Что объединяет робких первоклассников с ветеранами из четвертого «Б»? Неисправимых хулиганов с крепкими хорошистами? Тех, чьи родственники участвуют во всех праздниках, с теми, чьи мама с папой не приходят даже на родительские собрания? Все они в восторге от фразы «Уроков не будет!» — даже те, кто любит учиться! Слова-заклинания, слова-призывы! Рассказы из сборника Виктории Ледерман «Уроков не будет!» посвящены ученикам младшей школы, с первого по четвертый класс. Этим детям еще многому предстоит научиться: терпению и дисциплине, умению постоять за себя и дипломатии. А неприятные сюрпризы сыплются на них уже сейчас! Например, на смену любимой учительнице французского — той, которая ничего не задает и не проверяет, — приходит строгая и требовательная. Или отвратительный Мирон Соломатин придумывает тебе обидную кличку Плюшка — всего лишь потому, что ты не дала ему списать. Хочется ли ходить в школу, когда там происходит такое? Хочется только кричать во все горло: «Уроков не бу-у-удет!» Виктория Ледерман, как всегда, блестяще описывает переживания героев — и подсказывает им лучший выход из ситуации. Ни капли назидательности: следить за приключениями придуманных ею мальчишек и девчонок — сплошное удовольствие! Повесть «Календарь ма(й) я», отмеченная премией им. В. П. Крапивина, стала самой продаваемой книгой издательства «КомпасГид» в 2016 году. «Первокурсница» и «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом „Д“» тоже быстро завоевали любовь читателей всех возрастов, в России и за рубежом: еще бы, ведь от них невозможно оторваться, а в героях многие узнали себя. В 2017 году рукопись книги «Уроков не будет!» стала победителем «Корнейчуковской премии» в номинации «Проза для детей младшего возраста (зарубежные авторы)».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроков не будет!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первый класс. Маргарита и дядька Пират
Поиграть с «открученной» головой не удалось — в зале появилась тетька Лохмотька. Маргарита юркнула в шкаф для одежды, но дверцу за собой прикрыть не успела.
— Кто трогал манекен? — гневно заговорила тетька Лохмотька. — Сколько раз говорить: учебные головы не предназначены для игр! Они слишком дорогие. Дубровина, Катя, где ты там? Это ты опять привела с собой ребенка? Тут салон красоты, между прочим, а не детский сад!
Голос у нее был громкий и резкий, лицо — жутко раскрашенное. А на голове — целая копна волос, от чего голова казалась огромной и пушистой, как дворовая кошка Пуська. Она тоже так раздувалась и становилась похожей на меховой шар, когда к ней подбегала овчарка с первого этажа.
«Настоящая Баба-яга, — подумала Маргарита, из своего убежища глядя на сердитую мамину начальницу. — У нее, наверно, нюх на детей. Она их за пять километров чует. Ловит, а потом ест по ночам».
— Вот ты где, красота ненаглядная! — обрадовалась тетька Лохмотька, вытягивая Маргариту из шкафа. — Давно не виделись! Что ты опять здесь делаешь?
— Маму жду, — буркнула Маргарита, вырываясь. — Пусти!
— Иди домой и жди. Мама отработает смену и придет.
— Не пойду. Я хочу здесь, с мамой.
— Поглядите на нее! Хочет она! — возмутилась тетька Лохмотька. — А если все мои мастера будут своих детей с собой приводить? Что здесь начнется?
— Извините, Анжела Робертовна, — виновато заговорила мама, прибежав из другого зала с ножницами в руках. — Я ей говорила не приходить. Маргарита, мы же с тобой договорились.
— Не договорились, — сказала Маргарита. — Я не пойду домой.
— Маргарита! — застонала мама.
— Избаловала ты ее вконец, Катерина, — покачала головой мамина начальница. — Ей только шесть лет, а она тебе уже на голову села.
— Мне семь, между прочим. — Маргарита показала ей язык.
— Вот-вот, ей семь, между прочим, — сказала тетька Лохмотька маме. — Как она у тебя осенью в школу пойдет — не представляю.
— Не пойду я ни в какую школу! — крикнула Маргарита и громко хлопнула дверью.
Маргарите уже давно исполнилось семь лет, в середине ноября. Мама собиралась отдать ее в школу в прошлом году, когда до семи оставалось всего два месяца. Но не смогла. Маргарита не захотела. Мама подумала-подумала и махнула рукой. Сказала: «Ладно, посиди еще годик, время есть». Маргарита надеялась, что и в этом году будет то же самое. Мама поуговаривает-поуговаривает и бросит. Но в этом году она почему-то никак не отставала. То есть отставала на время, а потом снова заводила разговор. Идут они, например, мимо трехэтажного большого здания, а мама и говорит:
— А вот это твоя школа, Маргаритка. Здесь ты будешь учиться.
