1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Виктор Петров

Человечество на пороге глобальной катастрофы. Почему? Что делать?

Виктор Петров (2024)
Обложка книги

Рассудочно-казенная цивилизация, выстроенная на лжи и насилии, заканчивает свой трагический путь. Она не принесла людям покоя и благополучия. Более того, подвела человечество к глобальной катастрофе. Остается осознать и прийти в ужас от того мракобесия, до которого мы довели себя и свою жизнь на путях этой цивилизации.Почему так получилось? Пора выявить и назвать тех, кто стоит за стратегическим провалом человечества. Одновременно нужно определить силы, способные вернуть людей к подлинной жизни, и задачи, которые предстоит решить на этом пути. Человечеству срочно нужна коренная и светоносная трансформация всей системы жизни.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Человечество на пороге глобальной катастрофы. Почему? Что делать?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Человек и его реальная жизнь враждебны друг другу

«Мы живем в обществе, где государство все, а человек ничто. Такое общество не имеет перспективы, несмотря на все материальные достижения».

И. П. Павлов

Чуждость реального мира человек ощущает уже с рождения. Младенец входит в этот мир как в нечто враждебное, противоестественное для него, обещающее только страдания. Применительно к ситуации рождения человека можно, перефразируя библейское выражение, сказать: вначале была эмоция, и эмоция эта была предельно жестокой, безжалостной. Первое, что испытывает и показывает всем своим видом младенец, оказавшись в земном мире, есть страдание — может быть, самое мучительное, самое тяжкое из всех других, что ждут его в новой жизни и уже выстроились в очередь по его душу. Мир, без каких-либо переходов, в одно мгновение обрушивается на младенца со всей своей мощью — безжалостный поток ощущений ослепляет глаза, закладывает уши, первый вздох обжигает трахею и легкие, холод, будто ледяной водой, охватывает тело. Достаточно посмотреть на новорожденного в первые минуты жизни — на его кричащий рот, трагическую маску лица, напоминающее спазм тело, — чтобы сделать вывод: если адские муки существуют, то именно они встречают человека на пороге земной жизни.

Ни одно другое существо не начинает свое пребывание на земле с таким ощущением и выражением боли. Легко и безболезненно, взаимно притягиваясь, соединяются две родственные друг другу части, принадлежащие к одному целому и стремящиеся существовать слитно в этой целостности. Человек же с первого мгновения ощущает чуждость этого мира, и протестует против пребывания в нем. И. Кант пишет о первом крике новорожденного как выражении протеста человеческого духа против заключения его в оковы земной чувствительности.

Чисто физические мучения через некоторое время будут, в основном, сняты любящими родителями, да и ребенок адаптируется к новой среде. Но тяжелый, надрывный и уже непонятный взрослым плач младенца не прекращается. Что-то глубоко внутреннее, душевное продолжает его беспокоить. У новорожденного нет разума, нет и тех земных знаний, которые будут навязаны ему позже, но есть некое чувственное, душевное «знание», пришедшее с ним из вечности, — на Востоке его называют «врожденным знанием» младенца. Оно не имеет временных и пространственных ограничений, поэтому ребенок «видит» все свое будущее на земле, видит предстоящие ему мучения, невзгоды, те препятствия, которые предстоит преодолевать в отношениях с принципиально отличными от него бездушными, неспособными на истинную любовь людьми. Плачет от того, что предстоит жить вне кровно необходимой ему атмосферы любви. Плачет горько, неостановимо. И, как показывает анализ последующей жизни детей, этот плач более длителен и тяжел у тех, кто будет сохранять в жизни свою творческую независимость, пойдет самостоятельным путем и будет, в итоге, больше подвержен отторжению окружающими.

Появление на свет новорожденного — это первое отчуждение человека от родного, привычного и, одновременно, появление необходимости принять и усвоить нечто непонятное, чуждое. Подобные переходы, всегда с мучительными переживаниями, будут сопровождать любое движение человека по земному пути, связывая привычное с непривычном, желаемое с необходимом.

К смерти человек тоже готовится в страданиях. Но вот момент ухода из жизни часто окрашивается в совсем иные эмоциональные тона. Сократ говорил перед смертью о чувстве спокойствия и облегченности, называл смерть «заботливой». Известны последние слова исстрадавшегося Гоголя: «Как легко умирать». Л. Н. Толстой, измученный конфликтами с женой, детьми, церковью, окружающей действительностью, наконец, с самим собой бежит в конце жизни из Ясной Поляны. И через несколько дней, умирая на койке смотрителя железнодорожной станции Астапово, буквально с последним вздохом произносит слова: «Истина. Люблю много. Всех».

