин Ли нанял учителей, которые обучали ее музыке, рисованию, поэзии, танцам и любовному искусству. В знак благодарности она отдавала евнуху большую часть своих денег. Вскоре она очаровала императора и родила ему единственного наследника, получив после этого доступ к власти и новое имя Цыси. Вместе с ней к власти пришел и евнух, ставший её фаворитом и серым кардиналом.

Цыси прославилась как жестокая императрица, которая вместе с Ли Ляньином использовала самые аморальные методы. Одними из главных их «заслуг» стали легализация взяточничества и расхищение казны.

Евнух был единственным, кто мог сидеть при императрице, и даже на её троне. Вместе с Цыси они растратили государственную казну, и императорская династия Цин закончилась. Но евнух Ли Ляньин за время своего теневого лидерства нажил много врагов и, по одной из версий, был отравлен.

Кардинал Ришелье

Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, получивший прозвище «красный кардинал», отличался необычайный умом, красноречием и эрудицией.

Дюма изобразил его организатором всех дворцовых и шпионских интриг. Это соответствовало реальным фактам. Ришелье для достижения своей цели использовал абсолютно все методы: шпионаж, доносы, сплетни, коварство и подлость.

Он не доверял никому и говорил: «Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть». Ришелье безгранично верил только своему помощнику отцу Жозефу, который был его единственным другом и исполнителем его приказов. Ришелье был проницательным и умел стратегически мыслить. Но, в отличие от героя Дюма, который прославился подлыми поступками, он сделал для своей страны очень много хорошего и полезного.

Благодаря ему были запрещены дуэли, основана Французская академия наук, увеличен флот, завершена феодальная раздробленность и налажены торговые отношения с другими странами. Своими делами он прославился не только во Франции, но и в других странах. Российский император Петр I, посетив могилу Ришелье, сказал, что отдал бы такому министру полцарства за то, чтобы тот помог ему управлять второй половиной.

Отец Жозеф

В произведениях Дюма Ришелье предстает хитрым и коварным человеком. На самом деле он был талантливым политиком и патриотом Франции. Но в одиночку бороться с могущественной испанской партий при французском дворе он не мог.

Поэтому его верным помощником и участником всех интриг был Франсуа Леклер дю Трамбле. Он когда-то мечтал о военной карьере, но внезапно постригся в монахи ордена капуцинов под именем Жозеф. Из-за невзрачного бурого облачения его прозвали «серым», но кардиналом он стал только перед смертью — в 1638 году.

«Два человека являются воплощением французской политики начала XVII века: один, Ришелье, был ее архитектором, а другой, отец Жозеф, — ее стержнем», — писал французский историк Пьер Бенуа. Отца Жозефа боялись и ненавидели современники, но историки не определились, был он гением или злодеем. Во время Тридцатилетней войны он значительно повысил налоги, и многие французы оказались в крайней бедности.

Отец Жозеф вел аскетический образ жизни: питался хлебом и водой, ходил пешком и умер в полной нищете. Он вершил международную политику Людовика XIII, наводнил Европу и Восток своими шпионами, плел интриги против Англии и Франции и боролся с протестантами.

Его называют бессердечным человеком и садистом. Он считал, что цель оправдывает любые средства. Поэтому серый кардинал был для Ришелье одновременно суровым аскетом, искренним патриотом, преданным другом, религиозным фанатиком, беспринципным политиком и коварным интриганом. Для достижения цели он использовал обман, клевету, подкуп, шантажа и убийства.

Всё это время он не имел официального статуса, но в последние месяцы его жизни Ришелье добился для него должности кардинала. Однако, имея в своих руках огромную власть, он не использовал её для собственного обогащения. Его главной миссией как ревностного католика и патриота было служение Родине, королю и Богу.

Фредрик Мунк

Шведский король Густав III не ладил со своей супругой Софией-Магдаленой, возможно, из-за своей нетрадиционной ориентации. Но королева должна была родить наследника престола, и Густав III обратился за помощью к камер-пажу Адольфу Фредерику Мунку.

Оказалось, что серые кардиналы могли помогать правителям не только в государственных делах, но и в любви. Этому юноше удалось примирить короля и королеву, и София-Магдалена зачала законного наследника. Скорее всего, Мунк сам соблазнил Софию и стал отцом наследника — будущего Густаву IV.

