В этом томе собраны избранные публицистические статьи и интервью автора, за предыдущие 30 лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда кого посеяла жизнь. Том XIII. Публицистика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Все вокруг мое…
В советские времена, в стихотворениях и песнях, иногда проскальзывали такие выражения: типа — «все вокруг колхозное, все вокруг мое» или про сто — «ВСЕ вокруг мое!.»
Я больше чем уверен, что те люди, кто писал такие строки, читал или пел их на публику, а публика тогда у нас была обширная — весь Советский Союз, вряд ли чувствовали в большинстве своем, суть, глубину этого выражения. Просто писали, что было надо и за что им платили деньги….
Некоторые, слишком «продвинутые», которые сегодня сидят на нефтяных или газовых задвижках, входят в состав «советов» директоров крупных смешанных компаний или «рулят» на распределительных должностях, и в наше время так считают — ВСЕ ВОКРУГ МОЕ!….тоже не понимая, вернее — не чувствуя сиюминутности своего бытия и истины данного выражения.
А по мне, сказать «ВСЕ ВОКРУГ МОЕ», может только наша МАТЬ-ЗЕМЛЯ, потому, что все живое из неё выходит и в неё уходит….
Ну — это так, «физико-лирическое» вступление к предлагаемому материалу — о земле….Уверяю тебя, дорогой читатель, кем бы ты ни был сегодня по жизни — дворником или академиком, летчиком или матросом — ты все равно живешь на Земле, живешь с Земли и надеешься на неё, на Землю, ибо все земные блага — это производные от НЕЁ.
Поэтому — предлагаю — познакомься с предложенным мною материалом, попробуй вникнуть в его суть, примерить каким-то образом к своему образу жизни и тогда ты возможно поймешь, что я не просто так тебя беспокою, не из-за того, что мне нечего делать на старости лет — я на самом деле, беспокоюсь за тебя, за окружающих тебя людей и ваших будущих потомков.
Уже лет двадцать, я не обращался к больной для меня теме — рационального использования земельных угодий и непосредственно — Сельхозпроизводства. Все ждал, интересовался, надеялся, что появятся все-таки на нашей огромной постсоветской территории, разумные светлые головы, озабоченные направлением землепользования, в той же России, других бывших республиках, в том числе и у нас в Приднестровье, но так и не дождался….
Сколько у нас остепененных ученых-аграрников, докторов, академиков, профессоров! И — ни одного, простите, Путного слова в пользу родного для НИХ — сельскохозяйственного производства, в плане Землепользования! Повторяю — ни одного!. Похоже — одни не понимают и не знают, что предложить, другие — понимают, но боятся высказать свое, возможно и полезное мнение, опасаясь за свое благополучие, третьи — ничего не понимают и просто подыгрывают текущей коньюктуре, переписывая друг у друга заумные статьи.
За предыдущие сто лет, что только не делали с тем несчастным нашим сельским хозяйством! И коллективизация с раскулачиванием, и всевозможные реорганизации, и гарантированная оплата труда без увязки с результатами производства, и умышленное уничтожение коллективных хозяйств, через дикое (или условное, как у нас, в ПМР) распаевание земли и имущества! Делали, что кому вздумается или, — что прикажут из-за «бугра» и все только во вред стране и её людям.
И никто из наших специалистов-аграрников, ученых и практиков, так и не выступил против всей этой вакханалии на земле. Промолчали, Не заметили, Побоялись. Не подсказали, не предупредили и не предостерегли. Что в итоге получили — все мы знаем.
Еще работая в министерстве сельского хозяйства ПМР, сразу после развала Союза, я почувствовал холодок надвигающейся беды на наше село и начал искать возможные выходы из складывающейся ситуации.
После отмены главного обязательного стержня — плана государственных закупок, который не просто так располагался на первой странице производственно-финансовых планов колхозов и совхозов, а был основным показателем годового плана, колхозы и совхозы еще несколько лет продолжали по инерции, засевать прежние площади и прежними культурами, но «хозяевами» продукции, стали считать себя уже — руководители производственных подразделений.
Руководители хозяйств, потеряв госзаказ, централизованное обеспечение и кредитование, превратились в большинстве своем в простых «подписантов», подтверждая своими подписями и печатями то, что творили с продукцией их формальные подчиненные — бригадиры и заведующие. Как говорят военные — «фронт посыпался».
Еще тогда, в середине девяностых, после безрезультатных моих обиваний порогов в московских министерствах по поводу совместного производства и т.п. и бесполезных обращений к нашему республиканскому руководству по разумному реформированию нашего АПК, я понял, что надо найти и устранить главную причину, тормозящую развитие и вообще движение этой важнейшей отрасли.
А ведь эта причина всегда присутствовала и лежала, как говорится — у всех на виду. Но. За предыдущие, можно сказать — почти две сотни лет, после отмены в России крепостного права, никто её (эту причину) не указывал и не обсуждал, как будто её и не существовало.