Подобные признания часто слышат работники хосписов. Немало рассказано о переживании состояния легкости, даже блаженства теми, кто побывал в клинической смерти. Создается впечатление, что человек с разными настроениями вступает в наш мир и уходит в мир иной: сюда — как в нечто чуждое ему, с криком отчаяния, стенаниями; туда же — будто сливаясь, наконец, с чем-то абсолютно близким по своей природе, входя как в родительский дом, где его ждут и бесконечно любят.

Человеческая история с самых ранних времен наполнена стенаниями людей под давлением лишений и тягот жизни. Практически все великие мыслители каждой из исторических эпох излили свою душу по этому поводу. Предельно отчаянные суждения дошли до нас из древнего мира. Одно из высказываний Гераклита гласит: «Жизнь только по имени жизнь, на деле же — смерть». Софокл в «Эдипте из Колонны» пишет: «Величайшее благо — совсем/ Не рождаться, второе — родившись/ Умереть поскорей». У Гомера есть фраза: «Нет нигде и ничего несчастнее человека — изо всех существ, которые дышат и живут на земле».

Проблема страдающего человека остается актуальной в средние века и в эпоху Возрождения. О горестях и скорбях человеческого бытия много пишут известнейшие мыслители раннего средневековья — Плотин, Плутарх, Марк Аврелий, Августин и др. Через тысячелетие эта тема доминирует в произведениях Петрарки, Рабле, Данте. По выражению А. Ф. Лосева, горами трупов заканчиваются все произведения Шекспира. В XVII веке горестями бытия людей наполнены работы великого Б. Паскаля. «Удел человека: непостоянство, тоска, тревога. По своей природе мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах», — пишет он в «Мыслях». А. Камю, сравнивает жизнь человека с «бесконечными страданиями» Сизифа и «бурлящим морем неизбывных мук» Прометея.

В XVIII веке российская «Газета из ада», выпускаемая под масленицу, сообщает, что князю тьмы доложено: мир уже почти весь развращен, наполнен пьянством, блудом, нравственным двоедушием, наживой на ближнем:

«Ныне неправда во всех воцарилась,

А любовь далеко устранилась.

Правда сгорела, а лесть со лжею пришла,

А честь и верность в отставку ушла.

Добрую совесть в землю закопали,

А смирение ногами попрали…»

Показательно название газеты. Уже в XVIII веке существовало убеждение о том, что люди живут в аду, и руководит всем происходящим в их жизни «князь тьмы», которому о выполнении его указаний по развращению мира нужно докладывать.

В конце XVIII века А. Н. Радищев в знаменитой работе «Путешествие из Петербурга в Москву» ужасается: «Я взглянул вокруг себя, и душа моя страданием человеческим уязвлена стала». Целую философию страдания людей разрабатывает в XIX веке А. Шопенгауэр — «теоретик вселенского пессимизма», «философ мировой скорби», по определению современников. «Всюду страсти роковые./ И от судеб защиты нет», — это слова А. С. Пушкина.

Один их талантливейших русских писателей первой половины XX века, автор знаменитого романа «Мы», Е. Замятин определяющим, сущностным в человеческом бытии видел неизбывное внутреннее одиночество, рождаемое противостоянием «свинцовым мерзостям» жизни. У его героев нет так называемого личностного развития, их жизненный путь — поэтапное возрастание безысходности после тщетных попыток преодолеть ее. Спасение — разве что в нечеловечески «выхолощенной безликости англичан», показанной им в рассказе «Островитяне».

В конце XX века гениальный Иосиф Бродский, завершая свой творческий путь, признает только предельно негативные характеристики современной жизни. По словам Евгения Рейна (друга и аналитика творчества поэта), он пишет стихи, в которых предстает совершенно ужасная картина мира — сумеречного, прогнившего, полумертвого, не оставляющего никакой надежды людям: «Вокруг него как бы не мир, а морг».

А это оценки происходящего в мире нашими современниками, поэтами XXI века:

«…миром правит ложь и ярость.

Плач не смолкает ни на миг.

И в сердце все перемешалось:

В нем и святая к людям жалость,

И гнев на них, и стыд за них…»

Николай Зиновьев

«Лишенный милосердия и прав,

во власти сатаны дрожащей тварью став,

несчастный человек единство потерял

души и тела.

И как насмешка благодать страданья

Теперь одна дана ему уделом».

Вл. Дунаевский

«В этой жизни «никакая боль, никакая беда не бывает последней, а только следующей да следующей», — сетует крестьянка в рассказе В. Распутина «Изба».

2.1. Попытки человечества снять враждебность внешнего мира

«Наша жизнь подобна карточной игре, в которую мы играем, не зная правил».