Или читает мама ей сказку на ночь, бросает на самом интересном месте и болтает по телефону целых полчаса. Маргарита ходит вокруг нее и дергает ее за руку, а мама отвечает:
— Вот пойдешь в школу, научишься читать, и не надо будет меня ждать. Возьмешь и почитаешь сама.
Маргарита не могла понять: чего она все никак не успокоится? Ведь ее всегда было очень легко уломать. Вот хотела мама отвести Маргариту в музыкальную школу — и не отвела. Ничего у нее не получилось. Хотела на фигурное катание отдать — и это не вышло. Да и в детский сад Маргарита наотрез отказалась ходить. Она по несколько часов рыдала в раздевалке, вцепившись в дверную ручку. Мама не выдержала и через неделю сдалась. И стала оставлять Маргариту с бабушкой своей подруги, учительницей на пенсии.
Бабушка подруги очень быстро отказалась от Маргариты, сказала, что она с ней не справляется. Потом были еще две няни по объявлению, которые тоже не могли с ней сладить. Маме ничего не оставалось, как брать Маргариту с собой на работу. Но тогда мама работала в другом салоне, и начальница там была другая. Не такая противная, как эта тетька Лохмотька. И она не запрещала сидеть в кресле перед зеркалом и брать накидки, ножницы и расчески. Правда, и «открученных» голов там не было, так что ругаться было не из-за чего.
В общем, в школу Маргарита абсолютно не собиралась. Только не могла придумать, как бы попонятней объяснить это маме. А тут вдруг мама сообщила, что им надо идти на примерку.
— На какую примерку? — насторожилась Маргарита.
— Тебе будут шить форму, — сказала мама.
— Какую форму?
— В которой ты будешь ходить в школу.
— Мама! — воскликнула Маргарита. — Мне не нужна форма. Я не буду ходить в школу. Я тебе тысячу раз говорила!
— Ну, Маргаритка, это очень хорошая школа, — заторопилась мама. — И ребята все хорошие… И учительница добрая, детишек любит.
— Откуда ты знаешь про учительницу?
— Я тебя уже к ней записала…
— Что?! — Маргарита задохнулась от негодования. — Мама, ну кто тебя просил?
Мама стала рассказывать, как в школе здорово, как ребятам весело и интересно там учиться. Но Маргарита ничего не хотела слушать. Она плакала и кричала, заткнув уши пальцами:
— Не пойду, не пойду, не пойду!..
Потом плакала мама и глотала желтые таблетки, чтобы успокоиться. А потом они обнимались и целовались, и Маргарита горячо шептала маме на ушко:
— Мамочка, не отдавай меня в школу. Пожалуйста — пожалуйста-пожалуйста!
— Но почему, Маргаритка? Там много детей.
— Я не хочу к детям. Они все злые и противные. Мне там будет плохо.
— Ну с чего ты это взяла? Может, тебе понравится в школе?
— Не понравится. Мне только с тобой нравится.
После долгих уговоров, скандалов и дорогих подарков Маргарита согласилась сходить на школьный праздник Первое сентября. И то только потому, что мама пообещала, что все время будет рядом.
Утром мама повязала Маргарите два огромных белых банта, помогла надеть рюкзак на спину и дала в руки цветы и воздушный шарик. И они отправились в школу. В подъезде им повстречался сосед снизу, дядя Марат. Или дядька Пират, как звала его Маргарита. Конечно, когда он не слышал. У него была густая борода, прищуренный глаз из-за шрама на щеке, и от его рабочей куртки всегда пахло бензином.
— Ой, первоклашка шагает! А нарядная какая! — весело сказал дядя Марат, подмигивая прищуренным глазом. — Учиться идешь?
— И вовсе не учиться, — буркнула Маргарита. — Я только на праздник.
— Как это так? А завтра в школу не пойдешь, что ли?
— Нет.
— Почему?
— Потому! Не хочу, и все!
Маргарита взяла маму за руку и потянула за собой. Дядя Марат удивленно посмотрел им вслед.
Во дворе школы собралось очень много народу. Даже больше, чем на День города в парке. Никогда в жизни Маргарита не видела столько людей в одном месте. И столько цветов, и столько воздушных шариков.
— Почему их так много? — спросила она у мамы.
— Кого?
