1. книги
  2. Документальная литература
  3. Валерий Стерх

Апокалипсис. Тысячелетие. Хилиазм и хиллегоризм

Валерий Стерх
Обложка книги

Книга «Апокалипсис. Тысячелетие (Хилиазм и хиллегоризм)» посвящена одному из самых спорных и загадочных отрывков Откровения Иоанна Богослова — 20 главе, — содержащей описание «тысячелетнего Царства». В книге представлен анализ традиций толкований этого пророчества на основе письменных источников, некоторые из которых впервые были переведены на русский язык для данного исследования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Апокалипсис. Тысячелетие. Хилиазм и хиллегоризм» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рецензия к изданию 2018 года

Книга Валерия Стерха — «Апокалипсис. Тысячелетие: Хилиазм и хиллегоризм» — привлекает внимание современного читателя к религиозному вопросу, который в восточно-христианской традиции не является окончательно решенным, и, можно даже сказать, является забытым вопросом. Проблематика связана с содержанием 20 главы последней книги Библии: «Откровения» апостола Иоанна Богослова, а именно с темой тысячелетнего царства Христа на земле. Исходя из уже сложившихся в христианстве способов толкования данного отрывка, автор книги выделяет два основных концепта — Хилиазм и Хиллегоризм. Первый зиждется на буквальном понимании текста, а второй — на переносном (аллегорическом). Термин «хиллегоризм» в исследовательской литературе не встречается и является новшеством автора, введенным для удобства систематизации концептов, связанных с вопросом тысячелетнего царства. К хилиазму автор относит иудеохилиазм, понимая его как еретический с христианской точки зрения, и премиллениализм, как вариант церковно-патристического учения. К хиллегоризму автор относит постмиллениализм и амиллениализм, как варианты святоотеческой экзегезы.

Раздел 2 кратко знакомит читателя с историей вопроса, в Разделе 3 описывается хронологический аспект в учении о тысячелетии. Раздел 4 знакомит читателя с основными текстами древних церковных писателей-хилиастов. В данном разделе хорошо было бы разместить хилиастические фрагменты текстов св. Викторина Петавийского переведенные с латинского и опубликованные Хандога Н. А. Это фрагменты не только из толкования Викторина на Апокалипсис, но и из трактата «О сотворении мира». Также хорошо было бы выполнить перевод с языка оригинала отрывка из трактата «Главы против Гая» св. Ипполита Римского.

Крайне интересен Раздел 6а, в котором приводятся библейские фрагменты, допускающие их хилиастическое истолкование. Автор проделал большую работу, собрав тексты и проинтерпретировав их с точки зрения патристического хилиазма, благодаря чему библейская эсхатология предстает в новом свете. Хотя бы гипотетически допуская подобное истолкование, читатель обнаруживает новые горизонты в христианской эсхатологии, сюжет окончания земной истории предстает более эпично и более последовательно, чем это обычно описывается в учебниках по догматическому богословию. Конец истории наступает не от того, что творение «выдохлось» и поросло плевелами зла, но по причине полноты осуществленности и воплощенности божественного благого замысла на земле.

Хилиастическое царство Христа с праведниками после Его второго пришествия выглядит как исполнение божественных обетований человеку, запечатленных в Библии. Это временная историческая эпоха «золотого века» на земле, являющаяся подготовительным и переходным этапом к восприятию творением предвечного божественного Царства и к логическому завершению земной истории.

Автор книги не является профессиональным ученым и богословом, его труд не претендует на статус научного исследования, но в нем содержится много смелых и здравых аргументов в защиту хилиазма, основывающихся на вполне ортодоксальных интуициях библейского и святоотеческого богословия. Автор отмечает и демонстрирует слабые стороны хиллегорических истолкований с точки зрения внутренней логики библейских текстов.

Книгу «Хилиазм и хиллегоризм» можно считать введением в проблематику целого круга вопросов о тысячелетнем царстве. Замечательно, что автор не побоялся встать на непопулярную ныне точку зрения древних хилиастов и вскрыть ее библейские и, отчасти, богословские основания. Важным дополнением к данной книге является сборник составленный Валерием Стерхом «Антология хилиазма и хиллегоризма», благодаря которому читатель сможет познакомиться почти со всеми основными источниками и комментариями, связанными с вопросом о тысячелетнем царстве.

При творческом подходе, который в основном отсутствует у современных богословов, хилиастический сюжет может быть органично вписан в контекст византийской интеллектуальной традиции и, тем самым, обогатить ортодоксальную эсхатологию, решив ряд проблем историософии и космологии.

Священник Григорий Мусохранов

Примечание: В последующих изданиях книги автором учтены ценные замечания отца Григория в части текстов св. Викторина и св. Ипполита.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я