Сто великих гор и вершин мира

Виорэль Ломов, 2021

Горы полны тайн. Но почему все горные тайны удивительно похожи на тайны людей? Люди и горы одинаково хранят их в своей душе. И это не только незримые духовные и материальные сокровища горного мира, но и его неведомые существа, опасные пропасти и ледники. Где находится скала Прометея? Есть ли рукотворные пирамиды в горах Антарктиды? Что такое «тропы сновидений» горы Улуру? Зачем Суворов повел свою армию через Альпы? Почему погибает каждый четвертый альпинист на Чогори? Куда ведут горные дороги? Кого из советских альпинистов посвятила в рыцари английская королева? Стоит ли бояться «лысых гор»? На эти и другие вопросы отвечает очередная книга серии.

Оглавление

Из серии: 100 великих (Вече)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сто великих гор и вершин мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Россия

Скала Прометея — Большой Утриш и другие (Россия)

Пролог

Пустынные скалы на берегу моря. Гефест, Власть и Сила вводят закованного в цепи Прометея.

Власть

Ну, вот мы и на месте, у конца земли,

В безлюдном скифском, дальнем и глухом краю.

Пора, Гефест, исполнить, что наказано

Тебе отцом, и святотатца этого

К скалистым здешним кручам крепко-накрепко

Железными цепями приковать навек.

Твою ведь гордость, силу всех ремесл — огонь

Похитил он для смертных. За вину свою

Пускай теперь с богами рассчитается,

Чтоб наконец признал главенство Зевсово

И чтоб зарекся дерзостно людей любить.

Эсхил. «Прометей прикованный»

Так начинается трагедия Эсхила о «самом благородном святом и мученике в философском календаре» (К. Маркс). Обстоятельнее о месте, где приковали Прометея, говорит Н.А. Кун: «Пустынная, дикая местность на самом краю земли в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом — никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины Кавказских гор, подернутые легкой дымкой… Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие».

А где же находится эта скала? Источники чаще называют Северное Причерноморье — Великую Скифию либо Восточное Причерноморье — Колхиду. Есть версия, что Скифия была за Уралом. Мифограф Геродор Гераклейский (V в. до н. э.) сообщает, что Прометей в XVI в. до н. э. был царём скифов «и потому что он был не в состоянии обеспечить своих подданных самым необходимым из-за реки, называемой Аэтос, которая затопила равнину, он был закован в цепи скифами. И Геракл появился и повернул в сторону реку в море — и из-за этого было сказано, что Геракл убил Орла и освободил Прометея от цепей» (Б. Маслов). Уральские краеведы уточняют, что река Аэт находилась в царстве Прометея, которое «простиралось по обе стороны Урала от реки Печоры до Оби (Истр) и от реки Чусовая до Северного моря…» (http://www.fullistoria.ru/fuists-965—2.html). При этом историки ссылаются на то, что в те времена Кавказом греки называли Рифейские (Уральские) горы.

Особо почитали титана на Кавказе. Тема прикованного к скале великана присутствует в эпосе многих народов. Прометей был прикован к срезу западной вершины Эльбруса — Кюкюртлю, к Казбеку, Арарату, хребту Майдэш в Карачаево-Черкесской республике. Прометей выступал под разными именами: в кабардинских преданиях он одноглазый герой; в абхазских его зовут Абрскил; в армянских — Мгэр; в адыгейских — Савсорук; в сванетских — Амиран. В грузинской легенде великан Амиран сначала делал добро людям, а потом стал убивать их. В наказание «Господь приковал Амирана огромной железной цепью к железному столбу вместе с его псом Куршой, который уничтожил множество любимых Богом туров (джихви). Мужчина и собака волочили за собой цепь день за днем до тех пор, пока за год столб практически полностью не вышел из земли, но в этот момент маленькая птичка слетела вниз и села на него. Взбешенный герой взмахнул железной булавой, но птица улетела, прежде чем он совершил удар, снова загнав столб глубоко в землю. Это происходит каждый год…» (В. Котляров).

Однако ограничимся древнегреческими источниками, по которым Прометей был прикован между Босфором Кимерийским (Керченский пролив) и Колхидой (Сухуми). Сегодня здесь в узкой приморской полосе три места оспаривают право называться скалой Прометея: Орлиные скалы в Сочи, сочинская же гора Фишт и скала Большой Утриш в пригороде Анапы, которой отдает предпочтение большинство историков и кубанских краеведов (Ф. Щербина, А. Никонов, В. Чащин и др.).

Гладкая отвесная скала высотой более 100 м на берегу Утришской бухты обращена к морю. В 30 км от нее находится ущелье Неберджай («Кровожадный орел») с одноименной рекой. По преданиям, именно из этого ущелья прилетал и терзал Прометею печень орел Ныбэджай — так называют его натухайцы (адыгейцы). Плоская скала Навагирского хребта «рассекает горный склон на протяжении полукилометра. Под ней — глубокий, узкий, заваленный камнями и осыпями дикий ров, как пропасть (вход в Тартар. — В.Л.). Одним краем скала и ров подходят почти к морскому берегу… Ничто в современном облике местности не отличает ее от того образа, который нарисовал Эсхил… У Эсхила прибой бьет в камни прямо под скалой, и кровь титана стекает по скале в море. Ныне же скала и ров… находятся в 50—150 м от моря» (А. Никонов). Скалу нельзя увидеть с суши, а только с моря. Путь к ней пролегает через 500 летний реликтовый можжевеловый лес — второго такого нет на планете.

Подтверждает эту гипотезу и огонь-трава (ясенец кавказский, неопалимая купина), выросшая на том месте, где на землю падали капли крови великана. Огонь-трава покрывает скалы мыса и сегодня. «Если в сухую погоду поднести к ней огонь, она вспыхнет, но не сгорит» (В. Чащин). Это вспыхивает эфир, выделяемый растением, а по преданиям, то сгорают капли крови титана либо его слезы.

Несмирившегося Прометея Зевс низверг со скалой в Тартар (очевидно, это был тектонический отрыв), потом извлек его из бездны вместе со скалой. Геофизики установили, что полуостров образовался в результате мощного землетрясения, а ров у подножия скалы — сейсмическая трещина глубиной более 100 м, засыпанная обломками скалы.

Миф об аргонавтах также указывает на то, что здесь была скала с Прометеем. Когда моряки в поисках золотого руна плыли вдоль берега, они услышали стоны Прометея и увидели громадного орла, который кружил над «Арго». Среди них был и Геракл, который позднее убьет орла и освободит Прометея от оков.

За что же народы считают Прометея своим героем и ищут его скалу на своей земле? Он стал первым защитником человеческого рода. До Прометея боги только карали неразумных и непослушных, а Прометей похитил для них огонь, научил их строить жилища, парусные корабли, пахать землю, добывать и обрабатывать металлы, обучил навигации по звездам, искусствам, счету, чтению, письму, приручил быка и коня, открыл лекарства… Именно огонь превратил недочеловека в человека. За этим и последовала расплата, так как богам было не по нутру видеть людей, равных им знаниями и умениями.

Вулкан приковывает Прометея к скале Кавказа, омываемой волнами, в присутствии Силы и Власти.

Художник В.Е. Савинский

После освобождения Прометей стал носить на память о пережитом на пальце перстень, скованный из звена железной цепи с вправленным в него камнем скалы.

Европейские философы связывают бунт Прометея с социальными революциями, которые дают импульс развития обществу. Западные историки рассматривают легенду о Прометее как гиперболизированное описание освоения новых земель эллинами более 3500 лет назад. Восточные учения истолковывают образ Прометея как отрицательный — ведь вместе с огнем и металлами он принес людям оружие, раздоры и войны.

В первой половине XX в. националисты многих народов нашей страны создали под эгидой начальника Польши Юзефа Пилсудского общество «Прометей» с целью уничтожения СССР и учреждения на его месте нескольких десятков малых национальных государств. После кончины Пилсудского прометеисты перешли под покровительство Адольфа Гитлера. После разгрома Третьего рейха в Великой Отечественной войне они перебрались за океан, в Канаду. В 1991 г. планы прометеистов осуществили отечественные либералы с Борисом Ельциным во главе.

Военно-Грузинская дорога (Россия/Грузия)

Военно-Грузинская дорога длиной 208 км соединяет столицу Северной Осетии Владикавказ (Россия) и столицу Грузии Тбилиси. От Владикавказа дорога идет по долине реки Терек, пересекает по Дарьяльскому ущелью Скалистый хребет, преодолевает Главный Кавказский хребет через Крестовый перевал (2379 м), спускается в Тбилисскую котловину и по берегу реки Куры подходит к Тбилиси. КПП на российско-грузинской границе — Верхний Ларс (Россия) и Дариали (до 2008 г. — Казбеги; Грузия). По трассе расположены российские и грузинские памятники старины: монастыри, соборы, крепости, сторожевые башни. Историческая дорога знаменита своими красотами, нераскрытыми тайнами, овеяна легендами, прославлена художниками и поэтами.

