1. книги
  2. Социология
  3. Виталий Вячеславович Романов

Социология права

Виталий Вячеславович Романов
Обложка книги

Предлагаемое издание представляет собой краткий курс по дисциплине «Социология права». Книга раскрывает социальные функции права, показывая его роль в социальной интеграции, осуществлении контроля, разрешении конфликтов, легитимации социальных отношений, конструировании политических институтов. Программа курса «Социология права» разработана с учетом рекомендуемого Министерством общего и профессионального образования РФ стандарта и является важной составной частью в получении базового образования. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Социология права» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Методы социологии права

Методы социологии права — это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

В социологии права наиболее часто используются следующие методы:

1) метод наблюдения. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают:

а) невключенное наблюдение — исследователь не принимает участия в событиях;

б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях;

2) опрос — представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы. Разновидности опроса:

а) анкетирование — письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту);

б) интервью — это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом;

в) экспертный опрос — опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области;

г) сплошной опрос — опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;

д) выборочный опрос — это опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов;

3) анализ документов — это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные документы, кино-, видео — и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).

Предмет социологии права — нормативные правовые акты органов государства, договоры, заключенные между сторонами, и т. д.

Основные типы анализа документов:

а) традиционный (качественный) анализ — рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;

б) количественный (контент-анализ) анализ — выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов;

4) эксперимент.

Социологический эксперимент — один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

Структура эксперимента:

а) субъект исследования (экспериментатор);

б) объект эксперимента — социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;

в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) — не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);

г) экспериментальная ситуация — создается для исследования объекта.

В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:

— контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;

— естественный эксперимент — применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;

— полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;

— лабораторный эксперимент — проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я