Мне привелось побывать во многих местах и попадать в такие переделки, что даже теперь удивляюсь тому, как вроде бы незначительные события оказывается имеют неожиданное продолжение, а иногда становятся даже судьбоносными. Понять их подлинный смысл удается не всегда. Но, отбросив прочь мелочи быта, можно увидеть их суть и важность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дресва» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как паровоз нам праздник преподнес
Это случилось как раз в то далекое время, когда я служил в армии. Мы строили железную дорогу Ивдель-Обь. Считалось, что это комсомольско-молодежная стройка, хотя вели ее не только мы — военные железнодорожники вместе с несколькими частями стройбата, но еще и зеки кое-где применялись. Но как говорится, факты упрямая вещь — ведь большая часть строителей, действительно, оказывалась комсомольского возраста. Другими словами, сплошная молодежь, но вот бездумного задора, свойственного молодым, почти не наблюдалось. Да и приехали мы в те края не по зову сердца, и, всего скорее, не собирались оставаться там, а хотели уехать при первом же случае.
Но нельзя сказать и то, что у нас была сплошная работа и серые будни, конечно, не это так. На самом деле, мы и веселились и даже песни пели не только строевые, но праздника все равно хотелось, а в армии они редки.
Мне немножко повезло, потому что совсем недавно перешел работать на паровоз, да и еще угодил в хорошую компанию — в бригаду, где работал мой дружок Валерка С. В экипаже нашего паровоза собрались ребята с западных окраин СССР. Там были прикарпатские украинцы, латыши, литовцы и эстонцы. А рядом с нами — на этой же станции работали бригады еще с двух паровозов и тепловоза.
Надо признать, что в каждой из них подобрались ребята ничуть не хуже, и тоже удивляли национальным разнообразием. Только паровозники почему-то чаще оказывались родом с окраин СССР, а тепловозники, наоборот, из мест поближе к центральным районам страны. Видно, на окраинах еще водились паровозы, а в центральных областях уже преобладали тепловозы с электровозами.
Сложившаяся национальная пестрота сослуживцев нас даже радовала. Потому что каждый чем-то удивлял — украинцы хорошо «спивали» свои мелодичные и красивые песни, ребята из Кургана рассказывали о красоте весенней степи, а неторопливые эстонцы почти каждую фразу произносили, как афоризм.
Хотя на станции в каждом из вагончиков обитало чуть меньше десяти человек, но мы редко встречались все вместе, и даже с другом Валеркой я виделся не часто. А все потому, что на каждом локомотиве смена экипажей проходила случайно. Проще говоря, мы сменялись, когда вернемся с составом на станцию, где стоит наш вагон. А когда это случиться, угадать невозможно, потому что этому мешало множество препятствий. Но о них речь впереди.
Из-за этой непредсказуемости менялись и наши развлечения во время отдыха — ведь почти всегда мы встречались в разных сочетаниях примерно сорока сослуживцев, живущих в соседних бригадах. Отсюда песни, рассказы, игры, анекдоты, то есть все совместные занятия во время отдыха, не повторялись. И это тоже вносило разнообразие в нашу жизнь.
Так летом за сутки отдыха, а часто даже и больше, мы успевали интересно пообщаться, покупаться, порыбачить, полакомиться ягодами и грибов насобирать, а то и насушить их прямо в кабине паровоза, если кому-то захотелось послать грибы почтой своим родным.
Зимой же катались на лыжах и коньках, пока на льду мало снега, а когда его выпадало достаточно, появлялась возможность поохотиться на зайцев с силками. Телевизоров, естественно, еще не было в обиходе, но слабенькие, зато морально выдержанные приемники, были. Правда, они принимали только «Маяк» и Москву со Свердловском. Но хватало книг — библиотека работала исправно — совсем недавно я занимался этим круговоротом книг в природе, и он пока сохранялся.
И вдруг этот сложившийся распорядок рухнул, а мы стали свободны, как вольные птицы. Но вот причиной этого события, ставшего для нас праздником, стал… паровоз!
Чтобы понять проделку большой и солидной машины, надо сказать несколько слов о них. На самом-то деле, паровоз только с виду неуклюжий, грязноватый и шумный — свистит он неожиданно громко, пыхтит от натуги, а временами энергично отфыркивается. Но если присмотреться внимательнее, то поймешь, что это работящая машина, да еще и каждая со своим характером.
А получаются эти «личные» особенности потому, что наши паровозы — это машины уже старые и давно работающие. Можно сказать, что они в возрасте, то есть бывалые, испытавшие разные проделки и переделки. У этих локомотивов сменилось уже много хозяев. Были среди них и люди равнодушные, а то и того хуже, ленивые и неласковые.
