1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Виктория Трелина

Жила-была девочка. Повесть о детстве, прошедшем в СССР

Виктория Трелина (2010)
Обложка книги

Невероятная по доброте и искренности ностальгическая повесть о тех, чья жизнь началась в год, когда навсегда улетел олимпийский мишка, и чьё детство закончилось слишком рано — когда не стало страны, в которой они родились. Это не просто рассказ о людях и вещах из прошлого, а очень интимный взгляд человека в то время, когда были живы бабушка и дедушка, когда мама была молодой и самой красивой, а жизнь была простой — и казалась бесконечной… Книга снабжена комментариями и иллюстрациями, которые помогут ещё глубже окунуться в атмосферу середины 80-х — начала 90-х. «Я обращаюсь к поколению 80-х. К поколению, которое брало в школьной библиотеке книжку „Ленин и дети" и давало „честное октябрятское", держась за звёздочку на своей груди. К тем, кто помнит передачу „Будильник", мечтал поехать на программу „Звёздный час" и писал письма в „Пионерскую правду". К тем, чьи родители часто повторяли непонятное слово „перестройка". Кого бабушки заставляли пить заряженную Чумаком воду. Чью школьную форму заменили юбки-плиссировки и джинсы „мальвины". Я обращаюсь к вам, незаметно повзрослевшим девчонкам и мальчишкам». Виктория Трелина

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жила-была девочка. Повесть о детстве, прошедшем в СССР» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

«Не крутите пёстрый глобус…»

Мне теперь не до игрушек…

Маринка стащила у себя из кухни спички. Мы жжём их в терновых кустах. Я очень боюсь, что узнает дедушка. Он тогда расстроится, потому что только недавно мы с ним читали рассказ о девочке, которая, играя с огнём, подожгла дом, и потом долго беседовали на тему «Спички детям не игрушка». Я боюсь, но ничего изменить не могу — не хочу, чтобы подруга заметила мою трусость. А если уж совсем честно, жечь спички — весьма увлекательно. Да и вряд ли в этих зарослях кто-нибудь нас найдёт.

В те далёкие времена, когда зажигалки были редкостью, спички играли роль основного источника огня, и советское правительство уделяло большое внимание недопущению спичек в детские руки. Плакаты вывешивались на привокзальных площадях и прочих оживлённых местах, причём иные плакаты могли поспорить размерами с современной наружной рекламой.

Это место, поросшее полынью и кожушками, знаем только мы с Маринкой. Мы бегаем сюда во время игры в прятки или чтобы покакать под лопух. Главное не дотрагиваться руками до жёлтых цветков — куриной слепоты, потому что, если потом такой рукой потереть глаза, сразу ослепнешь. Правда, я никогда не слышала, чтобы кто-то из знакомых стал незрячим по вине цветочков, но Маринка знает много таких случаев.

Маринка старше меня на два месяца, и поэтому я ей всегда верю и делаю то, что она скажет. Она часто повторяет, что «старших нужно уважать», а бабушка утверждает, что Маринка села мне на шею. Я как могу заступаюсь за подругу, потому что она мне нравится. У неё над голубыми глазами светлая чёлка до бровей, а ногти накрашены розовым лаком. Это красит двоюродная сестра Анька. У меня нет старшей сестры, но я тоже хочу себе розовые ногти. Маринка отдирает кусочек лака с большого пальца и прикладывает мне на жёлтый от сока чистотела кончик мизинца.

В этом году Маринка станет ученицей. А моя судьба ещё неизвестна.

— Я пойду в школу в шесть лет, а через неделю мне уже будет семь, — объясняет мне подруга, — А тебе будет семь только в ноябре. Поэтому ты пойдёшь в первый класс на следующий год.

Я ничего не смыслю в этой арифметике и не понимаю, почему Маринка, которая ниже меня на целую голову, идёт в школу, а я не иду.

— Пойдёшь ты в школу, внуча, не переживай, — дедушка гладит меня по голове, — не возьмут в городскую, пойдёшь в нашу. — Дедушка называет школу «наша», потому что работал там много лет и учил всех теперешних учителей. Я успокаиваюсь — действительно, как учителя «нашей» школы могут ослушаться дедушку.

В пятницу вечером мы на «Москвиче» едем встречать мою маму в Прохоровку. Я люблю ездить в районный центр. Там есть магазин «Детский мир». Правда, прежде чем попасть туда, я должна терпеливо ждать в машине, пока дедушка сходит на почту, в общество ветеранов, в «Хозтовары» и туда, где выдают красные газовые баллоны с белой надписью «Пропан», для печки на летней кухне. Это всё тянется бесконечно долго, но зато потом в отделе игрушек мне обязательно что-то покупается: кукольная посудка или больничка или, если повезёт, новая кукла с пушистыми ресницами. Собственно, из-за этих ресниц дедушка и отказывается покупать мне кукол. Почему-то я никогда не могу удержаться, чтобы не остричь эти блестящие ниточки ножницами. А потом заодно стригу и волосы, удивляясь, что у всех кукол они растут пучками.

— Сколько их у тебя на чердаке, и все стриженые как солдаты, — качает дедушка головой. И достаёт кошелёк. Я радуюсь, обещаю, что больше не буду заниматься парикмахерским делом, и в том момент действительно верю сама себе.

Мой дедушка очень добрый. По Прохоровке мы всегда ходим с большими авоськами покупок. А потом ещё полтора часа ждём электричку, и в машине пахнет свежим хлебом, которым забита белая сумка на заднем сиденье. Эту сумку бабушка сшила из мешка, а ручки обшила широкой синей тесьмой, которую нам привозят родственники из Харькова. Из этой же тесьмы я делаю кофточки пупсикам.