П. Капица

Во все времена люди страдали — и страдают сегодня — от жизни как от тяжелой хронической болезни. Поэтому самый важный вопрос человеческого существования: как избавиться, излечиться от этой болезни, как вернуть себе внутренний покой и благополучие? История человечества выработала и практически опробовала два принципиально различных варианта спасения людей. Первый — отказаться от этой гнетущей реальности и полностью вернуться к себе самому, в свое внутреннее существование, забыть о внешней жизни. Второй — разрушить, уничтожить зловредную чуждую человеку внешнюю реальность и этим, опять же, освободиться от нее. Есть и третий вариант: попытаться изменить (реформами, революциями и т. п.) внешний мир в лучшую для людей сторону. Он — самый распространенный, но и самый обманчивый, лживый для людей, не снимающий проблему, а только обостряющий ее каждым своим шагом.

За пять веков до новой эры Будда осознал и провозгласил всеобщность страданий, создал учение о бытии как страдании. Первая формула учения Будды гласит: «Жизнь есть страдание». Только гений такого масштаба способен открыто, во всеуслышание, назвать происходящее в жизни именем, которое объективно характеризует реальность, но непривычно для обывателя. Нам бы такую способность — прекратить лицемерные суждения о своей жизни и открыто, честно описать ее так, как она того заслуживает. Это был бы первый шаг на пути к оздоровлению человеческого бытия.

Признав, что жизнь приносит только страдания, от которых невозможно избавиться какими-либо практическими действиями, Будда призвал к полному разрыву отношений с такого рода «профаническим существованием», отказу от всех видов общественной деятельности, от попыток совершенствования окружающего мира. Единственно возможной перспективой для человека он назвал полную погруженность в автономное внутреннее бытие. Предложил погасить все желания, привязанности и добиться абсолютной самоуглубленности. Итогом такого перехода должна стать Нирвана как небытие, «полное возвращение в изначальную безличность».

Проблема избавления от невыносимых жизненных страданий была настолько актуальной для людей того времени и последующих поколений, что учение Будды стало одной из великих мировых религий, остающейся популярной до настоящего времени.

В дохристианской Европе учением, близким буддизму по целям, стал стоицизм. Он тоже стремился сделать человека счастливым, предлагая отгородиться внутри себя от всего происходящего в страдательном внешнем мире. Этический идеал стоиков — мудрец, поднявшийся «выше страданий» и способный чувствовать себя счастливым при всех обстоятельствах жизни.

Стремление достичь внутреннего благополучия через «уход от жизни» имеет вековые традиции в христианстве. Это вероучение знает массовый исход людей в монастыри, скиты, знает «отшельников», «пустынников», «затворников», «молчальников», разного рода аскетические подвиги, имеющие целью как бы выбить клин клином — снять остроту «греховного» жизненного страдания страданием физическим. В XX веке тенденция к бегству от жизни проявилась в сюрреалистических формах художественного творчества, а также в примитивном бегстве от гнетущей повседневности в «бомжи», «хиппи» или, что более современно, в виртуальное компьютерное бытие. Уход от жизни в виртуальную реальность становится уже эпидемическим, принимает массовые патологические формы. Человечество никогда не знало отказа людей от обычной жизни в таких масштабах. Видимо, ее враждебность — все более нетерпима.

Наконец, эту же задачу решает уход в наркотическое или алкогольное опьянение, в болезнь. Как у Омара Хайяма: «Пью вино потому, что хочу позабыться, мир забыть и несчастную долю свою». По данным статистики, 15 % населения Земли в возрасте от 15 до 30 лет — наркозависимые, следовательно, фактически выключенные из реальной жизни, безвозвратно потерявшие человеческий облик. А это — около 200 миллионов человек. Из них более 4 млн. (только по официальной статистике) — россияне. Страшнее наркотиков и алкоголя на пути освобождения от внешней жизни стало самоубийство.

По словам Бердяева, «смерть есть самое страшное зло, которого больше всего боится человек». Но что-то более нетерпимое заставляет людей преодолевать этот страх и идти на самоубийство — использовать его в качестве последнего «обезболивающего» средства против порожденной нетерпимо чуждой жизнью внутренней боли.

Невозможно, на уровне здравого смысла, понять выбор в качестве самозащиты такого действия как самоубийство? Ведь человек, заботясь о благополучии и безопасности, ищет для себя лучшее, ищет добро (как бы он его не понимал). А здесь сам выбирает крайнюю меру зла — смерть. Даже смерть может видеться человеку укрытием от жизненных угроз и душевных невзгод.

Частота обращения людей к суицидам — наглядный показатель того, как они чувствуют себя в реальной жизни, насколько соответствует происходящее вокруг них внутренним запросам и интересам? В этом отношении весьма показательна динамика популярности суицидов среди россиян в XX веке. В 1915 году на 100 тыс. населения приходилось 3,4 самоубийства; в 1990 г. — 26,4; в 1999 г. — 39,4. По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, в настоящее время убивает себя почти 60 человек из 100 тыс. населения. Этот показатель уже превысил как число убийств по стране, и, примерно в два раза, число погибающих в дорожно-транспортных происшествиях. Общая тенденция здесь такова, что скоро данный показатель выйдет в бесспорные лидеры, оставив позади даже число умерших от несчастных случаев, инфаркта и других болезней.