— Детей. Смотри, сколько их. И все в одинаковой одежде. Откуда они взялись?
— Как — откуда? Они все учатся в этой школе.
— Все? — поразилась Маргарита. — Такая толпа в одной школе? Представляю, какой у них там шум и бардак.
— Никакого бардака нет. Все дети поделены на классы. В каждом классе свой учитель. Он и следит за порядком.
— А меня тоже?
— Что тоже?
— Тоже поделили?
— Да, ты идешь в первый «А». Твою учительницу зовут Анна Андреевна. Запомнила? Пойдем искать твой класс.
Маргарита попыталась представить себе школу, поделенную на классы. У нее получилась глубокая яма, разделенная перегородками на большие квадраты. В каждом квадрате сидит множество детей. Все кричат и прыгают, карабкаются по стенкам и пытаются выбраться наверх. А возле квадрата стоит учительница и грозно щелкает кнутом, как дрессировщик в цирке.
— Мама, не надо в класс! — испугалась Маргарита. — Я не хочу к этой учительнице!
Она так разволновалась, что даже выпустила воздушный шарик. Все дети в школьном дворе задрали головы и смотрели, как он улетает все выше и выше. Шарик поднимался над деревьями, над фонарными столбами, над школьной крышей и становился все меньше. А потом еще долго краснел маленькой точкой в голубом небе.
Учительница Анна Андреевна оказалась невысокой худенькой старушкой с острым носом и маленькими глазками. Маргарита мысленно пририсовала к ее голове шляпку и сразу поняла, что она — вылитая Шапокляк из мультика. А все девочки с огромными бантами на головах были похожи на ушастых чебурашек.
Анна Андреевна построила свой класс на маленьком пятачке возле забора. Маргаритин нос упирался в чей-то фиолетовый рюкзак. Щеку щекотала обертка букета. За спиной толкались и возились одноклассники. Маргарита с трудом обернулась и нашла глазами маму. Мама улыбнулась ей и кивнула. Маргарита хотела дотянуться до нее, но не смогла поднять руку. Так и стояла, плотно зажатая со всех сторон, и ничего не видела. Только слышала. Громкие голоса эхом разносились по школьному двору. Взрослый голос, потом детские голоса, потом снова взрослые. Маргарита даже не прислушивалась к тому, что эти голоса говорили. Ей было не до них. Солнце слепило глаза, спина чесалась под шелковой блузкой и плотной жилеткой, кожа на голове болела от туго завязанных бантов. Маргарита ждала, когда этот ужас закончится и они с мамой пойдут домой.
Прошла целая вечность, пока Маргарита услышала слова:
— Наша школьная линейка подошла к концу. А теперь приглашаем первоклассников в школу, на первый праздничный урок!
Мальчики и девочки с рюкзаками побрели гуськом за Анной Андреевной. Следом шли родители. Маргарита пропустила вперед всех детей, дождалась маму и наконец схватила ее за руку.
Никакой ямы и никаких клеток в школе не оказалось. Там были длинные коридоры и большие комнаты со столами и стульями. Эти комнаты назывались кабинетами. Анна Андреевна так и сказала:
— Это наш кабинет, запомните его. Сюда вы будете приходить каждое утро.
Маргарита ужаснулась. Каждое утро! Терпеть весь этот кошмар! Ну уж нет, с нее хватит и одного дня. Больше она здесь не появится.
Она так и сказала маме, когда они шли домой.
— Как? Тебе не понравился праздник? — удивилась мама. — Это же Первое сентября! Твой первый школьный день.
Маргарита внимательно посмотрела на нее: она что, издевается? Как это могло понравиться?
— Мама, я в школу ходить не буду, — твердо заявила Маргарита. — И давай закроем эту тему.
Она по телевизору такое слышала, в мамином сериале. «Давай закроем тему». Эти слова казались Маргарите очень вескими. И окончательными. После них уже точно мама должна была понять, что Маргарита настроена серьезно.
Но мама почему-то не поняла. И на следующее утро вновь стала ее будить.
— Куда мы? На работу? — спросила сонная Маргарита.
— В школу, — сказала мама.
Маргарита тут же устроила бурный скандал с криками, слезами и разбрасыванием по комнате ручек, карандашей и тетрадок.
В школу она все же пошла. Для этого маме пришлось потратить пять минут на уговоры, десять минут на упрашивания, пятнадцать минут на разговоры о школе и приличную сумму денег в магазине игрушек.