За это Мунк был щедро награжден королем и королевой титулом барона и должностью интенданта королевского дворца. Позже он занял место в шведском рыцарском ордене серафимов, который по престижности равнялся легендарному «Круглому столу» короля Артура. Позже он стал графом и милости получал не за свои советы, а за то, что делил ложе с королем Густавом.

Во время конфликта с Россией король, по совету Мунка, наладил выпуск поддельных российских монет высокого качества, которые отличались только коронами над головами гербовых орлов. Одержав победу на экономическом фронте, Густав III начал военные действия, но после нескольких побед прекратил войну, возможно, опять по совету пройдохи Мунка.

Жозеф Фуше

Фуше был беспринципным серым кардиналом и успешно служил сразу нескольким правителям. Он получил прекрасное духовное образование и формально был монахом, что не мешало ему глумиться над католической церковью и подчеркивать свой атеизм.

Французскую революцию Фуше встретил с радостью. Она открывала перед ним множество новых возможностей. Сначала он примкнул к партии якобинцев и активно поддерживал их политику террора. Он выступал за казнь Людовика XVI, а во время восстания в Лионе по его приказу были расстреляны сотни человек. Но как только популярность террора пошла на спад, Фуше переметнулся к умеренному крылу и стал осуждать террор.

Он участвовал в свержении и казни своего соратника Робеспьера. В 1799 году Фуше, став министром полиции, начал собирать компрометирующие материалы на сильных мира сего, создал для этого разветвленную шпионскую сеть со штатом провокаторов и «служителей закона» — наемных убийц. (Кстати, это оригинальный и циничный термин. Жаль, что его не используют сегодня.)

Затем в хаосе революции он сделал ставку на амбициозного Наполеона и не проиграл. После государственного переворота он хотя и не пользовался доверием императора, но сохранил пост министра полиции. Но в 1809 году, предчувствуя падение Наполеона, он уже вёл переговоры со всеми — с роялистами, республиканцами и англичанами, выгадывая, кто предложит ему больше.

Поэтому после реставрации Бурбонов он снова оказался их самым преданным сторонником. Даже вернувшегося из изгнания Наполеона он встретил как освободителя, и тот оставил его на посту министра, а после поражения Наполеона при Ватерлоо Фуше становится активным участником второй Реставрации, и Людовик XVIII снова назначает его министром полиции.

Так Фуше удалось сохранить свой пост и свою жизнь при смене пяти правительств, и умер он в собственной постели, хотя и в добровольном изгнании в Австрии, в окружении семьи, которой оставил состояние в 14 миллионов франков. Такие «подвиги» не под силу простым серым кардиналам, если только они не являются отъявленными авантюристами, которым возможно невероятное.

Эдвард Мандел Хауз

В 1876 году Хауз вместе со своим другом Оливером Мортоном был вовлечён в президентскую избирательную кампанию. Отец Мортона был сенатором, и юноши вместе попали «за кулисы» политической жизни страны.

Эдвард тогда понял, что «лишь двое-трое в Сенате и двое или трое в палате представителей вместе с президентом действительно правят страной. Все остальные — только подставные фигуры… поэтому я не стремился к официальным постам и не старался ораторствовать».

Получив наследство, он занялся бизнесом, но это было только игрой — его занимала только политика. В 1892 году на губернаторских выборах в республиканском Техасе он поддержал кандидата от демократов Джеймса Хогга и негласно руководил его избирательной кампанией, и Хогг победил. Затем Хауз 10 лет был советником четырех губернаторов, но не занимая официальных постов.

В 1912 году, во время президентских выборов, он вышел на мировую политическую арену, когда помог приходу к власти Вудро Вильсона, который стал своему серому кардиналу другом. Поэтому политику Вильсона определяли финансовые круги США и особенно — Хауз, который называл себя «властью, стоящей за троном».

Благодаря политике Хауза США стали активно вмешиваться в европейские события. Лига Наций была их политическим оружием, как и многие решения Парижской конференции, которая подводила итоги Первой мировой войны. Только один проект Хауза не был реализован: «Мир будет жить спокойнее, если на месте России будет не одно государство, а четыре».

В конце жизни серый кардинал Хауз ушёл из политики и занялся литературным творчеством… Его миссия была завершена.