В любом деле — всегда так:-Если направление изначально выбрано стратегически неверно, то и результаты будут отрицательными. Например, если пойти не в ту сторону, куда тебе надо, то как бы ты легко и красиво не шел, — все равно придешь не туда, куда тебе было надо.
Никто и никогда, из общей массы вопросов, связанных с сельхозпроизводством, не вычленял три ГЛАВНЫХ самостоятельных Особенности (СТОРОНЫ): 1.-ЗЕМЛЯ. 2.-Власть (читай государство). 3. — Землепользователь. Это три «Кита», на которых опирается вся система взаимоотношений, связанная с землепользованием.
Никто и никогда не заикался об официальном Статусе этих трех СТОРОН земельных взаимоотношений, а ведь они де-факто вполне самостоятельны, друг от друга независимы и вполне достойны своих собственных ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ. И они (Права-обязанности) у них должны быть определены и закреплены на официальном уровне. Чего не было сделано за все века существования этих самых земельных отношений.
Никогда и никем не было объявлено и утверждено общее «проходящее» правило: ЧТО — Ни одна из этих трех сторон, ( Земля, Власть и Землепользователь), при Всех временах и режимах, ничем друг другу не обязана и ничего друг другу — не должна. Это — АПРИОРИ. Как факт.
В этой тройке, по логике, — Земля — как главное действующее лицо, ни прав, ни обязанностей не имеет. Имеет только Интерес — чтобы с ней достойно обращались, грамотно обрабатывали и восстанавливали её плодородие.
Власть, на которой лежит ответственность за обеспечение продовольствием своего населения, имеет право распоряжения землей на выделенной ей территории и право воздействия на землепользователей, в пределах норм действующего законодательства. Так же имеет прямой интерес к рачительному использованию земельных угодий и вообще — к росту производства продукции. Следит за соблюдением правил землепользования, восстановлением плодородия почв и выполнением договорных обязательств землепользователями.
Землепользователь (любой) — обязан соблюдать правила проведения агротехнических мероприятий на выделенном ему участке земли, выполнять действующие требования экологических правил, сохранности и восстановления плодородия почвы. Соблюдает требования заключенного с властью договора землепользования. Имеет исключительное право распоряжения выращенным им урожаем.
Вроде бы все понятно, доступно и выполнимо. Но это — так ДОЛЖНО быть, в принципе!. На самом же деле, взаимоотношения в этих вопросах, между указанными Главными сторонами, никогда, ни при феодальном, ни при царском и даже советском строе, не были равноправными, а значит и справедливыми. Земля, понятно — никому и ничем не была обязана, а вот между властью и землепользователем, всегда возникали трения. И не то, что каждый старался тянуть на себя одеяло, как говорится. Нет. Чаще всего «без одеяла» оставался землепользователь…
Особенно это стало заметно при советской власти, когда земля считалась общенародной и частично колхозно-кооперативной собственностью. Вот тогда и появился тот неверный лозунг — «Все вокруг — мое!», суть которого государство (власть) присвоило себе, считая, что все, что произведено на государственной земле — должно быть — государственным, оставляя землепользователю роль наемного рабочего, на что он ответил своим «лозунгом» — «Раз все ваше-то берите и сами выращивайте. У меня к чужой продукции интереса нету». И он был прав.
Мало того, так как главной целью нашего сельхозпроизводства (в советское время) — была Продукция, без учета экономической эффективности и целесообразности отдельных действий и направлений, а производство шло, как правило, любой ценой, то землепользователь этого не ощущал, получая гарантированную оплату труда, без увязки с конечными результатам производства, при этом — все экономические коллективные «беды» обходили его стороной, не касаясь его лично, напрямую. Общехозяйственные убытки или покрывались льготными кредитами или списывались.
И не было у земледельца личного интереса, как к наращиванию производства, так и к повышению его экономической эффективности. Так было (у нас) всегда.
Зная все эти наши беды, я разработал принципиально новую систему взаимоотношений в сельхозпроизводстве, с учетом прав, обязанностей и интересов, всех трех вышеуказанных Сторон. Под общей эгидой — «Государственное регулирование — как основа повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства». Позже, по этой теме, я защитил кандидатскую диссертацию.
Система предполагала простые, понятные, взаимовыгодные связи, между всеми главными сторонами, занятыми в сельхозпроизводстве и — Главное — закрепленной соответствующей нормативной базой. Она (моя система) была обнародована в десятках газетных и журнальных статей в Приднестровье, Москве и Казахстане. В 2003 году вышла целая книга моих избранных статей по этому вопросу, под названием « Земля и Власть».. К сожалению, меня, тогда, в девяностых, не поддержал никто, ни за рубежом, ни дома.
В то время — Все, повторяю, абсолютно все, некоторые даже не понимая того, стремились к развалу, уничтожению своего АПК, деньги рекой лились на импорт продовольствия, наши производства сворачивались или просто закрывались. Кому были нужны тогда мои разработки по улучшению деятельности нашего АПК?! Вот, если бы я тогда предложил что-нибудь, ускоряющее развал — тогда точно бы поддержали….и в Москве, и в Тирасполе.