В среднем ежедневно кончают с собой 150 человек. Это число пассажиров немаленького воздушного лайнера. Если бы каждый день падал лайнер, было бы много шума. А вот уход из жизни такого же числа людей через самоубийства мало кого волнует. Между тем люди, особенно дети, продолжают пребывать в тупике безысходности, не видят смысла жизни, не верят в будущее и все чаще кончают с собой. Это общая ситуация, характеризующая наш мир и степень его чуждости человеку.

Рост числа самоубийств, особенно, среди молодежи, — острейшая проблема практически всех развитых стран мира. Проведенное в США обследование 14-летних подростков показало, что около половины из них временами чувствуют себя настолько несчастным, что готовы бросить всех и все. Каждый десятый думает о самоубийстве. В Европе наиболее высокий уровень суицидов имеют вполне благополучные в социально-экономическом отношении Голландия, Англия, Швейцария. В Голландии и Бельгии набирает популярность новая форма самоубийства — эвтаназия. Такой уход из жизни здесь разрешен законом. И теперь больницы не справляются с большим количеством запросов на эвтаназию. Причем, обращаются не те, кто неизлечимо болен или беспомощен в силу старческого возраста, а вполне дееспособные люди, утратившие, по их заявлению, «смысл жизни, чувствующие тоску, постоянную тревогу». В начале XXI века массовый, почти эпидемический характер приняли самоубийства среди хорошо организованных в своей жизни японцев. Парламент Японии был вынужден даже — впервые в истории человечества — выделить в государственном бюджете отдельную, целевую, статью на борьбу с суицидами. В этой стране ежегодные потери бюджета от самоубийств японцев оцениваются в 4,1 миллиарда долларов. В Великобритании создано министерство по борьбе с суицидами.

В нынешнем мире суициды уже перестают быть только стихийным действием. Их начинают организовывать, доводить до эпидемического масштаба. Известны активные действия в социальной Сети специальных «групп смерти» (например, «синие киты»), навязывающих молодым людям идею добровольного ухода из жизни как лучшее средство решения всех проблем. Сайты этих групп настойчиво убеждают подростков в очевидной целесообразности покончить с жизнью, с враждебным для них миром, навязывают типично сатанинские доводы в пользу предлагаемого «спасения»: «скорейшая смерть естественна в таком мире»; «счастливое существование возможно только в «тихом доме», который ждет вас после суицида», «после смерти все будет иначе». Предлагаются и технические рекомендации по решению вопроса на файлах типа «Как себя убить».

Главный объект убийц из интернета — молодые люди, еще не утратившие «искру Божию». «Группы смерти» стремятся подвести к суициду и убрать с поверхности земли в первую очередь лучшую — по душевной чистоте — часть молодежи. К тому же молодых людей, сохранивших совестливость, честность и поэтому с особой остротой чувствующих порочность мира лжи, корысти и насилия легче подвести к совершению предельно рискованных протестных действий вплоть до самоубийства. Чувство одиночества и незащищенности толкает таких подростков на столь крайнюю меру протеста.

Вдумайтесь, какими словами активисты «групп смерти» убеждают подростка начать суицидную игру. «Зачем тебе этот мир?». В нем «жизнь бессмысленна», «любовь безответна», «повсеместно предательство, а не дружба», «верить не кому, в отношениях между людьми все лживо и подло». Разве это — не реальные характеристики нашего бытия? Если бы все было не так, подобные слова не затрагивали душевные глубины ребенка.

Кто организует и оплачивает действия «групп смерти»? Хозяева этого мира! Главный, но скрытый, идеолог таких действий — «князь мира сего» (кесарь, сатана). Затем — его единомышленники и наместники в земном мире, разного рода «соросы», «рокфеллеры» и им подобные обладатели «денежных мешков» и властных вершин, олицетворяющие собой «абсолютное зло» мира. Здесь же вновь и вновь приходится говорить о бесконтрольном и уже почти гипнотизирующем влиянии на молодежь «дьявола XXI века», интернета. Сегодня это — главное и всесильное средство сатанизации людей. Ушли в прошлое былые возможности газет, радио, телевидения. Теперь все решает интернет. Уже миллионы и миллионы детей погружаются в социальные сети и фактически «живут» там, почти полностью отказавшись от обычного человеческого бытия. Имеет место нечто подобное самоубийству молодых людей. И опять же «гибнет» лучшая часть молодежи. Эта эпидемия неслучайна, она нужна «врагу рода человеческого» («князю тьмы»), который безоговорочно властвует в интернете. Почему так получилось? И можно ли что-то исправить, изменить? Это принципиальнейшие вопросы для человечества, вопросы о возможности у него будущего.