Но встречались и любящие, ищущие как бы украсить свою жизнь и окружение чем-нибудь оригинальным, запоминающимся. Для этого они стремились чем-то выделить свою любимую «ласточку», «лохматку» или «савраску». То вставят в выхлопную трубу какой-нибудь патрубок, подсвистывающий при каждом выбросе пара. То кто-нибудь из неравнодушных и сами свистки подстраивает на свой лад. А их на паровозе две штуки — магистральный и маневровый. В результате этих действий каждый свисток обретал свой тембр, а то и тональность. Поэтому, можно сказать, что паровозы — это машины довольно необычные — чем-то своим отличающиеся один от другого, а люди, на них работающие, часто проявляли к ним любовь и уважение, сохраняя отличия. Хотя назвать паровозников тонкими натурами, язык не повернется, но все-таки среди них попадались личности неординарные. Но то что и сами паровозы могут как-то отвечать на человеческое внимание, а то на невнимание, никто не ожидал. А может быть, в тот раз сказался приход весны.
Тогда шел самый конец февраля. Примерно неделю назад дружно отметили наш военный праздник, но так как мы жили в отрыве от командования, то и праздновать пришлось самостоятельно, проявляя инициативу и смекалку. Наш торжественный стол не ломился от угощений, но на нем было все, как у людей. А гвоздем программы стала «шурпа» из зайчатины.
А через неделю чуть потеплело, вернее, спали морозы, и сразу почувствовалось приближение весны — это какой-то другой свет солнца, и в воздухе вдруг появился новый будоражащий запах то ли хвои, то ли подтаивающего на солнце снега. Но ночами еще сильно морозило, и в этом тоже что-то говорило о наступлении весны и отступлении зимы.
Тем вечером мы узнали, что в двух или трех перегонах от нас, случился крупный сход вагонов с рельсов. По этой причине все поезда встали на станциях — такую аварию не объедешь — ведь у нас одноколейная дорога. Хорошо, что прибыла бригада паровоза, где машинистом был высокий латыш Б., они успели привезти поезд на нашу станцию, и должны были смениться с другой бригадой. Вот эта смена и заступила на вахту, а отработавшие свое ребята пошли отмываться.
Пока никто не знал сколько времени продлится этот непредвиденный простой. Обычно сошедшие вагоны поднимают за пару часов или чуть больше, но в этот раз, видимо, случилось что-то посерьезнее. Поэтому все собрались в вагончике, и, как всегда, у молодых да здоровых, начались анекдоты, байки, былицы с небылицами «про жизнь» и прочее устное творчество.
Рассказы рассказами, но время тянулось, движение же поездов замерло, и начала его не предвиделось. Само собой, чтобы долго не мешкать, если сообщат что надо выезжать, паровоз держали готовым к работе. Для этого кочегар время от времени поднимался в кабину локомотива и поддерживал необходимое давление пара и уровень воды в котле.
Скоро стало ясно — авария серьезная, а ночью, видимо, работать несподручно, и подъем вагонов продолжат утром. Так бывало довольно часто, и простои из-за подобных сходов — дело обычное. Да и дорога наша, можно сказать, не магистраль, а что-то вроде полуфабриката, на то она и новостройка.
Ведь недаром разрешенная скорость движения поездов по ней равна пяти километрам в час! То есть мы должны бы «мчаться» с поездом с прытью пешехода. Но как обычно, строгость постановлений начальников, и даже законов, не связана с обязательностью их выполнения.
Хотя ведь даже маленький ребенок при езде на велосипедике перед горкой разгоняется, чтобы на нее подняться. Вот и мы всегда увеличивали скорость перед затяжным подъемом. Естественно, тогда и происходили сходы вагонов. Что-то подобное, видимо, случилось и в этот раз.
Время тянулось, поэтому ночью в тепле и покое даже заядлые рассказчики начали дремать. Постепенно всех сморил сон, и только дежурный кочегар ходил на свой паровоз, правда, как часто он это делал, никто сказать не мог. Но когда он пошел проверять свой паровоз в очередной раз, то с удивлением обнаружил, что того и след простыл.
С испугу, этот кочегар, прибежал в вагончик, вытаращив глаза, и прокричал, что паровоза нет на месте, все вскочили, и сон, как рукой сняло, у всех и разом! Рванулись наружу, а там полная тишина и покой, просто благолепие какое-то. Понятно, что в темноте даже не сразу поймешь, куда надо бежать, чтобы искать беглеца.
Конечно, такие случаи бывали, но редко, и некоторые даже описаны в литературе. В юности я читал такую книгу, и даже автора помню — Августынюк. Запомнить его легко, ведь День железнодорожника в августе. Но никак не думал, что сам увижу что-то подобное.
Постепенно, стали расспрашивать последние действия машиниста — как он подъезжал к вагончику — тендером вперед или, наоборот, передним ходом. Таким образом вычислили, что, всего скорее, локомотив укатил передним ходом. И что не был до конца закрыт регулятор подачи пара, да и ручной тормоз не был включен. Поэтому паровозу «захотелось» на волю.