Путь с Северного Кавказа в Закавказье через Дарьяльское ущелье был известен еще римлянам (Страбон, Плиний Старший). По этой дороге ходили в Персию и Индию. «Дорогой небесного ущелья» называли ее в старину. Во II в. до н. э. царь Иберии (Восточной Грузии) Мирван в Дарьяльском ущелье построил оборонительные сооружения. С тех пор ущелье стали называть Кавказскими (Дарьяльскими, Аланскими, Сарматскими) воротами. К VI в. система обороны (цитадель с высокими стенами и башнями, железные ворота) надежно перекрывала путь кочевникам. Ныне на грузинской стороне сохранились руины этой крепости, известной также как «Замок Тамары», описанный М. Лермонтовым в его балладе «Тамара».

Не многие отваживались идти этой дорогой на юг. Опасности подстерегали их на каждом шагу. Местами дорога превращалась в узкую тропу, вьющуюся по горным кручам и над обрывами, на которой трудно было разойтись встречным путникам. Но это был кратчайший путь в Грузию, пересекавший Главный Кавказский хребет там, где ширина его была минимальна — всего 110 км.

В наши дни Военно-Грузинская дорога — единственная наземная трасса, соединяющая Россию не только с Грузией, но и с Арменией и Турцией. Начинается она с 0 го км и тут же заканчивается 208 м как во Владикавказе, так и в Тбилиси. Дело в том, что каждая сторона считает путь от себя и на дорожных столбиках потому нанесены два значения. История же самой дороги началась в царствование Екатерины II.

После подписания в 1783 г. Георгиевского трактата о переходе Грузии (Картли-Кахетии) под протекторат России, на правом берегу Терека, в 30 км от Дарьяльского ущелья, была основана крепость Владикавказ и приступили к строительству Дарьяльской дороги. Она была буквально прорублена в скалах к 1799 г. В 1801 г. Восточная Грузия вошла в состав России, и дорога, приобретшая важное военно-стратегическое значение, получила название Александров путь.

Регулярное колесное движение началось в 1828 г., но и после этого продолжали расширять и укреплять дорогу, прокладывать новые участки. В 1857–1862 гг. по проекту инженера Б.И. Статковского был вырублен зигзагообразный Млетский спуск с Крестового перевала в долину реки Арагви. Работа велась в крайне тяжелых и опасных условиях. «Рабочих приходилось привязывать к канатам и спускать над бездной в обрыв, чтобы они могли вырубать в скалах ступени, на которых можно было бы стоять и работать» (И. Арджеванидзе). Серпантин стал «образцом для европейских шоссейных дорог того времени». После шоссирования дорогу в 1863 г. открыли официально как Военно-Грузинскую. «Военную» — поскольку ее строили русские военные. В 1911 г. на ней началось регулярное автомобильное сообщение. В 1928 г. дорогу покрыли асфальтом.

Будучи рукотворным памятником целой эпохи, Военно-Грузинская дорога, как жемчужная нить, набрана из перлов — памятников природы и зодчества, человеческих судеб и истории государств.

У селения Верхний Ларс, на входе в Дарьяльское ущелье, в пойме Терека лежит гигантский валун — «Ермоловский камень». Гранитный камень длиной 30 м, шириной 17 м и высотой 15 м — один из самых крупных валунов в Европе. Монолит прозвали так в первой четверти XIX в., когда командующим Кавказским корпусом был генерал А.П. Ермолов. «Покоритель Кавказа» любил останавливаться возле него на отдых. На валуне тогда был устроен казачий пикет, а уже в годы Великой Отечественной войны на случай прорыва немцев к ущелью внутри его был оборудован дот. Художник Н. Чернецов запечатлел этот камень (по просьбе А.С. Пушкина) на рисунке.

Ученые долго ломали голову, откуда мог скатиться «камушек» весом 16 тыс. т, если рядом только сланцевые горы. Решили, что валун попал сюда в ледниковый период либо в результате обвала Девдоракского ледника, расположенного на склоне Казбека. Ледник много раз обрушивал на долину, селения и дорогу лед и грунт. В 1832 г., например, свалилась ледовая масса, имевшая «более 40 сажень (85 м. — В.Л.) в высоту и в ширину… Лед, с силою ударившись о скалистый правый берег Терека, уплотнился настолько, что при прокладывании дороги его во многих местах приходилось рвать порохом… Полностью завал растаял только через пять лет» (Р. Шиловский). Нередки были в Дарьяльском ущелье и снежные заносы, для защиты от которых выстроили бетонные галереи.

В месте, где крутой подъем на Крестовую гору пересекает речку Байдару, еще в прошлом веке стояли две осетинские сакли и висел колокол, в который звонили во время метели. Река Байдара и узкое ущелье получили название по фамилии семьи Бидаровых, которые поселились здесь в конце XVIII в. В разгул стихии несколько поколений Бидаровых на протяжение 150 лет звонили в колокол, собирая под свою крышу застигнутых бурей путников и предоставляя им пищу и ночлег. Немало людей спасли они, разыскав их с собакой под завалами снега. Частые лавины превращали Байдарское ущелье в непроходимую зону. Снегом заваливало то группу персов, то роту солдат… В 1837 г. гостеприимные хозяева приютили М.Ю. Лермонтова. Говорят, здесь поэт услышал историю юной горянки Бэлы, которой начал свой роман «Герой нашего времени». В 1941 г. семья Бидаровых перебралась в другое место. В наши дни для защиты от снежных заносов здесь построены железобетонные сводчатые галереи.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Художник М.Ю. Лермонтов

В 3 км от Байдары на вершине Крестовой горы чернеет гранитный крест, который «Во славу Божию, в управление генерала от инфантерии Ермолова, поставлен приставом горских народов майором Кононовым в 1824 году». Воздвигнутый в XII в. царем Иверии и Абхазии Давидом Возобновителем, «как знамение его владычества над целым Кавказом… Ермолов возобновил этот крест в память сооружения Военно-Грузинской дороги».

В годы Великой Отечественной войны Военно-Грузинская дорога оправдала свое название и по сути. К кратчайшему пути в Закавказье в 1942 г. устремились отборные части вермахта. Защитники города Орджоникидзе (Владикавказа) не пропустили захватчиков в Грузию и к нефтяным промыслам Грозного и Баку. Но на Крестовый перевал вражеские солдаты всё же попали. Там сегодня находится военное кладбище, на котором покоятся немецкие военнопленные, которые после войны восстанавливали Военно-Грузинскую дорогу.

Военно-Грузинская дорога и сегодня опаснее других горных дорог Кавказа. Многие участки трассы часто перекрывают из-за схода снежных лавин и селей, что вынуждает водителей неделями ждать открытия дороги. Последний крупный обвал в Дарьяльском ущелье произошел в 2014 г., когда завал высотой 20 м перекрыл Терек.

Светлая и мрачная красота гор, непостижимые тайны ущелий, хребтов, горных долин и перевалов, сказания и легенды этих «диких мест» привлекали в XIX в. многих поэтов и писателей, вписавших свои имена в художественную летопись дороги. По дороге проезжали верхом и в кибитках, в сопровождении казаков и на свой страх и риск А.С. Грибоедов. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. А. Дюма-отец, Г.И. Успенский, А.П. Чехов, М. Горький и др. «Это не дорога, а поэзия, чудный фантастический рассказ, написанный Демоном и посвященный Тамаре… Голова кружится! Это Дарьялское ущелье, или, выражаясь языком Лермонтова, теснины Дарьяла…» (А.П. Чехов).

Более всех связан с Кавказом и этой дорогой Лермонтов. Вдохновленный кавказским фольклором и непосредственными впечатлениями, поэт создал много рисунков, ставших иллюстрациями к его произведениям. Скажем, замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова, когда он рисовал башню монастыря у слияния Куры и Арагви.

P.S. «Говорят, что тот, кто видел Кавказ, может умереть, не завидуя Швейцарии; но кто видел только Швейцарию, тот не имеет еще понятия о грозном величии Кавказа… Шум горной швейцарской Рейсы далеко не может сравниться со львиным ревом Терека, и никакая Симплонская дорога не может стать в параллель с русским путем, проложенным в Дарьяльском ущелье» (В.А. Потто).

Скалы и легенды Южного берега Крыма (Россия)

Физико-географическая область Южный берег Крыма (ЮБК) находится между плато Главной гряды на юге горного Крыма и берегом Черного моря. ЮБК шириной 2—12 км простирается на 150 км от мыса Айя до мыса Киик-Атлама. Среди множества гор и скал этой местности особый интерес представляют скалы-«отторженцы», расположенные в воде или в пляжной зоне (Золотые ворота, Адалары, Кошка, Дива, Парус, Генуэзская скала, мыс Ай-Тодор и др.), потухшие и «неудавшиеся» вулканы (Кара-Даг, Аю-Даг и др.) и величественная гора Ай-Петри. Горы и скальные образования окутаны многочисленными легендами, являются популярными объектами туризма.