Наиболее наглядным олицетворением второго варианта освобождения человека от внешнего мира — через его разрушение — в истории человечества является духовное движение манихеев (в ряде стран их называли катарами или альбигольцами).

Особая популярность пришлась на начало второго тысячелетия, когда в ряде стран Средней и Центральной Азии это движение стало государственной религией. Манихеи довели до предела, фактически, до абсурда, известный принцип. Оно возникло на Ближнем Востоке в III веке и просуществовало до XIII века. Его о несовместимости внешнего и внутреннего, материального и духовного. Для них все земное — и материальное, и приобретенное психикой в процессе жизни — абсолютный источник зла. Ибо все земное, даже будучи порожденным творческой силой человека, неизменно обволакивает его душу и мучает, подавляет в своих тенетах. С ним не может быть никаких компромиссов, оно подлежит только уничтожению. Поэтому для манихеев путь возвращения к Истине — это путь безоговорочного уничтожения всего связанного с земной жизнью.

При таком подходе удобным вариантом избавления от всего земного могло стать самоубийство. Но манихеи ввели в свою доктрину учение о переселении душ. Следовательно, сделали неизбежными новое возвращение души самоубийцы в этот мир, в те же ее мучения в плену земного. Значит, нужно уничтожать не себя, а то, что реально существует в мире и в собственной психической оболочке. Уничтожению подлежало все, что составляло среду обитания человека, и было способно порождать в нем порочные потребности, включая жилища, храмы, произведения искусства. Для спасения души от гнета того, что принято называть «Эго», предлагалось изнурение плоти и разрушение всех нравственных устоев — либо аскезой, либо обжорством, пьянством, неистовым разгулом, коллективным развратом. Действовал принцип: если тебе чего-то так хочется, то получи, но в тех дозах, которые доведут тебя до отвращения к этой потребности. Считалось полезным любое зло по отношению всему земному — будь то убийство, предательство, ложь, любое аморальное и противозаконное действие. Главное — до предела ослабить дьявольским мир, довести его существование до абсурда и этим погубить. Только тогда материя будет вынуждена выпустить душу из своих когтей. Видимо, немало страданий приносила людям жизнь, если они верили в учение манихеев и готовы были крушить все существующее в этом мире.

Манихеям не удалось на путях столь жесткого возвращения людей в «царство духа», уничтожить земную жизнь человечества. Их идея оказалась предельно однобокой и, значит, противоестественной для целостной человеческой природы. Манихеи считали себя истинными христианами, но предложили миру безжизненное учение. Нельзя оторвать человека ни от Бога, ни от земли. Ему нужно и то, и другое, важно только правильно расставить приоритеты в этой системе отношений, видеть в ней главное, определяющее. Несомненная путаница была у манихеев и с пониманием того, что в этом мире сотворил Господь, и что есть «творение сатаны».

Манихеи были уничтожены, и к концу XIV века фактически исчезли с лица земли, очистив ее для эпохи Возрождения, протестантской идеологии и последующего научно-технического прогресса. Мир утвердился на прямо противоположных представлениях о смысле жизни человека и путях к его благополучию. Наступило царство того, с чем боролись манихеи.

Но все не так просто с предельно изуверскими, в нынешнем понимании, идеями манихеев. Проблемы свободы духа в условиях усиливающего гнета материального при новом глобальном пиршестве антихриста остаются. И чем сильнее, масштабнее такой гнет, тем проблемы острее. Доведенное уже до абсурда движение в одну сторону невольно готовит почву для столь же абсурдной отдачи в другую. Присмотревшись, немало манихейского можно увидеть в идеях и действиях тех, кого в начале XXI века мы называем религиозными фанатиками, террористами-смертниками, сектантами. Вспомним хотя бы действия мировых террористов в сентябре 2001 года на территории США, с их атаками знаменитых «высоток» Нью-Йорка. Все большему числу людей нетерпимым видится расцвет бездуховности, сребролюбия, мздоимства, деградации всего святого в жизни, безмерной роскоши тех, кто правит обществом на разных его уровнях. Люди невольно становятся сторонниками чего-то подобного идеи манихеев. И оказываются внутренне готовыми на самые разрушительные протестные действия, не жалея ни себя, ни окружающих.

