В учебном пособии рассматриваются требования к АПК "Безопасный город", отдельным интегрированным системам, производственной безопасности, а также ряд современных разработок в области современных способов огнезащиты строительных материалов и технических систем раннего обнаружения пожара в помещениях. Учебное пособие предназначено для подготовки магистров и бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». Может быть полезно специалистам и аспирантам, разрабатывающим комплексные системы безопасности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексные системы безопасности современного города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Аппаратно-программный комплекс"Безопасный город"
1.1. Основные угрозы для общества
Мероприятия по обеспечению общественной и правовой безопасности, безопасности техногенной среды обитания как субъекта Российской Федерации, так и муниципального образования являются актуальными в связи с наличием угроз различного рода (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера). Проявление угроз в значительной мере сказывается на всех областях жизни и деятельности человека, предприятий и организаций, объектов производства, транспорта и связи, радиовещания и телевидения, технических сооружений и инженерных систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, водоотведения и др.), природных ресурсов и др.
В настоящий момент определены основные угрозы для общества, перечень которых дан в [3].
К природным угрозам относятся природные процессы или явления, приводящие к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС), и к нарушению жизнедеятельности населения [3]. Основными природными угрозами являются:
— подтопления территории города;
— деформация земной поверхности в виде оползней, провалов и оседаний земли, включая последствия землетрясений;
— ураганные и штормовые ветры, обильные и длительные дожди и снегопады, обледенения дорожных магистралей и электрических проводов; падение крупных метеоритов, болидов; торфяные и лесные пожары, длительно происходящие на больших площадях, приводящие к значительному задымлению.
К техногенным угрозам относятся ЧС, спровоцированные антропогенной деятельностью и приводящие к вредным воздействиям на население и среду обитания. Основными техногенными угрозами являются [3]:
— катастрофы, аварии и инциденты, происходящие на авто-, авиа-и железнодорожном транспорте;
— аварии, пожары и разрушения на производственных объектах и в жилых помещениях, на магистральных трубопроводах и подземных сооружениях;
— прорывы гидротехнических сооружений, являющиеся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
— выбросы химически опасных, радиоактивных веществ с образованием зон заражения;
— разливы нефтепродуктов;
— долговременные прекращение электроснабжения жилых зон и производственных мощностей;
— аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях; прорывы в сетях тепло — и водоснабжения; старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры; снижение надежности и устойчивости энергоснабжения; перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
— просадки, оползни, обвалы земной поверхности, происходящие при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
— некачественная уборка улиц; нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;
— снижения качества питьевой воды;
— снижения качества дорожного покрытия, приводящее к снижению безопасности автомобильных перевозок.
Биолого-социальными угрозами являются ситуации, при которых ухудшаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных [3].
К основным экологическим угрозам относятся [3]:
— превышение предельно допустимых концентраций тяжелых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
— деградация и опустынивание почв, вследствие ее эрозии, засоления, заболачивания и так далее;
— переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, приводящие к загрязнению окружающей среды;
— резкие изменения погоды (климата) в результате деятельности человека;
— температурные инверсии и смог в городах;
— превышение допустимого уровня городского шума;
— кислотные осадки; разрушение озонового слоя и изменения прозрачности атмосферы;
— истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов.
К основным угрозам транспортной безопасности относятся [3]:
— террористические и диверсионные акции, в том числе за счет нарушения функционирования транспорта;
— криминальные действия на транспорте;
— ЧС, происходящие вследствие изношенности, нарушения правил эксплуатации транспортных технических систем и нормативных требований к ним, а также за счет природных катаклизмов, приводящие к авариям.
К конфликтным угрозам относятся социальные взрывы, криминогенные и террористические угрозы, национальные и религиозные конфликты деятельность экстремистской направленности [3]. К основным конфликтным угрозам относятся:
— несанкционированные публичные мероприятия, приводящие к массовым беспорядкам;
— резонансные преступления (правонарушения, включая похищение людей), в том числе и действия организованной преступности.
К основным угрозам информационной безопасности относятся [3]:
— несанкционированный доступ к информации об органах государственной власти, муниципальных предприятий и служб, а также намеренное нарушение информационного обеспечения их деятельности;
— оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и интернет, в том числе с целью создания социальной, межнациональной и религиозной напряженности;
— несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами, включая перехват радио-, теле — и видеотрансляций, нарушение функционирования систем оповещения и информирования населения;
— нарушение прав граждан в области получения достоверной информации, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
— использование компьютерных систем и сетей для криминальных действий в кредитно-финансовой сфере.