Могу с большой долей уверенности утверждать, тем более — по прошествии времени, что 99,99% всех, кто не поддержал меня в то время,или вообще не читали моих разработок, или читали не дальше середины, а то и просто ничего не поняли потому, что не хотели понять….Всех пугало «Государственное регулирование», как термин, даже не зная о чем идет речь. А без такого «регулирования», толку в сельхозпроизводстве не будет. НИКОГДА! Поверьте моему опыту.
Что же предполагала моя система в общем плане, без деталей, которые по большому счету, здесь — не существенны.
Землю мы не трогаем. Рассматриваем Только взаимоотношения между властью и пользователем, как равноправными партнерами.
Государство, в лице местной власти, как сторона, заинтересованная в использовании земли, и, естественно — в обеспечении своего населения продовольствием,–передает Пользователю по договору земельный участок, любого размера, хоть в 10, хоть в 1000 или больше гектаров. При этом, ставит ему простые и понятные условия землепользования, неизменные на весь период договора:
Минимального уровня производства, исходя из представленной (самим пользователем) структуры посевных площадей.
Уровня натурального (ежегодного) налога, напрямую увязанного с минимальным уровнем производства.
Условия ответственности за использование участка, переданного в пользование, в плане экологических, фитосанитарных и других общепринятых правил.
ВСЕ. Больше никаких Условий.
Что дает такая система, каждому из участников (СТОРОН)?
1.Первое и Главное. Государство, в лице местной власти, получает право не только механического выделения земли пользователям, а в первую очередь — Право защиты интересов всего населения страны(региона) в обеспечении основными видами продовольствия, заключая договоры аренды с землепользователями. В нашем случае это могут быть — Зерно, подсолнечник, фрукты, виноград, овощи, молоко и мясо. Это обязательный набор, который мы должны производить у себя, а не завозить со стороны. Иначе, если все будут сеять только зерно и подсолнечник, используя все площади, то откуда возьмутся те же молоко и мясо, к примеру.
Поэтому, при выделении земли в пользование, вопросы производства молока и мяса, должны оговариваться отдельно. Все, кто занимает земельные площади — должны участвовать (принимать участие) в производстве важнейших видов животноводческой продукции. Каким образом — договорятся с властью при заключении договора землепользования.
Все разговоры о Рынке, который все расставит по своим местам — это только пустые разговоры. Государство не имеет права на кого-то надеяться и не вмешиваться в использование земли. Рынок — это инстанция вторичная, которая должна заполнять пространство, не регламентированное государством.
Если главные позиции по производству основных видов продовольствия будут на договорной основе, декларироваться государством, то все уже остальные потребности — может отрегулировать Спрос-Рынок, то же яйцо, мед, зелень и другие направления. Повторяю — рынок в АПК — ВТОРИЧЕН. И он не должен делать погоду в отрасли, а только помогать обеспечивать удовлетворению спроса.
Весь смысл Государственного регулирования — в первую очередь — выстроить действующую систему максимально возможного обеспечения своего населения продовольствием, за счет наиболее полного и рационального использования имеющихся в наличии земельных угодий. И все это — на взаимовыгодных договорных Условиях.
Для осуществления этого, государство, как хозяин земли, и ставит свои УСЛОВИЯ. Оно (государство) не ПРОСИТ и НЕ ТРЕБУЕТ, а ПРЕДЛАГАЕТ-пользователю: Ты берешь у меня землю — Пожалуйста, НО МНЕ (Людям моим) НУЖНО, ЧТОБЫ ТЫ ПРОИЗВЕЛ на этой земле — МИНИМУМ ТОГО и ТОГО.
ВСЕ, ЧТО ТЫ ПРОИЗВЕДЕШЬ — БУДЕТ ТОЛЬКО ТВОЕ, НО ТЫ ЕГО ПРОИЗВЕДИ!!! Обязательно и в таких-то МИНИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМАХ. Если не желаешь или не можешь — я найду ТОГО, КТО ПОЖЕЛАЕТ (Сможет). Это 1-й, главный принцип, при выделении земли. И не надо этого бояться, надо просто сесть, посчитать, определиться, ДОГОВОРИТЬСЯ и СПОКОЙНО работать.
2.Государство (власть) обретает Законное право требовать от пользователя, получение оговоренного и согласованного в договоре, объема производства продукции (по минимуму).
3.Оно (государство)Заранее знает на весь период договора, не только объемы минимального производства, но и заранее знает — сколько и чего оно получит (гарантированно) от пользователя в порядке натурального налога, по видам продукции и может заранее планировать свои натуральные бюджетные потребности на ряд лет.
4.Получает нормативное право следить за соблюдением положений по пункту 3 вышеуказанных Условий. Власть и раньше это делала, но теперь она это будет делать, согласно договору, с возможным применением определенных санкций за какие-то нарушения, вплоть до прекращения договора за неоднократное или умышленное нарушение требуемых правил. То есть, КАК ХОЗЯИН ЗЕМЛИ — иметь право — Влиять, не на само производство, это не его забота, а на соблюдение положений Договора землепользования и общих нормативных правил работы на земле.
