Святослав. Мужи крови. Роман

Виталий Новиков

Киевский князь Святослав объявил великий сбор богатырей и храбрецов со всей русской и окрестных земель для похода на Хазарию. Молодые земледельцы-пахари Молчан и Вышата решают присоединиться к войску русского князя.

Оглавление

На Оке

Десна стала узкой. Воины Святослава двигались почти две недели против течения.

— Здесь, — сказал пожилой воин, стоявший на носу ладьи Святослава. Он указал рукой на берег.

— Давай к берегу, — скомандовал Святослав.

Первые ладьи подошли к берегу. Воины вылезали из них и верёвками вытаскивали судна на мягкую землю.

— Давай дальше, — скомандовал Святослав, тащивший ладью вместе с другими воинами. — Надо освободить место для других ладей.

Начался волок. Нужно было тащить вручную ладьи по земли до Оки.

— Сколько времени нужно тащить? — спросил Вышата.

— Неделю. В лучшем случае пять дней. Это, если постараться, — ответил Плут, державший верёвку рядом с Вышатой.

Наступила ночь. На огне жарился заяц. Вечером несколько воинов успели удачно поохотиться. Вышата спал на земле рядом с костром. Молчан сидел рядом. Он тоже очень устал, но очень хотел есть, ждал, когда будет готов заяц.

Вышата закричал во сне и передёрнулся. Молчан растолкал его:

— Ты чего, Вышата?

Вышата проснулся.

— Сон страшный.

— Что увидел?

— Того раба, которого я убил.

— Видно мучается его душа, хочет встретиться с тобой на том свете.

— Собака злая.

— Ничего помучается, помучается и успокоиться.

— Он был такой страшный будто гнил в земле.

— Успокойся, друже, старайся не думать о нём.

— Не получается. Я теперь долго не усну.

Спустя шесть дней русы наткнулись на преграду. Волок был перегорожен срубленными деревьями и невысокой насыпью. Близился вечер. На насыпи показались лучники, целившиеся в русов. Воины, тащившие первую ладью, бросили верёвку и кинулись назад в ладью, где лежало оружие и щиты. Расстояние до насыпи было шагов двести. Не двинулся с места только Святослав. Вышата сначала побежал было к ладье, но остановился, глядя на князя.

Спрятавшиеся в ладье, говорили:

— Вятичи. Это вятичи.

Святослав поднял руку вверх и пошёл вперёд.

— Святослав вернись! — крикнул ему Свенельд.

Святослав подошёл к насыпи. Лучники опустили луки.

— Я князь Святослав.

— Из Киева? — спросил кто-то.

— Да.

— Зачем ты идёшь на нас войной?

— Я иду с войной на хазар.

— На хазар?

— Да. Вы кому дань платите? Или вы свободный народ?

— Хазар платим дань.

— Так это они вас надоумили встать против меня?

— Нет. Не было от них никаких вестей о тебе.

— Значит не успели предупредить. Каким богам молитесь?

— Перуну и Велесу.

— Как и мы. Платите дань мне, у нас одни боги.

— О дани говори с нашими князьями, а нам указано стоять здесь на смерть.

К Святославу подошли двенадцать его дружинников с щитами и мечами, готовые в случае стычки прикрыть его и помочь отступить.

— А где ваши князья? — спросил Святослав.

— Скоро должен Хруст подойти сюда.

— Я его подожду.

Святослав дал команду устроить стоянку.

Он собрал совет.

— Воевать с вятичами опасно, — сказал Свенельд. — Мы их победим, но потратим на это много сил и потеряем воинов. А после вятичей будут ещё булгары и буртасы — это верные подданные хазар. Они будут воевать люто.

— Как же быть? — спросил Святослав.

— Попросим дать нам проход по Оке, — сказал Малк Русинич.

— А дадут? — усомнился Сила Кручинич.

Малк пожал плечами.

— Надо попробовать договориться, — сказал Свенельд.

Когда начало темнеть к стоянке подъехал на коне князь вятичей Хруст со своими воинами. Хрусту было на вид тридцать пять лет. На нём были доспехи и дорогая одежда.

Переговоры состоялись у костра.

— Хруст, пропусти моё воинство по Оке дальше к Волге, — сказал Святослав. — Иначе нам придётся воевать с тобой.