На первом уроке учительница Анна Андреевна рассказывала о школьных правилах. О том, что урок начинается и заканчивается со звонком. Что надо вставать, когда учитель входит в класс. Что урок длится целых сорок минут и в это время нельзя разговаривать, вертеться и шуметь. Даже вставать и то нельзя. Можно только сидеть и слушать.
Эти правила Маргарите не понравились. И Анна Андреевна тоже не понравилась. У нее был громкий голос, от которого звенело в ушах, и очень строгое лицо, будто она сердилась на всех сразу. А еще она оглушительно хлопала в ладоши, чтобы добиться тишины, и Маргарита каждый раз подпрыгивала на своем стуле от неожиданности. А еще Анна Андреевна почему-то всех звала по фамилиям. Обращаясь к Маргарите, она называла ее Дубровина. Это было непривычно и ужасно резало слух. Маргариту никто никогда не звал по фамилии вместо имени, и теперь ей казалось, что учительница специально издевается над ней.
Потом Анна Андреевна стала всех пересаживать. И посадила Маргариту возле двери. А ей хотелось остаться у окна. В окно смотреть было намного приятнее, чем слушать учительницу.
— Я не буду там сидеть, — сказала Маргарита, взяла рюкзак и пошла обратно к окну.
— Дубровина! — воскликнула Анна Андреевна. — Ну-ка быстро вернись на свое место.
— Не хочу!
— Дубровина, ты будешь сидеть там, где я сказала. Вернись!
— Не вернусь. Мне там не нравится.
— Может быть, ты хочешь, чтобы я отвела тебя туда за ухо?
Маргарита замолчала и задумалась. Нет, этого она совершенно не хотела. Ее никто никогда не таскал за ухо, но она подозревала, что это довольно неприятно и обидно. Она взглянула исподлобья на сердитую учительницу и нехотя повиновалась.
На перемене первоклассники сидели в классе и слушали, как надо себя вести на перемене. На втором уроке писали в тетрадях прямые палочки и палочки с наклоном. А потом Маргарите надоело учиться. Она сложила свои тетрадки и ручки в рюкзак и ушла. Ее никто не видел — после второго урока Анна Андреевна повела первый «А» в столовую.
Маргарита отправилась на работу к маме. Она не знала дорогу от школы до салона красоты, поэтому пошла сначала домой, а уже от дома — до салона. Конечно, это было не так быстро, как напрямик, зато не заблудишься.
В холле Маргарита сразу наткнулась на тетьку Лохмотьку.
— А, школьница пожаловала, — сказала она недобрым голосом. — Чего тебе здесь надо?
— Я к маме.
— Нет тут твоей мамы. Иди домой.
Маргарита попыталась пройти мимо нее в зал. Но мамина начальница преградила путь — встала в проходе, руки в боки.
— Куда собралась? Нечего тебе там делать.
— Пусти меня к маме! Ма-ма!
— Ты русский язык понимаешь? Нет мамы. Не пришла еще. У нее смена в два часа.
— Ты врешь!
— Чего?! Ах ты, козявка! — совсем рассвирепела тетька Лохмотька. Она схватила Маргариту за рюкзак и выволокла на крыльцо. — Вот когда тебя в школе научат, как себя вести и как со взрослыми разговаривать, тогда и придешь! — рявкнула она.
— Я все маме расскажу! — обиженно крикнула Маргарита. — Что ты меня не пускаешь!
Тут к салону подлетела запыхавшаяся мама и кинулась обнимать Маргариту.
— Нашлась! Нашлась! Боже мой! Нашлась! — всхлипывая, повторяла она. И крепко-крепко прижимала к себе Маргариту.
— Мам, ты чего? Мам?
Маргарита удивленно высвобождалась из маминых объятий.
— Я чуть с ума не сошла… Мне из школы позвонили: ваша дочь пропала… — говорила мама и целовала Маргариту куда попало — в щеки, в нос, в глаза.
— Мам! Да никуда я не пропала, — сказала Маргарита, вытираясь ладошкой от маминых поцелуев. — Я просто к тебе пошла.
— Ремня ей надо дать хорошего, а не целовать! — сердито сказала мамина начальница и скрылась за дверью салона.
Мама наконец успокоилась и отпустила Маргариту.
— Почему ты ушла?
— Мне стало скучно. И я захотела к тебе.
— Ты даже никому не сказала, что уходишь! Знаешь, как Анна Андреевна испугалась?
— А чего ей пугаться? У нее еще полным-полно детей осталось.
— Маргаритка, послушай! Из школы нельзя уходить просто так, когда тебе захочется.
— Почему?
— Как — почему? Это же школа. И ты в ней ученица.