Все остальное — забота Землепользователя. Власть к этому не касается или касается, но по просьбе пользователя.
Приходится признать, это мое мнение, как аграрника — государственника — ЧТО:
На сегодняшний день, наши власти, на постсоветском пространстве не оставили себе права влияния на ход сельхозпроизводства. Все тридцать постсоветских лет, по моему мнению, все уровни той же российской власти, включая парламентариев, занимались, чем угодно, только не тем, что было надо, для сохранения и совершенствования условий российского землепользования. Нелегитимным было и введение частной собственности на землю, как общенародную собственность. Я не помню, чтобы наш народ давал согласие или кого-то уполномочивал на приватизацию земли (на референдуме или т.п.). И живущий на Чукотке или Камчатке человек, наравне с тем, кто живет где-то на Кубани или в Москве, имели право на свою долю в общероссийском земельном фонде.
Как экономист — аграрник — считаю, что введение права частной собственности на землю в России, при такой неоднородности земельных площадей, где сельскохозяйственные угодья, всего лишь занимают десятую долю (а именно их стремятся приватизировать) — просто один из способов уничтожения отечественного АПК, навязанный кем-то, как и другие «виды реформ» — приватизация предприятий, различных видов энергетических ресурсов страны и т.п.., направленных в итоге на разрушение основ отечественного производства и в ущерб нашей безопасности, в нашем случае — продовольственной.
Ну, допустили грубейшую, не столько хозяйственную, а больше политическую ошибку, почти уничтожили свой агропромышленный комплекс, стали импортером продовольствия, на столе, кроме хлеба-все чужое, так давайте исправлять то, что натворили!
Хватит позориться перед миром, когда государство, раздав СВОЮ землю кому угодно, породив самую гнусную, самую необоснованно наживающуюся земельную мафию на всех уровнях, вынуждено покупать теперь землю у нового «собственника», и понятное дело — уже по заоблачным ценам, для Государственных нужд! Дореформировались!
Больше всех в предлагаемой мною системе, выигрывает Землепользователь.
Заключив с Властью неизменный договор на ряд лет, он, естественно, следит за выполнением первого пункта, где указано минимальное производство определенных видов продукции, ниже которого государству невыгодно или просто нет смысла отдавать землю в пользование.
Главное — вся выращенная им продукция — является исключительно его собственностью. Он может при этом многократно превышать установленный минимальный уровень производства, параллельно производить другие виды продукции и никто не имеет права на всю выращенную дополнительно продукцию, кроме него. ПОВТОРЯЮ — НИКТО!
Единственное, что он должен отдать государству — договорной натуральный налог, как плату за землю, тоже оговоренный и неизменный на весь период договора, независимо от фактически достигнутого уровня производства, что тоже очень важно.
(Упрощенный пример: Пользователь взял в аренду 100 га земли. В совместном договоре между ним и местной властью, определились (к примеру), что он посеет на этой площади — 50 га пшеницы и 50 га томатов. Согласовали минимально допустимую урожайность — пшеницы — в 25 ц/га, томатов — 200 ц/га. Значит — он должен вырастить пшеницы 50х25 = 125 тонн, томатов — 50х200 = 1000 тонн. Согласовали с властью в том же договоре-, что «десятину», то есть 10% установленного минимума, пользователь отдает государству в порядке налога за землю, то есть — 12,5 тонн пшеницы и 100 тонн томатов.
Все. На этом все расчеты закончены. Государство заранее знает (на срок договора), что такой-то пользователь, ежегодно произведет (не менее 125 тонн пшеницы и 1000 тонн томатов) и внесет в бюджет, ежегодно в порядке налога — 12,5 тонн пшеницы и 100 тонн томатов.
Что здесь самое важное: Даже, если пользователь получит урожайность, к примеру, пшеницы, не 25, а 50ц/га, и вместо 125 тонн, получит 250 т пшеницы, он все равно вносит налог по установленной минимальной урожайности-, то есть те же 12,5 тонн. Это главный его интерес и стимул. У него развязываются руки. Обеспечив установленный минимум производства за счет повышения урожайности, он может использовать «сэкономленную» площадь под другие более выгодные или необходимые для него — культуры.
Это — простой схематичный пример подхода к работе по новой, СПРАВЕДЛИВОЙ ДЛЯ ВСЕХ СТОРОН системе землепользования.
Надо просто взять карандаш и вникнуть в её суть, чтобы оценить её пользу. Вроде бы все просто, а на самом деле — таким образом все становится на свои места и обретает правовую основу.
Итак, землепользователь сам ведет производство, никто ему ничего не указывает — когда и как что делать, сеять больше или меньше. Он знает — чтобы не было проблем с властью — надо обеспечить минимальный уровень производства, по оговоренным видам, отдать натуральный налог тоже по оговоренным видам продукции и соблюдать общепринятые правила работы на земле. Все остальные вопросы — это его проблемы и никто к ним не касается. И это — на весь срок договора, не на какие-то там, простите, идиотские 99 лет, а наверное — 5 или более, с последующим продлением и корректировкой, если в этом будет необходимость.