Но теперь предстояло, самое главное — доложить об этом дежурному по станции — правда, тоже солдату. А туда путь неблизкий, но и недалекий — минут 15 ходу. Можно представить, каково было машинисту явиться туда и сообщить о «побеге паровоза».
Впрочем, теперь уже все равно — ведь сумасшедший паровоз никто не остановит, и остается только ждать, чем же закончится это бегство, но всем хотелось бы потерь поменьше.
Организовали погоню, для этого взяли «пионерку» — маленькую дрезину — небольшую тележку с мотором от мотоцикла. Ехать пришлось недолго — до первого спуска в небольшую низину. Беглец здесь, похоже, довольно сильно разогнался под горку и сошел с рельсов. Но паровоз машина солидная, и по инерции он так далеко вылетел с рельсов, что встал поперек пути! Он как бы говорил — вы меня оставили одного без внимания, и я захотел на свободу.
Вообще-то это стремление к свободе выглядело страшновато. Паровоз и тендер его лежали по разные стороны пути. Даже на первый взгляд, было ясно — этот сход с рельсов быстро не исправить.
Если бы такое крушение случилось на «гражданке», то машинисту пришлось бы отвечать полной мерой в суде. А что возьмешь с солдата?
Так потом и оказалось — машиниста понизили в звании из старшего сержанта он стал просто сержантом. В формулировке этого приказа, который нам передали по телефонной связи (а другой связи долго не было) сообщалось, что старшим сержантом Б. было допущено неполное соответствие должностным обязанностям.
После этого неудачного побега паровоза мы на своих станциях оказались как бы в плену у стихии. И поэтому наступил праздник! Но чтобы название его показывало чувство нашего раскаяния за промашку, то он получил название «Праздник Преподобного Лентяя».
Отсутствие всякой связи, кроме телефонной, исключало появление на станции командиров, и тем более, старшины. Он бы не преминул нас «наградить» нарядами вне очереди, да и в очередь он тоже поставил бы с удовольствием.
А так мы превратились в спасителей остальных паровозов — ведь они остались без угля. Хорошо, что воды было вдосталь — рядом со станцией река, а на ней есть водокачка. А вот когда нет угля, всегда на выручку используют лес, точнее, дрова.
Вот мы и занимались лесоповалом. На один паровоз надо было не меньше двух — трех сосен в сутки. В соседней части нам по дружбе дали бензопилу «Дружбу». При этом бывалый лесоруб объяснил, как нам надо валить дерево, чтобы оно упало в нужном направлении.
Мы понимали, что его наставления — это не пустые пожелания. Но все обошлось — мы валили сосны и кедры, а потом пилили их на метровые чурки. Их уже тащили до паровозов. К обеду мы были свободны, и опять начинался небольшой праздник.
Ну, если не праздник, то просто пир в кругу друзей, но друзей, вроде бы, по несчастью. На деле, это была случайная передышка — почти глоток свободы, из-за отсутствия командирского надзора. И вот что интересно, никто не рвался в самоволку, или в магазин за пузырем. Да мы бы и не дали это сделать. Ведь завтра же надо опять на работу, на лесоповал, а там надо ухо держать востро, а то зашибет лесиной. Нам, как говорится, только бы этого и не хватало.
За этот десяток дней мы увидели, как наступает весна. На наших глазах у зайцев начался период свадеб. Они в поисках любви носились в таком количестве, что через день у нас была знатная шурпа.
Поэтому мы как бы отметили момент наступления весны. Жаль, тогда еще не существовало фильма «День сурка», а то бы наши зайцы, могли послужить сигналом о приходе весны и стали бы героем сюжета. И это был бы наш вариант фильма.
Дело в том, что мы, вопреки содержанию фильма, хотели бы продлить эти одинаковые дни — утром лесозаготовка, а потом подготовка к празднику, и к вечеру сам праздник.
Но все-таки было и некоторое сходство с фильмом — мы узнавали многое друг о друге. Конечно, важное различие с лентой невозможно не заметить — там речь идет о начале февраля и уже заметны признаки весны, а у нас на севере признаки ее едва проступили в марте. То есть у нас получился бы свой северный вариант фильма. И еще одно существенное различие с тем «Днем сурка» — наш праздник устроил свой родной паровоз, правда, беглец. А в фильме — странная мистика стихии.
Скоро сообщили, что убежавшему паровозу — самодуру предстоял серьезный ремонт, хотя и без комиссии это было понятно. С помощью мощных тягачей тендер его перетянули на другую сторону от паровоза. После этого беглец стал выглядеть как-то страшновато и жутко нелепо.
А потом пошли поезда, и тем самым, кончился наш Праздник. Почти до начала лета мы проезжали сквозь кабину паровоза-беглеца, и каждый раз вспоминали эту эпопею.
Но и теперь помнится этот Праздник Преподобного Лентяя, когда мы вдруг ненадолго обрели свободу, да еще и увидели наступление весны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дресва» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других