Наиболее распространенным средством решения земных проблем человека, в том числе, улучшения его отношений с внешним миром, стало совершенствование системы человеческого бытия. На этом пути человечество опробовало многие формы организации жизни — рабовладение, феодализм, капитализм, тоталитаризм, монархия, социализм, демократия, — и нигде не нашло успокоения. Совсем недавно при «реальном социализме» россияне были убеждены: «Так жить нельзя». Нынче при «реальном капитализме» опять заявляют: «И так жить нельзя». Пресловутые «западные ценности» оказались нисколько не краше ценностей «развитого социализма». Те и другие приемлемы разве что для существ, утративших высшее в себе и приблизившихся по запросам и действиям к роботоподобному существованию.

Ни одна известная науке социальная система не смогла избавить людей от мерзостей жизни и человеческих пороков, но каждая внесла вклад в наращивание того и другого. Остается признать суетность и бессмысленность подобных круговращений. По словам Ф. Ницше, любая трансформация общественного устройства есть не более чем смена «смирительной рубашки» или «бунт в тюрьме», неизбежно заканчивающийся, даже при кажущемся успехе бунтовщиков, лишь усилением охраны, установлением более жестких правил содержания заключенных.

Человечество столетиями мечется между полярными установками на жизнь. Идеологи цивилизации предлагают народам то забыть о душе и думать только о деньгах, в их накоплении искать счастье, то — отказаться от материального благополучия и искать счастье в душевной умиротворенности, обращении к Богу; то утверждают, что все беды — от несовершенства капитализма с его ставкой на частную собственность и рыночные отношения, то, спустя время, призывают искать спасение в частной собственности, конкурентной борьбе, рыночных отношениях. Одни настойчиво и убедительно доказывают, что наше будущее в интернациональном единении, в глобализации мира, другие, не менее убедительно, показывают преимущества обособления людей в национальных «квартирах», в соблюдении этнической чистоты. И, как показывает история, ложными в этой жизненной системе оказываются все предлагаемые идеи. Цивилизация мечется между полярными представлениями о происходящем в жизни, и всегда ошибается, не умея совместить эти представления в нечто целостное и жизненное. В конечном счете, научилась обманывать людей, ложью прикрывать свои бесконечные неудачи.

2.2. Ложь — главное оружие зла в деле искажения человека и мира

«Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиной».

И. Брянчанинов, святитель

«Ложь все покрыла, ложь всем владеет».

А. И. Солженицын

Не получается объективными средствами (переменами во внешней, социальной среде) навести порядок в отношениях человека с миром, установить покой и благополучие в его внутренней жизни. Нужно придумать что-то другое, или, по крайней мере, нужно создавать видимость достижения желанных целей. По этой причине одним из самых распространенных явлений нашей жизни становится ложь. Мы используем ее теперь каждодневно и в самых разных вариантах. Презираем лгунов вокруг себя и себя лгущего, но отказаться от обмана не можем.

По преданию, человечество в своем доисторическом детстве не знало лжи, люди не имели даже представления об этом действии. Впервые услышав о существовании лжи, они с удивлением спрашивали: какая она — белая, черная или голубая? Но, согласно этому же преданию, после того, как люди познали и полюбили ложь, вся последующая история стала непрерывным процессом их вырождения. Человечество вступило в кесарево время.

Теперь мы живем во лжи. Ложь стала всеобщим вариантом бегства от реальной жизни. Она не позволяет адекватно воспринимать окружающий мир и, подобно наркомании, игромании, искажает самого человека и его оценки происходящего в жизни. Ложь нужна как спасательное средство, позволяющее создать иллюзию успеха там, где успеха нет, а есть только ухудшение ситуации. Под прикрытием таких иллюзий человечество, ускоряясь, катится в пропасть. Мир стал Ложной системой, а каждый из нас достоин имени — Человек Лживый.

В XIX веке герой Ф. М. Достоевского из романа «Бесы» с горечью констатирует: «Вся планета есть ложь»; нам отведено «жить среди лжи и умереть за ложь». Ложь Ленина, ложь Гитлера, ложь идеи спасительного прогресса, ложь религиозного фундаментализма, ложь политиков, ложь экономистов — этим люди жили в двадцатом веке, за это умирали миллионами. Научно изучали тоже ложь. Прав Успенский, когда пишет, что психология есть наука, изучающая ложь. Как впрочем, — и социология, политология, экономика, история…

Ушедший XX век — «Век науки и прогресса» — в наиболее концентрированном и наглядном виде показал то место, которое заняла ложь в нашей жизни. Поэтому получил еще одно имя: «Столетие лжи и предательств». После него стало очевидным, что на лжи может быть выстроено практически все — убеждения, клятвы, вера в Бога, любовь, отношения с друзьями, братьями, родителями…

Ложь неизбежно порождает еще большую ложь. Нынче уже весь мир пронизан лукавством, двойными стандартами, искажениями всего истинного. Расползаясь подобно раковой опухоли по всем сферам бытия, ложь сегодня главенствует (именно главенствует!) в политике, бизнесе, рекламе, во всех формах информации. Дух «гражданского общества» так называемых развитых стран — ложь; пресловутая политкорректность — ложь; толерантность (ею пытаются подменить былое духовное единство людей) — тоже ложь. Насквозь пропитаны ложью судебные разбирательства. Лгут, спасая свое реноме, даже фундаментальные науки — делающие вид, что постигли основы мироздания и понимают Природу.