По идее — за такие Условия, единогласно проголосовали бы все Землепользователи. И вздохнули с облегчением — и они, и власти. Сколько ненужных проблем таким образом разрешалось, а — главное — появился бы прямой интерес к наращиванию производства. Ведь сколько бы они не произвели — все это только их продукция и никто другой на неё прав не ИМЕЕТ! А она (продукция), неважно каким путем, но все равно попадет на наш прилавок!!!.
НО!.Мы же не можем жить так, чтобы было все нормально. Если моя система предполагает равенство, то есть — равноправие всех участвующих сторон, защищенное от всяких посягательств специальным Законом о государственном регулировании в АПК, то в той же России, где нет регулирующих эти процессы нормативных актов, начинается обратный правовой перекос, когда главным действующим лицом в той «тройке», что я показал выше, становятся новые…ЗЕМЛЕСОБСТВЕННИКИ. Уже есть ловкачи, имеющие в собственности многие сотни тысяч гектаров земель и без условий землепользования, они вправе делать на своей (собственной) земле все, что угодно, хоть зайцев разводить для охоты. И ничего им власть сделать не сможет, нет у неё права влияния.
А у нас, в ПМР — таких вольностей допускать нельзя. Тем более — Приднестровье — единственный — клочок земли на огромном постсоветском пространстве, где чуждые нашему АПК люди, так и не смогли узаконить право частной собственности на землю (И ГДЕ!-В Непризнанной Республике). И слава Богу!.
Так что предложенная мною система, безболезненно и оперативно может быть вмонтирована в существующую малопонятную и неэффективную систему Земельных отношений в ПМР. Хотя по большому счету, она (система), могла бы быть применена не только у нас, в ПМР, а и на всем постсоветском земельном пространстве….Наследство — то одинаковое.
Главное, в чем я уверен, уважаемый земляк-читатель, что предложенная мной система может полезно работать в Приднестровье, и сегодня, и в обозримом будущем, ибо она проста и понятна всем, кто захочет по ней работать. И её можно внедрять хоть завтра, с нынешними землепользователями, может быть даже, начиная с районного уровня, пока наши власти поймут необходимость таких подходов к своему родному сельхозпроизводству, и узаконят их нормативно.
Против такого простого, понятного и рабочего подхода, могут выступать только те, кому выгодна существующая запутанная непонятность в вопросах использования земли, потому что в мутной воде всегда легче что-то ловить….
Слово за ТОБОЙ, Землепользователь!.
PS.И еще. Чтобы что-то говорить, тем более предлагать, надо иметь на это ПРАВО, и физическое, и моральное. Физическое право имеют все живущие на Земле люди, в том числе и я. Моральное право в таких вопросах — надо заработать.
Мне довелось по жизни самому — и пахать, и сеять, и косить комбайном, и возить продукцию. Кроме того — руководить экономическими службами: — лучшего в области колхоза — 12 лет, самого мощного в СССР (в экономическом плане) аграрного района (нашего, Слободзейкого)_-10 лет, крупнейшего на Юго-западе СССР, НПО «ДНЕСТР»-6 лет, министерства сельского хозяйства ПМР — 4 года и пять лет возглавлять комитет по вопросам АПК в Верховном Совете ПМР. Экономист-юрист, кандидат экономических наук, защитившийся именно по предлагаемой мной системе, 20 лет назад, в России. Наверное, у меня есть и моральное право на такие рекомендации….
Почти тридцать лет, я пытаюсь достучаться до разных, малых и высоких властных инстанций, в том числе и в России, и в Казахстане, которым по их статусу положено наводить порядок на нашей земле, пытаясь доказать, что в системе землепользования, и вообще в сельском хозяйстве, без государственного регулирования толку не будет. Никогда. Но, за все это время, никто не захотел даже просто вникнуть в суть моих предложений, не говоря уже о каких-то там контраргументах.
А ведь я не зря вернулся к вопросу землепользования через столько лет…
Если же кто-то предложит в этом направлении что-то лучшее, чем мои предложения, объективно, — я с благодарностью пожму ему руку и займусь дальше своим сегодняшним, Писательским ремеслом.
Поможет ли нам наше «Несчастье?»
.
2014 год.
О чем думает, проснувшись утром, абсолютное большинство, к примеру,-российских людей, независимо от пола, возраста, вероисповедания, убеждений и т.п.? О том, сколько у нас ракет, танков, самолетов или атомных подводных лодок? Или — кого сегодня запустили в космос, или на сколько больше наших миллионеров — миллиардеров стало в каком-то там экспертном списке?! Нет — конечно…
Человек утром думает, что он сегодня будет…кушать…Сперва в общем плане Еды, как таковой, а потом уже — в качественном плане — что, где, почем, вкусно — не вкусно и т.д. То есть, он хочет жить, а для этого — должен кушать…Это есть определяющая Основа, но не для данной мысли. Разговор пойдет не о самой еде, как таковой, а о том, сколько и чего у нас с этим направлением связано, а связано с ним слишком много всего и…всех…
В отличии от других выгодных локальных направлений — газ, нефть, руды, драгметаллы, лес и т.п., — где главное — обойти, выхватить, застолбить на всех уровнях, а дальше — качать-копать-пилить — возить — загребать; где, в зависимости от чего-либо, можно варьировать объемами добычи и продажи, исходя из условий, обстоятельств или желаний, — Вопросы обеспечения страны ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ — это вопросы постоянного её (Страны) Жизнеобеспечения, не зависимо от ни от чего…. Заниматься этим самым Обеспечением — у нас по статусу и по Жизни, в основном должен так называемый Агропромышленный комплекс, который охватывает само производство сельхозпродукции, её переработку и еще многие-многие направления, связанные с АПК, напрямую, или косвенно. Отрасль эта живая и родит — один раз в год. Её растить надо!