Я обожаю момент прихода электрички: дедушка смотрит на свои наручные часы и торжественно сообщает:

— Пора.

Пока он замыкает машину, я бегу на перрон.

— Электричка, следующая до станции Ржава, прибывает на первый путь второй платформы, — раздаётся громкий, с эхом, голос невидимой тёти.

После этого минуты идут очень медленно. И вот наконец из-за поворота появляется зелёная морда состава.

«Тудух-тудух», — говорит электричка и обдувает нас ветром. Мы с дедушкой скользим взглядом по мелькающим мимо нас окнам. Вон она, мама, в красной блузке выглядывает из окошка и едет в сторону моста.

— Протянууул, — тоже протяжно констатирует дедушка.

И я бегу в ту сторону, куда вагон «протянул» мою маму.

«Ш-ш-ш», — открываются двери тамбуров, и оттуда высыпаются люди. Вон тётя Тоня — Анькина мама. Вон дядя Серёжа, он живёт около магазина. А вон и моя мамочка, самая-самая красивая.

— Приняли, — объявляет мама в машине, — еле добилась, так что ты тоже осенью идёшь в первый класс.

Я заметила, что моя мама всегда бьётся. Что-то выбивает, чего-то добивается. Конечно, это хорошая новость, но я с большим удовольствием пошла бы в «нашу» школу.

— Ты привезла мне игрушку? — спрашиваю я вместо того, чтобы выразить радость.

— Какие тебе теперь игрушки? Ты же в школу собралась, — улыбается мама.

Ну вот тебе раз! Какие, оказывается, серьёзные последствия несёт за собой новая жизнь.

В первый погожий сентябрьский денёк…

В воздухе стоит запах гладиолусов, астр и яблок. На мне коричневое с белыми манжетами, которые вчера мы пришивали вдвоём с мамой, платье, белый фартук и огромные банты. Мы торжественно идём по улице, и все прохожие улыбаются мне.

— Как бы под дождь не попасть. — Мама задумчиво смотрит на синеющую впереди тучу.

Мы ускоряем шаг и попадаем под этот самый дождь, уже проходя по школьному двору. Долго давимся на крыльце среди совершенно одинаковых девочек в бантах и мальчиков в синих костюмах с пластиковой открытой книжечкой, пришитой на рукаве.

— Линейка в спортивном зале, все в спортивный зал, — громко кричит какая-то тётя с красной повязкой на руке.

Мы ищем спортивный зал, вернее, мама ищет, а я смотрю под ноги и на свой букет — боюсь, что толпа испортит мои босоножки с бабочкой или отломит сиреневую головку астры.

В голубом зале, с расчерченным белой краской полом, тоже шум и столпотворение. Я улавливаю, что народ стоит небольшими группами, из центра каждой кучки людей торчат таблички на палке: 1А, 1В, 1Ж. Мама подталкивает меня к табличке 1Е и теряется в толпе. Я верчу головой и чувствую, как цепляюсь за что-то бантом.

— Осторожнее, детям причёски испортишь, — хохочет сзади меня какой-то дядя в таком же, как у первоклассников, костюме с книжечкой.

Мне почему-то становится за него стыдно и хочется поскорее домой. Зачем я так рвалась в эту школу? Сидела бы сейчас в деревне, слушала бы Нянькины сказки про петушка, который пошёл за орехами, и про грушевое дерево. От воспоминаний о спокойной, тихой жизни в деревне у меня к горлу подкатывает комок; я смотрю в спину, стоящую впереди: на ней крестиком лежат белые полосочки от фартука. А у меня полосочки лежат ровно по плечам и всё время спадают.

Посередине зала происходит что-то скучное: долго и непонятно выступают какие-то люди. У меня устали ноги от стояния и руки от тяжёлого букета. Потом дядя, который зацепил меня за бант, берёт на руки девочку из-под таблички 1А и сажает себе на плечо, у неё в руках колокольчик, такой же, каким мы с дедушкой играли в школу, когда он учил меня читать. Девочка машет этим колокольчиком, и все дети, мимо которых проходит эта оглушительно-звенящая пара, зажимают уши ладонями. Я тоже зажимаю и смеюсь вместе со всеми. Хотя мне совсем не хочется смеяться. Но все так делают, наверное, так надо.

После линейки учительница в очках строит нас по парам и ведёт по ступенькам вверх. Со мной в паре девочка с двумя хвостиками.

— Как тебя зовут? — спрашивает она.

Я называю своё имя. Получается очень тихо. Кажется, она не расслышала, но кивает и говорит, что её зовут Жанна. Я кошусь на её жидкие светло-коричневые хвостики, веснушчатый нос и решаю, что на роль подруги Жанна не годится. Моя Маринка сейчас, наверное, тоже идёт в паре с какой-то незнакомой девочкой. А вдруг эта девочка ей понравится больше, чем я?

Возле класса, в толпе взрослых, я вижу свою маму. Я порываюсь к ней, но она машет мне: «Иди, иди», и я прохожу мимо своей родной мамы за неизвестной мне учительницей с незнакомой девочкой за руку. Мне не нравится в школе. Я очень устала от этой суеты. Я не выдержу десять лет такого мучения.

В классе мы нестройным хором повторяем за учительницей:

«С чего начинается Родина,

С картинки в твоём букваре…»

Я сначала повторяю вместе со всеми, а потом понимаю, что всё равно не слышу себя, и тогда я просто шевелю губами. А учительница не замечает и улыбается:

«С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…»

«С чего начинается Родина».

Песня В. Баснера и М. Матусовского. Звучала в сериале «Щит и меч» в исполнении М. Бернеса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жила-была девочка. Повесть о детстве, прошедшем в СССР» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я