— Ну и что?
— В школе есть правила. Учительница — главная. Надо делать то, что она говорит.
— А если я не хочу?
— Все равно надо.
— А если она мне не нравится?
— Ну и что? Ее надо слушаться.
— Почему?
— Потому что так положено в школе. Поняла?
Маргарита замолчала. Она поняла. Школа — это место, где все должны делать то, что не хочется, и слушаться того, кто не нравится. Только не поняла зачем.
На следующий день Анна Андреевна отругала Маргариту перед всем классом за вчерашний поступок. Назвала ее безобразницей и нарушительницей дисциплины. Маргарита обиделась и снова ушла. На этот раз домой. Поэтому мама не искала ее по улицам и не глотала желтые таблетки от нервов.
За первую неделю учебы Маргарита ушла с уроков три раза. Она уходила бы и чаще, да только не получилось. Учительница очень зорко за ней следила на переменах, а в столовую вела за руку.
В понедельник Анна Андреевна объявила родителям:
— Теперь приходите за детьми в одиннадцать тридцать. У нас добавился четвертый урок. Сегодня это музыка. А завтра — рисование. Нужно будет принести альбомы и цветные карандаши.
После третьего урока Маргарита взяла рюкзак и пошла к двери.
— Дубровина, куда это ты собралась? — окликнула ее Анна Андреевна. — У вас еще один урок. Сейчас придет учитель музыки, и вы будете петь.
— Я не хочу петь, — сказала Маргарита и вышла из класса.
Учительница догнала ее в коридоре.
— Дубровина! Тебя никто не отпускал. Музыка — точно такой же важный урок, как чтение и письмо. Так что будь любезна, вернись в класс и пой вместе со всеми.
— Но ведь петь надо, когда хочется, — сказала Маргарита. — А мне сейчас совсем не хочется. Настроения нет.
— Настроения у нее нет! — возмутилась Анна Андреевна. — А завтра ты рисовать не захочешь? А послезавтра — лепить?
— Я еще не знаю, — честно сказала Маргарита. — Про завтра я только завтра узнаю.
— У нас есть четкое расписание. В понедельник вы поете, во вторник рисуете, в среду занимаетесь физкультурой…
— Как же можно петь и рисовать по расписанию?
— Ох, Дубровина, я с тобой с ума сойду!
Анна Андреевна силой оттащила Маргариту в класс. А после четвертого урока сказала маме, которая пришла ее забирать:
— Вот что, Екатерина Игоревна. Я не могу постоянно следить за вашей дочерью. Я вам не надсмотрщик. У меня таких тридцать человек. Вот сидите здесь и караульте ее. А не можете, тогда забирайте и учите дома сами.
Маргарита очень обрадовалась. Вот здорово, если мама будет учить ее сама! Из мамы получится очень хорошая учительница, она никогда не кричит и не ругается, не то что эта сердитая Анна Андреевна.
Но мама сказала, что каждый человек обязательно должен ходить в школу. И лучше она сядет за парту вместе с Маргаритой, чем даст ей загубить свое будущее. Маргарита не поняла, что это значит. А мама и в самом деле села за парту в первом «А». Правда, не рядом с Маргаритой, а на заднюю парту среднего ряда. Но Маргарита все равно была на седьмом небе от счастья. Она несколько раз за урок украдкой оглядывалась назад и радостно вздыхала. Сейчас, когда мама была рядом, ей не хотелось никуда убегать. И было настроение и петь, и рисовать. И даже писать ненавистные палочки с наклоном и раскладывать карточки с цифрами.
Так прошли целых две недели. Это было прекрасное время. Утром мама с Маргаритой шли в школу, учились там четыре урока, а потом вместе отправлялись на работу. Маргариту никто больше не выгонял, и она могла играть с головами-манекенами, сколько хотела. Тетька Лохмотька отдыхала где-то в жарких странах, а Маргарита отдыхала от нее. И все были довольны.
А в воскресенье к вечеру случилась беда. У мамы заболел живот. Так сильно заболел, что пришлось вызвать скорую помощь.
— В больницу! — скомандовала громкая круглолицая докторша, похожая на Нюшу из «Смешариков». — Собирайтесь.
— Я не могу в больницу, — слабо запротестовала мама. — Дайте мне таблеточку…
— Какую таблеточку?! — гаркнула докторша. — Вам на операционный стол надо, срочно!
Маргарита схватилась за маму и заплакала. От этих слов веяло холодом и ужасом. Мама обняла ее, морщась от боли:
— Но как же… У меня дочка… Оставить не с кем.