Почему вдруг я опять обращаюсь к этой теме? Опять, потому что в последние 30 лет, мне пришлось столько раз поднимать вопросы жизни и развития агрокомплекса, причем на разных уровнях — от района до Федерации, что другой бы на моем месте давно бы, простите, плюнул бы на все это и отвернулся.
Может быть, так бы оно и было, если б за мной не стояли 50 отработанных на селе лет, определенный опыт и знания, а главное — желание помочь главному для меня и для многих-многих крестьян — Жизненному направлению — производству отечественных продуктов питания. Своих, качественных и в необходимых стране, объемах…Конечно же, подтолкнуло меня и недавнее введение запретов (эмбарго) на ввоз в Россию отдельных видов продовольственных товаров из-за рубежа.
Как говорится — « Не было бы счастья — да несчастье помогло»…Воспрянули духом и российские аграрники — теперь мол, больше внимания будет уделяться нашему АПК…и т.д…А мы — произведем, завалим страну свои продовольствием, ну и т.д.
Честно говоря, всем сердцем приветствуя введение ответных российских санкций по ввозу (импорту) продуктов, я не испытываю особой эйфории, потому что знаю и чувствую больше, но для этого — вернемся несколько назад, в недавнее прошлое, иначе трудно будет говорить о возможном будущем…нашего АПК…
Я родился в самом большом селе бывшего СССР (ныне это город) Слободзея, на левом берегу Днестра. Так сложилось, что наш, Слободзейский район, в то время, Молдавской ССР, по экономической и аграрной мощи, не имел себе равных среди других районов Союза и имел «постоянную» прописку на главной Доске Почета Выставки Достижений Народного Хозяйства. Название района даже не убирали по итогам лет с той Доски, только меняли покраску. На той же Доске Почета, всегда красовались одно-два лучших колхоза нашего района…
К пред развальным для Союза годам, Агропромышленный комплекс Молдавской ССР и, особенно её левобережной части (нынешнее Приднестровье), был на порядок лучше организован, энергетически и технически оснащен и представлен, как в производственном, так и в социальном плане, на фоне других аграрных регионов страны.
Элементы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, в комплексе, внедренные на всей территории республики, благоприятно сказывались на развитии АПК по всем ведущим направлениям. Механизацией и электрификацией всех видов работ занимались межхозяйственные объединения по механизации, орошением и осушением площадей — объединения по мелиорации, восстановлением плодородия и защитой — объединения по химизации. В Приднестровье более половины площадей пашни были орошаемые. Ежегодно вводилось до 10 тысяч гектаров новых орошаемых земель.
В каждом районе работали межхозяйственные комплексы по выращиванию говядины, свинины, нетелей, куда хозяйства района сдавали свой скот на выращивание и поставляли свои корма; были государственные птицефабрики законченного цикла, много тысяче гектарные межколхозные сады и объединения по производству кормов. Только в АПК ПРМ (Приднестровья) работало 8 крупных консервных заводов по переработке плодоовощной продукции, а также крупнейшие по своим направлениям предприятия — по производству сахара, спирта, подсолнечного масла, коньяков, вин, табака. В системе АПК было 240 предприятий и организаций, в них работало более 52 тысяч людей. Эта территория, всего в 4 тысячи квадратных километров, производила в год только плодоовощной продукции до 500000 тонн, или более чем по 3 килограмма на каждого нынешнего жителя России! Приднестровье просто было российским ОГОРОДОМ в те годы, которые отдельные «умники» сегодня называют годами «застоя»! Если бы можно было обеспечить в целом по Союзу, хотя бы 25% уровня производства (производительности труда), организации и культуры земледелия, достигнутого в Приднестровье в те времена — стране некуда было бы девать продовольствие…
Но все это лишь лирическая преамбула к главной мысли…Работая в системе АПК, бывая в разных регионах страны и за рубежом, я видел, что многое можно было бы еще улучшить, усовершенствовать, даже то, что вроде бы внешне казалось у нас было хорошим…Занялся научной работой, выбрал тему для диссертации, в плане совершенствования агропромышленной интеграции…А тут Молдова объявила о независимости, не отставая от других сестер-республик…Пошли проблемы внутри республики…В сентябре 1990 года было объявлено о создании Приднестровской Молдавской Республики…Надо было жить, о каком тут научном совершенствовании АПК могла идти речь…!