Управленческие (операционные) риски являются следствием низкой эффективности работы ОИВ и контроля со стороны оперативных служб, грозящие нарушением жизнедеятельности населения. К основным управленческим (операционным) рискам относятся [3]:
— риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе технических систем инженерных и социальных объектов и объектов инфраструктуры;
— длительная задержка устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций, приводящая к нарушению нормальных условий жизнедеятельности населения;
— низкая эффективность систем прогнозирования и поддержки решений на местном, региональном и федеральном уровнях, увеличивающих риск нарушения среды обитания и здоровья людей, и возникновения дополнительных материальных расходов на устранение последствий.
В большинстве случаев угрозы являются взаимосвязанными, а последствия очень тяжелыми как с моральной, так и с материальной стороны. Для уменьшения риска проявления угроз необходима разработка комплексной системы безопасности современного города.
Таким образом, целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий кризисных ситуаций и правонарушений [3].
1.2. Законодательная и нормативная база, послужившая основой для создания АПК «Безопасный город»
Основным документом, определяющим возникновение, развитие и реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город»), является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р. МЧС России, как главным координатором по вопросам внедрения и развития АПК «Безопасный город» разработаны и утверждены методические рекомендации и методическое пособие [4, 5].
Кроме того, данная Концепция должна не противоречить положениям уже утвержденных основных законов и других нормативных и правовых актов:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействию терроризму».
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ"О безопасности”.
5. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
6. Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
10. ГОСТ Р 51558-2008. «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний».
11. ГОСТ Р 54830-2011. «Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных видеоданных. Общие технические требования и методы оценки алгоритмов».
12. ГОСТ 12.1.006-84 «Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля».
13. ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 «Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования».
14. ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения».
15. ГОСТ Р 52155-2003 «Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные».
1.3. Действующие автоматизированные системы безопасности
Известно, что на опасных производственных, критически важных и социально значимых объектах и в муниципальных образованиях России функционирует ряд автоматизированных систем различной ведомственной принадлежности, которые подразделяются на несколько групп.
Автоматизированные системы обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования. Среди них наиболее известные:
а) системы видеонаблюдения, обеспечивающие автоматическое детектирование (видеообнаружения, видеоидентификации и видеораспознавания) определенных событий;
б) подсистема обеспечения экстренной связи.
Автоматизированные системы обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров. Наиболее известные среди них:
а) система мониторинга критически важных объектов;
б) система мониторинга потенциально опасных объектов;
в) система мониторинга социально значимых объектов;
г) система мониторинга пожарной безопасности объектов;
д) система управления твердыми бытовыми отходами;
л) система информирования и оповещения населения.
Автоматизированные системы обеспечения безопасности инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса:
а) система мониторинга сети водоснабжения;
б) система мониторинга сети газоснабжения;
в) система мониторинга сети теплоснабжения;
г) система мониторинга сети электроснабжения;
д) система мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;
е) система обеспечения безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;
ж) система обеспечения экстренной связи.
Автоматизированные системы обеспечения безопасности имущественного комплекса. Наиболее известные среди них:
а) система управления дежурного плана города;
б) система обеспечения социальной безопасности;
в) система управления реестром электросетей;
г) система управления реестром сетей и сооружений водоснабжения;
д) система управления реестром тепловых сетей;
е) система управления реестром дорог.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» [6]. С этого момента прекращается регистрация федеральных государственных информационных систем (далее ‒ ФГИС) Роскомнадзором, а База данных реестра ФГИС передана в соответствии с пп. «в» п. 4 Постановления № 1235 в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для использования в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) предназначен для расширения использования отечественной ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которого было подтверждено и для которого предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках.
Реестр формируется Экспертным советом по российскому ПО при Минкомсвязи России, значительную роль в котором играют представители отечественной ИТ-отрасли.
Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных расположен по адресу: http://reestr.minsvyaz.ru.
Перечень наиболее известных информационных систем, применяемых федеральными органами государственной власти (ФОИВ), приведен в прил. 1.
За счет интеграции с существующими информационными системами всех уровней, компоненты АПК «Безопасный город» должны обеспечивать:
— формирование информационной системы как эффективного инструмента муниципальных ОИВ с целью формирования безопасной среды обитания на базе эффективного межведомственного взаимодействия для обеспечения общественной безопасности;
— создание единого информационного канала между ОИВ разного уровня (муниципального, регионального и федерального);
— создание современных систем анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз.
1.4. Требования к содержанию информации в АПК «Безопасный город»
Для объединения информационных потоков в рамках АПК «Безопасный город» необходимо определить минимальные требования к содержанию входной информации от действующих автоматизированных систем.
В частности, информация от систем видеомониторинга и видеоанализа в целях общественной безопасности должна содержать:
— видеоизображения с мест установки видеокамер на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах (в том числе дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения и другие);
— информацию об идентификации и распознавании лиц и сопоставление их с данными о лицах, находящихся в розыске.
— информацию об обнаружении скопления людей, в том числе в несанкционированных местах;
— данные об оценке плотности потока людей на значимых для муниципального образования объектах;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексные системы безопасности современного города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других