— Вот если думаете о дочке, быстро собирайтесь. Не то поздно будет.
Маргарита крепче вцепилась в маму и зарыдала в голос. Ее с трудом оторвали и увели на кухню. Докторша сидела с ней там, пока мама собиралась.
— Ничего страшного, детка. Маму немного полечат в больнице и отпустят, — говорила она, но Маргарита ей не верила. Ей казалось, что маму забирают навсегда. — Есть у вас родственники или знакомые? Давай им позвоним. Они придут и посидят с тобой.
Маргарита хрипло выла и мотала головой. Ей никто не был нужен, кроме мамы.
Мама так плохо себя чувствовала, что едва могла идти по лестнице. Докторша поддерживала ее под руку.
— Маргаритка… позвони тете Юле… или тете Маше… — задыхаясь, шептала мама. — Там, в моем телефоне… С моего телефона позвони…
— Нет! Нет! Нет! — кричала Маргарита на весь подъезд. — Мама, я с тобой!
Во дворе они столкнулись с дядей Маратом. Разобравшись, в чем дело, он подхватил на руки визжащую Маргариту.
— Все будет хорошо, соседка, — сказал он. — Мы сейчас же всем позвоним. Я твою дочку не оставлю, передам из рук в руки. Езжай и ни о чем не беспокойся. Главное, выздоравливай.
Маргарита долго сидела на диване, обняв подушку, и плакала. А дядя Марат пытался дозвониться до маминых подруг. Тетя Юля не брала трубку, а у тети Маши телефон был выключен. А часа через два от тети Юли пришло сообщение, что она находится в другом городе в командировке и приедет только через две недели.
— Ну что, Рита, — сказал дядя Марат. — Пойдем ко мне. Тебе спать пора ложиться. Собирай все, что нужно для школы.
— Я не Рита, а Маргарита, — буркнула Маргарита. — И я никуда не пойду.
— Почему?
— Потому что не хочу. Мне у тебя не нравится.
— Так ты же там ни разу не была.
— Ну и что? Все равно не нравится.
Дядя Марат походил по комнате, потом остановился возле Маргариты:
— Маргарита, я ухожу. Ты со мной?
— Нет!
Дядя Марат сказал:
— Если передумаешь, квартира внизу, под вами. Стучи громче, звонка нет.
И вышел из квартиры. Маргарита кинулась к захлопнувшейся двери и закричала:
— Ну и уходи! Противный дядька Пират! Я и без тебя проживу! А завтра вернется мама, и я ей все расскажу! Как ты меня бросил!
Дядя Марат ничего не ответил. Наверное, и в самом деле ушел к себе. Маргарита взяла свое одеяло, легла на мамину кровать и решительно закрыла глаза. Подумаешь, ушел! Она уже не маленькая, может и одна ночевать.
Маргарита ночевала одна долго, целых двадцать минут. Потом вскочила и побежала вниз, к дяде Марату. Он разложил кресло, и Маргарита уснула в нем как убитая.
— В школу я тебя смогу отвести, — сказал дядя Марат утром. — А забрать не получится, я буду на работе. Сама дойдешь?
— Я не пойду в школу, — ответила Маргарита. — Отвези меня к маме.
— К маме пока нельзя, ей сделали операцию. Нужно подождать несколько дней, пока ей станет лучше.
— Откуда ты знаешь?
— Я звонил утром в больницу. Ешь давай, а то в школу опоздаешь.
Маргарита отодвинула от себя тарелку с гречневой кашей.
— Я это не ем.
— А что ты ешь? — спросил дядя Марат.
— Блинчики с вареньем. Или запеканку.
— Ну извини, блинчиков нет. И запеканки тоже.
— А мама взяла бы и испекла.
— Но я-то не мама. Ешь кашу.
— Не буду.
— Хорошо, — сказал дядя Марат, забрал у нее тарелку и поставил чашку с чаем. — Давай быстрее, нам еще к тебе идти, за формой и рюкзаком.
— А что к чаю? — спросила Маргарита.
— Сахар. — Дядя Марат подвинул ей сахарницу.
— Только сахар? — надулась Маргарита. — Мне надо кекс или ватрушку. Ну или конфету. Я такой чай не пью.
— Без проблем.
Дядя Марат спокойно вылил чай в раковину. И повел Маргариту наверх собираться в школу.
— Как я в школу без завтрака пойду? — упиралась Маргарита и колотила его по руке.
— Ты не хочешь завтракать.
— Я хочу завтракать!