Слева — суверенная Молдова, справа — самостийная Украина, мы — как в клещах зажаты, но где-то до 1994 года, Приднестровье жило по инерции, на союзных еще запасах. Практически не снижался уровень производства, была сохранена организационная структура АПК. Ходили еще одни деньги, не было границ, таможен, поборов, запретов и всевозможных блокад. Мы жили и ждали, что может быть что-то где-то (ТАМ) переменится в лучшую для нас сторону…Скажу по факту — Не дождались…
Во всех же постсоветских государствах, включая главного инициатора-генератора — Россию, шло целенаправленное умышленное разрушение системы АПК по всей вертикали…Я это все хорошо понимал и тогда, но, по прошедшему времени, уже можно объявить открыто — «СИЛЫ» (назовем их так), которые в то время ускоренно занимались ликвидацией СССР и советской власти, параллельно с захватом политической власти, особое внимание уделили тогда Удару по направлению Безопасности — Военной и Продовольственной. По Военной безопасности они преуспели еще во времена перво последнего президента Союза, а вот по Продовольственному комплексу — удары наносились уже по России, и не без помощи её первого президента и его окружения в то время…
С первых дней российской независимости, шла борьба не просто за наш продовольственный рынок, не за выжимание конкурента, а грамотно, цинично, целенаправленно и всесторонне, велись планомерные действия по разрушению и уничтожению всего российского агрокомплекса. Не только его организационной, производственной и материальной базы, а всей его инфраструктуры: — сельскохозяйственного машиностроения, сельхоз науки и сельхоз образования, систем защиты растений и животных, семенного, племенного и многих десятков других важных направлений, прямо или косвенно, связанных с АПК…
К сожалению — это была реальная государственная политика новой российской власти тех лет. Не зря одними из первых, были приняты нормативные акты о праве частной собственности на землю, о ликвидации коллективных хозяйств, введении «земельных паев» и других действиях, которые вкупе с Мораторием на смертную казнь, развязывали руки тем, кто объявил негласную (а чаще — гласную) войну российскому Агрокомплексу.
Здесь уместно напомнить опять о нашем многострадальном Приднестровье и его АПК именно в девяностые годы. Было уже сказано, что в отличии от других регионов на постсоветском пространстве, наш АПК не был разрушен и был готов продолжать быть российским «огородом» и с развалом СССР. Мы не допустили введения частной собственности на землю (и до сих пор!) Мне довелось с конца 1992 года, организовывать Министерство сельского хозяйства ПМР, а с 1996 года — комитет по вопросам агрокомплекса в Верховном Совете ПМР. В те годы, мною же, были разработаны новые подходы к организации Агропромышленного комплекса ПМР, где определяющей формой влияния на все происходящее на сельхоз земле — были Условия землепользования, которые базировались на трех основах: 1. Введение минимального уровня сельхозпроизводства. 2. Введение в увязке с минимальным уровнем производства — единого уровня натурального налога. 3.Введение форм ответственности за нерациональное использование земли. Эти Условия актуальны и сегодня на всем постсоветском пространстве. По крайней мере, за 25 лет никто лучшего не придумал и не предложил…
Не буду на этом останавливаться, все это есть в моих работах под рубрикой «Земля и Власть» и в моей диссертации « Государственное регулирование, как основа повышения экономической эффективности аграрного производства в Приднестровской Молдавской Республике».
Без разумного государственного регулирования основных процессов в системе АПК той же России — мы не достигнем уровня производства продуктов питания, гарантированно обеспечивающего Продовольственную безопасность нашего государства… Это Аксиома.
Все девяностые годы, и от имени министерства сельского хозяйства ПМР, и от имени Президента ПМР и Верховного Совета, я обивал пороги московских и федеральных министерств и Госдумы. Пытался привлечь внимание к нашим проблемам вообще и АПК, в частности. Приглашал к сотрудничеству, предлагал свои варианты совершенствования системы АПК и т.д.. В 1995 году, я выступил с большой статьей (Вдали от России) в газете «Сельская жизнь», где рассказывал о возможностях нашего АПК ПМР и приглашал к совместному производству, если не на федеральном уровне, так хотя бы на уровне отдельных городов или регионов, ведь есть же там у них продовольственные нужды, хотя бы для обеспечения бюджетных потребителей. Я говорил: — Все равно вы будете закупать где-то — так купите у нас, В Приднестровье!!! Гарантируем и объемы, и качество и все, что угодно — только официально закажите! Тогда и с Украиной при провозе проблем у нас не будет и т.д... Сейчас, вспоминая те времена, правда стыдно, не за себя, а за тех, кого я пытался убедить — чиновников, депутатов и иже с ними!
