В этой книге рассказывается об одном из интереснейших периодов еврейской истории – о правлении легендарного царя Соломона, сына Давида. Соломон, прославившийся своей мудростью, привел к процветанию объединенное Израильское царство и осуществил замысел отца – воздвигнул Иерусалимский Храм. А еще он был живым человеком, которому знакомы горечь сомнений и творческое вдохновение любви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соломон. Царь тысячи песен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6
Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там». Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!
Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Как только посольство в Египет покинуло Иерусалим, Соломон начал готовиться к визиту в Финикию. Путешествие в Тир он задумал давно, еще при жизни Давида, но тяжелая болезнь отца и постоянно нарастающая борьба за власть между различными группировками царедворцев не позволила тогда осуществить этот замысел. Сейчас обстановка в стране была еще более напряженной: по Израилю поползли подхваченные жарким ветром слухи о скорой женитьбе царя на египетской принцессе. Враждебно настроенные левиты посылали проклятия дому фараона, неустанно напоминали людям о страданиях и унижениях народа Израиля во времена египетского рабства. Да и пророк Натан, учитель Соломона, авторитет которого в Израиле был непререкаем, не понял и не поддержал его в трудную минуту, а возмущенный и раздосадованный, демонстративно покинул Иерусалим. В городе, в самых людных местах, неуловимыми серыми тенями сновали противники царя, подогревая и без того распаленные щедрым солнцем еврейские головы разговорами о том, что Соломон незаконный правитель, так как избран был не старейшинами Израиля, а назначен волею отца и пророка Натана. Все это, вместе взятое, составляло серьезную угрозу не только власти, но и самой жизни Соломона. И все же после недолгих сборов он тайно отправился в Финикию. Отъезд царя, как и власть в его отсутствие, обеспечивали Садок и Ванея. Соломон знал, что Финикия богатая страна, а Тир, ее столица — прекраснейший, хорошо защищенный город, и любые попытки удивить царя Хирама окажутся жалкими и смешными. Поэтому его скромную свиту составили всего сотня пеших фелефеев и хелефеев, пятьдесят конных гиборим и десять боевых колесниц — ровно столько, сколько посчитал необходимым Ванея для обеспечения безопасности Соломона в пути.
Это была первая его поездка за пределы государства — первая из немногочисленных в будущем; поездка, положившая начало великой славе Израиля и бессмертию его третьего правителя — Соломона. Впрочем, это будет позже, а сейчас царь, с тревогой в сердце, в первый раз покидал свою неспокойную и непокорную страну…
Хирам, давний друг Давида, искренне обрадовался визиту Соломона. Пренебрегая всеми правилами, он встретил его далеко за пределами своего дворца, заключив уставшего царя Израиля в объятия. Две недели в гостях пролетели для Соломона, как один короткий миг. Он был поражен тем, что узкая, каменистая полоска земли, прижатая к берегу Средиземного моря, руками трудолюбивых и искусных финикийцев была превращена в сказочную, надежно укрепленную страну Великолепные дома и дворцы, утопающие в зелени, располагались вокруг уютных гаваней и портов. Многочисленные корабли доставляли товары со всех концов света — товары, которые по добротным, широким дорогам покидали страну, обеспечивая Финикии неиссякаемый и живительный источник чистого и всемогущего золота! Соломон, стоя часами на высоком холме, с завистью наблюдал, как пестрый и многоязыкий людской муравейник, с раннего утра и до позднего вечера, кропотливо и упорно наполнял необъятную казну царя Хирама достатком и могуществом. В один из таких дней, на этом самом холме, откуда открывался завораживающий вид на сказочный цветок под голубым небом — Финикию, он дал клятву себе перед Богом построить великий Израиль — богатый, могущественный, вечный!
За день до возвращения Соломона в Израиль у него с Хирамом состоялся важный разговор.
— Понравилось ли тебе у нас, Соломон? — учтиво спросил царь Финикии.