Раем на Земле называли Эдем, с древнееврейского — «Наслаждение». Географически он находился где-то на Востоке. И где он сейчас?.. Зачем далеко ходить: Южный берег Крыма — чем не Эдем? Во всяком случае, для чаек-хохотуний Южнобережье — рай. Устав гоняться за теплоходами и ловить куски хлеба, бросаемые туристами, серебристые чайки садятся на скалы и, запрокинув головы, хохочут над теми, что побираются на берегу. Похохотали и снова в полет. Сколько тоски в протяжных криках этих белокрылых птиц! Говорят же, что в них живут души людей — тех, кого поглотило море…

У каждой скалы своя история и свои легенды. Их рассказывают внукам бабушки, туристам экскурсоводы, публикуют в краеведческих сборниках и литературных журналах. Небольшие скалы (куда меньше Гималаев) вдруг обретают исполинские размеры — из-за того, что на них взглянули через окуляр преданий.

Войдем в край легенд Золотыми воротами. В Античности они назывались Чертовыми и через них проходили в царство Аида Геракл и Одиссей. Не изменилось их название и позднее, на крымско-татарском — Шейтан-Капу. Сегодня Золотые ворота — визитная карточка Крыма. Они находятся в Феодосийском районе, между поселками Коктебель и Курортное, напротив древнего вулкана Кара-Даг, в 85 м от берега. Арочная скала, обросшая желтым лишайником и отливающая на солнце золотом, имеет высоту надводной части 8,2 м и ширину прохода 6,1 м. Ворота стоят на подводном «фундаменте» высотой 7,1 м. Под створом уходит вниз 15 метровый провал.

Геологи называют скалы подобные Золотым воротам «отторженцами». Их на Южнобережье больше 50. Эти «перемещенные» массивы образовались миллионы лет назад при разрушении яйлы (плато). Огромные глыбы известняка отрывались от обрывов и потихоньку сползали по глинисто-сланцевому склону к морю. Они и сегодня «шествуют» к воде, а если уже находятся в море — дальше в глубину. Их скорость невелика — не больше 2 мм в год, но за последний миллион лет они «прошли» 2 км.

Золотые ворота, оторвавшись от Кара-Дага, скорее всего, были монолитом, но, оказавшись в воде, были промыты волнами. Мистики утверждают, что на катере, проплывающем под аркой, останавливаются часы, отказывает навигация и эфир вдруг взрывается стонами и воплями. Страстей добавляют рыбацкие байки о чудище, которое живет под воротами и пожирает дельфинов. Не раз вроде как прибивало к берегу останки бедных афалин со следами огромных зубов. Однако бесстрашных туристов карадагское чудовище не пугает. Плавают они возле скалы и сквозь прозрачную толщу воды разглядывают бликующие монетки на дне.

Одним из самых уникальных «отторженцев» является мыс Ай-Тодор («Святой Федор») в поселке Гаспра близ Ялты, на котором, по преданию, в далёком прошлом находилось священное место коренного народа древнего Крыма — тавров, а позднее римляне основали военное поселение. В XIX в. на мысе скупала участки императорская семья. На Ай-Тодоре множество легендарных мест. Пожалуй, самое знаменитое — замок Ласточкино гнездо на восточной окраине мыса. Замок, стоящий на отвесной Аврориной скале и одновременно нависающий над морем, — еще одна визитная карточка Крыма. Под этой скалой есть подводные пещеры, в одной из которых, черного цвета, в эпоху неолита обитали древние люди — тогда уровень моря был ниже на 30 м сегодняшнего. В одном из гротов режиссеры В. Чеботарев и Г. Казанский в 1961 г. снимали эпизоды фильма «Человек-амфибия».

Крымский пейзаж. Художник Л.Ф. Лагорио

Скала сказочной красоты с давних времен манила к себе не только людей. На ней рассветы встречала Аврора, богиня утренней зари. Как-то увидел красавицу верховный морской бог седовласый Нептун и воспылал к ней страстью. Взбаламутил он Понт, а Авроре хоть бы что. Зачем ей морской бог, когда каждый день с нею солнце? Посейдон уговорил повелителя ветров Эола закрыть тучами небосвод. Не дождалась богиня солнечных лучей и задремала. Нептун подкрался, обнял Аврору, но та вывернулась из его рук. Упала с головы олимпийца корона, вылетел из нее волшебный алмаз и упал в расщелину. Потеряла корона чародейную силу. Тучи рассеялись, Солнце осветило расщелину. Вспыхнул алмаз ярким светом и превратился в прекрасный замок — Ласточкино гнездо. В легенде — раз, и замок готов, а в жизни до него были и другие строения. В конце XIX в. было построено деревянное одноэтажное здание, дача с названием «Генералиф», у которой довольно быстро сменилось несколько хозяев и названий — последнее «Замок любви» на «Ласточкино гнездо». В 1912 г. немецкий нефтепромышленник барон Р. фон Штенгель по проекту архитектора А.В. Шервуда построил квазиготический замок с трехъярусной башней и стрельчатыми окнами. Строение в средневековом «рыцарском» стиле было скромных размеров — шириной 10, длиной 20 и высотой 12 м. Во время Крымских землетрясений (1927) рухнул в море небольшой сад возле замка, а в скале от верха к середине образовалась глубокая трещина. Замок устоял, но после еще одного землетрясения в 1966 г. он начал проседать. Дворец в аварийном состоянии закрыли для туристов на 5 лет. «Латали» скалу и восстанавливали замок с огромными трудностями. В 1987 г. в Ласточкином гнезде кинорежиссер Ст. Говорухин снял фильм «Десять негритят».

И напоследок поднимемся на огромную, высотой 577 м, куполовидную вершину к востоку от Гурзуфа — мыс Аю-Даг («Медведь-гора»), выступающий в море на 2,5 км. Аю-Даг протяженностью 2,4 км — остывший «неудавшийся» вулкан, ни разу не извергавший лаву. Медведь-гора считается одним из естественных минералогических музеев ЮБК, в котором было обнаружено 18 ценных минералов. Уфологи и эту гору не обошли вниманием, найдя в ней гигантскую полость, в которую их фантазия поместила базу летающих тарелок. С горой связана трогательная история о том, как в отдаленные времена на берегу моря поселился огромный медведь. Однажды на берег вынесло обломки корабля с чудом уцелевшей девочкой-малышкой. Медведь воспитал девочку. Выросла она, стала красавицей. Старый медведь души в ней не чаял. Как-то ушел он на охоту, а в это время к берегу прибило челн с юношей, бежавшим из пиратского плена. Юноша был при смерти. Девушка выходила его, но скрыла от медведя. Со временем молодые люди полюбили друг друга и решили бежать на челне. Только отчалили от берега, их заметил медведь. Бросился зверь к воде, стал пить ее, чтобы не дать челну отплыть от берега. Но понял вскоре, что не выпить ему моря, и окаменел от горя.

P.S. О горе Ай-Петри см. следующий очерк.

Гора Ай-Петри (Россия)

Ай-Петри — гора на юге Ай-Петринского яйла (плато), расположенного в западной части Главной гряды Крымских гор. Ай-Петри находится в Ялтинском городском округе Крыма, над городом Алупкой и поселками Кореиз и Мисхор. Главную вершину высотой 1234 м венчают четыре огромных зубца размером 7—19 м и ряд мелких, называемых «Зубьями дракона», или «Короной Российской империи». На горе есть еще два пика — Западный и Восточный, четыре крупных и два десятка небольших пещер, 15 водопадов, множество родников и горных речек, проложено несколько туристических троп. С ЮБК на Ай-Петри проведена канатная дорога Мисхор — Сосновый бор — Ай-Петри с одним из самых длинных (1670 м) безопорных пролетов в Европе. Гора является заповедной зоной.

Человек может, как Магомет, приказать горе: «Иди ко мне» или сам пойти к ней, может, взяв альпинистское снаряжение, ее покорить (и даже написать об этом книгу), может попытаться срыть или взорвать ее. Пожалуй, самое удивительное, что он может сделать с горой, — это подарить ее другому человеку. По слухам, князь Ф.Ф. Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, подарил гору Ай-Петри своей жене фрейлине З.Н. Юсуповой. Так ли это было, трудно сказать, но говорят. Одно бесспорно: гора Ай-Петри — подарок природы Южному берегу Крыма (ЮБК), подарок всем крымчанам и гостям полуострова. Ай-Петри — грандиозный щит, прикрывающий ЮБК от холодных северных и западных ветров.

Имя Ай-Петри («Святой Пётр») гора и плато площадью 310 кв. км получили от греческого монастыря Св. Петра (VI в.), руины которого остались на горе. Народные предания по-своему трактуют название. Бабушки, например, рассказывают внукам о том, как непослушные девочка и мальчик сбежали из дома, ушли в скалы и мальчик Петри упал с вершины. А когда он падал, девочка кричала: «Ай, Петри! Ай, Петри».