А как лгут на выборах!? Действия Зеленского на Украине, Мелони в Италии, Милея в Аргентине — самые свежие и наглядные примеры тому, как перед выборами можно обещать народу одно, а после выборов делать прямо противоположное. Ложь является сутью демократии как системы жизни. Все в ней от Лукавого, все на лжи.

Полностью на лжи выстроены, казалось бы, сугубо объективные по своей природе экономические отношения. В этой сфере лгут все и всем. Здесь обманывать приходится конкурентов и деловых партнеров, производителей и потребителей, начальников и подчиненных, государство и его законы, библейские заповеди и традиционные нравственные нормы, наконец, человечество в целом, предлагая ему экономику в качестве, якобы, единственной основы будущего процветания. По словам одного российского политика, нынче отношения на международной арене, в частности, в экономике, подобны игре в карты с шулерами.

В этом мире мы можем быть относительно счастливы, только когда забываемся от жизни или обманываем ее. Чтобы не убивать себя, постоянно живем в тысяче лживых масок: от той, которую накладываем на лицо, дабы выглядеть моложе реального возраста, до тех «личин» (личностных «одеяний») и словесных маскировок, за которыми прячем искренние душевные движения. По сути, ложью мы «убиваем» действительность в ее реальном состоянии и представляем в другом, удобном для нас. Или «убиваем» внутри себя ненужные нам высшие качества и создаем иллюзию присутствия других, желательных нам качеств. Люди живут во множестве масок: маска доброты, маска благополучия, маска справедливости, маска уверенности в себе, маска счастья… Вместо совести и нравственности — тоже маска. Все качества цивилизованного человека в масках. Кроме жажды денег — она у него искренняя. «Надетые лица, неужто вы стали лицом?» — спрашивает Е. Евтушенко. Да, стали! Сквозь эти маски трудно почувствовать Господа. Но антихрист рядом. Все лживое в человеке создается по его проекту. При постоянном пользовании ложь уничтожает, выжигает все человеческое в людях. Жизнь во лжи — путь к вырождению человечества.

В конце XIX века Л. Н. Толстой предсказал: главным героем новой эпохи станет актер. Лицедейство, умение играть нужную роль в нужное время, надевать разные маски станет наиболее востребованной человеческой способностью. Гениальный провидец и тут оказался прав. Лицедейство стало жизненной необходимостью. Неслучайно, сегодня актер — не сходящая с телевизионных экранов «звезда», главный образец для подражания молодежи. Эти деятели уже почувствовали себя чуть ли не законодателями на арене лживой цивилизации, считают, что их указания просто необходимы руководству страны, обществу. И демонстрируют крайнее возмущение, если что-то делается не по их установкам. Уже не верится, что когда-то людей этой профессии приравнивали к проституткам и не разрешали даже хоронить в пределах кладбища. В нынешнем мире все перевернулось — теперь они считают себя высшей кастой, представителям которой общество должно платить немыслимые деньги (например, сотни тысяч рублей за один съемочный день), обеспечивать строительство дворцов по всему миру. А они имеют право по малейшему капризу предавать народ, который их содержит, публично оскорблять, обливать грязью. Необходимо говорить правду о таких людях и поступать с ними по их заслугам. Конечно, все сказанное не относится к честным российским артистам, по-настоящему народным.

Ложь стала принципиально важным средством индивидуального (внутреннего) спасения — средством, обеспечивающим не только адекватное приспособление к окружающей действительности, но и, одновременно, дающим возможность приглушить, ввести в заблуждение, рвущуюся из собственных глубин внутреннюю неудовлетворенность, спастись хотя бы на время от напора таящейся в нас подлинной жизненности. Актами лжи человек стремится сохранить неизменным отношение к себе, навести порядок в самооценках, наполнить их чувством уважительности. Это — средство нейтрализации совести, спасения от суда совести. И одновременно — средство, позволяющее оправдать порочные устремления сформированного под влиянием среды Эго. Поэтому человек — вначале лжет себе, а потом «честно», без душевных мук врет окружающим. Как всегда прав А. С. Пушкин: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Лживая цивилизация оказалась удобной ареной для разного рода проходимцев, мздоимцев, нечистоплотных людей. Подстраиваясь под них — как успешных в жизни, — все большее число землян по своим личностным качествам активно перетекает на этот же уровень. Нынче комплиментом человеку звучат слова: «С ним всегда можно договориться». Нельзя было договориться с князем Мышкиным (у Достоевского), Дон Кихотом (у Сервантеса), наконец, с Христом. Из-за несговорчивости его пришлось даже распять. С Иудой можно. С ним успешно договорились палачи Иисуса.