— Кто хочет завтракать, тот завтракает, а не выкаблучивается.
Дядя Марат довел Маргариту до школы. Он сказал, что придет с работы в четыре часа и сразу зайдет к ней. И они снова будут звонить тете Маше. Может быть, сегодня она возьмет трубку.
Маргарита сидела в классе голодная и несчастная. Она оглядывалась на заднюю парту и горько вздыхала. Без мамы в школе было пусто и тоскливо. А еще эти противные дети вокруг… Их так много, и они такие шумные! Ужас!
Маргарита не сбежала сразу только потому, что очень хотела есть. Она с трудом высидела два урока, поела вместе со всеми в столовой, а потом улучила момент и выскользнула за дверь.
Сначала Маргарита хотела пойти домой. Ключи у нее были, дядя Марат положил их утром в кармашек рюкзака. Но что делать дома, если там нет мамы? И Маргарита решила ехать к маме в больницу. Вот только как узнать, в какую? Больниц, наверное, много. И людей в больницах тоже много. Как найти среди них маму?
Маргарита пошла на автобусную остановку возле школы. Она поднималась во все подъезжающие автобусы и спрашивала у кондукторов:
— Этот автобус идет в больницу?
— В какую больницу? — спрашивали те.
— В такую, где лежат… когда болит живот.
Кондукторы пожимали плечами или качали головой. Но через некоторое время Маргарите повезло. Ей сказали, что этот автобус идет как раз до больницы, и даже разрешили ехать к больной маме без билета.
В больнице мамы не оказалось. Женская голова в больничном окошке сказала, что такую больную вчера не привозили.
Расстроенная Маргарита долго бродила по улице. Она забыла, на каком автобусе сюда приехала, и понятия не имела, в какой стороне ее дом. Потом она устала и села в первый попавшийся троллейбус, который увез ее в незнакомый район города. Она вышла на конечной остановке, огляделась, поняла, что окончательно заблудилась, и заплакала в голос. Тут же вокруг нее собралась толпа. Все спрашивали, почему она гуляет одна и где ее мама, и от этого Маргарита плакала еще громче. Она так устала жить без мамы!
Потом кто-то из прохожих догадался залезть в ее рюкзак и вытащить дневник. А в нем были написаны и ее имя, и школа, и класс, и даже домашний адрес. Это мама позаботилась и аккуратно заполнила всю первую страницу дневника. Словно знала, что это понадобится.
Двое прохожих, дедушка с бабушкой, вызвались отвезти Маргариту домой. Они ехали на троллейбусе, потом на автобусе, потом шли пешком. Маргарита удивилась, как далеко она, оказывается, забралась. Сама она ни в жизни не вернулась бы обратно!
Они подошли к подъезду одновременно с дядей Маратом, который возвращался с работы. Бабушка и дедушка отдали ему Маргариту да еще отругали, что у него ребенок бегает по всему городу один, без присмотра. Дядя Марат застыл на месте столбом и даже не знал, что им ответить. И глаза его от удивления стали как чайные блюдца, даже прищуренный глаз почти открылся.
— Что это такое? — ошеломленно спросил он, когда они поднялись в квартиру. — Почему тебя приводят чужие люди? Где ты была?
— Маму искала.
— И где же, интересно, ты ее искала?
Маргарита не успела ответить, потому что в дверь позвонили. Это пришла Анна Андреевна. Она окинула Маргариту тяжелым взглядом, увела дядю Марата на кухню и очень долго с ним разговаривала. Маргариту на кухню не пустили. Даже дверь закрыли, чтобы она ничего не слышала.
— Вот, значит, какая ты, Рита-Маргарита, — задумчиво сказал дядя Марат, когда учительница ушла. — Проблемы у нас с тобой. Анна Андреевна на тебя жалуется.
— Она всегда на меня жалуется, — отмахнулась Маргарита. — Она же учительница. У нее работа такая — на детей жаловаться. Не обращай внимания. Давай лучше тете Маше звонить. Я к ней поеду жить. Мне надоело у тебя.
У тети Маши снова телефон был выключен.
— А где она живет? — спросил дядя Марат. — Можно съездить к ней домой и поговорить.
— Поехали, — обрадовалась Маргарита. — Надо ехать на трамвае.
— На каком?
— На таком красивом. На красном, с желтыми полосами.
— Понятно. Адрес тети Маши знаешь?
— Дом знаю. Он зеленый. Первый подъезд, первый этаж.
— Ясно, — вздохнул дядя Марат. — Хочешь не хочешь, а жить нам с тобой вместе, Маргарита. Пока мама из больницы не выйдет.