Популярна и романтическая история о влюбленной паре в духе «Ромео и Джульетты»: юноша и девушка любили друг друга, но родители не позволили им сочетаться браком. И тогда влюбленные решили покончить с собой, чтобы вместе уйти на тот свет. Взялись они за руки и взошли на вершину горы. Поклялись друг другу в вечной любви и хотели уже прыгать вниз, да вдвоем не протиснуться в узкую щель меж зубцами. Первым это сделал Пётр. Шагнул в бездну, девушка лишь успела вскрикнуть: «Ай, Пётр!» Глянула девушка вниз, и объял ее ужас. Не решилась покончить с собой и вернулась домой. С тех пор, говорят, мужчины всегда пропускают женщин вперед. Гору же назвали именем юноши.

А от греков дошла легенда о горе, царе ветров и монахе Петре (есть версия: молодом воине). Прилетел к Южнобережью Крыма посланец царя ветров. Искал он подходящее место для своего повелителя, трон, который возвысил бы царя еще больше. Увидел гору, растущую из моря, вершину которой венчала корона. Показал ее царю. Уселся владыка на трон и стал с него вихрями и ветрами править. А те и рады мешать землю с водой. Людям невмоготу стало от бурь и штормов. Собрались они на совет, а придумать не могут, как усмирить царя ветров. Сказал им прохожий монах: «С Божьей помощью я усмирю». Но старейшины лишь посмеялись над ним, убогим. Монах всё же пошел на гору смирять царя ветров. Тот, как увидел бродягу, чуть от смеха не лопнул. Но монах в намерении своем был тверд. Говорит царю: «Обещай мне: если смирю тебя — станешь людям помогать». Повелитель ветров кивнул — согласен, мол, да как дунет на усмирителя! А тот выхватил из-за пазухи мешок (бычий пузырь) и направил его горловиной к ветру. Взмыл монах под небеса. Сколько ни дул на него царь, а тому хоть бы хны — парит, как птица. Сбросил повелитель человека в море и наслал на него морской ветер. Но и там монах использовал свой мешок как парус. Гонял-гонял ветер по морю монаха, устал, сдался. Удивился царь ветров, признал своё поражение и стал с той поры помогать людям: парусники по морю носить, ветряки крутить, тучи разгонять.

Гора недаром считается «колыбелью ветров» — здесь ветер со скоростью 15–20 м/с дует месяцами. В 1932 г. нарком тяжелой промышленности и энергетики Г.К. Орджоникидзе объявил всесоюзный конкурс на проект Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), предназначенной для Ай-Петри — «самой мощной в мире», способной обеспечить электроэнергией ЮБК. Лучшим признали проект «Икар» конструктора Ю.В. Кондратюка (А.И. Шаргея), одного из основоположников космонавтики. (Рассчитанную Кондратюком в 1920 х гг. «улиточную трассу» американцы использовали в 1969 г. при разработке программы «Apollo» — полета к Луне и высадки на ее поверхность людей.) Свой проект Кондратюк разработал вместе с архитектором Н.В. Никитиным, будущим автором московской Останкинской башни. ВЭС представляла собой железобетонную мачту высотой 165 м, которую предполагалось возвести на Ай-Петри в месте, где скорость ветра достигает 89 м/с. К мачте должны были крепиться два трехлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 100 м, рассчитанные на проектную мощность 24 МВт. В 1937 г. приступили к строительству, соорудили железобетонный стакан для мачты (сохранившийся и поныне), но неожиданно умер Орджоникидзе, после чего проект свернули.

А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца.

Художник И.К. Айвазовский

На Ай-Петри множество мест, представляющих интерес для туристов. С вершины горы, со смотровой площадки на скале Шишко, с «Серебряной беседки» открывается изумительная панорама моря, предгорий, Ялты, поселков. Рядом с тропой растет 1000 летний тис ягодный высотой 10 м и обхватом ствола 2,6 м, с которого туристы, как козы, ободрали всю кору и обломали нижние ветки. Есть и буковый лес, еще старше этого тиса. В небольшом озерце — «ванне молодости» Кара-Голь — в темной холодной воде, насыщенной йодом, фосфором и сероводородом, люди сводят бородавки, лишаи, мозоли, а кое-кто и десяток-другой лет на нет. Молодеют туристы и от ходьбы по росе или купаний под ледяными струями водопадов. Можно полюбоваться 3 километровым Большим каньоном Крыма глубиной до 320 м, пройти по Штангеевской, Боткинской, Кореизской и Таракташской тропе…

Одной из главных достопримечательностей горы является огромная карстовая пещера Трехглазка (Ледяная) с тремя провалами-«глазницами», дно которой представляет собой многометровую толщу голубого льда над подземным пресным озером. Температура воздуха здесь круглый год близка к нулю. В древности пещеру охотники использовали как природный холодильник, а в XIX в. из нее в специальных бадьях доставляли лед в Алупкинский дворец губернатора Крыма графа М.С. Воронцова и в другие аристократические поместья Южнобережья.

Много мистических историй связано с горой чудес. В ущелье у самого высокого в Крыму водопада Учан-Су многие туристы испытывают сильное головокружение; в Пьяной роще и вовсе, обессилев, падают без чувств. Немало туристов погибло, замерзнув или сорвавшись с обрыва. В 1978 г., например, замерзли три туриста. В 2004 г. группа из 11 человек не успела спуститься засветло с горы. Ночью трое погибли. Картину происшедшего установили с трудом. Отмечали, что погибшие вели себя неадекватно, страдали галлюцинациями, у одного из них шла пена изо рта. Кто-то даже провел параллель с гибелью членов группы Дятлова.

Большую популярность в блогах обрела история, случившаяся с тремя туристами в 1996 г., оставшимися ночевать в палатке на вершине горы. Автор утверждает, что ночью к ним являлся дух Ай-Петри. Парализованные страхом, туристы слышали чьи-то тяжелые шаги, видели полупрозрачное существо исполинского роста, которое гнуло в дубовой роще деревья, ходило вокруг палатки и трясло ее полог… (https://www.epochtimes.ru/content/view/73196/9/).

Двуглавая царица Белуха (Россия/Казахстан)

Двуглавая гора Белуха (Восточная вершина высотой 4509 м, Западная — 4435 м) является венцом Катунского хребта, высшей точкой Алтая и всей Сибири. Между вершинами расположена ложбина Седло (4000 м). Гора находится в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, в зоне 7–8 балльной сейсмической активности. По Белухе проходит граница России и Казахстана. Гора покрыта ледниками, в которых берут начало Катунь, Белая Берель и другие реки. Белуха — священная гора алтайцев, казахов и старообрядцев. Индуисты ассоциируют ее с мировой горой Меру; сказители и кержаки считали, что рядом с ней находится Беловодье, а Н.К. Рерих и его последователи — вход в Шамбалу. С 1996 г. Белуха является памятником природы Алтая и главной достопримечательностью одноименного природного парка. В 1998 г. гора в составе объекта «Золотые горы Алтая» включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

У горы десятки имен, полученных за ее белоснежный наряд и две вершины, неприступность и таинственность: Ак-тау — «Белая гора», Музду-туу — «Ледяная гора», Уч-сюре — «Жилище трёх богов» и т. д. Есть названия, связанные с рекой Катунь: Кадын-Бажи — «Голова Катуни», Катунские столбы и т. п. По алтайской легенде, она свое имя получила от снежного человека Белое Ухо. Одно ухо у него было белее снега. Великан жил в лесах, пугая местное население. Вождь племени пообещал награду тому, кто поймает это чудище. Нашлись охотники. Отыскали снежного человека, но как сладить с ним? Обстреляли из луков. Свалился тот наземь вверх своим белым ухом. Кинулись к нему, силятся тело поднять — да куда им! А там, где упал Белое Ухо, поднялась до неба гора с пиком в виде уха — так и прозвали ее Белухой.

Одни алтайцы верят, что на Белухе обитает богиня Умай — высшее женское божество, покровительница матерей и помощница в родах. Другие поправляют: «Белуха — это не госпожа, дух горы — мужчина, хранитель алтайского народа Кадын Бажы Уч Сумер… Для алтайцев это одна из самых почитаемых гор, туда спускается Уч Курбустан Кудай[1], поэтому мы, алтайцы, трепетно относимся к нему; женщинам туда ходить нельзя» (https://myaltai.ru/culture/legendy-beluha).

Тот факт, что Белуха равноудалена от Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов, у востоковедов и эзотериков вызывает экстаз. Раз тут находится центр Евразии, значит, тут место силы, прямая связь с космосом, вход в Шамбалу, из которой некогда вышел будда Гаутама и т. д. Почитатели Е.П. Блаватской и Н.К. Рериха уверены, что рано или поздно найдут этот вход. Блаженны ищущие…

Больше всего с Белухой связано преданий о легендарной стране свободы — Беловодье. Этому способствуют и беломолочные воды Катуни и Берели. По преданиям, Катунь вытекает из Белого озера, вода в котором «походила на густые сливки».

Первые сведения о Белухе относятся к концу XVIII в. — по рассказам охотников и старателей ее описал землепроходец П.И. Шангин. Гору исследовали в XIX–XX вв. естествоиспытатели Ф.А. Геблер, А.А. Бунге, Н.М. Ядринцев, В.В. Сапожников, В.А. Обручев, П.Н. Крылов и др.

