Никогда не стоит возвращаться в прошлое, но так трудно устоять перед искушением вновь встретиться с человеком, которого ты когда-то любила… Именно поэтому автор детективных романов Виктория Палей пришла на вечер встречи одноклассников. Она не видела всех этих людей много лет, но совсем не соскучилась, ведь это подруга Вера отбила у нее Сергея, а его сестра Вероника активно помогала… Вскоре после вечера убили одного из одноклассников, и следствие выяснило: преступление в точности повторяет описанное в одной из книг Виктории. Что это – вызов или часть какой-то изощренной игры?
Глава 11
— Заходите, пожалуйста.
Унылый казенный дух, крошечный кабинет с голыми стенами, на полу — полинявшая от времени красная дорожка. Возле окна стол, и за столом — человек.
Вот, собственно, и вся обстановка.
Человек, бывший частью обстановки, оказался очень молод, с торчащими во все стороны русыми непокорными волосами и внимательными глазами. Выражение лица у него было застенчивое и в то же время умное. Такие лица часто бывают у примерных студентов — а, судя по возрасту следователя, он только вчера был студентом.
— Можно ваш пропуск?
Виктория протянула ему листок с печатью и села. Стул тоже был казенный, жесткий, с обивкой невнятного цвета. Следователь бросил на Викторию быстрый взгляд и стал перебирать какие-то бумаги.
Она не ощущала даже тени волнения. Ей казалось забавным, что волею случая она попала почти что в обстановку собственного романа. И, так как следователь не спешил начать разговор, она украдкой стала его изучать.
Интересно, что за человек этот А. Помогай, который так хотел с ней встретиться?
Она покосилась на стену, на которой выделялись два прямоугольных пятна посветлее, чем остальная часть обоев. Значит, здесь что-то висело, какие-то портреты или календари, которые он снял, заняв этот кабинет. Но вместо них А. Помогай ничего не повесил.
На его столе не было ни единой фотографии, ни одной газеты, никаких лишних предметов, на подоконнике не стояло ни одного горшка с растениями, и вообще в поле ее зрения не оказалось никаких личных вещей, ничего, что говорило бы об А. Помогае как о человеке. Как будто в его прошлом и настоящем не было ничего, что он пожелал бы привнести в этот кабинет, чтобы сделать его частью себя и хоть как-то приручить казенное пространство.
Стул следователя скрипнул, и Виктория увидела устремленные на нее светлые глаза.
— Наверное, мне надо прежде всего представиться, — сказал он. — Меня зовут Антон Петрович Помогай.
Он выдержал паузу, и Виктория сообразила, что, должно быть, прежде ему пришлось наслушаться немало однотипных замечаний по поводу своей фамилии.
«Да что вы! Помогай! Ничего себе! Какая интересная у вас фамилия! Скажите, а мне вы поможете?»
Но ни одну из этих фраз она не произнесла, терпеливо дожидаясь, что будет дальше.
— Наверное, вы уже знаете, почему я захотел с вами встретиться, — продолжал следователь.
— Из-за убийства Кати Корчагиной? — спросила Виктория.
— Собственно, по мужу она Бородина, — на всякий случай уточнил Антон Помогай. — Да, из-за нее. Откуда вы узнали о ее убийстве?
Ей позвонила Вероника, а потом еще Коля. Ну и, наконец, в новостях был сюжет на эту тему.
— По телевизору упоминали. И еще кто-то из знакомых позвонил.
Антон кивнул, словно ожидал услышать нечто подобное.
— Когда вы видели жертву в последний раз?
— На вечере встречи. Кое-кто из нашего класса решил собрать бывших учеников, и она тоже там была.
— Скажите, какой вы ее запомнили? Какая она была на том вечере?
— Веселая, глупая и счастливая, — ответила Виктория. В сущности, это было правдой, но она с любопытством ждала, какое впечатление произведут на следователя ее слова.
— Поясните, пожалуйста, — тихо попросил Антон.