Андрей Остерман

При российском императоре Петре I роль серого кардинала принадлежала не только Меншикову, но и немцу Генриху Иоганну Фридриху Остерману, получившему в России имя Андрей. Он бежал из Европы после убийства человека на дуэли.

В России он сумел познакомиться с Петром и завоевал его доверие. Легко освоив русский язык, он стал отвечать за все международные переговоры и организацию тайных встреч с послами европейских держав. Как блестящий переговорщик, он сумел добиться для России выгодных условий на мировой арене и сделал карьеру при императорском дворе.

Остерман сыграл большую роль в европеизации России, разработав Табель о рангах, которая систематизировала политическую структуру и закрепила обязанности за каждой должностью. Он был расчетливым, хитрым и коварным стратегом, прекрасно чувствуя, когда надо польстит покровителям, а когда отойти в тень. Благодаря талантам дипломата и умению приспосабливаться он оставался фаворитом у всех последующих правителей и после смерти Петра I.

Но после дворцового переворота дочери Петра Елизаветы, которая свергла с престола императрицу Анну Иоанновну, Остерман попал в опалу, был приговорен к ссылке, где и скончался спустя пять лет.

Григорий Распутин

Ясновидящий и авантюрист старец Григорий Ефимович Распутин был одной из самых загадочных фигур в российской истории.

Этому простому крестьянину, человеку без образования, удавалось в течение ряда лет руководить поступками семьи Николая II и его супруги, а через неё и политикой России. Одни его называли «царский друг», считая его развратником и антихристом, поэтому ненавидели ото всей души. Другие называли «юродивым» Старцем и ясновидящим пророком и даже пытались канонизировать.

Распутин своим поведением полностью соответствовал своей фамилии, но также верно и то, что он действительно имел гипнотическую власть над членами царской семьи и над многими женщинами. Но главным является то, что он был серым кардиналом и демоном для всей России.

Распутин реально повлиял на внешнюю и внутреннюю политику России, как положительно, так и негативно. Его пророческие слова о гибельности участия в Первой мировой войне и о том, что после этого царскую семью ждет гибель, а русский народ хаос гражданской войны, оказались пророческими и сбылись полностью…

Он не любил иностранцев, подозревал их во враждебной политике в отношении России, за что был убит по заданию английской разведки группой заговорщиков во главе с членом царской семьи князем Юсуповым.

Генрих Гиммлер

Как неприметный мужчина со слабым здоровьем Гиммлер стал самым влиятельным и жестоким серым кардиналом в фашистской Германии? В студенчестве он увлекся выступлениями Гитлера и вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию.

Канцлер Германии Гитлер нуждался в надежных людей и обратил внимание на молодого человека, который славился ответственностью, целеустремленностью, исполнительностью и педантичностью, и назначил его рейхсфюрером СС. Возглавив организацию, состоящую всего из 300 человек, он превратил ее в огромную армию из 50 тысяч солдат, внушавшую страх даже высшим чинам Третьего рейха.

Получая всё большую власть и контроль над ситуацией в стране, он вскоре превратился во вторую по значимости фигуру после Гитлера. К концу Второй мировой войны в подконтрольных ему СС состояло уже около 800 тысяч человек.

Именно Гиммлер был идейным вдохновителем и апологетом человеконенавистнической расовой политики. На нем лежит большая вина за холокост, концлагеря смерти и гибель миллионов невинных людей. По количеству убийств, совершенных по его приказу, он был вторым человеком после Адольфа Гитлера.

К сожалению, фашистская и национал-социалистическая власть в Германии породила не только «сон разума», но множество серых кардиналов — демонов Апокалипсиса, которые не просто по приказу Гитлера, а по личным извращенным убеждениям ежечасно совершали преступления против человечества.

Нюрнбергский процесс приговорил большинство из них к смертной казни, но их идеи еще живы в умах западной элиты и апологетов Четвёртого интернационала в виде тотальной диктатуры мирового правительства англосаксов, которое мечтает о цифровом рабстве для остального населения планеты.

Мартин Борман

Другим серым кардиналом в окружение Гитлера был Мартин Борман. Вступив в Национал-социалистическую рабочую партию Германии, юный Борман упорно продвигался по партийной лестнице и вскоре был назначен членом верховного командования.