Альпинисты называют Белуху коварной горой. Восхождение на нее сложнее, чем на другие вершины даже с большей высотой. Из-за частых землетрясений исчезают тропы, возникают трещины и разломы, ползут ледники, сходят лавины и камнепады. А ведь есть еще отвесные скалы и пропасти, ледники с провалами, снежные карнизы, готовые обрушиться в любой миг, стремительные реки, слепящий снег, жуткий холод, секущий ветер, сбивающий с ног, внезапные метели, нехватка кислорода… Белуху пытался покорить еще в 1898 г. В.В. Сапожников с группой. Дошли только до Седла. Английский альпинист С. Тюрнер в 1904 г., получив при восхождении сильный ожог глаз и обморожение, вынужден был отступить. В 1996 г. не смог взойти на Белуху самый знаменитый альпинист в истории итальянец Р. Месснер, который первым покорил все 14 гор-восьмитысячников. Из-за плохой погоды он не дошел до вершины «горы с характером» (его выражение) всего 100 м.

Первое же восхождение на Белуху после трех неудачных попыток совершили в 1914 г. гляциологи братья М.Н. и Б.Н. Троновы в сопровождении проводников С. Джамаулова и Б. Худобаева. Восточную вершину они покорили «налегке» — с альпенштоками и пеньковыми веревками, оставив на вершине записку в жестяной банке под валуном. При возвращении оба альпиниста сорвались, но остались живы. Западную Белуху покорили лишь в 1936 г. 10 альпинистов во главе с начальником погранзаставы Печерским. С 1920 х гг. на Белухе работали экспедиции Томского университета, Сибирского технологического института, Общества изучения Сибири и ее производительных сил, Геологического комитета и др.

Вид на Белуху. Художник Г.И. Гуркин

Сегодня Белуха стала популярным туристическим центром. Тысячи иностранцев и соотечественников участвуют в пеших, конных и альпинистских туристических маршрутах, отдельные любители совершают экстремальные спуски на лыжах и полеты на параплане. Едут к горе и «ради знакомства с духами, призраками и загадочной историей достопримечательностей». По данным аналитического агентства ТурСтат, Белуха вошла в топ-10 мистических туристических мест в России.

А между тем Белуха для алтайцев, казахов, старообрядцев является такой же священной горой, как для индийцев, тибетцев и непальцев гора Кайлас. Шаманы предупреждали: нельзя подходить даже к подножию горы, берегись злого духа Эрлиха, чтоб не утащил тебя под землю. И духа горы задобри камнем. А уж «если собираешься к Катун-Баш идти, нужно девять молодых кобылиц в жертву духу принести, девять баранов зарезать. Жертву не принесешь, живым не вернешься» (https://www.vtourisme.com/). Казахи и вовсе боялись даже глаза на гору поднять.

Мстит Белуха тем, кто жаждет покорить ее, калечит неосторожных, убивает настырных, пугает статистикой переломов, обморожений и смертей — напрасно! Идут, поодиночке и группами, альпинисты и туристы. Алтайской красавице всё равно, кто карабкается на нее — опытный скалолаз или новичок. Любого может погубить. Уже в этом столетии погибли альпинисты из Кемерова, Барнаула и Красноярска, из Польши и Беларуси…

Вот лишь один трагический эпизод:

«1978 г. В январе к Володе (Пивоварову) приехали на консультацию новокузнецкие туристы. Добры молодцы, косая сажень в плечах… Парни производили хорошее впечатление, но опыта для зимней авантюры у них было маловато. Володя посоветовал им перенести поход на лето… Но парни верили в себя и пошли, как наметили. Поход их закончился трагически. Они вышли на плато и с него на штурм Западной вершины. Соблазнились кажущейся ее близостью и простотой пути. Катастрофы в горах развиваются лавинообразно. При подъеме сорвался и травмировался руководитель. На плато спустить его не удалось, так как разыгралась непогода. Ребята вырыли пещеру. Запас продуктов, снаряжение, палатка остались внизу. Пурга не стихала, нужен был врач. Раций в те времена туристы, как правило, не имели. Один из ребят, а всего их было пятеро, вышел за помощью. Парень проявил настоящий героизм. В одиночку добрался до метеостанции и вызвал спасотряд. На спуске он потерял кошку, срывался, но преодолел все. Когда спасатели наконец вышли к пещере, в живых не застали никого» (https://www.risk.ru/blog/205348).

И всё же, всё же…

«Белуха не любит людей с черным сердцем, здесь нельзя быть злым и нечестным… Не каждому она открывается, не каждому позволено подняться на самое верхнее снежное поле. И если вам повезет, и вы окажетесь на самом верху Алтая, считайте, что жизнь прожили не зря». (В.С. Ревякин).

Табын-Богдо-Ола на плато Укок (Россия/Казахстан/Монголия/Китай)

На юге плоскогорья Укок, расположенного в месте схождения границ четырех государств — России, Казахстана, Монголии и Китая, возвышаются пять заснеженных вершин горного массива Табын-Богдо-Ола. России принадлежит северный склон массива. Это территория Кош-Агачского района Республики Алтай. Высшей точкой является гора Куитэн-Уул (4374 м) на монгольско-китайской границе. Горный узел находится на стыке хребтов Сайлюгем, Монгольский и Южный Алтай. Склоны гор покрывают 35 ледников (160 кв. км), питающих реки Катунь, Иртыш и Кобдо. Плато Укок — сакральное место для алтайцев, пятигорье Табын-Богдо-Ола — священно для алтайских, монгольских, тувинских и китайских буддистов. На Укоке раскопано свыше 150 курганных захоронений скифского периода. Знаменитой находкой стала обнаруженная в кургане Ак-Алаха-3 хорошо сохранившаяся в ледовой линзе мумия «алтайской принцессы Кадын» (V–III вв. до н. э.).

Горы на Алтае обожествлялись всегда. Сама топонимика алтайских названий носит сакральный характер. С незапамятных времен Табын-Богдо-Ола и Укок — священные «места тайны и силы». В переводе с монгольского на русский название горного массива означает «Пять божественных гор» — по преданию, так назвал их сам Чингисхан, а название плоскогорья — «Слово Неба» («Слушай небеса»). У гор и плато много других прозвищ, в том числе «Сердце Алтая» и «Русский Тибет» соответственно.

Путешественники не раз отмечали необыкновенное сияние, исходящее от вершин в ясную погоду, матовую белизну снегов, красоту «дивно прекрасных гор», получивших вместе с плато прозвание «Небесные пастбища». Но это дикая красота, с дикими зверями — волками, медведями, занесенными в Красную книгу снежными барсами. Безлюдны, суровы студеные места и крайне опасны. Треск костра да камлание шамана не часто нарушают тишину. Ведь ее, этой тишины, тут и нет. То и дело случаются землетрясения, оползни, обвалы, стекание грунта по склонам, просадка почвы с образованием трещин и ям, лавины на ледниковых участках, пыльные смерчи и снежные бураны, ломающие деревья. Единственная дорога на плато — перевал Тёплый ключ — слывет «дьявольским местом». Вершины гор, покрытые вечными снегами, настолько труднодоступны, что на одной из них (высота 4082 либо 4104 м), находящейся в точке стыка границ России, Монголии и Китая, по согласованию сторон, не установлен пограничный знак.

Издревле на плато Укок коренные народы совершали обряды и ритуалы, хоронили своих усопших. В VI–III вв. до н. э. здесь обитали носители т. н. пазырыкской культуры. «Обилие погребальных памятников, в частности богатых «княжеских» захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и «небесное» пастбище» (Н.В. Полосьмак). Ученые установили, что пазырыкцы имели европеоидную и монголоидную внешность. На кожу наносили татуировку с фантастическими образами. Население занималось кочевым скотоводством; при этом основным продуктом питания была рыба.

Современные алтайцы, как и их предки, считают Укок закрытой зоной, которую нельзя посещать с недобрыми помыслами. Здесь ничего нельзя делать, лучше молчать, не подниматься к ледникам и к святым урочищам, где обитают горные духи, которые накажут любого, кто нарушит этот запрет. Только шаман может провести на плато и в горах свой обряд.

Народные поверья возникли не на пустом месте. Уж очень мистичны эти места, а предания напоминают легенды священного Кайласа или Канченджанги. Горное ожерелье Табын-Богдо-Ола получило название Круга Силы, через который можно попасть в иную реальность — Нижний, Средний и Верхний миры. Алтайцы уверены, что на плато сокрыто скифское золото, а эзотерики — что именно здесь находятся врата в Шамбалу. В этих местах в XVII в. скрывались староверы, бежавшие от преследований и приписки к казенным горным заводам. Здесь они искали таинственную богатую страну Беловодье, где всё справедливо и люди живут по старой вере.