Они расположились на террасе царского дворца, среди экзотических растений, укрытые от палящего солнца живым зеленым пологом.
— Финикия — прекрасная страна! Разве может она не понравиться?
Хирам широко улыбнулся.
— Я рад, что пребывание здесь не вызвало у тебя разочарования. Ты ведь знаешь, мы дружили с твоим отцом, Давидом, и не просто дружили, но были верными союзниками в военные и мирные времена.
— Я очень ценю расположение Финикии к Израилю и дружбу, которая была между тобой и моим отцом. В наше неспокойное время это дорогого стоит…
— Что ж, рад это слышать! — одобрительно сказал Хирам. — И я напомнил об этом для того, чтобы ты знал: с моей стороны ничего не изменилось. Ты провел здесь половину месяца, но я не знаю пока истинной цели твоего визита. Не думаю, что царь Соломон проделал долгое путешествие только для того, чтобы полюбоваться красотами Тира и просто побеседовать с давним другом дома Давидова.
Соломон развел руками.
— Ты воистину прозорлив, царь Финикии! Я с радостью и почтением принимаю твою дружбу. И буду говорить так открыто, как не могу пока говорить ни с кем в собственном доме. Да, не только красоты этой прекрасной земли привели меня в Финикию. Наши страны связывала личная дружба царей, славные военные победы и взаимовыгодная торговля. Об этом не раз говорил мне отец.
— Да, мы хорошо торговали. Особенно в последние годы, — согласился Хирам.
— Я еще молод годами, но хочу не просто сохранить то, что оставил после себя Давид, а стократ приумножить! — Соломон встал с кресла, подошел к краю террасы и провел рукой по искусно отделанным слоновой костью перилам. — Здесь, — Соломон развел руками, — все построено на века, все дышит изяществом и роскошью. Израиль большая страна, и сделать ее такой же много сложнее, но я это сделаю! — он круто повернулся, и Хирам увидел лихорадочный блеск в глазах юного царя. — Сделаю! — ударил Соломон кулаком по перилам. — Бог свидетель, я это сделаю!
Соломон вернулся в кресло и уже спокойно произнес:
— Если ты не против, мы увеличим, значительно увеличим нашу торговлю. Я сделаю сильной армию, построю города и укреплю границы… Но для этого мне нужно золото, много золота! — Соломон бросил быстрый взгляд на Хирама. — И это золото я буду просить у тебя.
Хирам улыбнулся.
— Мои возможности не безграничны, — он развел руками. — Но если ты скажешь, сколько тебе нужно, возможно, мы и сможем помочь.
— Не так много, чтобы ты отказал, но и не так мало, чтобы я мог без этого обойтись… — сто двадцать талантов[9] будет тебе по силам?
— А что ты сможешь дать в залог, под обеспечение этой суммы? — уклонился от прямого ответа Хирам.
— Двадцать больших поселений в Галилее с людьми и их имуществом, — не задумываясь, сказал Соломон. И быстро добавил:
— Это будет с лихвой, можешь мне поверить.
Хирам рассмеялся.
— А ты хорошо подготовился к разговору. Не зря до меня доходили слухи о мудрости Соломона! Ну что ж, я, пожалуй, дам тебе сто двадцать талантов! Но ты покажешь мне сначала эти поселения.
Соломон пожал плечами.
— Они все на нашей границе, покажу с радостью… Но это еще не все, — притворно вздохнул он. — Мне нужны материалы для постройки города и Храма, искусные рабочие… Много материалов и много рабочих. Я буду покупать у тебя гораздо больше, чем мой отец, и поэтому рассчитываю на хорошую скидку.
Хирам потер ладонями.
— Дам, все дам! Первую партию привезу лично — морем, в Яффу. Заодно и увижу твой залог под золото. Но из порта — доставка за твой счет, равно, как и содержание рабочих. И я сделаю для тебя, как для брата, хорошую скидку. За материалы и рабочих будешь расплачиваться, как и Давид, — пшеницей, маслом, вином. Ну а сколько — мы с тобой подсчитаем!