Современники характеризовали его как специалиста по интригам и политической борьбе, готового идти по головам ради достижения цели. Ему было доверено вести денежными дела Гитлера, что давало полную власть над финансами фашистской Германии. Он обладал огромным влиянием на канцлера Гитлера и впоследствии стал его другом.

За скромной внешностью скрывался грамотный стратег и умный манипулятор, обладавший огромным могуществом. Завоевав расположение фюрера своей преданностью и работоспособностью, он смог переиграть всех своих соперников и стал одной из влиятельнейших фигур нацистской Германии.

Его тайная деятельность была столь изощренной и многовекторной, что его до сих пор не без оснований считают двойным агентом советской и английской разведок…

Михаил Суслов

Михаил Андреевич Суслов после смерти Сталина был серым кардиналом при Хрущеве и Брежневе. Начав свою карьеру еще при Сталине, он стал главным идеологом страны и получил прозвище «тайный Генсек». Были те, кто еще при Сталине был уверен, что именно Суслова вождь хочет видеть своим преемником, но это была иллюзия. Этого не хотели ни Сталин, ни Суслов, а потом и все остальные вожди партии.

В 1962 году Суслову по инициативе Хрущева было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Но, несмотря на это, в 1964 году он участвовал в смещении Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. При Брежневе Суслов единолично отвечал в партии за образование, цензуру, культуру и идеологию. Он был консерватором, поэтому современные либералы ошибочно считают, что он инициировал гонения на диссидентов и интеллигенцию и на нем лежит вина за многочисленные аресты и ссылки.

В действительности он был самым осторожным и осмотрительным из всех членов Политбюро и свое мнение высказывал, только когда понимал, что оно будет одобрено.

Суслов был настоящим серым кардиналом, потому что на участке партийной идеологической работы он властвовал безраздельно и его побаивались остальные члены Политбюро. Был он и не слишком страшным демоном для многих из партийной элиты, потому что был прямолинеен и труслив и от него можно было ожидать только плохого.

Чхве Сун Силь

Эта женщина, не занимавшая официальных должностей, недавно была серым кардиналом в Южной Корее. Только весной 2018 года, когда разразился огромный скандал в связи с судебным процессом над бывшим президентом республики Южная Корея Пак Кун Хе, стала ясна её роль в политике страны.

На суде президенту Хе было вынесено обвинение в злоупотреблении полномочиями, коррупции и нарушении в ходе парламентских выборов. Расследование выявило, что лучшая подруга президента Чхве Сун Силь активно вмешивалась в государственные дела, получала большие деньги от государственных корпораций, имела доступ к государственным тайным страны и оказывала сильное влияние на Пак Кун Хе.

Её махинации вскрылись, когда в руки журналистов попал её планшет, в котором хранились секретные документы и черновики текстов выступлений президента. Она не только исправляла речи Кын Хе, но и узнавала от него секретную информацию, которую использовала в корыстных целях.

Благодаря «дружбе» с президентом она возглавила несколько благотворительных фондов, а полученные миллионные пожертвования выводила на счета подставных фирм. Сун Силь была приговорена судом к тюремному заключению сроком на 20 лет, а Пак Кун Хе получил 32 года лишения свободы.

Заключение

Термин «серый кардинал» давно стал именем нарицательным. Обычно его используют в негативном контексте, когда хотят сказать об интригане, распускающем сплетни, манипулирующем другими, использующем любые методы для достижения своих политических или корыстных целей.

При этом теневые лидеры руководствуются разными мотивами. Одни действительно верят, что служат благородным целям во имя страны, религии или идеи. Другие просто одержимы властью, но, независимо от этого, отрицать влияние серых кардиналов бессмысленно. История не терпит сослагательного наклонения, но, если бы их не было у власти, все могло бы быть совершенно иначе, причем не обязательно лучше…

К числу серых кардиналов, ангелов и демонов советской и российской власти можно отнести:

У Ленина: ангелы: Плеханов, Керенский-отец, Крупская, Сталин, Инесса Арманд… Демоны — брат Александр, Троцкий, Арманд, Сталин, евреи, русские, священники и казаки.