Советские археологи нашли на плато свыше 600 объектов археологии. В урочище Бертек подо мхом и лишайником были обнаружены пять огромных насыпей камней — курганов высотой 4 м и диаметром около 40 м, возведенных над могилами племенной знати. Расположение курганов воспроизводит конфигурацию пяти вершин нагорья, что говорит о священности могильника и обоготворении Табын-Богдо-Ола, покровительницы скифского племени, хоронившего в курганах своих вождей. Ещё в древности захоронения ограбили, в них попала вода, которая замерзла и законсервировала органику — человеческие мумии, жертвенных лошадей, войлочные украшения, одежду, ковры. Неплохо сохранились погребальные повозки и фигурки птиц и животных. Среди находок особенно ценен узелковый ворсовый ковер размером 200 × 183 см, изготовленный не позднее IV в. до н. э. Предполагают, что на ковре, как на игральной доске, резались в кости. Сотканный в Передней или Средней Азии, он признан старейшим из ныне существующих ворсовых ковров. Ковер хранится в Эрмитаже.

Мумия «Алтайской принцессы Кадын»

Много писали об обнаруженных на Укоке геоглифах — огромных геометрических рисунках на поверхности земли под верхним слоем почвы. Они напоминают грифонов. Сегодня эта версия оспаривается многими учеными.

В 1993 г. группа новосибирских археологов под руководством Н.В. Полосьмак обнаружила в кургане Ак-Алаха-3 в ледяном саркофаге мумию молодой женщины, прозванной «Алтайской принцессой» («принцессой Кадын»). Вместе с ней в погребальной камере были захоронены шесть оседланных лошадей. Ученые определили возраст усопшей (около 25 лет), изучили ее ДНК, реконструировали лицо. При жизни женщина имела высокий рост и европейскую внешность; была одета в шелковые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями. Ее парик был убран фигурками из резной кости и жемчуга. «Толстый красный пояс, которым была подпоясана принцесса, указывал на то, что она была женщина-воин. В руках принцесса держала ритуальную лиственную палочку — орудие «сотворения мира» (С. Ростовцев).

По многочисленным загадочным татуировкам на руках и ногах женщины ее отнесли к жреческой касте. В результате шумихи в СМИ и нескольких землетрясений, наводнений и прочих несчастий, случившихся после раскопок, алтайцы стали требовать захоронения принцессы Кадын — прародительницы алтайского народа, женщины-богатыря Очы-Бала, а шаманы заявили, что «Ак-Кадын стала являться им в видениях и снах».

Сегодня мумия находится на временном хранении в специальном саркофаге Национального музея Республики Алтай. По некоторым данным, это лишь муляж принцессы, что вызывает недовольство алтайской общественности и требования вернуть ее в курган. Состоялся суд, на котором было решено оставить пока принцессу в музее. Одна закавыка — содержать мумию очень накладно для бюджета. Нынешнее состояние вопроса можно описать предложением «Отдать нельзя содержать», в котором так и не поставлена запятая.

Плач по собранию сейдов на горе Вотто-Вааре (Россия)

Священная гора саамов и карелов Вотто-Ваара высотой 417,3 м и площадью 6 кв. км — скальный массив Западно-Карельской возвышенности, высшая ее точка. Кряж протяженностью 7 км расположен на северо-западе таежной зоны России, на территории Суккозерского сельского поселения Муезерского района Карелии. На плато находится крупнейшее в мире скопление каменных структур — сейдов (священных объектов саамов-лопарей). Ландшафтный памятник природы (2011 г.).

50 лет назад о горе Вотто-Вааре знали лишь местные жители и ветераны, воевавшие в этих местах летом 1942 г. в составе 1 й партизанской бригады майора И.А. Григорьева. На высоте 264,9 партизаны приняли свой последний неравный бой, после которого остатки отряда отходили по восточному склону Вотто-Ваары, находившейся в 5 км от этой высоты.

Но поднимемся на вершину Вотто-Ваары. Образовалась гора 9 тыс. лет назад в результате мощного землетрясения. Тогда же на ее вершине возник амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. С саамского Вотто-Ваара переводится как «Гора победы». В далеком прошлом на священную гору нельзя было подниматься женщинам и детям, на вершине запрещалось громко разговаривать и подходить к некоторым сейдам. Саамы почитали могучий дух, живущий в сейдах, который покровительствовал людям. Чтобы дух оставался в камне, его подкармливали и одаривали бусами, ленточками, оленьими рогами и пр. Сейд служил алтарем, на который клали пряслице и веретено — символы богини судьбы. По поверьям, сейды летали, через них могли уходить шаманы-нойды в иной мир. Особо почитались камни, похожие на животного или человека — окаменевшего нойда. Один из самых известных сейдов носит название «Голова Укко». Укко — верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии, покровитель скота и урожая.

Пространную легенду можно услышать от проводников тургрупп. Скорее всего, современную, поскольку в ней говорится о персонажах, которых в мифологии саамов и карелов нет. Будто бы в Вотто-Вааре обитали добрые гномы кекли и злые демоны уырки. На вершине горы рос волшебный цветок ферда, распускавшийся раз в тысячу лет. Тому, кто сорвет его в этот момент, цветок давал вечную жизнь и власть над миром. Кекли оберегали ферду, но и уырки мечтали заполучить ее. У всесильных демонов была одна слабость — властители тьмы жили во мраке и никогда не видели своей тени, да и боялись ее увидеть, так как были уверены, что если увидят — тут же окаменеют. Пришло время распуститься ферде, демоны попросили нойда помочь им завладеть цветком. Нойд согнал черные тучи над горой, и уырки в темноте сорвали ферду. Но волшебный цветок вспыхнул ослепительно-ярким светом, демоны увидели свои тени на земле и окаменели. Эти камни-сейды сегодня и лежат на горе, и в каждом из них таится злой демон уырк. А вот воспользовался ли кто волшебным даром цветка и не зацветет ли он еще раз, неизвестно.

На подъеме в гору бросается в глаза необычная красота места, причудливо изогнутые, скрученные и завязанные чуть ли не в узел то ли уродливые, то ли прекрасные деревца, обрывистые скалы. С вершины Вотта-Ваары открывается изумительный вид на окрестности — «кажется, видишь пол-Карелии».

В 1978 г. житель Суккозера С.М. Симонян занялся поисками следов бригады. Из-за большого количества останков погибших партизан, найденных на высоте 264,9, её прозвали Смерть-горой. На Вотто-Вааре поисковик наткнулся на несколько сейдов и других артефактов саамской и карельской культуры.

Первый обнаруженный Симоняном небольшой сейд являл собой «пирамиду из мелких плоских камней». А затем ему стали встречаться огромные «великаны», плоские «лягушки», «медведь» и т. д. Всего на горе, по разным подсчетам, от 1100 до 1600 сейдов. Ученые пока не пришли к единому мнению об их количестве, так как трудно отделить природное сосредоточение — окатанный многотонный валун, покоящийся на краю скалы или на 1, 2 или 3 камнях-«ножках», от такой же рукотворной конструкции. Нет единства у исследователей и в оценке возраста сейдов. Диапазон оценок — от 4 тыс. лет до н. э. до Средневековья. Предметов, которые позволили бы датировать памятник, пока не обнаружено. Есть даже мнение, что сейды устанавливали гиперборейцы.

Многие ученые сходятся на том, что саамы, охотники и рыболовы, перед началом сезона поднимались на гору и задабривали духов. Сами сейды дают людям основания для фантазий, так как на некоторых из них найдены «следы вдавленных подошв» или идеально ровные распилы, сделанные словно лазером.

Кроме сейдов на горе немало других загадочных объектов. Возле двух пересохших озер, окруженных высокими каменными стенами, есть прямоугольный колодец с ровными стенами, который также вызывает вопрос: природный он или искусственный? Первенство держит т. н. «Лестница в небо» — 13 каменных ступеней, ведущих к обрыву. Для чего она была создана и кем — человеком или природой? Некоторые говорят о том, что по ней колдуны провожали «приговоренных» в последний путь. И в подтверждение тому, что когда-то здесь приносились человеческие жертвы, приводят легенду, как один хитрый саам (не исключено, что шаман) не стал приносить сейду в жертву людей, а «кинул ему в пасть двух черных собак и кошку». Разгневанный дух потребовал от него «настоящей жертвы», но саам вылил ему в пасть котел кипятка. Дух устроил землетрясение (по другой версии, шторм на море), но отступил и больше человеческих жертв не требовал. На вершине горы есть озеро в центре амфитеатра, в образцах грунта которого найден пласт фосфора, образование которого связывают именно с жертвоприношениями.

На горе Вотто-Вааре

Встречается в Интернете и такая информация: «Подняв квадрокоптер в небо, мы сразу увидели, что вся Вотто-Ваара была нарезана прямыми линиями, будто лазером на улицы, мы увидели огромные прямые блоки фундаментов, лежащие под углом мегалитические стены с плотно подогнанными блоками, лестницы на стенах. Перед нами открылась грандиозная картина следов деятельности ушедшей цивилизации» (М. Шабанов). К сожалению, еще какой-либо информации, подтверждающей эту картину, не встретилось.