Ложь перестала быть «неодобряемым» действием. Обманывать и заниматься мошенничеством теперь не стыдно. Раньше могли открыто признаться разве что во «лжи из сострадания», сегодня гордятся ложью ради наживы, ради успеха в системе рыночных отношений и конкуренции. А раз конкуренция — «наше все»; то и любой обман — во благо. Успех, выстроенный на лжи и предательстве, уже не вызывает отторжения со стороны общественного мнения. Ведь умение обмануть — одно из важнейших для жизненного успеха качество. Медики США оперативно отреагировали на запросы времени и предложили вариант операции (у основания головы), после которой человек перестает краснеть, т. е. может лгать спокойно, не опасаясь плохо контролируемой вегетативной реакции.

«Совесть истлевает без следа,

И сердца безудержно черствеют —

Раньше хоть краснели от стыда,

А теперь стыдятся, коль краснеют».

Игорь Алексеев

Финал жизни во лжи — тотальное недоверие всех ко всем и всему! Сегодня мы не верим государству и политическим партиям, судебным решениям и действиям полиции, результатам выборов и опросов населения, сообщениям СМИ, прогнозам погоды, словам друзей, жен (мужей) и своих детей. Такова атмосфера «ложной системы», и в ней невозможно естественно жить, быть любящим и любимым. Ложь становится тем единственным словом, которым уместно определить нашу жизнь в целом. Нынче никому не нужна правда. Все хотят лгать и слушать ложь. Уже и не знаешь, существует наш мир как реальность, или он стал некой фальшивой иллюзией, чем-то надуманным, сочиненным и на самом деле не существующим.

На Руси, с ее исходной соборностью и жаждой справедливости, ложь издревле не была в числе жизненных ценностей и средств достижения успеха. Народному духу веками больше отвечали слова князя А. Невского: «Не в силе Бог, а в Правде». Ложь вошла в быт россиян вслед за непрекращающейся чередой прикрываемых дезинформацией реформ и революций — в периоды жизненной неустроенности, внутреннего разлада, утраты ощущения национальной самоидентичности. При всей лживости последних столетий у россиян была самая искренняя в мире литература, были гении, способные увидеть и правдиво показать нечто глубинное и подлинное в человеке и жизни, воспитывать отвращение к фальши. Очевидно, что россияне прошли меньшее расстояние по дороге лжи, и возвращаться к Истине им ближе, чем Западу.

Рациональная цивилизации началась с обмана первых людей искусителем, и ничем другим, кроме лжи, она быть не способна, только через ложь и сохраняет себя. Истина приходит к нам как божественное откровение, как благодать; приходит через глубокие переживания и следующее за ними прозрение. Но мы живем в мире Лукавого и вынуждены действовать по его правилам. Мы просим Господа: избави нас от Лукавого — но тянемся к броской яркости, не замечая ее «серого» (дьявольского) наполнения. Постоянно обманываемся, и все больше позволяем этой подлой силе опутывать наши души и выигрывать в жизни.

Мы привыкли жить без правды, как некоторые микробы без солнца, и корчимся от боли при первых ее лучах. Мы боимся правды о себе, боимся согласиться со своим богоподобием, отказываемся от истинной сложности своего внутреннего мира, стремимся упростить представления о нем до предела. И продолжаем совершенствовать свою лживость.

Чем выше человек по уровню образования, социальному положению, тем чаще от него можно ждать «разумного лицемерия», осознанной и «обоснованной» лжи. Соответственно, более часто и изощренно (тонко, умно) лгут в городах и странах, лучше освоивших нормы жизни в условиях рациональной цивилизации. Только там это действо может быть названо не ложью, а, к примеру, необходимой дезинформацией. Поэтому легче побеждать в информационных войнах тому, кто привык лгать и способен это делать, что называется, без тормозов. Вспомните содержание фейков Украины, Англии, США в ходе реализации Россией Специальной военной операции на Украине. Евангелие неоднократно подчеркивает: лживость мира и человека есть свидетельство того, что они во власти сатаны. И чем больше склонна какая-то группа людей (страна, нация) к лицемерию, к обману, тем больше она погружена в сатанизм. Ложь — одна из форм зла, сатанинского зла!

Есть множество определений понятию «свобода». Пожалуй, самое емкое и точное из них следующее: «Свобода — это, когда не нужно лгать». Если все люди будут говорить правду, мир изменится, в него придет счастье. Изменится и человек, его уже нельзя будет называть только Разумным (или Лживым), он станет Естественным.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Человечество на пороге глобальной катастрофы. Почему? Что делать?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я