У Сталина — ангелы — Ленин, Литвинов, Рузвельт… Демоны — Троцкий, Крупская, Гитлер, Тухачевский, Черчилль, Хрущев, Жуков, Берия, Маленков, евреи, русские и сам Сталин…

Но у Ленина и Сталина почти не было серых кардиналов — они были слишком авторитарны, чтобы соглашаться с чужим мнением, но иногда приходилось…

У Хрущева: ангелы — Сталин, Жуков, Серов и часть интеллигенции. Демоны — Сталин, Берия, Абакумов, Шелепин, Семичастный, Брежнев, партноменклатура и церковь.

У Брежнева: ангелы — Сталин, Андропов, жена, партноменклатура Украины… Демоны — Косыгин, Машеров, Андропов, дочь Галина, часть интеллигенции, агентура влияния США и партноменклатура Средней Азии и Кавказа.

У Андропова: ангелы — Куусинен, Брежнев, Чазов, Громыко, Примаков… Демоны — Шелепин и Семичастный, Косыгин, Щелоков, Чазов, Питовранов, прошлое Андропова и русские националисты.

У Горбачева: ангелы — жена Раиса, Андропов, Чазов… Демоны — жена Раиса, Яковлев, Ельцин, Крючков, Запад — Тэтчер, Буш и Коль, Ватикан, интеллигенция и агентура влияния США…

У Ельцина: ангелы — Андропов, Яковлев, Шеварднадзе, ЦРУ, жена — Наина, Коржаков… Демоны — жена, дочь Татьяна, Чубайс, Березовский, Примаков, Лужков, Коржаков, олигархи и «Семья», политтехнологи — Павловский, Белковский, Кургинян, интеллигенция и агентура влияния Запада, Сорос и сам Ельцин…

И питерское прошлое…

У Путина — их тоже было и есть немало, но главное — он сам и его прошлое…

У Медведева: ангелы — жена, Путин, евреи, спецслужбы и демпартия США… Демоны — Путин и ФСБ…

О советских и российских правителях, об их серых кардиналах, ангелах и демонах, основных соратниках и врагах пойдет подробно речь в этой книге.

СВОЙ ВЗГЛЯД

Серые кардиналы, несомненно, выдающиеся люди, как правило, они талантливы в чем-то одном, но при этом обязательно амбициозны, агрессивны, а нередко и корыстны в достижение поставленной цели. Они очень щепетильны, когда их оценивают со стороны, но достаточно откровенны в оценке самих себя, особенно на пике славы, после отстранения от власти или накануне смерти.

Для примера интересно послушать, что говорит о смысле своей жизни один из самых удачливых современных мировых серых кардиналов Стив Джобс: «Богатство — это только факт жизни. Не важно, какие вещи у тебя есть, — ты всегда одинок…Можно купить всё, нанять кого угодно, но нельзя купить жизнь. Счастье, если есть друзья, с которыми можно поговорить по душам…»

Возможно, о том же говорил и президент России Путин. Фразу про Ганди он произнес в 2007 году, отвечая на вопрос корреспондента немецкого журнала Spiegel. Репортер попросил Путина ответить, считает ли он себя «демократом чистой воды». Президент подтвердил, что считает себя «абсолютным и чистым демократом… Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет».

По его словам, в Северной Америке «творится ужас один, в Европе — беспорядки, была надежда на ребят с Украины… но и они себя дискредитировали. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».

Дело не в том, что власть, богатые и успешные люди считают, что мир деградировал и в нём умных людей, достойных, чтобы с ними разговаривать, становится меньше. Это правда — человечество преуспело в технологиях, но одновременно деградировали человеческие разум и мораль. Дальше всех в этом зашел Греф:

«Если каждый человек будет участвовать в управление, что же мы неуправляем… Древние зашифровывали знания, боялись донести их до простого народа. Они понимали, что как только все люди поймут основу своего Я и идентифицируются, получив равный доступ к информации, не препарируемой государством и СМИ, управлять ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда имеют знания… Как управлять обществом, где все будут иметь равный доступ к информации, судить напрямую, а не через обученных государством политологов. Мне от этого становится страшно».

Дело в том, что власть, богачи и элита живут в другом мире, где ничто не связывает их с абсолютным большинством человечества. Они не желают разговаривать с народом, потому что презирают его, но и между собой им тоже говорить не о чем, кроме как о своём богатстве и величии. Но даже такие разговоры для них опасны, остается только откровенная лесть и лицемерие.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Серые кардиналы советской эпохи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я