Культовые памятники исследовали ученые, но еще больше они привлекли внимание туристов, а также экстрасенсов, уфологов, магов и пр. «Нашествие варваров» (Симонян) породило слухи о базе НЛО, портале в иной мир, остановившихся часах, пропавших людях, о Гитлере, якобы побывавшем на горе, и тому подобном «бреде». Артефактам грозила гибель. Туристы опрокидывали сейды, устанавливали карикатурные новоделы; в 2006 г. искра от костра спалила зелень на плато. Дошло до абсурда: члены некоторых сообществ, уверенные в том, что «саамские сейды — это маяки, установленные для посадки кораблей инопланетян», стали разрушать их, дабы «спасти Землю от инопланетной оккупации». Чтобы избежать этого, Симонян с коллегами добились включения Ватто-Ваары в список ландшафтных памятников природы. Увы, к прежним толпам добавились еще и лесозаготовители, которые стали не только усердно валить деревья, но и сбрасывать сейды с их мест…

P.S. «На сегодняшний день охранять на горе больше нечего. Ее можно смело исключать из списка охраняемых территорий. Я уже говорил не раз и повторю сейчас, что у нас было уникальное место, которым гордилась бы не только Карелия, но вся страна, но оно бездарно утрачено. Все уникальные сейды Вотто-Ваары уже разрушены… Здесь начали делать самоделы, но я сразу их разбираю, предупреждаю людей, что я все разберу. И лабиринты, которые тут пытались делать, я тоже разобрал. Нельзя вмешиваться в то, что было создано природой и древними людьми» (С.М. Симонян. АиФ).

Мистика горы Бойка (Россия)

Бойка — горный массив в Крыму, принадлежит Главной гряде Крымских гор, протянувшейся на 180 км над Черноморским побережьем от мыса Айя вблизи Балаклавы до Феодосии. Бойка представляет собой столообразное плато длиной 60 км с пятью скалистыми вершинами высотой около 1 км: Курушлюк-Бурун, Караул-Кая, Куш-Кая, Сотира и Бойка. Находится в Бахчисарайском районе между поселками Соколиный и Богатырь. На горе сохранились остатки шести хорошо укрепленных средневековых поселений, развалины крупнейшего в Тавриде православного храма Христа Спасителя. Территория южных склонов массива входит в состав ландшафтного заказника общегосударственного значения Большой каньон Крыма. Бойка издавна считается загадочной, аномальной зоной, интересующей уфологов, эзотериков и искателей сокровищ.

Есть в мире горы, окруженные таким количеством баек и легенд, что за ними не видно и самой горы. Чтобы докопаться до сути, надо снять несколько слоев возвышенной шелухи вроде «место силы», «центр медитации», «чакра мира», «база НЛО» и т. п. «Обитель богов» и «священную гору» можно оставить, поскольку эти понятия неотделимы от истории и культуры народа, связанного с горой.

Вот и о Бойке сложено столько всего, что ее впору приравнять к Джомолунгме или Кайласу. В каком-то смысле Бойка — полный кавалер регалий, отпускаемых знатоками аномальных зон и загадочных вершин. Всего несколько цитат из публикаций, без ссылок. Все они, естественно, базируются на «древних легендах и сказаниях». «Под горой Бойка находится некое техногенное сооружение, построенное предыдущей цивилизацией». «В XIV в. в горных недрах была спрятана чаша Грааля — ее ищут и не могут найти». «Вершины Бойко копируют часть созвездия Ориона». «Место влияет на разум человека: люди сходят с ума». «В 1942 г. на гору взобрались 5 немцев из Аненербе, а потом в панике бежали, захватив с собой увесистый ящик, и все бесследно пропали». «Большой цилиндр подлетел к горе, она задрожала, раздвинулась, корабль влетел в нее, и гора вновь сомкнулась». Несть числа сообщениям о том, что «здесь находятся порталы пришельцев», слышны «странные звуки», «в пещерах находятся адепты в состоянии сомати», являются старцы, «облаченные в белые балахоны и парящие над землей»… И вообще, «гора Бойка — Крымская шамбала». Но довольно, как бы не воспарить. Если проще — что же это за гора, чье название происходит от древнеиранского «луг, пастбище» либо от тюркского «большая скала»?

В центральной части Бойкинского массива находится лесистое плоскогорье. Часть его занимает каменистое плато, изрезанное расщелинами, напоминающими рунные письмена. Плато прозвали таинственным «руническим лабиринтом», в котором древние люди якобы отправляли свой языческий культ. Однако особой тайны тут нет. Эти расщелины, трещины и лунки в грунте появились из-за того, что в конце ледникового периода вода растворила, изъела, иногда на несколько метров поверхность известняка. Эти образования называют карром. Удивительно только, что некоторые трещины и впрямь настолько ровные, что представляются рукотворными. Большей частью неприступные склоны массива изрыты глубокими оврагами, а с южной и юго-восточной стороны они полого спускаются к котловине Большого каньона Крыма. Каньон глубиной свыше 320 м протянулся на 3,5 км; в некоторых местах он имеет ширину всего 3 м. Густые леса (бук, граб, дуб, тис, ясень, сосна и др.), подлесок (кизил, барбарис, плющ, лещина и др.) перемежаются лугами-яйлами, «одичавшими» за несколько столетий садами-чаирами (яблони, сливы, груши, черешня), орешником, зарослями папоротника.

По мнению историков и археологов, в VIII–IX вв., когда Таврида оказалась под властью Хазарского каганата и жители-земледельцы вынуждены были уйти в горы и стать скотоводами, не менее шести горных селений, располагавшихся у источников, были объединены в единую крепость, самую крупную и самую мощную на юго-западе полуострова. Были проложены дороги и предохраняющие их стены-крепиды, прокопаны рвы, из бутового камня сложены крепостные стены длиной 1,5 км, шириной до 2,6 м и высотой до 3 м, которые перегородили горные перевалы и хребты, на утесах сооружены три укрепленных загона-убежища, в которых укрывался скот. Твердыня воздвигалась на господствующих над местностью высотах, контролируя долину, перевалы и проходы в котловину Большого каньона. На отдельных вершинах укрепления состояли из двух поясов стен.

По оценкам, общая площадь крепости составляла 225 кв. км. На узком хребте Сотира был воздвигнут храм Христа Спасителя, относящийся к Готской епархии. Религиозно и политически поселения зависели от православного княжества Феодоро.

Руины храма обнаружил в 1955 г. советский археолог О.И. Домбровский. Под храмом находились захоронения священников. Трёхнефный, трехапсидный храм базиличного типа размерами 27 × 18 м был построен из прочного бойкинского конгломерата. Рядом с храмом находились некрополь, кузнечно-литейная мастерская, при кузницах углеобжигательные ямы.

Гора Бойка

В 1475 г. османы под предводительством Г. Ахмет-паши захватили Тавриду. Дольше других сопротивлялась крепость на Бойке. Взять ее с ходу туркам помешали скалистые обрывы, мощные крепостные стены, умелая оборона. По преданию, проникнуть в крепость туркам помог некий Прокопий, у которого на горной речке была водяная мельница, надежно скрытая от глаз. Однажды Прокопий, озабоченный сохранностью своего хозяйства, тайным ходом покинул ночью крепость и по незаметной тропке прокрался на мельницу, а там — турки. Разговор был короткий. После пыток Прокопий повел врагов по тропке и показал тайный ход. Крепость пала, храм Христа Спасителя был осквернен. Рассказывают, что несколько монахов, взяв с собой церковные сокровища и священные предметы, успели скрыться в некоей пещере и завалить за собой вход. По другой версии, эта история произошла в селении, которое находилось не на вершине Сотира, а над ущельем Большого каньона. В ней тоже был храм, посвященный Богоматери.

P.S. Большой каньон был издавна известен местным жителям, но впервые его исследовал и дал это название советский зоолог профессор И.И. Пузанов в 1923 г. Таким увидели впервые каньон профессор и его спутник: «Прошагав с полчаса, мы вдруг оказались на краю бездонной расщелины, протянувшейся параллельно Яйле. Заглянув с замиранием сердца в преградившую нам путь бездну, мы увидели, что на дне течёт река. Противоположный край расщелины был так же абсолютно отвесен, как тот, на котором мы стояли. По прямому расстоянию до него было не больше 200–250 м. Через разделяющую нас бездну со свистом проносились белобрюхие стрижи. Профессор И.И. Пузанов записал разговор с садовником, работавшим в юсуповском охотничьем доме: «Наши крестьяне рассказывают, что по ночам из расщелины Аузун-Узеня доносятся дикие вопли, визги и хохот — то шайтаны справляют свои свадьбы…» (https://skif09.livejournal.com/8045.html).

Несостоявшийся «пик Гитлера» — Эльбрус (Европа/Россия)

Горный массив вулканического типа двуглавый Эльбрус — самая высокая гора России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту). Восточную (5621 м) и Западную (5642 м) вершины горы разделяет перевал Седловина (5416 м) протяженностью 1500 м. Диаметр основания горы — 15 км. Эльбрус принадлежит Боковому хребту Большого Кавказа. Находится в 10 км к северу от Главного Кавказского хребта на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. 23 ледника общей площадью 145 кв. км питают три крупнейших реки Кавказа и Ставрополья: Баксан, Кубань и Малку. На крутых склонах горы расположены высокогорные приюты и канатные дороги. Эльбрус — Мекка альпинистов и горнолыжников; считается самой лыжной горой в мире. С 1989 г. на нем проводятся ежегодные чемпионаты по скоростному подъёму на вершины. В 2008 г. Эльбрус был признан одним из семи чудес России. Гора связана с множеством кавказских легенд и историй.