— Что ж наш народ лют в войне. Мы войны не боимся.

— Однако вы платите дань, а я дань собираю.

В итоге переговоров Хруст выдвинул такие условие прохода войска Святослава по главной реке вятичей:

— Мы пропустим вас, при условии, если ты поклянёшься, что вы не будите грабить наш народ и брать наших людей в рабы.

Святослав согласился с условиями Хруста.

По Оке плыли уже по течению.

Близилось лето. Дождей не было. По лугам вдоль берега паслись коровы. Из селищ и городищ расположенных у берегов Оки выходили жители смотреть на ладьи руссов.

Светловолосый мальчик, глядевший с косогора на ладьи, двигавшиеся по реке, спросил у деда, стоявшего рядом:

— Дед, сколько же это ладей, сколько людей?

— Четыреста, и народу восемь или девять тысяч.

— Откуда тебе это ведомо?

— Соседи уже передали весть.

Прошли дни.

Впереди показался город.

— Смотри, друже, город большой, не то что были прежде, — обратился к Молчану Вышата. Оба работали вёслами.

— Скорей бы дойти до него. Устал уже, — сказал Молчан.

— Это Рязань, — сказал Плут.

— Рязань? — переспросил Молчан.

— Да. Раньше этот город назывался Эрзянь или Юрюзань, От слова эрзя. Так называется одно из племён буртасов, которых ещё называют мордвой. Этот город завоевали вятичи и стали называть на свой лад Рязань.

— Откуда ты это знаешь? — спросил Вышата.

— Я ходил раньше по Оке с купцами к булгарам.

Святослав решил сделать стоянку у Рязани. Многие воины отправились на рынок. Вышата и Молчан тоже. На рынке Вышата заметил, как варяг, которого он видел в ладье с девочкой и мальчиком и козлом, в день встречи с варягами у устья Десны, обменял их на какой-то товар. Вышата и Молчан ничего не купили. Денег у них не было и ничего, что можно было бы обменять на какой-нибудь товар тоже.

Плыли мимо безлюдных берегов. По берегам с обеих сторон тянулись леса.

— Это земли вятичей? — спросил Вышата.

Никто не ответил на его вопрос.

Впереди на правом берегу показались три фигуры в белом.

— Давай подгребём немного к берегу, — скомандовал Святослав.

Скоро можно было разглядеть в трёх фигурах трёх стариков. Один вёл на верёвке молодого оленя. Старики остановились.

— Волхвы, — сказал Плут.

— Пусть остальные ладьи станут, а я хочу поговорить с волхвами, — сказал Святослав.

Ладья Святослава подошла к берегу. Святослав с Плутом, Малком Русиничем и Силой Кручиничем прыгнул на берег.

Сила Кручининич вручил волхву, который стоял впереди хлеб и две вяленные рыбины.

— Будьте здоровы, волхвы, — сказал он. Святослав и дружинники поклонились волхвам.

Волхв принял дары.

— И вы здравствуйте, витязи, — сказал он. Волхвы поклонились дружинникам.

— Хочу послушать вашей мудрости, волхвы, — сказал Святослав. — Как вас звать и откуда вы?

— Меня зовут Любодар, — сказал стоявший впереди волхв. — А их Средислав и Мировид.

Мировид держал на верёвке молодого оленя. Любодар отломил кусок хлеба и протянул Мировиду. Мировид дал хлеб оленю.

— Сами мы из Ростова, путешествуем по земле вятичей, а потом пойдём в Новгород или в Чернигов. Какой путь нам укажут боги, пока не ведаем. Давайте сядем на мать-землю, так удобней будет вести беседу.

Сели. Волхвы прежде чем сесть, погладили землю руками.

— Были ли вы в земле булгар? — спросил Святослав.

— Не бывали, — ответил Любодар. — Мы в чужие земли не ходим. Мы только ходим по нашим землям, которые охраняют наши земли.

— И какие вы земли считаете нашими? — спросил Святослав.

— Те, на которых говорят на одном языке и почитают наших богов.

— Вятичи говорят с нами на одном языке, а принимать мою власть не хотят. Зато принимают власть иноязыких хазар.

— Давно нет мира в земле венедской. Всё то плата за неправедную жизнь нашу.

— А когда она была праведной? — иронично заметил князь.