Утром дядя Марат отвел Маргариту в школу.
— После занятий иди сразу домой, — сказал он. — И сиди жди меня. По улицам одна не бегай. Тебя в полицию могут забрать. Поняла?
Маргарита буркнула что-то себе под нос. Она была в ужасном настроении. Этот противный дядька Пират снова пытался накормить ее неправильным завтраком, на этот раз вареными яйцами. И теперь она была голодная, сердитая и очень скучала по маме. А как можно сидеть в школе и слушать учителя, если у тебя плохое настроение и ты скучаешь по маме?
Маргарита снова выдержала только два урока — до столовой. А потом пошла домой. По улицам больше бегать не стала — чего доброго, и правда полиция заберет.
Дядя Марат появился очень быстро, ему позвонила Анна Андреевна. Маргарита обрадовалась, что он пришел, — не пришлось долго сидеть одной в пустой квартире. Она даже выбежала ему навстречу, а он, вместо того чтобы тоже обрадоваться, прямо с порога стал ругаться:
— Ты почему дома? Маргарита, мы же с тобой договорились!
— Договорились, — подтвердила Маргарита. — Ты сам сказал домой идти. Я и пошла.
— Я сказал: после школы! Когда уроки закончатся! Почему ты снова ушла?
— Захотела и ушла! Тебе-то что?
— Ты всегда делаешь только то, что хочешь?
— Ну да. Зачем что-то делать, если не хочется?
— А как же школа?
— Я не буду ходить в школу. Там скучно. Там одни балбесы учатся.
— А ты, значит, умная? Ты уже все знаешь? Умеешь читать, писать и считать?
— А мне не надо уметь, у меня мама есть. Она все умеет.
— Как же ты собираешься деньги зарабатывать, когда вырастешь? На что ты будешь жить, покупать еду и одежду?
— Я буду тетенькам волосы стричь, как мама. Там не надо читать и писать. Там нужны только острые ножницы и красивые расчески.
— Значит, школа тебе не нужна? — спросил дядя Марат.
— Не нужна! — воинственно заявила Маргарита.
— И что ты будешь делать вместо школы?
— Гулять, смотреть мультики, играть в игры на мамином телефоне… Ну еще ходить в торговый центр, на карусели и в кино.
— То есть отдыхать и развлекаться? — уточнил дядя Марат.
— Да, — подтвердила Маргарита.
Дядя Марат замолчал. Походил по комнате с задумчивым видом, потом вдруг остановился и хлопнул себя по лбу.
— Точно! — радостно воскликнул он. — Маргарита, ты просто молодец! Это ты хорошо придумала!
Маргарита совсем не возражала, что она молодец. Она всегда это знала. Только не поняла, почему у дяди Марата вдруг так резко поменялось настроение. Только что ругал ее, а теперь хвалит, да еще радуется. И она настороженно спросила:
— Дядя Марат, ты чего?
— Знаешь, что я подумал? Я тоже не буду ходить на работу! Мне надоело!
Маргарита недоверчиво посмотрела на него. Шутит, что ли? Как это может быть, чтобы взрослые не ходили на работу?
— Ты правильно сказала: зачем делать то, что не хочется? — продолжал дядя Марат. — Кто придумал эти правила, что взрослые должны работать, а дети — учиться? Ерунда это все, глупости. Правда?
Маргарита осторожно кивнула. Неужели это все серьезно? Оказывается, не такой уж он злой и противный, этот дядька Пират.
— И ты меня не поведешь завтра в школу?
— Нет. И сам никуда не пойду. Будем с тобой отдыхать и развлекаться.
— И к маме поедем? — обрадовалась Маргарита.
— Нет, к маме пока нельзя, — покачал головой дядя Марат. — Но мы будем каждый день звонить в больницу. И как только нам разрешат ее навестить, мы съездим туда. А сейчас я схожу к себе, переоденусь, и мы пойдем гулять. Собирайся.
Маргарита с дядей Маратом весь день гуляли в парке, катались на каруселях, плавали по озеру на водном велосипеде и ели сладкую вату. Маргарита радовалась: вот это жизнь! Никакой школы, скучных уроков и крикливой Анны Андреевны. Красота! Дядя Марат оказался очень веселым и добрым. Это сначала он строил из себя грозного дядьку и ругался, потому что не знал, как надо обращаться с детьми. А теперь он понял, что с детьми надо дружить и все им разрешать! И тогда никто ни на кого не будет обижаться, расстраиваться и глотать желтые таблетки от нервов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроков не будет!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других