Соломон удовлетворенно кивнул.
— Получишь все, что просишь, и самого высокого качества… А сколько у тебя торговых кораблей? — неожиданно спросил Соломон.
Хирам удивленно посмотрел на него.
— Не могу сказать точно, но много! Да и купцы имеют свои корабли… А почему ты об этом спрашиваешь?
— Я тоже буду торговать с разными странами. Можем это делать вместе, если ты поможешь мне построить корабли на Чермном[10] море…
Хирам подошел к Соломону и обнял его.
— Если ты сумеешь исполнить хотя бы половину из того, что я здесь услышал, станешь великим царем, равным которому еще не было во все времена!
Когда Соломон вернулся в Иерусалим, он сразу же пригласил к себе Ванею, Азарию, Адонирама и Садока.
— Скоро к нам начнут прибывать корабли от царя Хирама, — без предисловий начал он. — Они доставят в Израиль строительные материалы: ливанский кедр, слоновую кость, железо… Прибудут также тысячи искусных мастеров — строителей, резчиков камня, плавильщиков метала. И мы должны подготовиться, чтобы принять людей и все остальное.
— Позволено мне будет спросить? — поклонился Ванея.
Соломон кивнул головой.
— Позволено! Я думаю, что вопросов будет много и не только у тебя одного.
— Что задумал строить мой господин?
Соломон посмотрел на застывших в напряжении царедворцев, и в сердце его закрались сомнения и страх.
Не много ли я беру на себя? — подумал он. — Они примут все, что я скажу Но принять и исполнить не одно и то же, а лучших нет и не будет… один я, всегда один…
— Храм, — буднично произнес Соломон, еще погруженный в свои мысли. — Храм, города, дороги… Легче спросить, чего я строить не буду.
Воцарилась тишина. Напряжение последних недель, восторг и подъем, испытанные Соломоном в Финикии, грандиозность планов, которые в прекрасном дворце Хирама казались такими ясными и достижимыми, здесь, в собственном доме, в самом сердце пыльного, серого и мрачного Иерусалима показались ему сейчас смешными и дерзкими. Тревожные мысли-изменники окрепли, расширились, переплелись в мощный клубок безразличия и тоски, отозвались, как эхом, трусливой занозой в ранимом и одиноком сердце.
— Храм, города, дороги… — еле слышно повторил Соломон. Повторил не им, а себе. Слова эти на миг повисли в воздухе, разлетелись, не встретив препятствия в напряженной тишине огромного зала, и вернулись в сердце царя уже другими, словно чужие — сильные, решительные, смелые!
— Ни я, ни вы и никто другой в пределах Израиля до дня сего даже не помышлял об этом. Отец мой, великий Давид, да будет память о нем вечна, собрал весь Израиль — от Дана до Вирсавии — под своей железной рукой. Много малых и больших народов платят нам дань, дают для войска людей и скот для моего дома. И все это сумел сделать отец мой, Давид! — голос Соломона окреп. — Но он не построил ничего в Израиле, почти ничего, потому что строил сам Израиль… Соломон сделал паузу и властно, голосом, к которому все уже привыкли, добавил:
— Так что строить буду я! Тебе, Адонирам, повелеваю увеличить подати по числу людей в коленах Израиля и среди других народов — строго и справедливо! Тебе, Ванея — отпустить многих воинов по домам, чтобы сеяли они пшеницу и растили скот для потребностей новых. Сколько всего людей в войске нашем?
— Если понадобится, легко собрать сможем тридцать раз по тысяче пеших, четыре сотни конных и колесничих и в отдаленных селениях, на границах около пяти тысяч, — отчеканил Ванея.
— Я спрашиваю, сколько воинов постоянно находится в войске?
— Ну, третья часть…
— Половину отправишь временно по домам, пусть скот пасут и лозу взращивают. Тогда и подати новые собирать легче будет.