— Она веселилась, болтала глупости и выглядела абсолютно счастливой, — не стала перечить Виктория. — Если вы думаете, что она говорила о своей возможной смерти или намекала на каких-то врагов, которые желают ее гибели, то вы ошибаетесь.
— На вечере она ни с кем не ссорилась? — спросил Антон.
— Насколько я помню, нет.
— Не упоминала о том, что собирается разводиться с мужем?
— О муже вообще не было сказано ни слова. Будто его в природе не существует. По крайней мере, лично я не слышала, чтобы она о нем упоминала.
— Скажите, а в школе… — Антон сделал паузу. — Вы с ней дружили?
— Нет.
— После школы?
— Тоже нет.
— То есть вы не видели ее много лет, верно?
— Именно так.
«Интересно, — подумала Виктория, — к чему он ведет?»
— Как вы думаете, кто мог желать ее смерти?
Виктория поглядела в окно.
— Есть мнение, — уронила она, — что это мог быть муж, который не хотел делить имущество.
— У ее мужа стопроцентное алиби, — усмехнулся Антон. — Когда произошло убийство, он находился в Лондоне.
Виктория поморщилась. «Значит, это точно он».
— Насколько я понимаю, — сдержанно ответила она, — современным бизнесменам вовсе не обязательно мараться самим, чтобы отделаться от тех, кто мешает им жить.
— И это тоже верно, — не стал спорить Антон. — Как я понимаю, вы пишете детективные романы?
— Вы правильно понимаете, — ответила Виктория. — Только давайте сразу же условимся. Детективный роман, как сказал мистер Честертон, «самая игрушечная из всех игрушек». И к действительности он имеет очень мало отношения, потому что в реальной жизни убийство — одна из самых гнусных и отвратительных вещей. А в романе — это всего лишь один из элементов повествования, на котором строится сюжет.
— Я вовсе не собираюсь предъявлять вам претензии, что вы, — усмехнулся следователь. — Скажите, а «Призраки забытого лета» — это тоже ваша книга?
— Да.
Антон как-то криво улыбнулся, выдвинул ящик стола (который застрял в пазах и туго поддавался) и вытащил из него томик в мягкой бледно-зеленой обложке. Виктория сразу же увидела, что в нем торчали две закладки.
— Если вы не возражаете, я хотел бы поговорить с вами об этом романе, — продолжал следователь. — Прежде всего насколько он правдив?
— То есть? — озадаченно спросила Виктория.
— Есть ли в сюжете какие-то элементы… ну, не знаю, персонажи, истории, которые имели место в реальности? Кое-кто из ваших одноклассников, к примеру, решил, что главный злодей Дима — это ваш одноклассник Шульгин.
— Главный злодей Дима, — устало выдохнула Виктория, — выдуман мной от начала до конца. Тот Дима Шульгин, с которым я училась, не имеет к нему ни малейшего отношения. Кроме того, я после школы ни разу его не видела.
— И вы не знаете, что с ним стало?
— Мне сказали, он пошел в монахи.
Антон бросил взгляд на лист, который лежал перед ним на столе. Только теперь Виктория разглядела, что это список каких-то имен и фамилий.
«Это же наш класс… — в неожиданном озарении сообразила она. — У него на столе список учеников нашего класса. И он расспрашивает меня о моем романе, который начинается с вечера встречи одноклассников… Зачем? Что тут творится, в конце концов?»
— Да, он монах в одном из подмосковных монастырей, — подтвердил Антон. — Значит, герой не имеет к нему никакого отношения… Что ж. А как насчет остальных персонажей? — внезапно спросил он.
И увидел, что Виктория смотрит на него совершенно злыми глазами.
— Это художественное произведение, — отчеканила она. — То есть вымысел от первого до последнего слова. Если вам угодно — чистой воды вранье.
— В романе ваш герой использует вечер встречи, чтобы затем свести счеты с теми, кто его когда-то обидел, — невозмутимо продолжал Антон. — Это тоже выдуманная ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности? Никто из ваших одноклассников никогда вас не обижал?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Черный нарцисс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других