Они смотрели на меня, как на инопланетянина, а мои доводы по госрегулированию принимали, как в свое время принимала церковь доводы Николая Коперника, о том, что Земля вращается…Их (всех!) интересовало, что у меня (нас) есть сейчас, что и почем можно купить, а о совместном производстве или об официальном госзаказе для ПМР — вопрос не стоял никогда — им было не до этого. Все только лепетали на разных уровнях: «О, Приднестровье! Да это наши братья!». Чушь показная, простите. Агрокомплекс Приднестровья не нуждался в помощи в виде бюджетных российских «подачек». Если бы, вместо разглагольствований о вечной дружбе, Россия официально, на уровне Госзаказов или совместного производства, с самого начала установила торговые отношения с ПМР в продовольственной отрасли, совсем другим была бы нынче жизнь в нашем регионе и совсем другим было бы само Приднестровье…И массы проблем не возникло бы с сотнями тысяч граждан России, проживающих в Приднестровье и сегодня…
Но. Давайте вернемся к тому, с чего начинали данную тему…О тех «силах», которые с самого начала российской государственности, так… полу подспудно, делали все что угодно, лишь бы оставить её (Россию) без собственных продуктов питания и посадить её на чей-то (чьи-то) продовольственный поводок…
Когда-то, один тех, кому власти тех лет давали много миллиардные транши на закупку продовольствия, причем знакомый мне чиновник еще по советским временам, при очередной моей просьбе закупить чт0-то у нас, сказал буквально следующее: « Вася, на х…(зачем) ты мне нужен? С тобой свяжись — все прозрачно… — 4 таможни, границы!…Да надо мне, к примеру, апельсины — звоню знакомому в Алжир, договариваемся — для Москвы апельсины по полтора доллара килограмм, для Марокко — по доллару… А полдоллара, мы с поставщиком пополам делим и он кладет мне деньги в любой банк. Ни налогов, и никто ничего не знает. Все тихо! А с тобой — одна головная боль…Извини, но ты со своей ПМР — мне (читай — нам) не интересны…»…Эта классическая общая схема и до сегодняшнего дня действовала…
Вот так и без комментариев. А бедственное положение людей ( сотен тысяч граждан России) почти четверть века, в Приднестровье, по моему мнению — лежит на совести случайных людей в российской политике прежних лет. Эта проблема искусственна и давно могла бы быть решена.
Ну и хватит всего грустного…Но надо помнить, что те «силы», что интенсивно работали против нашего АПК, скорее всего, никуда не делись, может быть как-то во что-то трансформировались. А их дело «живет»! Их влияние переместилось в другие направления — уничтожив все, что можно было из действующего, — не допустить появления и развития чего-то нового. Почти вся оперативная чиновничья рать сориентирована на это, чтобы помешать, не допустить или задушить санкциями и проверками…Пусть попробуют кто-то начать свое дело в плане производства продовольствия!. Заклюют.
Поэтому, особой радости, что ограничение импорта продовольствия в Россию, сделает революцию в нашем Агросекторе, я, как человек много повидавший всего хорошего, а больше плохого в сельской жизни, — не испытываю. Ну во — первых — это (Эмбарго) надо было вводить одним из первых Указов первого Президента России, а не «подмахивать» с чьей-то подачи, частную собственность на землю, да моратории, а во-вторых — я уже не верю, что та негласная «Пирамида», «Система» или «Гидра», называйте её как угодно, которая все последние 25 лет (не бесплатно!), сдавала наши продовольственные позиции за рубеж и делала все по уничтожению российского АПК, так просто сдастся.
Сегодня ей ситуация «прищемила» хвост и заклеила скотчем рот и она (они) притихла. Но я не удивлюсь, (в этом потерянном мире может быть все, что угодно), что её (системы) представители, обратятся к своим западным хозяевам — заказчикам с претензиями — что же вы, мол, делаете…мы сколько лет вам помогали валить российский АПК, а вы, со своими дурацкими санкциями, вызвали наконец, гнев Путина В.В. и он ввел эмбарго! А вы забыли, что Россия, как ни одна страна в мире, благодаря своим сохранившимся пока много гектарным полям, может мгновенно в (2-3) года восстановить свое производство продовольствия!… И что нам теперь делать?! Как говорил один жулик в комедии: « Шеф! Все пропало!».
И я еще больше не удивлюсь, если их на Западе услышат!!! И отменят все антироссийские санкции, лишь бы вернуть то, бывшее продовольственное давление и не дать поднять голову отечественному Агропрому!
Знаете, чтобы повернуть или ликвидировать систему, тем более негодную систему — надо, простите, свернуть ей шею, иначе не получится. А момент с запретом ввоза продовольствия, надо действительно использовать по полной программе и не отступать, даже, если они (партнеры наши липовые) не только все санкции с нас снимут, а еще и какие-то преференции для нас введут! Хватит делать из российского АПК (да и из России в целом) бездонную дыру и кормушку для проходимцев. Российская земля — для российского сельхозпроизводства. Была, есть и должна быть! А главное — она ( земля), должна быть государственной! Тогда и разумно влиять можно на все, происходящие на ней процессы…Частнику на земле — по большому счету — не укажешь…
Вот теперь, пожалуй, вообще хватит, — дальше, люди, думайте сами. Вы знаете не меньше…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда кого посеяла жизнь. Том XIII. Публицистика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других