— У нас могут возникнуть большие трудности с коленами Дана и Эфраимовым. Да и старейшины остальных областей могут не подчиниться, — озабоченно возразил Азария.
Соломон нахмурил брови.
— Зачем Давид собрал все племена в Доме едином? Чтобы охранять их от врагов, а они делали то, что хотят, поступая каждый по глупости своей? Не бывать этому от сего дня! Израиль и Иудея — одна страна, и в ней — один царь! Во всех двенадцати областях Израиля укрепить власть приставников — назибов[11], чтобы обеспечивали они не только царский дом всем необходимым, но и были начальниками над старейшинами и судьями. При назибах содержать военных людей числом не менее пятидесяти для поддержания порядка и спокойствия, а также обеспечения людьми общественных работ. И еще! — Соломон в упор посмотрел на Ванею. — С первого дня помазания я только и слышу от слуг своих, что в Иерусалиме и других городах много праздных людей и вредных разговоров. Это мешает мне установить мир и порядок. Или у тебя недостаточно сил и умения, чтобы не беспокоить этим царя и не отвлекать его от дел государства?
— Я только и ждал от тебя этих слов, мой господин! — ухмыльнулся Ванея. — Теперь в Иерусалиме не будет вредных разговоров, а у тебя будет достаточно людей для любых работ!
Соломон недовольно поджал губы.
— Мне нравится то, что ты сказал, но мне не нравится то, как ты сказал. Царь силен тогда, когда у него большое войско, но царь велик тогда, когда он справедлив, несмотря на большое войско. Все должно делаться по закону и в граде Давидовом, и в самом дальнем селении!
— Ты как всегда прав, мой господин! — вмешался Садок. — Справедливый суд — Божий суд! Но как сделать, чтобы от Иерусалима до самого малого горного селения суд был действительно праведен? Как сделать, чтобы левиты судили людей по справедливости, а не по разумению своему и не по выгоде своей; как сделать, чтобы судьи не боялись судить праведно, чтобы потом не стать самим судимыми толпой? И как сделать, чтобы правда все же восторжествовала, невзирая на неправедный суд?
Соломон уважительно посмотрел на Садока.
— Я сам много думал об этом еще тогда, когда был жив отец мой Давид. Думал и не нашел ответа. Разве всегда, когда Бог посылает нам испытания, болезни и несчастья, мы покорно принимаем участь свою и не ропщем? А ведь это самый справедливый суд — Божий Суд! Так что тогда говорить о суде человеческом? Но все же мы должны стремиться к тому, чтобы и суд человеческий был праведен и справедлив. Суд — самый мощный столп, на котором зиждется власть! И чем мощнее и надежней этот столп, тем сильнее и незыблемей власть царя над народом. Посему повелеваю от сего дня и впредь судей назначать из числа левитов, по предложению старейшин и одобрению народа. Только тот может справедливо судить свой народ, кто этим народом избран. Дабы избежать давления и угроз, суд вершить не у городских ворот, при скоплении всех людей, а в специальных местах, куда приводить только судимых, свидетелей… и представителей от народа тоже.
— А кто будет судить в Иерусалиме? — спросил Азария.
— А кто правит в Иерусалиме? — ответил вопросом Соломон.
— Тогда у моего господина не останется времени ни на что другое, — усомнился Азария. — Иерусалим велик, и ежедневно здесь происходят суды по делам разным. Неужели великий царь будет судить всех — от торговца водой, которому недоплатили шекель, до убийцы и казнокрада?
— Нет, конечно, нет! — улыбнулся Соломон. — Украденным шекелем займутся судьи из левитов иерусалимских. Но если этот шекель не вернут, тогда продавец воды может рассчитывать на суд и защиту царя, равно как и любой другой человек в пределах Израилевых. И мы построим в Иерусалиме Дом Правосудия — большой и величественный, где и будем судить — достойно и справедливо; и будут перед судом тем все равны — от землепашца простого до чиновника царского — равны, как равны все смертные перед Богом бессмертным!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соломон. Царь тысячи песен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других