Для альпинистов нет ничего желаннее (кроме покорения вершины), чем отдохнуть и набраться сил перед последним рывком к заветной цели в высокогорном приюте. Таким местом на юго-восточном склоне Эльбруса на высоте 4050 м долгое время был «Приют 11». Его основали в 1909 г. 11 туристов, написавшие на камнях «Приют 11». В 1929 г. была построена деревянная хижина, вмещавшая 40 человек, а в 1939 г. трехэтажная гостиница на 100 клиентов, признанная самым высокогорным отелем Европы. В гостинице со всей необходимой инфраструктурой была даже баня. С Кремлем приют связывала правительственная телефонная связь — «вертушка». До начала Великой Отечественной войны в «Приюте 11» перебывало много альпинистов, в том числе и немецких, которые в годы войны стали костяком 1 й горнострелковой дивизии «Эдельвейс».

В 1942 г. гитлеровское командование планировало захватить горные перевалы Главного Кавказского хребта и Эльбрус, выйти на Черноморское побережье и нефтеносные районы Баку. После ожесточенных боев на перевалах частям вермахта в августе 1942 г. удалось подойти к Эльбрусу. 17 августа альпинисты «Эдельвейса» заняли «Приют 11», а 21 августа поднялись на обе вершины горы. Возглавлял отряд капитан Х. Грот, до войны восходивший на Эльбрус. Нацистская пропаганда превратила покорение горы в символ скорой победы Гитлера на востоке. Участников операции наградили Железными крестами и жетонами, на которых силуэт Эльбруса украшала надпись «Пик Гитлера». 5 месяцев за Эльбрус шли ожесточенные бои. Горные стрелки продержались до января 1943 г., но после поражения под Сталинградом вынуждены были покинуть Кавказ.

13 и 17 февраля советские альпинисты, возглавляемые Александром Гусевым и мастером спорта СССР по альпинизму Николаем Гусаком, поднялись на вершины и водрузили советские флаги. В эти дни на вершинах был туман со штормовым ветром, а температура опускалась до — 40–50 °C. На Западном пике красноармейцы сорвали с флагштоков остатки гитлеровских знамен, истрепанных ветром, а на Восточном немецких штандартов уже не было. «Своенравный и гордый Эльбрус сам скинул с себя знамена иноземных захватчиков» (https://ria.ru/20180213/1514488947.html). «Пик Гитлера» оказался пшиком.

О воинах — защитниках Северного Кавказа сегодня рассказывает самый высокогорный в мире Музей обороны Приэльбрусья (1972 г.), расположенный в Терсколе, на высоте 3500 м.

После войны разрушенный «Приют 11» был восстановлен и служил местом, откуда совершали восхождение на Эльбрус многочисленные группы альпинистов из разных стран мира. В эпоху демократических перемен, в 1998 г., бесхозный «Приют 11» сгорел. Здание было разобрано. Сегодня на его месте стоят вагончики и построен приют «Мария».

Не только военными историями славен Эльбрус. Гора окутана множеством удивительных легенд. Одна из них рассказывает о том, как в незапамятные времена на широкой долине в стране богатырей-нартов правителем был грозный Эльбрус. Много было в его владениях могучих воинов и красивых девушек, но отважнее других был Бештау и краше всех Машук. Любили друг друга Бештау и Машук и уже гадали, когда сыграть им свадьбу. Как-то Эльбрус отправился на охоту. Увидел Машук возле ручья, велел слугам привести красавицу во дворец. Узнал Бештау про то, побежал во дворец. Там напал на Эльбруса, разрубил ему мечом голову и сам пал, рассеченный мечом владыки. Бросилась Машук к жениху, но Эльбрус из последних сил ударил ее мечом. Прошли годы. Оба мужа и девушка превратились в горы — Машук, Бештау и Эльбрус…

Не случайно в легенде упоминаются нарты, герои древних эпических сказаний кавказских народов: абхазов, адыгов, балкарцев, ингушей, карачаевцев, кумыков, осетин, сванов, хевсуров, чеченцев и др. Сколько народов — столько имен у горы. Для каждого народа Эльбрус «свой». В связи с этим этимологию названия выяснить невозможно. На слуху несколько вариантов. С персидского название переводится как «Высокая гора»; с кабардинского — «Гора счастья»; с абхазского — «Гора блаженных»; с грузинского — «Грива снега»; с балкарского — «Гора, вокруг которой кружится ветер» и т. д.

Горный пейзаж. Вершины Эльбруса. Художник А.А. Киселев

Первое восхождение на Восточную вершину Эльбруса в рамках экспедиции РАН под руководством участника 6 войн генерала Г.А. Эммануэля совершил проводник Х. Хачиров. О том осталась надпись на Эммануэлевой скале: «В царствование Всероссийского императора Николая I стоял здесь лагерем с 20 по 23 июля 1829 г. командующий войсками на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Емануель…» В честь генерала, присоединившего к России «умными распоряжениями» многие кавказские народы, названа еще поляна на склоне Эльбруса — ныне базовый лагерь для восходителей.

Первое восхождение на Западную вершину совершила в 1874 г. группа английских альпинистов во главе с Ф. Гроувом и проводником — балкарским охотником А. Соттаевым. Соттаев 9 раз покорял вершины Эльбруса, последний — в возрасте 121 год. Обе вершины первым покорил русский топограф А.В. Пастухов в 1890 и 1896 гг. Он же составил и подробные карты Эльбруса.

Не все восхождения заканчиваются благополучно. Коварен Эльбрус и своими ледниками, и неустойчивой погодой, сильными ветрами и морозами. Недаром его считают одной из самых опасных гор мира. Много альпинистов и туристов нашли в расщелинах и на склонах горы свой конец. Так, например, в 2004 г. погибло 48 лыжников-экстремалов и альпинистов, а 9 мая 2006 г. на Седловине замёрзли 11 из 12 туристов, покорявших Западную вершину.

P.S. «Иногда с вершины Эльбруса альпинисты могут увидеть сразу Черное и Каспийское моря. Это зависит от давления и температуры воздуха, благодаря которым значительно вырастает радиус обзора». Ну и конечно, от зоркости альпинистов.

Казбек, Кавказа царь могучий (Россия/Грузия)

Казбек — самый восточный пятитысячник Кавказа (5033,8 м), расположенный на границе России и Грузии, в восточной части Хохского хребта. Гора, состоящая из андезитов и дацитов, возвышается над долиной реки Терек и Военно-Грузинской дорогой. Казбек режут мощные ледники: Гергетский, Чач, Девдоракский, Абано, Майли. На высоте около 4000 м находится пещера со старинным грузинским монастырем Бетлеми (Вифлеем). Чуть ниже располагаются современная маленькая часовня и старинное здание метеостанции (ныне приют для альпинистов). На склоне горы над селом Гергети стоит Троицкая церковь. На вершины горы проложены два маршрута. С Казбеком связаны легенды разных народов, обитающих в его окрестностях.

Люди, выбирая, на какой горе им жить, какую покорять, а в какой добывать руду, режут гору границами на куски, как торт, но горы часто терпят это. Они готовы принять всех, но только тем, кто связывает с ними свою историю, культуру, легенды, они становятся родным домом. Особая роль выпала Казбеку. Он не только принял представителей нескольких народов (грузин, осетин, русских, ингушей, кабардинцев, чеченцев и т. д.), но даже две части света — Европу и Азию, спорящих до сих пор, кому из них он принадлежит.

Помните гениальные строки Михаила Юрьевича Лермонтов из стихотворения «Спор»:

Как-то раз перед толпою

Соплеменных гор

У Казбека с Шат-горою

Был великий спор.

А ведь спорили-то они о том, кому принадлежать Казбеку — Востоку или Северу.

Когда-нибудь данный спор разрешится, как развеялось мнение Ф.В. Булгарина (200 лет назад) о том, что Казбек и Эльбрус — это одна гора. Хотя писатель мог слышать легенду о двух неразлучных братьях-близнецах — Эльбрусе и Казбеке, вот только концовку не знал. Никто не мог разлучить братьев и одолеть их. Но однажды завистники сказали Казбеку, что Эльбрус за его спиной смеется над ним — нет большего оскорбления для горца! — и близнецы расстались. Для справки: расстояние между горами — 183 км. Правда, раздоров меж братьями хватало и без этого: то они спорили, к кому из них был прикован титан (юноша) Прометей (Амирани, Пхармат, Куркъа). То не могли поделить красавицу Машук (Машуко), из-за которой сошлись в смертельном бою. (Надо сказать, что Машук, как истинная красавица, свела с ума еще и Бештау с Эльбрусом.)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: 100 великих (Вече)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сто великих гор и вершин мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Древнее божество алтайцев.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я