Понятие «искусство» очень широко. От нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок… Эта книга призвана рассказать простым языком о таком масштабном явлении как искусство, восполнить возможные пробелы в знаниях, помочь разобраться в многочисленных стилях, направлениях, шедеврах и техниках и побудить читателя на более глубокое изучение предмета. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II
Must-see Древней Руси. XIV–XVI века
Икона — не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества.
Еще в начале XII века Киев — по-прежнему столица Древней Руси. Однако в качестве идейной альтернативы ему заявляет о себе Новгород — вольный торговый город, который в этот период превращается в республику. Республикой управляет вече — совет, или народное собрание. Новгород представляет собой интереснейший феномен того времени — при скромных размерах он обладал многими чертами современного мегаполиса, в котором произошел небывалый расцвет культуры.
Феофан по прозвищу Грек
В этой благотворной среде творил знаменитый художник, который приехал на Русь из Царьграда. В наши дни о нем знают почти все, кто хотя бы немного интересуется русской живописью, и это, можно сказать, исторически первая суперзвезда в истории русского искусства в целом. Его имя Феофан, а прозвище — Грек, указывает на византийское происхождение.
Феофан Грек и Симеон Черный расписывают церковь Рождества. Миниатюра Лицевого летописного свода, XVI век
В Новгород живописец прибыл, получив заказ, и в 1378 году расписал церковь Спаса Преображения на Ильине. Из росписей лучше всего сохранились те, что расположены в куполе и барабане. Феофан Грек был мастером ярких эмоциональных изображений, и все его образы, особенно старцев, наделены суровыми и сильными характерами. Творчество Феофана Грека было новаторским и смелым.
Апсида — примыкающий к основному объему пониженный выступ здания, в плане полукруглый, прямоугольный, граненый или усложненный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом
Увидеть собственными глазами работы настоящей звезды древнерусского искусства совсем нетрудно — достаточно приехать в Новгород, совершить пешую прогулку по старому городу до миниатюрной церквушки Спаса Преображения и купить недорогой входной билет. Росписи Феофана сохранились хоть и фрагментарно, зато достаточно хорошо. Уцелели частично фигура Богоматери, фрагменты евангельских сцен (Крещение, Рождество Христово, Сретение, Проповедь Христа апостолам), на восточной стене — Сошествие Святого Духа, на стенах и арках заметны очертания фигур святых, в куполе — Иисус Пантократор, четыре архангела и четыре серафима, в простенках барабана — святые праотцы, пророк Илия и Иоанн Предтеча.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других