— Когда правили народом волхвы и жрецы, потом нашим племенам пришлось много воевать и жрецы поделились властью с витязями-князьями. Князья не всегда слушались жрецов и волхвов. Власть закружила им головы, они стали жадны до красивых женщин, красивых одежд и дорогих безделушек. Поэтому в наши земли пришли править князья-иноземцы.

— Мой отец варяг, а мать славянка, и что ж.

— Это ещё не так страшно. Страшно будет, когда наши сыны или внуки, а может быть и твоё поколение, откажетесь от родной веры и примите веру креста. Тогда наши боги отвернуться от нас и быть нашим племенам через двести лет двести лет под гнётом народа, о котором пока мало известно, и придёт этот народа издалека, из далеких пустынь и степей. Двести лет будут плакать наши жёны и дети, а мужи будут вести себя не как храбрые витязи, а словно пугливые овцы.

— Я не признаю веру креста.

— Но слышал я, мать твоя приняла веру эту.

— Не судья я матери.

— Это правда.

— Я верю, что Перун всегда со мной, чувствую, что он помогает мне в бою, даёт мне и силу, и ярость.

— Жрецы Перуна сейчас в большом почёте и в Киеве, и в Смоленске, и в Новгороде. Но не только Перун наш бог.

— Для князей и витязей он первый из богов.

— Нельзя забывать других богов и мудрость пращуров, хранимую волхвами. Каждый бог равно покровительствую всему племени венедов, и каждый венед должен отдавать в равной мере почтение каждому богу. Каждый бог — отдельная мудрость, а все вместе огромная сила. Волхв всю жизнь накапливает, собирает эту силу, те, кому удаётся собрать всю эту силу, может прожить и сто пятьдесят и двести лет.

— Ты волхв ты знаешь, как нужно тебе жить, а как жить нам витязям?

— Разве жрецы Перуна не говорят об этом?

— Об этом я не говорил с жрецами.

— Сегодня утром я очень хотел пить, я подошёл к реке, нагнулся, набрал в ладони воды, выпил, набрал ещё, выпил, остановился, подумал: действительно ли я ещё хочу пить или это уже алчность? Я решил, что ещё сделаю небольшой глоток и хватит, потом будет алчность. Вода ещё будет нужна реке. Вчера мы почти ничего не ели и были очень голодны, и вот теперь река принесла нам хлеб и две вяленые рыбы. Весь мир — это равновесие. Знай меру и значение всему, всякому делу и пройдёшь правильный путь, тебя будут чтить и помнить предки, а в мире Нави может быть станешь богом.

— Мы убиваем только воинов и мужей.

— Это справедливо. Вы идёте войной на булгар?

— На хазар. А по пути будем воевать с булгарами и буртасами.

— Зачем тебе эта война?

— А разве для войны нужны причины?

— Нужны, если не хочешь гнева богов, не хочешь, чтобы твои дети стали рабами или твой род прекратился.

— Хазары погубили много русов обманом ещё при моём отце. Сыновья и внуки погибших жаждут мести.

— Это всё?

— Наши купцы хотят свободно торговать по Волге и ходить дальше в море. Хазары притесняют наших купцов.

— Купцы, купцы. Торговля — опасное дело. Когда торговли становится слишком много, становится много богатых. Всё в мире равномерно и богатство немногих богатых строится на бедности многих.

— В моей стране правят воины, а не богачи.

— Всё меняется в этом мире.

— Я хочу, чтобы ты поглядел в моё будущее.

— Тебе придётся подождать, нужен огонь.

Волхвы развели костёр.

— Идём в лес там темнее. При дневном свете плохо волховать, — сказал Святославу Любодар.

Любодар и Святослав ушли немного в глубь тёмного хвойного леса.

Любодар водил толстыми горящими ветками перед лицом князя.

— Вижу много крови. Войны, бои, много схваток. Это не хазары. Мира не вижу. Жён не вижу. Не лют ты до жён. Недовольны тобой твои воины. Какой-то чужестранец. Золото, много золото.

— До золота я не лют.

— Знаю, но золото всё равно будет. Много золота — это зло.

— А дальше, какой будет моя смерть?

— Нет. Это я не могу видеть. Не верь всем людям, окружающим тебя и знай меру во всём.

— Ты что-то не договариваешь?

— Я всё сказал.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святослав. Мужи крови. Роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я